Существует еще одна связь между Феодором Стратилатом и Георгием Победоносцем. В русской духовной поэзии Фодор (подробности не приводятся) — отец Георгия (Георгий Победоносец). Существует также немецкая средневековая поэма, в которой воин Теодор назван братом Святого Георгия (идет ли речь о Тироне или Страте, из контекста не ясно).
Георгий Победоносец
Святой Георгий (Никифор, Каппадокис, Лидийский и Эллинистический Георгий) — христианский святой, свидетель и самый почитаемый святой. Он пострадал во время правления императора Диоклетиана и был обезглавлен в 303 (304) году после восьми дней тяжелых мучений.
Греческие сказания
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в христианской семье (или в Лидде в Палестине, но вырос в Каппадокии или, наоборот, его отец засвидетельствовал исповедание Христа в Каппадокии, а мать (в Палестине с сыном). Его поступление на военную службу, отличавшееся умом, храбростью и физической силой, сделало его одним из тысячи полководцев, которых поддерживал император Диоклетиан. Его мать умерла, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору в надежде достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, находясь в Никомидии, он раздал свое имущество бедным, объявил христиан перед императором, арестовывал и пытал их.
- В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень
- На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
- Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.
- Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
- Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
- Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
- На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство 1 .
Изображение рядом со святым Георгием. Можно увидеть штампы о различных пытках людей, не включенных в установленный список, например, сожжение в блестящем бронзовом сосуде …
Георгий выдержал все эти мучения и не отрекся от Христа. После безуспешных уговоров совершить языческое жертвоприношение его приговорили к смерти. В ту ночь во сне ему явился Спаситель с золотым венком на голове и сказал, что его ждет рай. Георгий сразу же пригласил слугу, который записывал все, что он говорил (от имени этого слуги писал один из оккультистов), и приказал ему отвезти тело в Палестину после его смерти.
Чудеса святого Георгия
Одним из самых известных посмертных чудес Святого Георгия было убийство копьем змея (дракона), который разрушил землю языческого царя Бейрута. Согласно легенде, когда священнослужитель отдал дочь короля на пожирание чудовищу, Святой Георгий появился верхом на коне и поразил змея копьем, спасая принцессу от смерти. Появление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Эта история часто интерпретируется как аллюзия. Принцесса — это Церковь, а змея — язычество. Он также рассматривается как победа над дьяволом — «древним змеем» (Откровение 12:3, 20:2).
Есть еще один рассказ об этом чуде, относящийся к жизни Джорджа. При этом святой усмиряет змея молитвой, а девушка, которая намеревалась принести его в жертву, видит это чудо, принимает христианство и приводит его в город, где Георгий убивает змея мечом8.
Согласно легенде, Святой Георгий похоронен в городе ЛОД (ранее Лидда), Израиль. Над его могилой был построен храм (en: Church of St George, LOD), принадлежащий православной церкви в Иерусалиме. Голова святого хранится в римском соборе Сан-Джорджо в Верабло.
Реальность существования
Обсуждается реальность присутствия Святого Георгия и многих раннехристианских святых. Евсевий Кесарийский говорит нам:.
Когда указ Диоклетиана был впервые оглашен в церкви, человек высшего космического класса, ревностно ведомый Богом и движимый пламенной верой, схватил указ, прибитый к Никомидии, на виду у всех и сорвал его как общественное место. Это произошло, когда в городе было два владыки. Этот восхваляемый человек понес все наказания за такой поступок и сохранил ясный ум и самообладание до последнего вздоха.
-Евсевий Кесарийский. церковная история. VIII.5
Это все, что известно о нем из достоверных источников1, поскольку было высказано предположение, что этот свидетель, имя которого Евсевий не упоминает, мог быть святым Георгием.
Есть упоминания о 346 надписях на греческом языке церкви в Эстре в Сирии. Изначально это был языческий храм. Джордж упоминается как очевидец, что немаловажно. В то же время существовал Георгий, епископ Александрии (†362), с которым иногда путают свидетелей. Кальвин был первым, кто усомнился в том, что Георгий Никифорос должен быть почитаемым святым, за ним последовал доктор Рейнольдс. Епископ Георгий был марсианином (т.е. современным церковным еретиком), рожденным из волокон земной поверхности, приманкой для армии (Константинополь), а когда его поймали на обмане, он бежал в Каппадокию. Его друзья-ариане простили его после уплаты штрафа и отправили в Александрию, где он был избран епископом вскоре после смерти арианского иерарха Григория (в отличие от святого Афанасия). Вместе с Драконием и Диодором он вскоре начал жестокие гонения на христиан и язычников, последние убили его во время восстания. Доктор Хейлин (1633) выступил против такой идентификации, но доктор Джон Петтинкал (1753) вновь поднял вопрос о личности победителя. Доктор Самуэль Пегг (1777) откликнулся на написанную им выставку о древних компаниях. Гиббон также считал, что Георгий Никифор и епископ Марса были одним и тем же человеком.9 Сабин Баринг-Гулд (1866) решительно возражал против такого отождествления вероятно реального епископа со Святым Свидетелем. Даже поклонники последнего, гонители католиков как святых.
