Биография Яна Амоса Коменского. Ян амос коменский это.

А если вас вообще интересуют интересные факты, вы можете подписаться на I nteresnye F akty.org любым удобным для вас способом. С нами всегда интересно!

Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики, как науки

Ян Амос Коменский — яркая личность педагогической науки, ставший ее основателем. Чешский философ и гуманист — историческая личность, завоевавшая признание и любовь благодаря своей работе и преданности делу.

Коменского называют наставником народов. Хотя педагогика претерпела много изменений в годы после него, его работы по педагогике и философии можно назвать великими и бессмертными. Знаменитый педагог всю жизнь боролся с сословными привилегиями и внедрял в массы идею равенства; он пытался «заразить» людей патриотизмом и научить их с оптимизмом смотреть в будущее.

Ценность Коменского для всего человеческого сообщества заключается в его смелой критике всей устаревшей системы образования. Учения великого философа актуальны и востребованы и сегодня.

Причины трудностей научных занятий

Коменский назвал следующие причины сложности научных исследований:

  • рабский метод постановки занятий;
  • порочный способ усвоения вещей;
  • неполнота метода.

Эти предпосылки составляют основу образовательных методов, разработанных Коменским. Его целью было изгнать заучивание, монотонность и безразличие из процесса обучения, а вместо этого дать возможность творческого диалога, понимания явлений и процессов и свободы мысли.

Коменский также говорил о необходимости увеличения демонстративности при объяснении или иллюстрировании. Он был озабочен не только использованием зрительного канала восприятия, но и использованием всех органов чувств для всестороннего понимания окружающего нас мира.

Все работы чешского педагога вдохновлены идеей о том, что правильное воспитание всегда находится в гармонии с природой, поскольку человек является ее неотъемлемой частью и подчиняется общим законам природы. Коменский предложил тщательно изучить эти законы и извлечь из них то, что необходимо для организации образовательного процесса, например, школьного преподавания.

Деление по Я.А.Коменскому

Начиная с природы человека, основатель педагогики разделил человеческую жизнь на периоды времени:

  • детство — от рождения до 6 лет;
  • отрочество — от 6 до 12 лет;
  • юность — от 12 до 18 лет;
  • возмужалость — от 18 до 24 лет.

Для каждого возрастного этапа педагог описывал, опять же с учетом физической природы развивающегося ребенка, стадии его развития и воспитания.

Так, согласно его идеям, детям до 6 лет необходима материнская школа, то есть дошкольное воспитание под присмотром матери; в период полового созревания ребенок должен получать образование в шестилетней школе для родного языка; подростки в юности должны пройти латинскую школу; а зрелые подростки должны достичь высшего уровня развития в академиях.

Коменский рассматривал образование как систематическое: необходимость идти шаг за шагом, от фактов к выводам, от парадигм к закономерностям, от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, от общего к частному.

Коменский был первым, кто выдвинул дидактическое требование возрастного обучения: ребенок может научиться только тому, что он может понять в своем возрасте. Процесс обучения должен быть доступным и сопровождаться достоверностью полученных знаний. Коменский определил непрерывную практику и повторение как важные методы обучения языкам и другим наукам.

Учитель занимает видное место в творчестве Коменского. Учитель настаивал на том, что учителю должны быть присущи такие качества, как искренность, вежливость, активность, убедительность, развитие и объективность; учитель должен служить примером этих качеств, которые он пытается привить ученикам.

Коменский говорил, что преподавание — это не только профессия, но и призвание, которое влечет за собой высочайшую ответственность за воспитание нового поколения. Это требует тщательной теоретической подготовки учителя, прежде чем он будет допущен к преподаванию. Коменский также ясно дал понять, что общество должно обеспечить благополучие учителя, чтобы он или она могли быть эффективными и преданными своему делу.

Деление по Я.А.Коменскому

Юность

Окончив религиозную школу, Ян решает, что ему обязательно нужно поступить в Академию Хернборн, чтобы добиться чего-то значительного в будущем. Проучившись там некоторое время, он оставил академию и поступил в Гейдельбергский университет, который в то время был одним из самых престижных учебных заведений. Убедившись, что этот университет выпускает выдающихся преподавателей и профессоров, он решил сам стать преподавателем.

Его первой работой стал самый полный и полезный словарь — «Чешская сокровищница», в котором он не только перевел многие неизвестные в то время слова, но и перечислил их употребление и особенности. Кстати, словарь широко используется и впоследствии часто описывался историками и лингвистами как самая полная энциклопедия чешского языка XVII века.

Ян Коменский

Затем Ян Коменский переехал в Пшеров в 1614 году, где стал учителем в братской школе. К этому времени он уже решил написать книгу о традициях и обычаях своей моравской родины. К 1618 году книга была завершена и даже включала подробную карту страны.

Создание педагогических трудов

В 1627 году Коменский начал писать свой первый труд по дидактике. Он уверен, что годы преподавания в школах не пройдут даром и что он сможет поделиться своими наблюдениями и даже открытиями со всеми остальными. Книга пользуется большим успехом, и Коменский лично переводит ее с чешского на латынь, чтобы быстрее и легче распространить среди учителей. Затем он пишет такие книги, как «Открывая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632) и «Физика» (1632), «Физика» (1633) и многие другие учебники, которые являются полезной литературой не только для преподавателей, но и для студентов различных дисциплин.

Ян Коменский

Однако написание книг Коменского на некоторое время прерывается, так как он подвергается религиозным преследованиям за свои убеждения. Хотя Ян был чрезвычайно религиозным человеком, его учение бросало вызов его пониманию жизни, что еще больше возмущало местных фанатиков. В результате Коменский был вынужден бежать в Польшу, где продолжал писать и публиковать книги.

Методики и школьные реформы Коменского

Желая обучать детей сразу нескольким наукам, Ян задумал создать Пансофию — учить всему и всех. Проще говоря, он решил включить в учебную программу несколько предметов, чтобы дать студентам устойчивый и более широкий взгляд на мир. Первым городом, где Коменскому разрешили открыть так называемую «паноптическую школу», стал Хароспатак. Благодаря накопленным знаниям и навыкам, ему не только удается успешно инициировать процесс обучения, но и показать положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, увлеченных такими науками, как математика, физика и астрономия.

Ян Коменский

Иэн предлагает, помимо всего прочего, еще одно не менее интересное и полезное педагогическое новшество: драматизацию учебного материала. И если раньше знания передавались учителями исключительно в виде обычной лекции, то с появлением Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и организовывать творческие вечера, тем самым пробуждая в учениках еще большую жажду знаний.

Пансофия Яна Коменского

Оказавшись в Швеции, Ян Коменский снова столкнулся с трудностями. Руководство «Охсеншерна» настаивало на том, чтобы учитель писал интересные книги для обучения учеников.

В это время, однако, Коменский работал над всеведением (обучением всему и всех). Это было тем более верно, что идея приобрела популярность среди европейских ученых.

Так, в 1651 году ему удалось написать сочинение под названием «Пансофическая школа». В нем была определена структура философского факультета, его принципы, учебный план и общий распорядок дня.

По сути, эта работа была моделью всеобщего приобретения универсальных знаний.

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 году князь Трансильвании Сигизмунд Ракоци пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые должны были произойти в ближайшем будущем.

Кроме того, Сигизмунд хотел более внимательно изучить пансемитскую философию Коменского. Педагог согласился помочь принцу и вскоре приступил к работе.

Он провел многочисленные изменения в одной из школ, но через несколько лет серьезных результатов не было видно.

Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменскому удалось в это время написать свой труд «Чувственный мир в картинках», который стал настоящей революцией в педагогике.

Izobrazhenie-Komenskogo-na-barelefe-ukrashayushhem-zdanie-shkolyi-v-Dolani-CHehiya

В ней Ян Коменский начал использовать картинки для изучения языков, чего до него никто не делал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами и не могут быть изучены без них».

Интересно, что современные методы обучения иностранным языкам включают цветные картинки. Более того, в большинстве мнемоник используются картинки или иллюстрации.

Последние годы жизни

После того, как Ян Коменский вернулся в Лесну из Трансильвании, между Швецией и Польшей началась война.

В результате все рукописи Комениуса были утеряны, и он был вынужден снова переехать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского был Амстердам. Во время пребывания в этом городе он завершил обширный труд «Общие советы по реформированию человеческих дел», состоящий из 7 частей.

Ян писал об этом в течение 20 лет и таким образом подвел итог всей своей работе. Хотя отрывки из этого произведения были опубликованы еще в конце XVII века, оно считалось утраченным.

В 1930-х годах были найдены оставшиеся 5 частей книги. Полное произведение было опубликовано на латинском языке только в 1966 году.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Он был похоронен в Наардене, недалеко от Амстердама.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий