Проектная система обучения. Кто является основателем проектной системы обучения.

Содержание

Создание проекта позволяет учащимся не только получить знания из разных источников, но и узнать правду об изучаемом предмете, углубить свои знания, отточить навыки или самим научиться новому.

Учимся по-новому: технологии дуального и проектного образования

Система высшего образования с каждым днем становится все более гибкой и практико-ориентированной. Ведущие высшие учебные заведения осознают, что сегодня студенты учатся не только для получения диплома, но главным образом для приобретения знаний, навыков и компетенций, полезных на практике.

В прошлом выпускников не хватало, а сегодня работодатели больше смотрят не на итоговые оценки, а на то, что может сделать выпускник. По этой причине университеты и институты активно внедряют инновационные формы обучения. Основная цель — преодолеть разрыв между сухой теорией и полезными практическими навыками, которые ценятся на рынке труда.

В этой статье мы познакомим вас с двумя перспективными технологиями обучения: дуальным и проектным обучением, а также расскажем, какие отечественные университеты их используют. Если вы хотите получить больше полезной информации, подписывайтесь на наш Telegram-канал. А если вы тоже хотите сэкономить, вы можете присоединиться к команде.

Дуальная система обучения

Впервые такой подход к образованию был внедрен в профессионально-технических училищах Германии, а затем дуальная система была внедрена также в Канаде, Австрии, Швейцарии и других странах.

При двойном образовании студенты не только слушают лекции и обсуждают свои знания на семинарах, но и выполняют практическую работу в соответствующих компаниях или на предприятиях. При такой форме обучения количество лекций сокращается: Студенты занимаются либо на 1-2 занятиях, либо 2-3 дня в неделю. В остальное время они работают в партнерских организациях и даже получают зарплату. Если требуется дополнительная работа, преподаватели дают дополнительные указания.

Важным преимуществом двойного подхода к образованию в колледже/профессиональном/университетском образовании является то, что он решает проблему трудоустройства выпускников: В большинстве случаев студент остается работать в компании, в которой он уже работал во время учебы. Кроме того, система двойного обучения имеет и другие преимущества.

Достоинства дуального подхода

Внедрение двойного подхода позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить практическую подготовку;
  • адаптировать профессиональные знания и умения к реальным условиям рынка труда;
  • ускорить процесс трудоустройства выпускника и его адаптации на рабочем месте.

Где получить дуальное образование в России?

Эта система уже используется в высших учебных заведениях (в основном в Калужской, Ульяновской, Ярославской и Пермской областях). Однако преподаватели считают, что дуальное образование — это будущее высших учебных заведений и будет внедрено там в ближайшее время.

дуальное и проектное обучение

Технология проектного обучения

Суть проектного обучения в высшем образовании заключается в том, чтобы отойти от «чистой» теории. Проектный подход к образованию основан на активных и интерактивных методах обучения (тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, деловые игры, разбор конкретных ситуаций). Благодаря этому студенты учатся организовывать свою деятельность и взаимодействовать друг с другом, приобретают навыки работы в команде и управления временем.

Проектная технология в образовании возникла в США в конце 19 века. Основателем проектного обучения стал американский педагог Джон Дьюи, разработавший концепцию прагматической педагогики. В России проектное обучение впервые было представлено С. Т. Шацким.

Отличительной особенностью такого обучения является то, что студенты работают над проектами по выбранной ими дисциплине вместо обычных лабораторных или курсовых работ. Будущие юристы участвуют в работе над реальными делами, журналисты работают над созданием телевизионной программы, врачи ставят диагнозы, а преподаватели читают курсы.

Эта технология отличается от дуального образования тем, что учащиеся работают над проектом в малых группах, а не в одиночку.

Проектное обучение: достоинства и недостатки

Внедрение модели обучения на основе проектов предоставляет учащимся такую возможность:

  • лучше ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно принимать решения и нести ответственность;
  • приобретать практические навыки, необходимые для работы в выбранной отрасли.

Есть только один недостаток: недостаточное распространение и редкое применение проектного обучения на практике.

Кстати: Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на все работы

Работает ли этот способ обучения в России?

