Софийский собор (Киев). Софийский собор кто построил?

Начало 20-го века также принесло святыне невзгоды. В связи с решением советских властей, Святая София собор был спасен благодаря вмешательству Франции, королевой которой была дочь князя Ярослава Мудрого. Благодаря этому покровительству реликвия была спасена.

Софийский собор (Киев)

Софийский собор (Киев)

Софийский собор — Киевский собор выглядит с XI века, это одна из самых известных святынь в России. Это всемирно известный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.

В 1990 году собор Святой Софии собор, и Киево-Печерская лавра стали первыми объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Украины.

Поскольку здание собора — Как часть Софийско-Киевского национального заповедника, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать религиозной организации и проводить в нем религиозные службы. Исключением является 24 августа, День независимости Украины, когда представители религиозных организаций молятся за Украину (введено в 2005 году). 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московского патриархата) заявил, что участие в подобных мероприятиях невозможно.

Содержание

По словам митрополита Илариона, идея строительства «церкви Святой Софии, митрополии» в Киеве исходила от Владимира Святославича, но была реализована Ярославом Мудрым. Дата основания собора является предметом научных дебатов уже более полутора веков. Принимая во внимание все исторические обстоятельства, наиболее вероятными годами строительства являются 1032-37 годы — ровно через 500 лет после строительства Святой Софии в Константинополе, которая послужила символической моделью для Киевского храма.

Софийский собор (Киев)

Согласно древней церковной традиции, святая София Киевская была посвящена митрополитом Иоанном и освящена его преемником Феопептом. Неизвестные архитекторы были представителями архитектурной школы столицы Константинополя. Церковь посвящена Мудрости, мудрости Божьей. Это одна из самых сложных абстрактных категорий христианского богословия, открытая для множества толкований. Согласно апостолу Павлу, мудрость символически соответствует субстанции Христа — Слова Божьего, ставшего плотью. Лишь позднее, когда утвердилось отождествление Премудрости с Богородицей, праздник Киевской церкви собора был перенесен на 8 сентября (21-е), день Рождества Девы Марии. Художественная икона Софии собора было воплотить многослойное значение этого символа. Это объясняет его огромные размеры и чрезвычайно сложную структуру. В целом, интерьер Софии смоделирован по средневековой модели мироздания, а экстерьер — это образ города Бога, небесного Иерусалима.

Как и другие храмы, София была местом захоронения важных личностей, в основном богатых людей. Некрополь Святой Софии собора начала формироваться с середины XI века. При жизни основателю храма была установлена гробница в северной галерее. Саркофаг Ярослава Мудрого сохранился до наших дней. в соборе. Согласно летописям, в Софии известны еще четыре гробницы князей, потомков Ярослава, а также гробницы нескольких киевских митрополитов.

В домонгольский период София была разграблена дважды. собор В домонгольские времена город дважды подвергался разграблению. Первый раз — войсками Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 г., второй раз — войсками Рюрика Ростиславича в 1203 г. Церковь также пострадала от большого пожара 1180 г.

Наибольший ущерб Святой Софии и ее пристройке был нанесен во время монгольского нашествия в 1240 году и татарских вторжений в 1416 и 1482 годах. Однако храм не был разрушен и продолжал использоваться. Уже в 1273 году митрополит Кирилл назначил здесь местного епископа. собор Русская церковь. Хотя после 1300 года киевские епископы все реже посещали свою разрушенную резиденцию, время от времени проводились реставрационные работы. В частности, митрополит Киприан восстановил Софию в 1376-78 годах, а около 1577 года это сделал митрополит Богуш Гулькевич-Глебовский, капеллан митрополита.

Софийский собор (Киев)

Несмотря на эти усилия, церковь постепенно приходила в упадок. В основном это происходило из-за равнодушия и эгоизма столичных чиновников. В конце XVI века Святая София собой В конце XVI века София представляла собой настолько жалкое зрелище, что даже католический епископ Иосиф Верецинский был возмущен этим. В 1608 г. Святая София собороГунны захватили его и украли строительный материал, особенно крышу. Дождь и ветер сделали все остальное.

Описание править

Киевский Софийский собор Это было одно из самых больших зданий своего времени. Общая ширина церкви составляет 54,6 м, длина — 41,7 м, высота центрального купола до зенита — 28,6 м. Собор имеет пять нефов, заканчивающихся арками на востоке и увенчанных 13 куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, внутренняя из которых имеет два уровня. Долгое время считалось, что галереи были к собору позже, но недавние исследования показали, что они были связаны с ним единым понятием и появились в одно и то же время. Только баптистерий, встроенный в западную галерею, датируется серединой двенадцатого века.