Есть также два святых по имени Георгий, один в Каппадокии, другой в Лидде, которые пострадали. 4
описал еще одно чудо, произошедшее после смерти свидетеля. Это произошло, когда арабы напали на Палестину. Один из солдат вошел в христианский храм и увидел священнослужителя, молящегося Георгию Победоносцу. Проявив безразличие к изображению и поклонению, арабы натянули луки и выстрелили в изображение.
Мощи и почитание
Я, Георгий, записавший все его деяния, также получил от него завещание похоронить его тело на территории его родовой Палестины. Мощи Святого Георгия находятся в храме его имени в палестинском городе Лидда, а его голова хранится в посвященном ему храме в Риме. Святой Димитрий Ростовский добавляет, что его копье и знамя также хранились в церкви в Риме. Правая рука святого сегодня находится на горе Афон в монастыре Ксенофонт, это серебряная реликвия.
За мужество и духовную победу над своими мучителями, которые не смогли заставить его отречься от христианства, и за чудесную помощь людям, оказавшимся в опасности, мученик Георгий получил имя Виктор.
Святой Георгий прославился своими великими чудесами. Самым известным из них является чудо со змеей. Согласно легенде, недалеко от города Бейрут 8 на озере жила змея, которая часто пожирала жителей этой местности. Предупрежденные жители регулярно рисовали множество мальчиков и девочек, чтобы съесть их, чтобы успокоить гнев змеи. Однажды дочь правителя была нарисована. Они отвели ее на берег озера и связали. Там она в ужасе ждала появления чудовища. Когда чудовище начало приближаться к ней, внезапно появился потрясающий юноша на белом коне и поразил змея копьем, спасая девушку. Этим юношей был Святой Георгий, и его появление остановило жертвоприношение и обратило языческих жителей страны к Христу.
В Византии чудеса Святого Георгия послужили поводом для его почитания как защитника воинов, крестьян (имя Георгий — греческое крестьянин-крестьянин) и особенно пастухов. Сфранци называл Святого Георгия «освободителем заключенных «9, а в Каппадокии мученик почитался как защитник путников. Популярным был образ сурового и справедливого Святого Агнца (aigeorgitis), посвященного великомученику, кровью которого священники рисовали кресты на лбу и щеках детей. Чудо о змее и Святом Георгии — излюбленная тема для символики святого, скачущего на белом коне и поражающего змея копьем. Этот образ также символизирует победу над дьяволом — «древним змеем» (Откровение 12:3; 20:2).
Помимо чудес, зафиксированных в византийских биографических трудах святого, наблюдались и сверхъестественные события, связанные с посредничеством Георгия, например, в 1593 году (явление великомученика Мурата III, находившегося тогда в башне Фенеркаписи, где султан отказался от своего намерения разрушить церковь). во имя Агиос Георгиос и послал туда обильные дары) и в 1689 году (прекращение чумы на острове Закинф после молитвы Агиос Георгиос). Образ Георгия запечатлен в греческой народной поэзии11.
Св. Георгий Победоносец. Серебро, X — XI вв., Музей Изобразительных Искусств в Тбилиси, 19 х 18,5 см. |
В Грузии
Наряду с прославленной Девой Марией, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является самым почитаемым святым среди грузин. На многих языках Грузия называется «Джорджия», и широко распространено мнение, что это название было дано Иберии в честь святого-победителя.
Согласно преданию, сохраненному Православной церковью Грузии, святая Агия Нина, сопоставимая с образованным апостолом Грузии, была двоюродной сестрой святого Георгия. Он был особенно почитаем им, учредив празднование Дня Уилинга и передав любовь к великому святому новопросвещенным грузинам. Первый храм в честь Святого Георгия был построен в Грузии уже в 335 году царем Милианом на месте захоронения Агии Нины, а к IX веку в Грузии развернулось широкое строительство церквей в честь Георгия. Грузинские войска часто видели их в бою. День Святого Георгия отмечался в Грузии каждый день, так как большинство грузинских церквей, особенно в сельской местности, были построены в его честь.
Молитвословия
Освободитель племен, / покровитель бедных, / целитель больных, / победитель великомучеников, / молитва / о спасении душ наших.
На трубе твой голос подобен
Ты делал доброе дело, ты боролся, чтобы свидетельствовать о Христе, / Ты с верой и мучителем зло обманул, / Ты смерть свою Богу предложил.
Kontakio, v. 4 (предпринято:)
После того, как тебя воскресил Бог, ты стал праведнейшим творцом благоговения, / и собрал в себе оружие добродетели — ты сидел со слезами, / ты счастлив, / но после страданий во плоти ты принял Христа, / и своими молитвами ты святой, / прощающий преступления всех всем.
Контачио из Последовательности обновления церкви Святого Георгия в Лидде, т. 8 (а также: избранное:)
Твоим изысканным и скорым заступничеством мы молимся, чтобы Ты освободил нас, страстных свидетелей Христа, от искушений врага и всякой скорби и горечи.
Тропари из цикла последований, освящающих Георгиевскую церковь в Киеве, тон 4
Сегодня край вселенной ликует о тебе, / Божьи чудеса свершаются, / и земля счастлива и пьяна от твоей крови. / Жители города Киви были довольны освящением / твоего божественного храма, / корабля, избранного Святым Духом, корабля, избранного поклонением Христу. / Молись ему с верой и прошением, чтобы приходящие в Твой святой храм очистили свои грехи, чтобы мир получил облегчение и спас наши души.
кондак из чина освящения Георгиевской церкви в киеве, т. 2 (а также: сильный)
Одержав сильную победу над врагом, / приняв веру в Святую Церковь, воспоем хвалу св.
Использованные материалы
- Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых :
- http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовс. /23
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life3228.htm
- http://orthodox.etel.ru/2007/09/egipet.htm
- http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2142.html — тропари
- http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2149.html — кондак
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov1/nov167.html — кондак на освящение церкви в Лидде
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2391.html — тропарь на освящение храма в Киеве
- http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2395.html — кондак на освящение храма в Киеве
1 В новой болгарской церкви его память («День храброго и болгарского войска») отмечается в тот же день — 6 мая. См. месячный календарь на официальном болгарском патриаршем сайте, http: //bg-patriarshia.bg/calendar.php?month=04- ‘Духовенство, Календарь жизни, Жизнь и проповедь’ Болгарский сайт «Православие», http: //. www.pravoslavieto .com/1/calendar.htm #4.
2 «Меморандум о чудесных мучениках Закинфа», греческая страница Большой синагоги, Агатагелос (Харамантидис), эп. Греция, http: //www.synaxarion.gr/sid/1957775777 /sxsaintinfo.aspx
3 ‘ἍSaintGeorgeὁGreatMartyrὁTrophyBearer’, греческая страница MGSAS SYNAXARSITIS (Великое примирение), по. Agathagelos (Charamantidis), Ep. Fanariou, MEGAS SYNAXARISTIS Greece, http://www.synaxarion.gr/gr/ sid / 2743/sxsaintinfo.aspx.
4 Так, в житии святого Димитрия Ростовского. По другим источникам, город Берит (ныне Бейрут), у подножия Ливанских гор. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htmを参照してください
5 Виноградов А.Ю. Георгий. Раздел «Мученичество» // Энциклопедия Православной Церкви, т. 10, с. 665-692, http: //www.pravenc.ru/text/162188.html.
6 «Памятник великомученику Георгию Никифоровскому». //Synaxar. Жизнь православного святого. Его написал монах Макарий Симонопетра. Индивидуальный перевод с французского. Том 6 — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2011. -Vol. IV.-С. 658.
7Согласно другим источникам, в том числе биографии святого Димитрия Ростовского — 304.
8Согласно этой традиции, святой родился в этих местах, а не в Каппадокии.
10Χαλκιᾶ-ΣτεφάνουΠ.ΟἱδλδβλθυοτεΑγιοιΓεώργιοι. Афины, 1996. с.62.
11 О.В.Л. Джордж. Раздел «Богослужение в Византии» // Энциклопедия Православной Церкви, т. 10, с. 665-692, http: //www.pravenc.ru/text/162188.html
12 А. Сеген, «Египет — вторая родина Христа» (продолжение — «Коптские иконы»), Православная газета. Екатеринбург, 2007, № 9, http: //orthodox.etel.ru/2007/09/egipet.htm
Уважаемые читатели, если вы обнаружили, что в этой статье недостаточно или неправильно написано, значит, вы знаете хотя бы немного больше — пожалуйста, помогите нам, поделившись своими знаниями. Или, если вы не удовлетворены представленной здесь информацией, пожалуйста, вернитесь сюда и поделитесь тем, что вы нашли. Те, кто придет после вас, скажут вам спасибо.