В отличие от подхода дуального образования, многие российские вузы используют технологию проектного обучения. Студенты Высшей школы экономики обучаются этой технологии с 2014 года, а в этом учебном году Южно-Уральский государственный университет предложил студентам дополнительные программы трудоустройства в отдельных компаниях.

Кроме того, этот подход используется в Московском политехническом университете, Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского и Московском государственном университете. Московский политехнический университет и Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, а также Федеральный университет Дальнего Востока.

А если эти технологии оказались настолько эффективными, что вы увлеклись занятиями и забыли о своем эссе или экзамене, на помощь вам придет студенческая служба. Эксперты помогут вам быстро и эффективно решить текущие проблемы.

Карина — противоречивый человек: ей нравятся фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. Она имеет два высших образования и прочитала тысячу книг.

Проектная система обучения: понятие и история

Проектно-ориентированное обучение (более известное как метод проектов) — это способ организации учебного процесса через проекты, который направлен на целостное развитие учащихся и формирование их самостоятельности.

Эта концепция была предложена Джоном Дьюи, американским педагогом и автором метода прагматической педагогики, в конце XIX века и была опробована во многих школах США. В последующие годы ее исследовали и дополняли многие другие ученые. После публикации работы Уильяма Килпатрика, в которой содержалось подробное описание метода, системой начали интересоваться европейские страны, особенно СССР.

Значительный вклад в его развитие внесли С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др. Метод проектов быстро завоевал расположение преподавателей и стал известен как «студенческая лаборатория». Однако его популярность продлилась недолго. Из-за низких показателей эффективности в 1930-е годы советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.

В контексте современных проблем социально-экономического развития общества возродился интерес к силам творческого и практического обучения через реализацию проектов. Значимость проектного обучения значительно возросла, что привело к его распространению во всех учебных заведениях. В настоящее время система успешно используется в наукоградах и технопарках Московского государственного университета.

Сущность и формы метода проектов

Объединив мнения исследователей системы проектов, можно понять, что суть метода заключается в стимулировании самостоятельности, как считает О.В. Рыбина, и в развитии творческого интереса, как подчеркивают О. Быкова и Т. Громова. Независимость и творчество, а также ощутимый результат исследований — вот главная цель и идеальная формула успеха студентов и преподавателей.

Однако трудно привить такие качества студентам, не прибегая к классическим форматам, где студенты играют роль пассивных слушателей. Метод проектов требует определенной подготовки, не говоря уже об индивидуальности каждого ученика, для освоения основных навыков и умений.

Другими словами, метод проектов теперь можно рассматривать как часть структурированной и строго регламентированной системы. В современной педагогике известны и апробированные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, такие как дебаты, дискуссии, где учитель берет на себя роль модератора дискуссий в классе и в то же время остается наблюдателем и проводником.

Опытный учитель, знающий не только предмет, но и личность каждого ребенка, может четко указать, в какой момент элементы метода проектов могут быть интегрированы в классическую систему и предоставить возможности для дальнейшего исследования самим ученикам.

Другими словами, проектный формат действительно является методом оптимизации учебного процесса, в котором главная роль принадлежит учителю, ведущему урок.

Преимущества проектной системы обучения

Поскольку выполнение поставленных задач требует поиска, сбора и обработки большого количества данных, проектная деятельность позволяет лучше ориентироваться в информационном пространстве и повышает познавательную активность. Другими словами, метод проектов оказывает положительное влияние на обучение.

Одним из главных преимуществ этого метода является то, что он дает студентам большее чувство независимости и ответственности. При использовании метода проектов учащиеся могут сами решать, чему они хотят научиться. Такой подход обеспечивает большую сопричастность. Взрослые больше не диктуют им условия обучения, поэтому, получив определенное признание, они работают над проектами, чтобы продемонстрировать свою взрослость.

Это позволяет им сосредоточиться на приобретении навыков, необходимых для выбранной отрасли, а не тратить время на изучение общей информации. Кроме того, продолжительность проектов подбирается с учетом индивидуального развития студентов, чтобы у них было необходимое время для обработки информации.

