Мартин Лютер. Мартин лютер кто такой?

29 августа 1526 года король Чехии и Венгрии Лайош II Ягелон пал в битве при Мохаче, и трон перешел к его зятю, Карлу Габсбургскому, старшему сыну императора Филиппа. Хотя многие дворяне в Венгрии признали его власть и предпочли подчиниться османскому правлению, Богемия относительно быстро перешла в руки Габсбургов, а Карл стал ее королем, Карлом I.

Содержание
  1. Мартин Лютер (Победа при Босуорте)
  2. Содержание
  3. 95 тезисов
  4. Вормсский рейхстаг
  5. Основы вероучения
  6. Жизнь при монастыре
  7. Реформации
  8. Мнение о евреях
  9. Мартин Лютер и его реформационные идеи
  10. Мартин Лютер: рождение новой церкви
  11. Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер
  12. Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика
  13. Жена и дети
  14. Смерть реформатора
  15. В память об отце лютеранства
  16. Ранние годы
  17. Преподавательская деятельность
  18. Реформаторство
  19. Человек, перевернувший мир с ног на голову: Великий реформатор и проповедник Мартин Лютер
  20. 1. буря изменила его судьбу
  21. 2. девяносто пять тезисов
  22. Кто такой Мартин Лютер
  23. Рождение и детство
  24. Обучение в школе
  25. Студенческие годы
  26. Служба в монастыре
  27. Преподавание богословия и теологии
  28. Проповедования
  29. Реформаторская деятельность Лютера
  30. Тезисы против Римской церкви
  31. Сжигание папской буллы
  32. Перевод Библии
  33. Принятие протестантизма

Мартин Лютер (Победа при Босуорте)

Мартин Лютер (нем. 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546, Вена, Австрия) — немецкий христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык и основатель евангелизма. Он был первым президентом Синода Евангелической церкви в Германии.

Вместе с императором Карлом V Габсбургом, Альбрехтом Бранденбургским и Филиппом Меланхтоном он считается инициатором церковной реформы 1534-35 годов в Священной Римской империи, которая сделала Евангелие государственной религией.

Содержание

Мартин Лютер родился в семье среднего класса Ганса Лютера, бывшего фермера и шахтера. Его отец хотел, чтобы сын стал юристом, но Мартин с детства был предан религии. Он окончил францисканскую школу и стал монахом-августинцем после окончания Эрфуртского университета в 1506 году.

В 1508 году он стал преподавателем Виттенбергского университета. Три года спустя он посетил Рим, чтобы обсудить дела ордена. Поездка оставила глубокое впечатление на Лютера — образ утопающего в роскоши города и беспутного духовенства явно не соответствовал нормам христианского учения.

Уже тогда, преподавая курс Библии в университете, он начал развивать доктрину оправдания верой.

95 тезисов

Мартин Лютер прибивает 95 столбов к двери Виттенбергской церкви

18 октября 1517 года папа Мартин VI издал буллу об отпущении грехов через продажу индульгенций. В Германии, главном источнике денег папства, сбор индульгенций был поручен его прелату, архиепископу Альбрехту Гогенцоллерну из Майнца, одному из будущих союзников и соперников Лютера. Одним из его агентов был печально известный монах Иоганн Тецель, который беззастенчиво шантажировал интеллектуалов.

Именно действия Тецеля побудили Лютера 31 октября прибить к дверям виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов против индульгенций, в которых впервые критиковалась практика продажи индульгенций не с «человеческой», а с теологической точки зрения — Лютер убедительно доказывал, что продажа индульгенций прямо противоречит учению Библии. Копия заявлений была также направлена архиепископу Майнца.

95 тезисов произвели фурор — Лютер сразу же нашел последователей и соратников. В 1519 году его вызвали на Лейпцигский сейм, где он присутствовал, несмотря на постоянные напоминания о судьбе Яна Гуса, который был сожжен за критику церкви. В ходе спора Лютер пошел еще дальше — он выразил сомнения в непогрешимости Папы Римского. Это побудило Мартина VI отлучить его от церкви и предать анафеме. Когда Лютеру вручили буллу, он торжественно сжег ее во дворе Виттенбергского университета и написал письмо «К христианскому дворянству немецкой нации», в котором описал борьбу против папства как дело всех немцев и впервые назвал их единой нацией.

Вормсский рейхстаг

В 1520 году началась война между Францией и Германией. Папа Мартин VI встал на сторону французов в этом конфликте, признав право их короля Карла IX на императорский титул, но непримиримыелютное Большинство немецких князей встали на сторону избранного императора Филиппа II Габсбурга, который 27 января 1521 года созвал Вормсский сейм, чтобы решить, стоит ли собирать армию против французов, наступающих вдоль Рейна.

Лютер на Вормском соборе

Одним из вопросов, поднятых на Диете, была позиция Лютера в отношении доктрины. Именно в этот момент он произнес свои знаменитые слова: «Я стою на этом и не могу поступить иначе», чтобы обосновать необходимость церковной реформы. Сейм формально осудил его учение, но там Лютеру удалось завоевать первых сторонников среди князей — курфюрста Фридриха III Саксонского, короля Дании Кристиана II и его сестры, императрицы Елизаветы, жены Филиппа II. Последний дал Лютеру убежище в замке в Тироле и тайно обратил его в Евангелие в 1523 году.

Основы вероучения

Хотя Лютер потратил 30 лет на составление и адаптацию своего учения, оно так и не было полностью завершено, оставив место для множества интерпретаций и разногласий, которые позже привели к расколу последователей Лютера на Гнесиолютеран и филиппистов. Это учение было названо евангелизмом, поскольку Лютер отстаивал примат Библии над решениями пап и соборов. Католики и другие протестантские конфессии называли его последователей лютеранно это название не прижилось.

Основным принципом евангелизма было «Sola fide, sola gratia et sola Scriptura» (Только вера, только благодать, только Писание) — Лютер провозгласил, что спасение возможно только через благодать, полученную по вере, основание которой заложено в Писании, то есть в Библии.

В этом заключается решающее различие между евангелицизмом и католицизмом:

Роза Лютера — эмблема евангелической церкви.

Лютер также провозгласил, что Библию может толковать каждый (для этого был сделан немецкий перевод). Из этого следует, что:

  • Не нужна церковная иерархия;
  • Церковь должна быть «дешевой»;
  • Священники должны быть выборными;
  • Не нужно монашество.

Лютер пересмотрел особую роль священства: в протестантской церкви церковная организация была основана на пасторах — избранных надзирателях, чья работа заключалась в проповеди, а не в отпущении грехов. Поскольку пасторы не были особой категорией, им не обязательно было быть неженатыми — сам Лютер в 1525 году женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. Лютер сократил число церковных таинств с семи до трех, оставив крещение, миропомазание и Вечерю Господню. Форма мессы практически не изменилась — литургия совершалась в соответствии с католическим ритуалом, но на немецком, а не на латыни.

Лютер не обратил внимания на многие детали, которые позже обсуждались его последователями — вопросы о количестве таинств и их необходимости, о возможности спасения через добрые дела и т.д. были предметом споров последователей Лютера в 1540-х и 1570-х годах.

29 августа 1526 года король Чехии и Венгрии Лайош II Ягелон пал в битве при Мохаче, и трон перешел к его зятю, Карлу Габсбургскому, старшему сыну императора Филиппа. Хотя многие дворяне в Венгрии признали его власть и предпочли подчиниться османскому правлению, Богемия относительно быстро перешла в руки Габсбургов, а Карл стал ее королем, Карлом I.

Жизнь при монастыре

В святилище молодой теолог был занят различными делами: Он прислуживал старейшинам, выполнял работу помощника, заводил башенные часы, подметал двор и так далее.

Чтобы избавить юношу от человеческой гордыни, монахи регулярно посылали Мартина в город собирать милостыню. Духовный ученик неукоснительно выполнял все указания и придерживался аскетизма в отношении пищи, одежды и отдыха. В 1506 году Лютер поступил в монастырь, а через год вступил в священство и стал братом Августином.

Обеты, данные Мартином Господу, и его статус священника не были препятствием для его дальнейшего обучения и развития. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал усердного монаха на должность профессора Виттенбергского университета.

Здесь он обучал юношей диалектике и физике. Вскоре он получил степень бакалавра, которая позволила ему преподавать богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, и чтобы лучше понять их смысл, он начал изучать иностранные языки.

В 1511 году богослов посетил Рим, куда его направили представители Святого ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми фактами о католицизме. С 1512 года Лютер занимал должность профессора теологии, читал проповеди и служил надзирателем в 11 монастырях.

Реформации

Несмотря на ощутимую близость к Богу, Мартин Лютер постоянно боролся с противоречиями и комплексами и считал себя грешным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Его духовный кризис стал началом переосмысления философом духовного мира и его пути к Реформации.

Мартин Лютер и Жан Кальвин

Мартин Лютер и Жан Кальвин / ВКонтакте, ВКонтакте

В 1517 году была издана папская булла, которую Мартинус подверг резкой критике. Мыслитель окончательно разочаровался в католическом учении. Затем богослов написал 95 тезисов, в которых радикально опроверг догматы Римской церкви и, прежде всего, подверг критике продажу индульгенций, то есть приобретение индульгенций, с помощью которых человеку отпускаются грехи.

Согласно нововведениям Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а духовенство не должно быть посредником между народом и Господом всего сущего.

Мартин отверг заявления и требования о безбрачии духовенства и уничтожил авторитет папских декретов. Подобные реформы уже случались в истории, но позиция философа была беспрецедентно шокирующей и смелой.

Позиция Мартина мгновенно стала популярной в обществе, и новое учение дошло до Папы Римского, который в 1519 году немедленно призвал инакомыслящих к своему двору. Оппонент не решился приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме — отстранить его от таинств.

После конфликта Лютер совершил не менее провокационный поступок: Он публично сжег папскую буллу и призвал народ к борьбе с властью Святого Престола. В результате еретик был лишен католического сана.

26 мая 1521 года отступник был обвинен в ереси согласно Вормсскому эдикту, но его последователи лютеран(1521) помогли спасти своего хозяина, инсценировав похищение. Лютера даже заключили в тюрьму в замке Вартбург, где он работал над переводом Библии на немецкий язык.

Через 8 лет протестантизм Мартина был официально принят обществом и стал одним из течений католицизма, но через несколько лет его лагерь раскололся на два других течения: лютеранКальвинизм и кальвинисты.

Джон Кальвин был вторым великим реформатором после Лютера, главной идеей которого была делютное Он был вторым философом лютеранского движения и первым философом лютеранского движения.

Мнение о евреях

Отношение Лютера к евреям развивалось на протяжении всей его жизни. Сначала он осуждал гонения на евреев и рекомендовал проявлять к ним терпимость.

Философ искренне верил, что еврей, слушавший его проповеди, в любом случае примет крещение. В своем труде «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркивал еврейское происхождение Сына Божьего и поддерживал древний народ в его неприятии «папского язычества».

Впоследствии реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учению, и в какой-то момент стал враждебно относиться к ним. Книги Лютера, написанные в этой ситуации, были антисемитскими («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и другие).

Мартин Лютер в Вормсе

Мартин Лютер в Вормсе / @evangelibrary

Таким образом, знаменитый немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенной им Реформации. Затем европейский реформатор, который первым отверг предложенную им реформацию. лютеранЦерковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции использовались для пропаганды против евреев в Германии и их преследования.

Позиция заключается в том, что государство не должно зависеть от церкви и что церковь не должна быть посредником между человеком и Богом. Хотя попытки выступить против католической церкви предпринимались и ранее, позиции Лютера стали популярными и превратили простого монаха в революционера.

Мартин Лютер и его реформационные идеи

Мартин Лютер и его идеи о Реформации Реформация была религиозным и социально-политическим движением в Европе XVI века, которое призывало к реформе католической церкви и преобразованию порядка, санкционированного ее учением.

7. Мартин Лютер Пока католическая церковь так безуспешно боролась за господство во всех странах, в Европе назревала большая угроза для нее; несколькими годами ранее Мартин Лютер захлопнул свои знаменитые тезисы на дверях церкви в Виттенберге.

