МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР. Кто построил успенский собор

Год постройки собора Успения Пресвятой Богородицы, каким он является сегодня: 1472-1479. Кто построил: итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти.

МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле на протяжении шести веков был государственным и религиозным центром России. Здесь принимали великих князей, феодалы присягали им на верность и короновали царем. В соборе Успения Богородицы рукополагались епископы, митрополиты и патриархи, читались государственные акты, произносились молитвы перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора, «Каменная церковь на Московской площади», было возведено в 1326 году на месте старого здания, вероятно, деревянного, первым великим градом Московским, святым Петром и князем Иоанном Каритой. Движущей силой его строительства стало обретение Москвой первого столичного статуса. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Москве — первый каменный храм в Москве — должен был заменить Собор Успения Пресвятой Богородицы в качестве главного собора России. В том же году Святой Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен на северной стороне церкви, рядом со Святым столом. В честь покойного митрополита князь Иванкарита приказал построить в соборе часовню в честь одеяния апостола Петра. Собор был торжественно открыт святым Прохором Ростовским 14 августа 1327 года, в канун праздника Успения Богородицы.

В конце XV века Иоанн Васильевич Великий, объединивший всю русскую гегемонию под властью Москвы, начал строительство новой резиденции, перестроив Успенский собор. В 1472 году церковь была разрушена на фундаменте, а мощи Святого Петра были вывезены. Псков Кривцов и мискинские учителя построили новый собор, который неожиданно обрушился. Затем великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством по образцу Владимирского собора в 1475-1479 годах было возведено здание, которое с тех пор украшает Московский Кремль. Церковь была торжественно открыта святым Геронтием, митрополитом Московским, 20 августа 1479 года. Мощи Святого Петра были возвращены в собор.

При официальном назначении особое внимание было уделено украшению собора. Фрески собора, многочисленные иконы и различная утварь являются произведениями искусства международного значения. Росписи 1642-1643 годов и великолепный иконостас 1653 года надолго определили облик его интерьера. Перед иконостасом находятся молитвенные места императора, царя и патриарха. Наиболее интересным является место молитвы императора. Доминирует открытый бронзовый шатер в юго-западном углу. Самым древним памятником прикладного искусства в соборе является его южная дверь (перенесена в Москву из Суздальского собора и датируется началом 15 века) — 20 икон с библейскими сюжетами написаны золотом и черным лаком.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Позже из кусков серебра, захваченных русскими казаками, французскими казаками была изготовлена великолепная люстра, которую повесили в центре собора.

В конце XIX — начале XX века, во время реставрации собора, на священном столе и плотине священного стола было обнаружено несколько фресок XV-XVI веков. Научная реставрация была завершена в 1906 году.

21 ноября 1917 года, после двухвекового перерыва, в соборе был возведен на престол недавно избранный патриарх Московский Тихон (Берабин)1.

Вскоре после этого собор был превращен в музей. При создании его экспозиции сотрудники постарались максимально сохранить интерьер. Благодаря продолжающимся реставрационным работам почти все изображения и картины стали доступны под отложенным файлом. В то же время в советский период научная реставрация собора не проводилась.

Архитектура

Аристотель Фиораванти очень точно повторил пример древней крестообразной церкви Успенского собора Владимира, но создал принципиально новое по своей архитектурной структуре. Трехнефный, пятинефный собор построен из небольшого количества белого камня. Что примечательно для данного монолита, так это то, что все секции одинакового размера, при этом алтарная арка приплюснута, скрыта огромным лезвием и сосредоточена с большой головой. Гладкость стен только подчеркивается узкими щелевидными окнами и небольшими арочными фризами. В «Хрониках» говорилось, что здание выглядит «как каменное».

Довольно сдержанный вид фасада контрастирует с просторным интерьером. Это дает большее представление о его архитектурном характере. Применение новых технических средств позволило увеличить все части храма, при этом тонкие круглые колонны создают впечатление огромного дворцового зала, не сжимая пространство. Собор поразил современников «своим величием, высотой, легкостью и пространством». До конца 17 века собор Успения Пресвятой Богородицы служил образцом для строительства многих соборов в докаменных русских городах и монастырях.

Стенопись

Лучшие учителя были очарованы росписями собора. Одни из самых древних фресок Московского Кремля (икона монаха-паломника, выполненная великим святым биографом Дионисием в 1481 году) сохранились в Святой алтарной плотине. Известны также алтарные композиции того же периода — «Семь спящих ефесских отроков», «Сорок мучеников Севастийских» и «Три врача Востока». Затем в 1513-1515 годах был расписан собор Успения Пресвятой Богородицы. В 1642-1643 годах после удаления «переводов» роспись была очищена от штукатурки, и пушка из 150 художников под руководством царя Ивана и изографов Бориса Пашина и Синдора Позеева создала существующие настенные росписи.

Архитектура и фрески храма создают образ Вселенной, а купол символизирует небо, которое несут колонны собора. Как правило, на столбах размещаются изображения мучеников. Мученики поддерживают церковь своей жизнью и мученичеством, подобно тому, как столбы поддерживают купол.

Фрески в соборе Успения Пресвятой Девы Марии поражают своей тщательностью и ясностью структуры. В часовне размещены различные иконы Бога, а в верхней части стен — изображения Евангелия, расположение которых соответствует порядку богослужения в течение года. Второе верхнее декоративное изображение на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и ее детстве. Следующий ряд занимают изображения акафистов в честь Девы Марии. Интересной особенностью фрески является изображение семи советов на нижнем этаже стены. На западной стене храма традиционно находится огромная композиция Страшного суда. На круглых колоннах изображены мученики.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним находится молитвенное место: место императора — на левой колонне. Конечно, короли и королевы здесь не возвышались. Правый столп — патриархальный. Третье — место великого князя, гладиаторский трон, сделанный из ореха для Ивана IV в 1551 году.

Успенский собор Московского Кремля

Московский Кремль Собор Успения Богородицы

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле расположен на Соборной площади. Простая, но величественная церковь является примером соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий в Москве. В течение нескольких веков он был русским собором.

Режим работы и стоимость билетов

Находки археологов свидетельствуют о том, что уже в конце 12 века на месте собора Успения Пресвятой Богородицы стояла деревянная церковь. А в конце XIII века сын Александра Невского Даниил построил каменную церковь на самой высокой точке Московского Кремля — первое каменное здание в Москве. В 1326 году митрополит Петр предложил князю Иванкариту идею строительства новой церкви. Собор был торжественно заложен 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр сам воздвиг себе гробницу. Церковь строилась в течение года, но не дожила до 25 августа 1327 года, когда церковь проснулась. С тех пор церковь просуществовала почти 150 лет.

Собор Успения Богородицы

В 1472 году, когда церковь была полностью разрушена, было принято решение о строительстве новой церкви большего размера. В качестве примера был взят Успенский собор Владимира. Однако было принято решение построить новую церковь больше и длиннее. Строительством руководили капитаны Кривцов и Мышкин. Однако завершить проект не удалось. 20 мая 1474 года храм был разрушен. Одной из причин этого могло быть землетрясение, произошедшее в столице, или раствор кладки был очень жидким. Храм оставался в руинах почти год. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Строительство храма велось в период с 1475 по 1479 год. Как и требуется по правилам православной церкви, церковь была построена с пятью нефами, радиусом и пятью приделами. Он был сделан из белого камня. Часть строения была сделана из кирпича. Как и другие сооружения в Москве, храм несколько раз горел. В результате он был несколько раз перестроен. В 1547 году, после пожара по приказу Иоанниса Васильевича (Грозного), купол был покрыт золотыми медными листами.

Собор Успения Богородицы в Московском Кремле, купол.

Останки митрополита Петра были перенесены в Золотую усыпальницу. В том же году Иван IV был впервые коронован. Именно здесь короновались все российские императоры. Купол церкви был укреплен в 1624 году. В XIV-XVII веках здесь были похоронены предстоятели Русской церкви — митрополиты и патриархи.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в церкви, было разграблено солдатами Наполеона. Таким образом, от гробницы иерарха осталась только рака митрополита Ионы. В период с 1911 по 1915 год святилище было отремонтировано под руководством архитектора И. Маскова. В августе 1917 года здесь проходило Всероссийское областное собрание Русской православной церкви. Он решил восстановить русский патриархат. После революции 1918 года церковь была закрыта. С 1955 года церковь функционирует как музей. С 1991 года входит в состав Государственного музея истории и культуры — заповедника «Московский Кремль». В некоторые праздники здесь проводятся священные службы по благословению Патриарха.

Останки московских чудотворцев Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Гермогена (+ 1612) хранятся в деревянных ящиках, украшенных металлическими пластинами.

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Собор Успения Богородицы необычен. Внешне она похожа на русскую церковь, но конструктивно построена иначе. Он похож на русский пирог с итальянской начинкой. Внутри разница сразу бросается в глаза. Вместо обычных рядов квадратов круглые столбцы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. Кроме того, высота купола составляет 40 метров, что придает церкви вид торжественного зала.

Появление храма удивило москвичей. Он выглядел огромным, но «похожим на камень». Все его линии были четкими, и Жаккард выглядел так, будто нарисовал его с помощью компаса.

По решению Михаила Федоровича группа из 150 биографов святых расписала Успенский собор, создав 250 тематических произведений и более 2 000 отдельных статуй. Иконостас был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. На 69 изображениях изображена вся история человечества согласно Библии.

Последний раз купол собора был позолочен во время правления Ивана IV, с использованием техник, которые уже не используются. Это золочение золотом или ртутью во время отлива, когда золото соединяется с ртутью в сплав. При нагревании ртуть испаряется, а золото прилипает к поверхности и приобретает более теплый оттенок. Однако ювелир умер, проработав с ртутью несколько лет.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, фото 2015 года.

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Это также точка, где Иван III перерезал карту Ханны и положил конец игу орды. Собор Успения Пресвятой Богородицы был также местом коронации, которой предшествовала «Коронация на царство», проходившая в соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, начиная с 1498 года.

Эта грандиозная церемония, казалось, подтверждала обожествление человека на троне. Его главным элементом был гладиаторский колпак. Он был подарен как символ мудрости и власти всем российским императорам вплоть до Петра I (который принял титул императора в 1721 году).

Первая российская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) также состоялась 7 мая 1724 года в соборе Успения Богородицы в Московском Кремле. Во время коронации использовались корона, скипетр, сфера, мантия, императорская цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих функций были созданы специально для церемонии.

Коронация и коронование в соборе Успения Богородицы.

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они разграбили и уничтожили все, что попало им в руки, разобрали иконостас, сняли светильники и вынесли из церкви около 300 кг золота. Им удалось снять серебро, и после окончания войны из него выбросили центральную люстру церкви.

В. Верещагин. Собор Успения Богородицы.

В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное кресло императора и трон гладиатора. Он был построен в 1551 году для Ивана IV. Трон богато украшен искусной резьбой и, вероятно, был изготовлен новгородскими мастерами. А на 12 рельефах на стене царского кресла изображена «История князей Владимирских», рассказывающая о переходе царской семьи в Россию. К ним относятся корона гладиатора и бальзам (церемониальный плечевой пояс). Отсюда и второе название трона. Покатая крыша императорской резиденции напоминает шапку гладиатора.

А вдоль стен Успенского собора расположены гробницы великих русских городов и патриархов. Церковь начала функционировать как усыпальница в 1326 году, когда был похоронен митрополит Петр. Всего в соборе насчитывается 19 захоронений.

Царское место Ивана IV.

Считается, что Аристотель Фиорованти построил крипту в центральной главе Успенского собора по приказу Ивана III. После завершения строительства кремлевского храма и подземелья архитектор исчез. По официальной версии, на него напали грабители. Согласно легенде, Иван III потребовал от Фьорованди раскрыть секрет получения философского камня, но тот отказался. Разгневанный император приказал запереть архитектора в одной из темниц, и тогда Фьорованди проклял всю свою семью. В ту же ночь молния ударила в недавно отстроенный собор Успения Пресвятой Девы Марии. Храм был подожжен. Потушить пожар было сложно, но за ним следовали один пожар за другим. Тогда Иван III приказал открыть темницу, где был заключен зодчий, но его там не оказалось — только разорванная цепь и кольцо царя Соломона. С тех пор призрак великого архитектора преследует Кремль.

Шляпа гладиатора была подарена византийским императором в XII веке Владимиру Гладиатору как наследнику и преемнику империи. Однако на самом деле эту шапку носил золотоордынец Иван Калита, и в его завещании она была известна как «Золотая шапка». Сегодня в соборе хранится оружейная палата, в которой можно легко увидеть восточный ковер. Кресты и замбрелли были добавлены одновременно с созданием легенды о шапке гладиатора. Шапки из золота, жемчуга и драгоценных камней также имели большую ценность. Когда в 1812 году хранилища Кремля были разграблены французами, местный чиновник, рискуя жизнью, спрятал их, и царская семья осталась жива.

Выражение «Филькина грамота» ассоциируется с Успенским собором и митрополитом Филиппом Скорицевым. Когда Филиппу было 13 лет, он поступил в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его настоятелем. Он был известен как справедливый человек, и в 1566 году Иван IV решил сделать его митрополитом Москвы. Филипп потребовал упразднения Опричнины. Царь сначала был возмущен, но потом поставил условия. Он прислушивался к советам метрополии по государственным вопросам, но никогда не вмешивался в дела тыла и домашние финансы императора. Филипп принял должность митрополита. На несколько месяцев казни и насилия опричников прекратились, после чего все вернулось на круги своя. Попытка Филиппа остановить беззаконие обернулась немилостью, и царь стал избегать встреч с митрополитом. Затем Филипп начал посылать письма Ивану IV, прося его восстановить Император назвал их уничижительно «Филькиными письмами» и уничтожил. Однажды в воскресенье днем, во время службы, царь появился в соборе Успения Пресвятой Богородицы в сопровождении опричников и бояр. Гости были одеты в портреты и, похоже, в монашеские одежды. Иван IV подошел к Филиппу, остановился рядом с ним и ждал его благословения. Однако митрополит заявил, что не узнал императора в этом одеянии. Разъяренный правитель покинул собор и приказал провести расследование о злонамеренности митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря убили своего бывшего настоятеля. Позже Филипп был окружен Опричниками во время службы в Успенском соборе. Его объявили лишенным престола, сняли с него митрополичьи облачения, выгнали из церкви на метле, бросили в сани и отвезли в подземелья монастыря Приората Божественного Присутствия. Затем его перевели в тюрьму дальнего монастыря Твери-Отлох. Через год Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и императорская гвардия лично задушила Филиппа. Затем император Федор Иоаннович повелел похоронить святого в Соловецком монастыре. В 1648 году было обнаружено, что тело Филиппа исцеляло больных, и он был канонизирован. В 1652 году царь Алексей Михайлович приказал перенести останки святого Филиппа в Москву. Они были помещены в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, а на месте их встречи под Москвой был установлен дубовый крест с памятной надписью. Территория вокруг него впоследствии стала называться «Крестовской Заставой». Сам крест простоял до 1929 года, когда его перенесли в церковь Знамения в Переяславской слободе. С тех пор он там и остался. А старые названия района сохранились под названиями Крестовский переулок и Крестовский рынок.

Оцените статью
Uhistory.ru