Софийский собор (Киев)

Пространственное решение центрального ядра — крестообразное. Он окружен с трех сторон очень просторным портиком, который открывается в храм с его тремя галереями. По всей видимости, хоругви предназначались не только для княжеской семьи во время литургии, но и для важнейших учреждений киевской метрополии — дворца для официальных церемоний, библиотеки со скрипками и арки. событиЦеремониальные залы, библиотека со скрипториумом (мастерская по изготовлению рукописных книг), канцелярия, сокровищница. В западном портике были построены две башни с винтовой лестницей, обеспечивающей доступ к портику.

Софийский собор в Киеве является самым значительным собором в мире. собой прекрасный пример синтеза искусств. Фрески и декор составляют неразрывное целое с архитектурой церкви. В Киеве соборе Уникальным для Византии является объединение мозаик и фресок в одном интерьере. Таким образом, мозаика покрывает только самые важные части храма — главный алтарь и центральный купол, в то время как остальная часть интерьера украшена настенной живописью. Остатки фресок можно найти и на фасадах — в нишах и на колоннах галерей.

Пол в алтаре и центральной части (хор) был покрыт сланцевыми плитами с мозаикой; другие части были покрыты керамической плиткой. Многие элементы декора были вырезаны из импортного греческого мрамора. Мрамор использовался для порогов и колонн, низких перил передней части — храма и тени — шибориума над троном. Шиферные парапеты алтаря покрыты резным орнаментом.

Серия граффити, нарисованных на стенах церкви посетителями на протяжении веков, является прекрасным историческим источником. собора Церковь использовалась посетителями на протяжении веков. Среди них — автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.

«В 1050 году церковь Святой Софии в Новгороде была освящена 14 сентября на Воздвижение Креста Господня по приказу великого князя Киевского и всея Руси Ярослава Владимировича и его сына князя Владимира Ярославича».

Содержание

Первые постройки

Собор был построен в 324-337 годах при византийском императоре Констанции I.3 Сократ Схоластик относит строительство первой церкви, названной Софией, к правлению императора Констанция II.4 По мнению Н. П. Кондакова, Констанций просто расширил здание Константина5. Сократ Схоластик называет точную дату посвящения храма: «После возведения Евдоксия на столичный епископский престол была открыта великая церковь, известная под именем Софии; это произошло во время десятого консульства Константина и третьего цезаря Юлиана, в пятнадцатый день февраля «6. От 360 до 380 София собор был в руках ариан. В 380 году император Феодосий II капитулировал перед собор православным и 27 ноября лично представил в собор Григорий Богослов, который вскоре был избран новым архиепископом Константинополя. 7

Эта церковь была сожжена во время народного восстания в 4048 году. Отстроенная церковь была уничтожена пожаром в 415 году. Император Феодосий II приказал построить на том же месте скромную базилику, строительство которой было завершено в том же году. Базилика Феодосия была сожжена в 532 году во время восстания в Нике. Его руины были обнаружены только в 1936 году во время раскопок в собора.

Юстинианова базилика

История строительства

В память о беспорядках, которые едва не привели к гибели Юстиниана (483-565), император решил восстановить собор сайт заново. Чтобы реализовать этот план по строительству великого храма, Юстиниану пришлось с самого начала понести большие расходы: Район вокруг сгоревшей церкви был чрезмерно застроен, и ему пришлось выкупить у владельцев несколько участков земли и снести находившиеся на них постройки9. Для руководства работами Юстиниан назначил лучших архитекторов своего времени: Исидора из Милета и Антемия из Тралии, которые ранее отличились своей работой над церковью Сергия и Вакха. Они контролировали 10 000 рабочих в день9. Император хотел, чтобы церковь превосходила все предыдущие по размеру и роскоши, и не жалел средств для достижения этой цели: золото, серебро, слоновая кость и драгоценные камни были использованы в большом количестве для украшения, колонны и мраморные блоки были привезены со всех частей империи и использованы для орнамента. Небывалое и неслыханное великолепие храма настолько поразило воображение людей, что возникли легенды о непосредственном участии небесных сил в его строительстве. Его конструкция собора потребляла в три раза больше годового дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошел тебя!» — Согласно легенде, именно эти слова произнес Юстиниан, когда вошел в здание. собор и относится к легендарному Иерусалимскому храму10. Храм был торжественно освящен патриархом Минасом 27 декабря 537 года.

Прокопий Кесарийский, современник строительства, восторженно описывает строительство императора Юстиниана собор Святой Софии:

Этот храм представлял собой удивительное зрелище — тем, кто видел его, он казался необыкновенным, тем, кто слышал о нем, — совершенно невероятным. Он выделяется, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется на фоне других зданий, как бы склоняясь над остальным городом, он украшает его как его неотъемлемая часть, он украшает себя от него, потому что является его частью и принадлежит ему, он выделяется от него настолько, что с него можно увидеть весь город, как на ладони.11

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой Он представляет собой продолговатый четырехугольник (75,6 м в длину и 68,4 м в ширину), образующий три прохода: центральный — широкий, а боковые — более узкие. Это базилика с четырехсторонней центральной стеной, увенчанной куполом. Огромная купольная система является шедевром архитектуры. собора Для того времени это был шедевр архитектурного мышления.

Центр просторного нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя массивными колоннами, поддерживающими огромные арки, и перекрыт довольно плоским куполом диаметром 30 м, вершина которого находится на высоте 51 м над землей. Это купольное пространство ограничено с востока и запада двумя большими нишами с полусферическими вершинами: Три малые ниши открываются в восточную нишу с арками, из которых центральная, служащая алтарной аркой, ниже остальных и выступает полукругом из плана церкви; к большой нише на западе также примыкают три ниши, Центральная ниша, которая является не полусферическим, а обычным коробчатым куполом, содержит три двери, ведущие на внутреннюю и внешнюю террасы (эсонартекс и эксонартекс), перед которыми построен несуществующий двор, окруженный портиком.

Пространство под куполом с северной и южной сторон соединено с боковыми нефами арками, опирающимися на колонны; ниже этих арок находится еще один уровень с такими же арками, через которые галереи гинетт открываются в пространство под куполом, а еще выше — огромные арки, поддерживающие купол, который закрыт прямолинейной стеной с окнами, расположенными в три ряда. Помимо этих окон, 40 окон вокруг основания купола и пять окон в больших и малых нишах обеспечивают достаточное, хотя и несколько рассеянное освещение.

Внутреннее убранство церкви оставалось нетронутым в течение нескольких столетий и отличалосьсобой Внутреннее убранство храма продолжалось несколько веков и отличалось необычайной роскошью (мозаики на золотом полу, 8 колонн из зеленой яшмы, взятые из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаикой (как повествовательной, так и декоративной). С его великолепной архитектурой и убранством.

Это главное святилище всего государства символизировало могущество Византийской империи и церкви. Это объяснялось размерами храма, вмещавшего тысячи людей, роскошным интерьером с цветным мрамором и декоративной мозаикой, а также великолепием проводимых в нем церемоний. В строительстве нового типа, купольной базилики Святой Софии, наиболее последовательно проявились тенденции к величию, пышности и торжественности византийского искусства VI века 16 .

Среди достопримечательностей Святой Софии — «плачущая колонна», облицованная медью (считается, что желание исполнится, если просунуть руку в отверстие и почувствовать влагу) и «холодное окно», через которое дует прохладный ветерок даже в самый жаркий день.

В 1935 году штукатурка, скрывавшая фрески и мозаики, была удалена. Сегодня на стенах храма можно увидеть изображения Иисуса Христа и Богоматери, а также отрывки из Корана на четырех больших овальных панелях.

Мозаичный цикл

Мозаики Святой Софии представляют собой собой образец византийского монументального искусства времен Македонской династии. Мозаики демонстрируют все три фазы развития столичного неоклассицизма, так как они были выполнены в три периода: около середины девятого века, на рубеже девятого и десятого веков и в конце десятого века.