Мартин Лютер: рождение новой церкви

Мартин Лютер: рождение новой церкви лютеранцеркви, которая и сегодня играет важную роль в мире. Мыслитель, теолог, филолог, писатель начала XVI века, переводчик «Библии» и основоположник немецкого литературного языка. Его 95 тезисов.

МАРТИН ЛЮТЕР Я стою здесь перед вами…. Господи, помоги мне. Мартин Лютер. Мартин Лютер был сыном шахтера из восточногерманского города Айслебен; его отец работал в каменоломнях, а мать собирала дрова в лесу. Трудом, лишениями и голодом ему удалось закончить школу и

Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер

Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер В Средние века по всей Священной Римской империи неоднократно происходили восстания против католической церкви и папы римского. В пятнадцатом веке началась эпоха борьбы за перемены, известная в истории как век

Мартин Лютер и его идеи о Реформации Реформация была религиозным и социально-политическим движением в Европе XVI века, которое призывало к реформе католической церкви и преобразованию порядка, санкционированного ее учением.

Здесь он обучал юношей диалектике и физике. Вскоре он получил степень бакалавра, которая позволила ему преподавать богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, и чтобы лучше понять их смысл, он начал изучать иностранные языки.

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Мартин Лютер с женой

Католические священники, вступившие в религиозный орден или просто принявшие сан, с самого начала существования веры должны были давать еще один известный обет — целибат (лат. caelibatus), что означает безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер отметил, что это несовместимо со словом Библии, в которой Бог призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью бедного дворянина. Все свое детство и юность она провела в монастырях, где готовилась к монашеству и своей последующей жизни в затворничестве. Ее мать умерла при родах, а отец был не в состоянии воспитывать дочь и не мог ничего ей оставить. В 1515 году она дала слово стать христианской невестой, но в том же году в ее руки попали труды Мартина. В письме к нему девушка добивалась помощи для себя и одиннадцати своих несчастных друзей, чтобы сбежать из монастыря.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти достойного мужа для Красавицы, но он никогда не жалел о своем решении. Они поженились на двадцать пятом году ее жизни. Жена родила шестерых детей от человека, судьба которого не дошла до нашего времени. Известно только, что первенца назвали Гансом и что две из трех девочек умерли в младенчестве. Его отец умер в том же году, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

В последние годы своей жизни Лютер тяжело страдал от мучивших его болезней. Он страдал от артрита, который не позволял ему держать ручку, у него были нарушены зрение и слух, постоянно болела спина, а пищеварение не функционировало должным образом. Тем не менее, Катарина всегда была рядом со своим любимым мужем, готовая помочь и поддержать его. 18 февраля 1546 года, сырым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в Айслебене.

В том же году курфюрст Иоанн Фридрих I Великолепный приказал воздвигнуть статую на могилу великого человека, и он был похоронен рядом с Виттенбергским университетом. Вскоре это было сделано, и бронзовая доска, которая раньше стояла на кладбище, была передана учебному заведению, где преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

Памятник Мартину Лютеру

В честь пионера Реформации и отца протестантского движения на площади Лютерплац в городе Вормс была установлена статуя Мартина Лютера в полный рост. Есть десятки других статуй людей, которые в разное время выступали против официальной церкви. В городе Айзенах также установлен памятник. Единственный памятник этому удивительному человеку на территории бывшего Советского Союза находится в городе Кейла (ныне Эстония). Он был разрушен в сорок девятом году двадцатого века, но позже восстановлен местными жителями.

Но памятники и книги — это не все, что осталось от великого мастера. Его нестандартный и нетрадиционный образ часто использовался в кино. Первый фильм, например, вышел в 1928 году и назывался просто «Лютер». В 2003 году немецкие кинематографисты выпустили художественный фильм, посвященный этому человеку. В российский прокат он вышел под названием «Страсти по Лютеру» с известным британским актером Джозефом Файнсом в главной роли.

Католические священники, вступившие в религиозный орден или просто принявшие сан, с самого начала существования веры должны были давать еще один известный обет — целибат (лат. caelibatus), что означает безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер отметил, что это несовместимо со словом Библии, в которой Бог призывает свой народ плодиться и размножаться.

Ранние годы

Мартин родился на саксонской земле в городе Айслебен, Германия. Его отец был шахтером по добыче меди в шахтах. После рождения мальчика семья переехала в Мансфельд, где их бизнес процветал, а семья Лютеров стала состоятельными гражданами.

Когда Мартину было четырнадцать лет, он начал учиться в католической школе в Магдебурге. Вместе со своими друзьями он зарабатывал дополнительные деньги, исполняя церковные гимны перед домами верующих.

В 1501 году родители отправили его учиться в Эрфуртский университет. Лучшим образованием для человека в то время, по мнению буржуазии, было юридическое образование. Однако Мартин учился в Школе семи свободных искусств. Получив степень магистра, он начал изучать право.

В 1505 году, несмотря на возражения отца, он решил стать монахом. Существуют различные версии о причинах этого решения. Один говорит, что его воспитывали слишком строго, другой — из-за подавленного настроения Лютера и осознания своей греховной жизни. Существует также легенда, что он был напуган сильной бурей и решил изменить свою жизнь. Возможно, на молодого человека повлияла его социализация в гуманистических кругах.

Мартин Лютер

Родители Лютера — Ганс и Маргарита (картина Л. Кранаха)

Решение стать монахом далось Лютеру нелегко, но он сделал все возможное, чтобы реализовать свое решение. Он строго придерживался всех правил и был известен своим примерным поведением. Он стал членом Августинского ордена, который возглавлял его друг Й. Штаупиц. В 1506 году он принял обет монашества и через год был рукоположен.

Преподавательская деятельность

С 1508 года Лютер стал преподавателем Виттенбергского университета. В это время он изучал труды святого Августина. Одним из его учеников был немецкий писатель Э. Альберус. Мартин совмещал педагогическую деятельность с собственным образованием и в 1512 году получил степень доктора богословия.

Однажды Лютер совершил поездку в Рим, из которой вернулся под большим впечатлением. Он был поражен коррумпированностью римского духовенства. Сам он был очень набожным, постоянно испытывал слабость перед Богом и тщательно изучал библейские тексты. Помимо преподавания, он также был главой 11 монастырей и проповедником.

Мартин Лютер

Лютер на Вормской конференции (Вернер, 1877)

Реформаторство

В 1517 году Мартин резко критиковал церковь в своих «95 тезисах». Эта реакция была вызвана буллой Папы Римского о продаже индульгенций. В целом, тезисы выражали неприятие фундаментальных доктрин и католической системы, посредничества Церкви между людьми и Богом. В 1519 году произошел Лейпцигский диспут, в котором Лютер заявил, что сомневается в праведности папства. В результате он был проклят. Лютер публично сжег буллу о своем отлучении от церкви в стенах университета и призвал немецких дворян к борьбе против папского правления.

В 1521 году он был вызван на Вормсский сейм, где оправдывался перед императором Карлом V, сторонником Папы Римского. Указом от 26 мая император объявил Лютера еретиком и запретил его труды. По пути из Вормса богослов был похищен Фридрихом Саксонским и спрятан в замке Вартбург. Здесь он провел более года и начал переводить Библию на немецкий язык с помощью профессора К. Крютцигера. Последователи Лютера были подавлены, и в Германии начало развиваться общественное движение. Одним из последствий стала Крестьянская война, в которой Лютер решительно осудил революционеров.

Мартин Лютер

Портрет Лютера (Л. Кранах, 1526)

В 1525 году он женился на 26-летней Катарине фон Бора, которая родила ему шестерых детей. Его жена была бывшей монахиней, которая решила уйти из монастыря после того, как ее разоблачили его труды. Мартин решил найти подходящих жен для нее и одиннадцати девушек, которые уехали с ней, но сам женился на Катарине. Семья жила в бывшем монастыре, жена заботилась о домашнем хозяйстве и была верной опорой своему мужу.

В 1529 году Лютер написал Большой и Малый катехизисы, в которых изложил основы христианства. Малый катехизис был адресован мирянам, Большой катехизис — пасторам. Несмотря на преследования, Лютер вел активную жизнь, посещая приходы и проповедуя в церквях. Перед смертью он сильно заболел и умер в Айслебене.

В Германии его считают великим реформатором, который повлиял на культуру, образование и другие аспекты жизни немецкого общества. У Лютера были особые отношения с музыкой, которую он очень любил. Он участвовал в создании церковного репертуара и писал песни. Его перевод Библии укрепил немецкий язык. О жизни Мартина Лютера было снято несколько фильмов.

Католические священники, вступившие в религиозный орден или просто принявшие сан, с самого начала существования веры должны были давать еще один известный обет — целибат (лат. caelibatus), что означает безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер отметил, что это несовместимо со словом Библии, в которой Бог призывает свой народ плодиться и размножаться.

Человек, перевернувший мир с ног на голову: Великий реформатор и проповедник Мартин Лютер

Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Мартин Лютер (1483-1546) — немецкий священник, наиболее известный своей ведущей ролью в протестантской Реформации, религиозном и политическом движении в Европе XVI века, которое считается одним из самых важных событий в истории западного христианства. Лютер прославился как лидер Реформации, потому что он поднял свой голос против продажи индульгенций, практики римского католицизма, при которой духовенство прощало людям грехи в обмен на деньги. В жизни Мартина Лютера произошло много интересных событий, включая тот случай, когда его похитили, чтобы обеспечить его безопасность. Есть также поразительное сходство между Лютером и святым, в честь которого он назван. А потом было удивительное пророчество другого монаха-революционера, который предсказал успех Лютера в его попытке реформировать христианство.

1. буря изменила его судьбу

Реформация Мартина Лютера «Буря» - это картина Тами Далтона, продемонстрированная 5 ноября 2015 года. \ Фото: fineartamerica.com.

Буря реформации Мартина Лютера» — картина Тами Далтон, представленная 5 ноября 2015 года. \ Фото: fineartamerica.com.

В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право выбрать одну из трех «высших» дисциплин: Право, медицина или теология. Поскольку его отец хотел стать юристом, он поступил на юридический факультет. В это время произошло событие, которое изменило жизнь Лютера. Когда он возвращался в университет после поездки в родной город, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхейм, и в него чуть не ударила молния. Погода так напугала его, что Лютер взывал к Святой Анне: «Спаси меня, Святая Анна, и я стану монахом!». Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить свое обещание. Однако многие историки считают, что этот инцидент послужил лишь толчком, и что идея стать монахом уже была в голове Лютера. Кроме того, его друзья считали, что недавняя смерть двух его друзей также могла сыграть роль в том, что он стал монахом.

2. девяносто пять тезисов

Изображение Мартина Лютера, прибивающего свои 95 тезисов к двери церкви. \ Фото: tinlanh.ru.

В 1516 году Альбрехт Бранденбургский, архиепископ Майнца, сильно погрязший в долгах, получил от папы Льва X разрешение организовать специальную продажу индульгенций для снятия временного наказания за грехи. В ответ Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому 31 октября 1517 года, приложив к нему копию «Спора о силе и действенности индульгенций» Мартина Лютера, который позже стал известен как Девяносто пять тезисов. Согласно легенде, Лютер прибил копию Девяноста пяти тезисов к двери Замковой церкви в Виттенберге. Однако многие ученые придерживаются мнения, что он не вешал тезисы на гвоздь, а повесил их, как это было принято, чтобы инициировать академическую дискуссию о своей работе. В любом случае, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот поступок, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации.

Строгое церковное воспитание и аскетизм, принятый его женой, сделали ее характер строгим и суровым, что сильно отразилось на жизни супругов. В качестве места жительства они выбрали заброшенный августинский монастырь. У них не было имущества, но их дом всегда был открыт для нуждающихся до самой его смерти.

Кто такой Мартин Лютер

Многие считают личность Лютера неоднозначной.

Он, обратившийся за помощью к святой Анне в трудный период своей жизни, впоследствии прославился своим отречением от культа святых. Те, кто принял монашеские обеты, вскоре отвергли институт монашества. Бывший верный сын католической церкви перевернул с ног на голову всю структуру средневекового католицизма. Будучи верным слугой Папы Римского, он со временем стал отождествляться с Антихристом. В то же время, однако, его противоречивая личность пробудила христианское сознание в Европе.

Рождение и детство

10 ноября 1483 года у Ганса и Маргариты Лютер родился мальчик, которого назвали Мартином. Семья Лютеров не была богатой, но его отец был очень трудолюбивым и старался обеспечить свою семью всем необходимым. С этой целью он переехал из небольшой деревни в Саксонии в Айслебен, где родился Мартин, и устроился на работу в медные рудники. Когда будущему реформатору исполнилось шесть месяцев, семья Лютера переехала в Мансфельд, где состояние семьи значительно улучшилось, и Ганс Лютер стал состоятельным гражданином.

что сделал

Обучение в школе

Первые жизненные трудности настигли Мартина в возрасте 7 лет. Его родители отдали сына в начальную школу, но это было мало полезно для одаренного маленького гения: За семь лет Мартин научился читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В возрасте 14 лет мальчик был переведен во францисканскую школу в Магдебурге. Денег не хватало, поэтому Лютер пел со своими друзьями под окнами благочестивых горожан и пытался заработать немного денег. Именно в это время он впервые задумался о том, чтобы пойти по стопам отца и пойти на шахты, но случайная встреча с женой богатого местного жителя открыла мальчику путь к новой жизни.

Студенческие годы

В 1501 году родители решили отправить его изучать философию в Эрфуртский университет. В то время состоятельные граждане стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование, для чего требовалось изучение «семи гуманитарных искусств».

У подростка была отличная память, что позволяло ему приобретать новые знания в мгновение ока. Он без труда освоил трудный материал и вскоре стал популярен среди своих одноклассников.

Получив степень магистра в 1505 году, Лютер начал изучать право. В том же году он поступил в августинский монастырь в Эрфурте вопреки желанию своего отца. Этому событию предшествовало несколько легенд. Одна из легенд гласит, что Мартин однажды попал в сильный шторм, и в обмен на чудесное спасение ему было обещано вступление в орден августинцев.

Вторая заключается в том, что будущий реформатор отказался от мирской жизни из-за внезапной смерти близкого друга и осознания своей греховности.

основатель протестантизма

Служба в монастыре

Лютер принял монашеский постриг в 1506 году и был рукоположен в священники в 1507 году. Поначалу его деятельность в этом святом месте имела мало общего с богослужением — Мартин прислуживал старейшинам в качестве слуги, охранял ворота, заводил башенные часы и подметал церковный двор.

Тем не менее, он тщательно выполнял данные им клятвы и следовал всем указаниям. Став монахом, Мартин полностью посвятил себя молитве и вел аскетический образ жизни в плане еды, одежды, отдыха, а позже вспоминал: «Если кто и может попасть на небеса, ведя монашеский образ жизни, так это я».

что сделал

После получения докторской степени в 1512 году Лютер начал серию библейских лекций, которые он будет читать на протяжении всей своей жизни.

Преподавание богословия и теологии

В своих первых лекциях основатель протестантизма сосредоточился на Псалтири. Поработав над всеми ними, Мартин уже показал, что в свое время он был в авангарде изучения Библии.

В то время в моду вошел так называемый библейский гуманизм, который относился к гуманитарным наукам — изучению древнегреческих и латинских писателей, а также еврейской литературы. Библейские гуманисты интересовались широким кругом тем — античными и классическими авторами, как церковными, так и языческими. Они также увлекались изучением иностранных языков. Лютер часто использовал их труды в своих лекциях.

Закончив лекции по Псалтири, Мартин начал читать лекции по Посланию к Римлянам, изучая текст с 1515 по 1516 год.

В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал свои последние лекции в 1519 г. В 1517 г. началась его работа над Посланием к Евреям. К концу 1517 года пастор был втянут в церковную полемику по поводу своих 95 тезисов, поэтому в 1518-1519 годах пришлось начать второй цикл лекций, поскольку события Реформации снова навалились на него.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, на завершение которого у него ушло десять лет.

Проповедования

Лютер начал свою проповедническую деятельность в церкви города Виттенберга и изначально не собирался выступать против католической церкви в своем родном городе. Прихожане ценили его за красноречие и благочестие. В своих проповедях он часто размышлял об отношениях между человеком и Богом.

Для Римской церкви эти отношения были предельно ясны: Бог говорит с человеком через Папу Римского, а затем через иерархию Церкви. Следовательно, Ватикан приписывал себе монополию на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

Реформатор, с другой стороны, отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Согласно учению Лютера, высшим духовным авторитетом была только Библия.

После событий 1524-1525 годов Лютер начал подчеркивать невежество и глупость крестьян и говорил о необходимости подготовки образованных проповедников.

Священник поставил перед собой следующие задачи:

  • создать канон вероучительных книг;
  • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

Для этой цели он подготовил сборник церковных проповедей под названием Postilla, которым могли пользоваться священники, если не хотели читать собственные проповеди.

что сделал

Реформаторская деятельность Лютера

18 октября 1517 года папа Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций, чтобы «способствовать строительству церкви Святого Петра и спасению душ христианства». Это было началом деятельности Лютера, которая была направлена только на устранение недовольства в церкви. Он был против продажи индульгенций и ни в коем случае не собирался вступать в конфликт с Папой Римским, а также не говорил о создании собственной церкви.

Тезисы против Римской церкви

Разочаровавшись в католическом учении, Лютер написал свои 95 тезисов и отправил их епископу Бранденбурга и архиепископу Майнца 31 октября 1517 года, вопреки легенде о том, что он прибил их к воротам церкви в Виттенберге. Так началось противостояние Мартина Лютера с Папой Римским.

Позиция заключается в том, что государство не должно зависеть от церкви и что церковь не должна быть посредником между человеком и Богом. Хотя попытки выступить против католической церкви предпринимались и ранее, позиции Лютера стали популярными и превратили простого монаха в революционера.

Папа Лев X сделал все возможное, чтобы умиротворить непокорных, проповедовал проклятие отлучения против Мартина, отлучил его от церкви и даже добился того, что реформатор был осужден на Вормсском соборе в апреле 1521 года. Однако это не остановило Лютера, и монах был подвергнут остракизму.

мартин лютер против папы римского

Сжигание папской буллы

Разгоревшиеся споры Лютера стали представлять большую опасность для Церкви, поэтому Папа решил ужесточить наказание и в 1520 году издал буллу, отлучающую Лютера от церкви как еретика и осуждающую его труды.

В ответ Лютер публично сжег буллу во дворе Виттенбергского университета и заявил в своем воззвании «К христианскому дворянству немецкой нации», что борьба против папского верховенства является делом всей немецкой нации.

Вормсский эдикт, изданный 26 мая 1521 года, обвинил Мартина в ереси, но последователи его идей помогли спасти своего идейного вдохновителя, похитив его. Лютер даже был гостем в замке Вартбург, где взял на себя труд перевести Библию на немецкий язык.

Перевод Библии

Главной заботой Лютера была вера в Бога, и он признавал Библию единственным источником веры. Поэтому Лютер решил перевести Библию на немецкий язык, причем не канонизированную Вульгату, а оригинал.

Реформатор работал над переводом Библии около двенадцати лет. В первые три месяца он работал над текстом Нового Завета, который был основан на переводах Эразма Роттердамского. Подготовка немецкого перевода Ветхого Завета была долгой и трудной задачей.

Книга под названием «Библия, полная Библия на немецком языке» озаглавлена «Март. Лютер. Виттенберг» была опубликована в 1534 году и стала самой широко издаваемой книгой в Германии.

Душевные муки, постоянно сопровождавшие жизнь Мартина, не давали ему покоя во время работы над переводом Библии. До самой смерти он постоянно совершенствовал свою работу и созывал «ревизионные комитеты по переводу Священного Писания». Несколько сотен ошибок в переводе были исправлены при его жизни.

Принятие протестантизма

Протестантизм как религия был официально принят обществом в 1529 году и первоначально считался одним из течений католицизма, но через несколько лет разделился на два течения: лютеранКальвинизм и кальвинисты.

Оцените статью
Uhistory.ru