Цели проектного обучения

Основная цель проектного обучения — научить детей находить решения без вмешательства взрослых. Учитель лишь мотивирует и направляет детей и, если необходимо, подсказывает им, где найти нужную информацию.

Помимо основной цели, проектное обучение преследует и другие цели:

  • создавать мотивацию к обучению;
  • привлекать каждого члена группы к самостоятельной работе;
  • совершенствовать познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности учащихся;
  • повышать самооценку детей;
  • развивать системное, критическое и аналитическое мышление;
  • учить использовать полученные знания для решения, в т.ч. практических жизненных задач.

Эффективность проектного обучения заключается в том, что ученики мотивированы на самостоятельную работу и поиск информации из различных источников, от библиотек до Интернета. Они учатся управлять временем и работать с полученными данными, организовывать свою работу в группах и приобретать навыки коллективного или индивидуального принятия решений.

  • Обязательное условие создания проекта — существование четких представлений о конечном итоге деятельности, об этапах работы над проектом и способах его реализации.

Классификация технологий проектного обучения

Все проекты уникальны и оригинальны, решают проблемы, ограничены по времени и предполагают организованную, сплоченную деятельность.

  • Проектная деятельность — одно из средств системно-деятельностного подхода, на котором основаны современные ФГОС.

Проекты делятся на различные типы по шести различным причинам:

  1. По содержанию:
  • Монопредметные — на базе одного предмета.
  • Межпредметные — в них объединяются знания разных предметов.
  • Надпредметные — основаны на изучении информации, не входящей в школьную программу.
  1. По основному методу:
  • Игровые, приключенческие — основой является ролевая игра по художественным произведениям или историческим событиям. Также это может быть имитация археологической или морской экспедиции. Финал, как правило, не запланирован.
  • Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями. Например, социологические опросы небольшой группы людей на важную для учеников тему.
  • Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта. Примером может служить создание альбома или справочного материала, организация театральной постановки, очистка природных зон. Популярны международные проекты, поучаствовать в которых можно через интернет.
  1. По характеру координирования проекта:
  • С явной координацией — учитель активно включается в работу.
  • Со скрытой координацией — учитель лишь направляет и дает подсказки.
  • По включенности проектов в учебные планы:
  • Текущие — затрагивают учебное время.
  • Итоговые — помогают оценить, как материал усвоен учащимися.
  1. По продолжительности выполнения:
  • Мини-проекты — занимают один-два урока.
  • Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.
  • Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.
  1. По количеству участников:
  • Индивидуальные — работает один ребенок.
  • Групповые — вовлечены несколько учеников.
  • Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы.

Структура образовательного процесса

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, на которых учитель и ученик выполняют определенные действия.

1 этап. Подготовка

Учитель выбирает интересные темы и обсуждает их с учениками. Если это групповой проект, они вместе выбирают один из них. Ученики также могут предложить тему, которая им интересна.

Затем учитель делит тему на подтемы, из которых учащиеся, в свою очередь, должны выбрать интересующую их тему.

Класс делится на подгруппы, но учитель может разделить учеников по своему усмотрению.

Работа в группах помогает формировать личностные универсальные учебные действия (УУД). Подробнее о типах PURA и о том, как организовать учебную деятельность в рамках PURA, мы рассказывали в отдельной статье.

Учитель ищет соответствующую литературу и другие источники информации и задает вопросы, на которые необходимо получить ответы. Студенты участвуют по желанию.

Учитель или учащиеся принимают решение о разработке проекта.

2 этап. Разработка проекта

Студенты активно работают над проектом, а преподаватель мотивирует, направляет и консультирует их по возникающим вопросам. Этот период длится дольше.

3 этап. Оформление итогов

Результаты проекта оформляются в соответствии с ранее утвержденными правилами. Это может быть отчет, модель, презентация и т.д.

4 этап. Презентация

Представление результатов работы учителям, родителям, ученикам из других классов или школ. Это может быть в форме игры. Учащиеся описывают методы, которые они использовали для сбора информации, проблемы, с которыми они столкнулись, выводы и заключения, к которым они пришли, и результаты своей работы.