Мозаика апсиды

Первый мозаичный круг был создан после окончания иконоборчества в 867 году. Сюда входят мозаики арки и жизни рядом с ней. Манера исполнения этих мозаик схожа с росписями седьмого века.17 В апсиде находится изображение Девы Марии, стоящей на троне перед своим собой в объятиях маленького Христа. В сводах по обе стороны от фигуры Девы Марии были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). На краю ниши была греческая надпись (почти полностью утраченная) со следующим текстом: «Иконы, которые здесь опрокинули самозванцы, благочестивые правители восстановили». 19 Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года, сообщает, что мозаики в арке были созданы иконописцем Лазарем, пострадавшим во время иконоборчества, но получившим широкое признание после торжества православия. Эта возможность допускается А. Грабарем и полностью исключается византийцем К. Манго. Академик В.Н. Лазарев описал мозаику с изображением Девы Марии следующим образом:

Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист размещает ее так, как будто она выступает из золотого фона». В этой интерпретации сильно ощущаются остатки идеи фигуры античности, которую можно описать как государствоподобную. И не менее сильные древности в прекрасном, женственном лице Марии. Мягкий овал, правильная форма носа, полные губы — все это придает ему землистый характер. В то же время, однако, он очаровывает своей духовностью. 19

Не менее высоко ценится мозаика Архангела Гавриила, и он считает, что «эта великолепная икона является одним из высших воплощений византийского гения, наряду с ангелами из Никеи». Отмечается, что мозаичист придал образу импульсивную духовную силу, но пропорции растянуты, и правильные очертания образа утрачены17 .

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

Изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем относятся к первому периоду мозаичного декора. собора. Стена входа была украшена теосисом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). В куполе были размещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, протомученик Стефан в позе Горация и император Константин. На боковых стенах синаксаря находятся полускульптуры двенадцати апостолов и четырех святых патриархов Константинополя периода иконоборчества: Ермана, Тарасия, Никифора и Мефодия. Лазарев указывает на низкое качество этих мозаик и предполагает, что они были сделаны мастерами из монашеских кругов, а период сразу после окончания иконоборчества предполагает, что они были созданы под влиянием народного искусства.

В плане собор представляет собой Он представляет собой продолговатый четырехугольник (75,6 м в длину и 68,4 м в ширину), образующий три прохода: центральный — широкий, а боковые — более узкие. Это базилика с четырехсторонней центральной стеной, увенчанной куполом. Огромная купольная система является шедевром архитектуры. собора Для того времени это был шедевр архитектурного мышления.

Интересные факты:

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы узнать свои результаты.

Facebook (организация запрещена в Российской Федерации)

Святыни

Чудотворная икона Девы Марии «Знамение» XII века. Дева Мария изображена с поднятыми в молитве руками, а на ее груди виден медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы перед ее чудотворной иконой помогли новгородцам победить войско гораздо более древнего суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. С тех пор икона «Кружевная» считается покровительницей Великого Новгорода. Икона находится в ящике справа от главного иконостаса. Икона двусторонняя: на обратной стороне изображены два святых, вероятно, апостол Петр и мученица Наталья. По другой версии, это Иоаким и Анна, родители Девы Марии.

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России

Икона Тихвинской Богоматери XVI века находится в малом иконостасе Рождественской часовни. Это одна из старейших копий знаменитой чудотворной иконы. Пластина иконы состоит из кроны, корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала легацию, заключившую мир со шведами в Столбово.

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России

В Софийском соборе Здесь покоятся мощи новгородских святых, в том числе Анны Новгородской, князей Владимира Ярославовича, Мстислава Храброго и брата Александра Невского Федора, святых Никиты и Иоанна Новгородских.

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России

Храм с мощами святого Никиты, епископа Новгородского

Софийская звонница

Колокольня Святой Софии расположена на восточной стене Новгородского кремля напротив части Софийского алтаря. собора. Старые колокола были гораздо меньше современных (около 15-30 кг) и не нуждались в отдельной подвеске. В Агии Софии соборе Они висели в проеме над южным входом в церковь.

В 1342 году для Святой Софии был отлит новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески потребовалось отдельное здание, которое было возведено у Кремлевской стены. Фундамент колокольни, которая стоит до сих пор, был заложен в 1455 году после того, как старая башня и часть стены рухнули в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше и больше. Собор был одной из немногих церквей города, имевших постоянный штат звонарей. Это дало начало династии звонарей и собственной традиции звона. Сегодня 12 из 18 исторических колоколов всего ансамбля Святой Софии находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший в Новгороде, увековечил русскую звонницу в своей музыке. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слезы») он взял мелодию средних колоколов старого колокола «София», хотя и в сильно переработанном виде, и это было не единственное его произведение, вдохновленное колоколами.

Поиски звука исторических колоколов Софии продолжаются. С 1991 года колокольня Святой Софии вновь используется по своему первоначальному назначению, и сейчас на ней работают три звонаря. В 2013 году большие колокола колокольни были подняты со своих постаментов, где они пролежали почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под колокольней три больших колокола — праздничный, воскресный и торжественный — подвешены и продолжают звонить с помощью специальных конструкций.

Интересно отметить, что самый большой колокол Софийской колокольни, Праздничный колокол, был отлит в 1659 году простым псковским кузнецом Ермолаем Васильевым, который никогда раньше этим не занимался. Так случилось, что Ермолай допустил много ошибок при литье: некачественный металл, который плохо плавился, неаккуратное литье, разная толщина стенок колокола и т.д. Колокол звонит до сих пор, но его предшественников, отлитых уважаемыми мастерами, уже нет: один разбился, а второй провисел всего пять лет и был восстановлен Ермолаем Васильевым.

Во время кампании против колоколов в конце 1920-х и 1930-х годов было обнаружено, что воскресный колокол колокольни Святой Софии (1839) был перезвонен в колокол «Колокол без ушей», подаренный Иваном Грозным Святой Софии в 1572 году. собору Колокол был подарен Иваном Грозным в 1572 году, что означает, что он является преемником единственного старого колокола. Это то, что поддерживает его жизнь.

Орнамент вседневного звонаря колокольни Святой Софии (1677) навсегда сохранил следы изысканной работы по металлу его создателей, московских колокололитейщиков Василия, Якова и Федора Леонтьевых. Орнамент, представляющий небесные силы, отчетливо виден в отпечатках пальцев мастеров.

В 1935 году штукатурка, скрывавшая фрески и мозаики, была удалена. Сегодня на стенах храма можно увидеть изображения Иисуса Христа и Богоматери, а также отрывки из Корана на четырех больших овальных панелях.

Захоронение князя Ярослава Мудрого

Саркофаг Ярослава Шофу занял часть алтаря в бывшей северной внутренней ложе Софии. собора. Он представляет собой прямоугольный ящик с выступающей по углам воздушной крышкой. На коробке и на крышке вырезаны кипарисы, виноградные лозы, кресты, пальмы и прочее. Гробница весит около шести тонн и сделана из доконнезийского мрамора, привезенного из Византии.

В 1936-1939 годах саркофаг был вскрыт и исследован. Ученые обнаружили смешанные мужские и женские скелеты, что подтвердило подозрение о том, что гробница была ограблена. Позже было подтверждено, что кости принадлежали Ярославу Мудрому и его жене Ирине.

Иконы Софийского собора

Софийский собор Здесь находятся два кенотафа, которые были установлены здесь в 18 веке. В 1850-х годах были проведены реставрационные работы, в результате которых подвалы были заменены серией новых, богато украшенных подвалов. В их строительстве использовались дуб, сосна и лиственница. В 1930-х годах все тарелки были демонтированы и убраны, чтобы дать возможность хорошо рассмотреть другие картины на стенах. собора.

Зимой 2018 года в святилище был возвращен деревянный павильон XIX века, в котором когда-то хранилась икона Николая Мокрого, первая чудотворная икона Киова Рос, вывезенная из страны во время Второй мировой войны.

Софийский собор в Киеве

Библиотека

Библиотека Ярослава Мудрого стала хранилищем легендарного собранБиблиотека — это собрание книг и документов, которые собствБиблиотека стала хранилищем легендарных книг и документов великого князя Киевского. Историки считают, что с XII века она хранилась в Софийском соборе в Киеве, а также в его подземных архивах. соборе Киеве, а также в городских подземельях. Предварительный собранСуществует множество версий о его местонахождении, но ни одна из них не подтвердилась.

В 1969 году в западной части, рядом со входом в святилище, была установлена мемориальная доска, посвященная библиотеке. Изображение Ярослава Мудрого украшено отрывком из повествования о прошедших годах, который воспроизводится ниже. Автором памятника был И.П. Кавалеридзе.

В соборе В ходе масштабных реставрационных работ был обнаружен великолепный цикл мозаик и фресок второго десятилетия 11 века. В 1987 году международное жюри Фонда Альфреда Теупфера в Гамбурге присудило премию собору Европейская золотая медаль за сохранение исторических памятников. В 1990 году он был включен в список Всемирного наследия.

Граффити Софии Киевской

София в Киеве наиболее известна своими фресками и мозаиками, в то время как она несколько менее известна как источник палеографических надписей. Часто посетители древнего собора рассматривают лики святых на стене, но не обращают внимания на надписи, которые расположены на уровне собствнос святого. И это того стоит, потому что вы можете найти много интересного. Будучи русской метрополией (буквально: «мать городов русских»), Святая София Киевская привлекала множество паломников, и многие из них оставляли свои автографы в память о посещении святыни.

Такие надписи обозначаются итальянским словом граффити (с ударением на второй слог, множественное число; единственное число — граффито).

Молитвы и призывы к обращению — важные темы в надписях. софийских надписей. Действительно, их несколько: ‘Господи, помоги рабу Твоему Георгию’, ‘Господи, помоги рабу Твоему Григорию’. Аминь», «Господи, помоги рабу Твоему Григорию, помоги рабу Твоему.

Иоанн, грешник, который пишет это. Аминь», «Михаил, убогий, но богатый грехами, Господи, помоги ему», есть и собствВасилий: «Господи, помоги рабу Твоему Василию, помоги ему в его грехе…».

Такие надписи можно понимать как своего рода «вечные» памятники, ведь книги и бумаги можно сжечь, а стены Софийской церкви в Киеве до сих пор хранят молитвенные просьбы наших далеких предков….. Но среди таких молитв можно найти и лаконичное, анонимное послание покаяния: «Я совершил блуд в святой день».

Но старые русские прихожане храма Св. собора не молились только за себя. В проеме окна Южной ложи некоторые верующие написали: «Помоги, Господи, нашему кагану». Каган — это древний тюркский титул, эквивалентный титулу короля или принца. Цари хазар, например, назывались каганами. Этот титул был распространен и в России. Святой Иларион Киевский в своем труде «Рассуждение о законе и благодати» (1030-1050) называет великих князей Владимира и Ярослава каганами: «О законе, данном через Моисея, и о благодати и истине, которая была Иисусом Христом». И когда Закон будет упразднен, благодать и истина наполнят всю землю, и вера охватит все народы и язык нашей Руси. И слава нашему кагану Владимиру, от него мы крестились», «Это случилось в 6559 году, когда княжил благородный каган Ярослав, сын Владимира».

Реже в древнерусской литературе другие князья именуются каганами, то есть царями. Автор «Слова о полку Игореве» вспоминает время правления Киевской Руси до времени престолонаследия.собиц.

Здесь же находится шеститонный мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, состоящий из двух частей: прямоугольной нижней части и покатой верхней крышки, украшенной виноградными лозами, пальмовыми ветвями и кипарисами. В 19 веке здесь было установлено надгробие митрополита Платона Городецкого.

Восстановленный собор

В XX веке собор Большевики хотели уничтожить его, но вмешательство Франции, королевой которой в то время была родственница Ярослава Мудрого, Анна, спасло собор. В 1934 году соборнАнсамбль был превращен в государственный архитектурно-исторический заповедник «Музей Софии».

Внутреннее убранство Софийского собора в Киеве

Восстановленные мозаики и фрески были отреставрированы собор, награжден Европейской золотой медалью за охрану памятников в 1987 году. Собор не может быть передан религиозным организациям, в нем нельзя проводить службы, кроме как в День независимости Украины.

Здесь же находится шеститонный мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, состоящий из двух частей: прямоугольной нижней части и покатой верхней крышки, украшенной виноградными лозами, пальмовыми ветвями и кипарисами. В 19 веке здесь было установлено надгробие митрополита Платона Городецкого.

Премудрость Божия

Константинопольская София была построена великими архитекторами Антимием Тралльским и Исидором Милетским по приказу императора Юстиниана. Это было самое великолепное и величественное здание на этом месте, производившее неизгладимое впечатление на народ и подтверждавшее величие православия и могущество византийского императора. В то время в России не возводили больших каменных зданий. Более того, строительство храма требовало знания церковного канона. Поэтому Ярослав был вынужден обратиться за помощью к грекам.

Где появилась первая газета, кто организовал «электрические танцы» и что привело в смятение дом актера Егора Бероева из Филатова.

Интересно, что в начале XI века и в Киеве, и в Новгороде уже существовали деревянные церкви в честь Софии, Премудрости Божией. Первый был построен Ольгой, которая упоминается в летописи Иоакима. О втором мы знаем из текста Первой летописи Новгорода:

«Епископ Иоаким построил первую деревянную церковь Святой Софии, которая имела 13-й этаж и простояла 60 лет. И вышел он из огня в 1049 году марта, в 4-й день».

Киевская церковь была сожжена в 1017 году во время княжеской междоусобицысобицы, которая вспыхнула после смерти Владимира. Предполагается, что его сожгли поляки Болеслава Храброго — союзника Святополка, воевавшего против Ярослава. Конфликты между братьями продолжались долгие годы, поэтому Ярослав, хотя и стал официально великим князем киевским, предпочитал жить в Новгороде. Только в 1036 году, после смерти своего брата Мстислава, он окончательно вернулся в Киев. В это время князь пригласил византийских мастеров.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Мы не знаем, кем они были по рождению — никаких записей о них не сохранилось.. Достоверно известно, что в 1036-1044 годах иностранные мастера возвели в Киеве несколько зданий, прежде всего Золотые ворота и Софию Киевскую. Затем они переехали на север, в Новгород, чтобы построить еще один храм в честь Премудрости Пресвятого Бога.

Старший сын Ярослава Владимир в это время был новгородским князем. В летописи под 1045 годом упоминается, что князь Владимир с каменщиками пришел из Киева.

«В 1050 году церковь Святой Софии в Новгороде была освящена 14 сентября на Воздвижение Креста Господня по приказу великого князя Киевского и всея Руси Ярослава Владимировича и его сына князя Владимира Ярославича».

Всего через 20 дней после посвящения храма молодой князь Владимир, которому только что исполнилось 30 лет, скоропостижно скончался. Он был первым, кто был похоронен в соборе Святой Софии. соборе.

Большинство ученых считают, что инициатором строительства новгородской Софии был не Владимир, а его отец Ярослав. Согласно летописям, он и его жена Ирина (Ингигерда — дочь первого христианского шведского короля Олафа Сотконга) даже приезжали закладывать первый камень в основание храма, хотя путь из Киева в Новгород был недалек. «Вот, Соломон, Я превзошел тебя!» — сказал Юстиниан, согласно легенде, когда впервые вошел в Константинопольскую Софию. Ярослав не уступал своим предшественникам по размерам и богатству храма, но он уже основал вторую Софию и, видимо, уже думал о третьей, которую та же группа построит в Полоцке. Божественная мудрость (так с греческого переводится София) распространилась по всей Руси, а князь Ярослав и его отец Владимир — анабаптист — были поставлены в один ряд с великими христианскими монархами и библейскими пророками. Не случайно сподвижник Ярослава, митрополит Иларион, в своем труде «Слово о законе и благодати» описывает крещение Руси как пришествие Божьей премудрости, т.е. Премудрости.

Где София — там Новгород

Замысел архитектуры новгородского храма до сих пор остается загадкой. София Киевская отражает византийские традиции и состоит из 13 глав, из которых центральная, самая большая, отведена Спасителю, а остальные двенадцать — апостолам. Четыре купола вокруг центрального купола напоминают о евангелистах Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Купол киевского храма, как и в двух его собратКиев покоился на 12 столпах, так же как православие покоилось на плечах учеников Христа. Деревянная София в Новгороде также имела 13 куполов, а каменная — шесть!

Идея пяти, возвышающихся над собороИдея пяти куполов, возвышающихся над лестничной башней, вполне традиционна: Спаситель и евангелисты, но символизм шестого купола неясен. Поскольку нет ни письменных записей, ни устной традиции, ученые и богословы спорят уже почти тысячу лет. Возможно, это был замысел самого Ярослава и касался всех трех храмов Святой Софии, ведь храм в Полоцке, построенный теми же византийскими мастерами, тоже был необычным — у него было семь глав! Это означает, что общее количество куполов в храмах Новгорода и Полоцка было равно киевскому.

Купола Софийского собора в Великом Новгороде

Купола Софийского собора в Великом Новгороде

Храм в Новгороде удивительно строг и гармоничен. В нем лишь отдаленно ощущается влияние византийской традиции, но в то же время видна строгая простота русского севера. Не случайно его пропорции и форма легли в основу канона церковного строительства, которое в то время только формировалось в России. Для строительства стен церкви использовались известняк, гранитные блоки и кирпичи из этого региона. Штукатурка на внешних стенах церкви изначально отсутствовала.

По словам Григория Штендера, известного новгородского реставратора, посвятившего свою жизнь изучению и восстановлению древних храмов, «каменные стены имели огромный фиолетово-серый цвет, зеленые и желтые мелкие камни на розовой основе гладко отполированного раствора, кирпичные орнаменты и цветные краски, создающие общее жизнерадостное настроение, свойственное народному искусству». Кирпичи использовались для создания самых сложных пространств: Арки, купола, барабаны, лопасти и т.д. Купола собора первоначально имел более простую форму шлема. Они были черными (центральная была позолочена в XV веке), что придавало храму дополнительный аскетизм и строгость.

Внутреннее убранство Софийского собора в Великом Новгороде

Внутреннее убранство собора Святой Софии собора в Великом Новгороде

Внутри церкви стены были покрыты цементной штукатуркой (известковая штукатурка, смешанная с молотым кирпичом, с характерным розовым оттенком) и почти полностью окрашены. Некоторые фрески XI века сохранились до наших дней (особенно в Галерее мучеников), но большинство было утрачено и заменено новыми. Сохранились и удивительные граффити. — Надписи на стенах, сделанные в разное время обычными людьми. Их насчитывается более 800.

Магдебургские (Корсунские) врата Софийского собора в Великом Новгороде

Легенды святой Софии

За тысячу лет храм повидал многое, и часть его богатой истории приобрела легендарный, иногда даже мистический характер. Например, существует легендаСуществует легенда об иконе Девы Марии «Знамение», на которой изображена Дева Мария с поднятыми к небу руками и Младенцем Иисусом на груди. В 1169 году войска суздальского князя Андрея Боголюбского окружили Новгород. Враги были сильнее, и защитники города отражали атаки с большим трудом. Но их число сокращалось, и новгородцам пришлось уповать на чудо.

Настоятель церкви Святой Софии…. собора Джон неустанно молил Господа о помощи в течение многих дней. Вдруг он услышал голос, повелевающий ему взять из храма икону Богородицы и отнести ее на крепостную стену. Иоанн сразу же пошел за ним, и в этот момент собой зазвонили соборнИзображение было помещено на стену с лицом. Икону поставили у стены лицом к противникам, которые стреляли в процессию из луков. Стрела попала в изображение Девы Марии. Затем сама икона повернулась лицом к Новгороду, и из нее потекли слезы. И опустилось облако на осаждавших Суздаль, которые ослепли и стали бить своих товарищей. Враг бежал в страхе и смятении. Документального подтверждения этой легенды нет, но следы от стрел видны на фотографии.

123

Место, где жил и работал вождь мирового пролетариата, пользуется популярностью у китайских туристов, кинематографистов и подхалимов.

Другая легенда относится к временам Ивана Грозного, которого, пожалуй, больше всего боялись жители Новгорода. Царь бросил город на разграбление своим гоплитам, а река Волхов стала красной от крови. В разгар страшной бойни на крест храма сел голубь и замер при виде ужасного изображения. А вскоре после этого Богоматерь спустилась во сне к одному из местных монахов и сказала, что голубь был послан в Новгород как знак защиты. «Пока голубь сидит на кресте Святой Софии, город будет в безопасности». Голубь и сегодня сидит на кресте — но в двадцатом веке он покинул его на несколько десятилетий.

15 августа 1941 года фашистские войска заняли Новгород. После того как крест с голубем был разрушен и подвешен на веревках, немецкий комендант города приказал его снять. Ценности из собора Крест был вывезен в Германию, и солдаты вермахта и испанской Голубой дивизии украли золотую обшивку купола в качестве сувенира. Освободители от ига большевизма» вели себя как настоящие варвары и разграбили собор. Крест с голубем был отправлен в Испанию в качестве трофея, и его следы исчезли после войны. Только в 2002 году крест был обнаружен в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. После встречи российского президента и испанского короля, состоявшейся два года спустя, реликвия была торжественно возвращена на родину. Испанцы получили точную копию, которая была сделана по просьбе администрации области — ведь бывшие завоеватели относились к священному символу со всем уважением.

Голубь на кресте центрального купола Софийского собора в Великом Новгороде

Голубь на кресте центрального купола собора Святой Софии собора в Великом Новгороде

Культ Божественной Премудрости не прижился в России, так как был слишком сложен для простых людей, и вскоре был заменен более понятным культом Божьей Матери. Когда князь Андрей Боголюбский переехал во Владимир и сделал его своей новой столицей, он поставил рядом с традиционными Золотыми воротами уже не церковь Премудрости, а Успенский собор. собор. И лишь София Новгородская будет напоминать нам о добрых снах князя, которого не зря называли «Мудрым».

Оцените статью
Uhistory.ru