5 этап. Рефлексия

Учитель и ученики оценивают проделанную работу, делятся впечатлениями, обсуждают и выставляют оценки.

  • Важную роль играет определение параметров оценки. Как правило, критерии оговариваются перед началом работы над проектом, понятны участникам и не превышают 10 пунктов.

Учителя оценивают, насколько успешным был проект, полностью ли раскрыта тема и какое социальное влияние оказал проект. Также важны доступность презентации, способность студентов отвечать на вопросы по теме и влияние проекта на их личное развитие.

Для того чтобы обучение на основе проектов было осмысленным и целенаправленным, и учителям, и ученикам необходима соответствующая подготовка. Это должен быть целостный, системный подход.

Преподаватель теперь не просто источник знаний, а фасилитатор и координатор исследовательской работы. Он или она поддерживает студентов на каждом этапе работы над проектом, создает творческую атмосферу и поощряет постоянное личное развитие.

Важнейшими предпосылками успеха являются мотивация, интерес и понимание студентами важности такой работы. Студенты углубленно занимаются интересующим их предметом и испытывают себя в различных ролях, которые могут быть полезны при выборе профессии.

Этапы проектного обучения

основатель проектной системы обучения это

Подготовка к проекту

Разработка проекта

Работа планируется самими студентами и контролируется преподавателем. Важно, чтобы проект привел к практической пользе, близкой и понятной для тех, кто участвует в проекте.

Оформление итогов проекта

Формат может быть разным — таблицы, диаграммы, рисунки. Главное — иметь ответ на вопрос, чего мы хотели добиться и чего в итоге добились.

Презентация, демонстрация итогов проделанной работы

После демонстрации учитель не должен давать оценку. Студенты представляют результаты своей работы только в том формате, который понятен и прост для человека, не знакомого с темой.

Рефлексия, самоанализ проделанной работы

Рефлексия помогает оценить результаты и вспомнить ход проекта от начала до конца. Необходимо задавать вопросы: Что мы делали и как мы это делали, почему мы это делали, какие навыки и знания мы использовали, сколько времени это заняло и была ли альтернатива. Самоанализ необходим для того, чтобы понять, какой ценный опыт был получен, правильно ли была выбрана цель и правильной ли была реализация.

На этапе рефлексии, а не на этапе презентации, происходит оценка всей работы. Это не только результат хорошо выполненного проекта, но и качество всего процесса.

Виды проектного обучения

В основном, это смешанные проекты, которые выполняются как в классе, так и за его пределами. Они делятся на групповые, парные и индивидуальные проекты. Они могут проводиться в рамках одного предмета или быть междисциплинарными.

основатель проектной системы обучения это

Проблемы технологии проектного обучения

Особенность проектов, по мнению исследователей, заключается в том, что они являются не только методом обучения, но и формой творчества и развития личности. Однако, несмотря на очевидные преимущества, многие учителя признаются, что им не хватает знаний и времени для использования этой технологии в своих классах в школе или университете. Другие жалуются, что пытались обучить этой технологии, но не преуспели.

Подготовка проектного обучения и организация процесса действительно занимают много времени, что является недостатком. Второй фактор, на который жалуются преподаватели, — это отсутствие у студентов энтузиазма и желания работать самостоятельно.

Исследования показали, что неудачи связаны с неправильным пониманием принципа метода и неспособностью применить его на практике.

Давайте рассмотрим основные проблемы.

Важным условием использования этой технологии является то, что учитель избегает излишнего патернализма и оценивания и не отвлекается от процесса. Ее роль — это роль посредника и советника. Проверку следует проводить на всех этапах работы, не только на выпускных экзаменах, но и на промежуточных, чтобы легче было понять, что еще не сделано.

Студентов следует поддерживать наводящими вопросами и поощрять их инициативу. Каждый участник проекта должен быть мотивирован на завершение проекта, чтобы он понимал, как проект приносит пользу обществу и ему лично.

У вас есть вопросы или вам нужна помощь в учебе? Существует Phoenix.Help — служба экстренной помощи для студентов. Попросите совета.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий