Буддизм также считает, что все существа, включая растения и животных, имеют реинкарнации и перерождения. Поэтому человек должен быть добрым ко всем существам, так как он может испытать эту форму в другой жизни. Этот цикл перерождений называется самсарой.
Буддизм
Буддизм — это религия и философия, возникшая в Индии, где основателем Синдхартха Гаутама был Будда (Будда Сакьямуни). Буддийская философия руководствуется буддийскими учениями и утверждает, что путь к освобождению лежит внутри разума и может быть достигнут с помощью духовных практик и верований, таких как медитация и йога.
Это одна из самых распространенных религий, имеющая тысячи последователей в Индии и по всему миру. Буддизм в его классической форме не является атеистическим, т.е. в нем нет божества.
Будда рассматривался не как божество, которому поклоняются, а как духовный наставник, наряду с последователями его верований и практик.
Однако существуют также теистическая и пантеистическая ориентации (пантеизм — это вера в то, что все сущее всесильно, что существует существующий Бог или что Вселенная и Бог — это одно и то же).
Возникновение буддизма
Буддизм был основан в 6 веке до н.э. Буддой Синдхартхой Гаутамой. Синдхартха был молодым человеком из местной знати (район, где был основан буддизм, сейчас находится в Непале), который жил с монахами и отрекся от всего богатства и мирской жизни, чтобы искать просветления.
Найдя путь, он начал говорить на своем языке с другими монахами, которые стали его учениками. Среди первых учений Будды — «Четыре благородные истины» или «Четыре благородные истины», цель которых — облегчить боль.
- Правда в том, что жить — значит страдать (Истина о дуккха).
- Зачаток страдания рождается из желаний человека (Тришна, также Танха).
- Можно устранить страдания, если устранены привязанности и желания; (Дуккха ниродха)
- Чтобы устранить страдания, нужно следовать Благородному Восьмеричному Пути (или Восьмеричный Благородный путь). Это значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, не впадать в крайности.
Восьмеричный путь состоит из восьми правил, которые необходимо усвоить на пути к избавлению от боли: истинное видение, истинное намерение, истинная причина, истинное действие, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное размышление и истинное созерцание. (Dukkha nirodha gamini patipada marga)
Символы буддизма
Цветок лотоса
Один из буддийских символов, он означает духовную чистоту и связан с появлением Будды. Согласно легенде, за первыми шагами маленького Будды распускается цветок лотоса.
Толстый Будда
Еще один распространенный символ в российском буддизме — изображение толстого Будды, одетого в золотые одежды в знак процветания. Этот образ не соответствует образу Синдхартхи, который не был толстым. Не существует подтвержденной версии происхождения этого образа, но лучше всего известно, что он был одним из монахов, учеником Будды и, в конечном счете, образцом процветания.
Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0
Буддизм в России
Буддизм — уникальная религия, как никакая другая. Среди них различные буддийские движения и школы также сильно различаются. Буддизм, обязанный своим происхождением религиозному гению Индии, практически утратил свой вес на родине. Сегодня к традиционно практикующим странам относятся Южная Корея, Япония, Китай и Непал, среди которых выделяется Тибет. Буддизм в России сегодня представлен практически всеми основными буддийскими сектами. Среди них различные школы буддизма Махаяны, Ваджраяны, Тхераванды, Дзен, Чань и многие другие традиционные и менее традиционные объединения. Однако большинство российских верующих буддистов являются последователями тибетской религиозной традиции.
Мы предлагаем ответить на вопрос: какие люди в России сегодня исповедуют буддизм?
Благодаря политическим событиям и межкультурным контактам буддизм впервые прижился среди калмыков и тувинцев. Это произошло в XVI веке, когда эти демократические территории вместе с их населением вошли в состав Алтанского ханства Монголии. Столетие спустя буддизм вторгся в Бурятскую республику, где успешно конкурировал с традиционной религией всех сибирских кочевников — шаманизмом и верой тэнгри.
Буддизм в Бурятии
Республика Бурятия — российская республика, границы которой начинаются на восточном берегу озера Байкал. Он был аннексирован Российской империей и оказался устойчив к экзорцизму и сторонился христианства. Между тем, тесные культурные, торговые и политические контакты с Монголией и через нее с Тибетом сделали буддийское учение популярным среди бурят. Первая каменная дача была построена здесь в 18 веке.
Хотя буряты были последними из буддистов, принявших эту религию, сегодня они составляют большинство буддистов и представляют буддизм в России. Буряты являются административным центром российского буддизма, традиционной буддийской сангхой России и главным местом паломничества и поклонения. Самым важным из них является Иволгинский дасан, резиденция Бандида Камболамы, духовного лидера важной части российских буддистов.
Помимо буддизма, среди бурятского народа очень распространен традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.
Буддизм в Туве
Тува — это демократическое государство, которое было включено в состав России в 1911 году, в начале 20-го века. Сегодня тувинцы придерживаются той же формы образования, что и буряты, — традиции махаяны тибетского буддизма. Однако это происходило не всегда. Первые центры буддийского образования, в основном в форме Малого пути, на территории Тувы появились во втором веке каганатосского периода в Турции. Впоследствии Тува сдалась уйгурам, которые отвоевали территорию Тувы у турок. Уйгуры исповедовали манихейство, но также находились под влиянием буддизма. Развив письменность, уйгурские ученые начали активно переводить китайские и согдийские буддийские тексты. Со временем переводчики сосредоточились на тибетских трактатах, что определило дальнейшую популяризацию тибетской традиции. Эта тенденция усилилась в XIII веке под влиянием монгольских учителей, перенявших буддийские традиции от тибетских лам.
Первые монастыри были построены в Туве в 1772 и 1773 годах. Буддийская община в Туве в основном придерживается школы Гелуг, но местные традиции свидетельствуют об институте женатых лам. Это единственная особенность сообщества. Как и буряты, тувинцы делятся на два лагеря по религиозному признаку: шаманисты и буддисты.
В основе буддизма нет строго определенных рамок. Будда говорил, что каждый человек должен найти «золотое сечение» между совершенной кинетической наукой и изобилием. Образ жизни счастливого человека основан на реализации ключевых принципов мировоззрения, которое помогает обрести доброту, благость и любовь.
Места проживания
Исследование географического распространения буддизма показывает, что больше всего буддистов проживает в Азии — 408 миллионов человек, или 87% всего населения мира. Соотношение «миллионы буддистов, живущих в определенной стране, — процент буддистов в этой стране» выглядит следующим образом.
- Япония — 72 млн. (58 %)
- Таиланд — 52 млн. (93%)
- Мьянма — 37 млн. (88%)
- Вьетнам — 35 млн. (52%)
- Китай — 34 млн. (3%)
- Шри-Ланка — 12 млн. (70%)
- Южная Корея — 12 млн. (28%)
- Камбоджа — 7 млн. (87%)
- Индия — 6 млн. (0,7%)
- Лаос — 2,4 млн. (59%)
- Непал — 1,3 млн. (7%)
- Малайзия — 1,2 млн. (7%)
- Бангладеш — 0,7 млн. (0,6%)
- Монголия — 0,6 млн. (26%)
- Бутан — 0,4 млн. (70%)
- КНДР — 0,4 млн. (2%)
Буддийские общины в Северной Америке и Европе очень велики — 3,7 миллиона и 1,7 миллиона соответственно. В других частях света их не так много. В Латинской Америке насчитывается 672 000 верующих, в Океании — 448 000, в Африке — 247 000.
Среди африканцев буддизм имеет следующие корни:.
- ЮАР
- Буркина-Фасо
- Камеруне
- Кот-Д’Ивуаре
- Кении
- Гане
- Мали
- Сенегале
- Танзании
- Замбии
- Зимбабве
- Республике Конго
По данным Британской энциклопедии, всего буддистов насчитывается в 150 странах.
Как подсчитывается количество буддистов
Любопытные читатели могут задаться вопросом, как определяется число последователей той или иной религии и почему эти цифры варьируются от источника к источнику. Чтобы избежать неточностей, используется комбинация различных методов.
- Традиционно используют данные из религиозных отчётов, принимая во внимание, что многие организации специально завышают количество своих адептов.
- Выбирают сведения о религиозном самоопределении из списка результатов переписи. Тут следует учесть, что перепись проводится редко и не во всех странах.
- Проводят опросы среди верующих, что не всегда гарантирует правдивый ответ, особенно среди религиозных меньшинств.
- Оценивают косвенные данные, например, количество членов какой-либо организации, подразумевая, что они придерживаются одной религии.
- Проводят полевые исследования, когда другие методы применить невозможно, к примеру, в закрытых сектах.
Проанализировав эти методы, можно сделать вывод, что обработанные данные не всегда надежны. Поэтому мы принимаем данные о количестве буддистов как относительные цифры.
Российский буддизм
На территории современной России буддизм зародился в 7 веке. Древние бохайцы, жившие в Приморском крае и вдоль реки Амур, исповедовали буддизм махаяны.
В 17 веке калмыки вошли в состав Российского государства и принесли сюда буддийскую систему. В то же время буряты под влиянием своих соседей приняли тибетский буддизм.
А в середине 18 века императрица Елизавета Петровна издала документ, косвенно признающий это религиозное движение в нашей стране.
Спустя десятилетия он установил статус Пандита Камбо Ламы. Это переводится как «образованный монах» и обозначает статус буддийского лидера в Забайкалье и Восточной Сибири. Такой акт уже был официально признан. Благодаря своему покровительству он почитался местными буддистами как воплощение бодхисаттвы белой Тары.
А с начала прошлого века в состав России вошла и Республика Тува, где буддийская традиция просуществовала еще 700 лет. Тува — единственная европейская буддийская страна в Евразии.
Буддийская доктрина, успешно развивавшаяся до 1930-х годов, затем пережила период жестоких репрессий вплоть до окончания Великой Отечественной войны.
После войны Иволгинский храм был построен на территории Бурятской республики. Впоследствии Бурятская Республика стала резиденцией советского буддийского руководства.
Сегодня в нашей стране существует множество буддийских организаций, но пока нет единого центра, который мог бы объединить их всех.
Буддизм — это религия и философия, возникшая в Индии, где основателем Синдхартха Гаутама был Будда (Будда Сакьямуни). Буддийская философия руководствуется буддийскими учениями и утверждает, что путь к освобождению лежит внутри разума и может быть достигнут с помощью духовных практик и верований, таких как медитация и йога.
Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
Васудхара Мандала. Непал, 1777 год, Музей Метрополитен.
Существует три школы буддизма Буддизм тхеравады — «Учение старших» — Буддизм махаяны — «Великая колесница», термин «колесница» означает, что учение — это своего рода транспортное средство, которое ведет людей к просветлению. ‘Алмазная колесница’. Лечение, практикуемое в основном в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается самым древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и его кругу учеников.
С точки зрения поклонников Махаяны, Труванда — это слишком элитарное учение, которое называется Хагиана, то есть «маленькая колесница». Это связано с тем, что она предполагает, что Нирвана может быть достигнута только путем следования по пути монашества. С другой стороны, макианисты утверждают, что и обычные люди могут достичь просветления. Для них особую роль играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, которые добровольно пребывают в самсаре и помогают другим избежать круговорота рождения и смерти. В тибетской традиции 14-й Далай-лама, духовный лидер тибетского народа, считается воплощением бодхисаттвы сострадания Абалокитсвары. Махаяна широко распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.
Наконец, Ватцарана впервые появилась в Махаяне в конце тысячелетия и достигла своего пика в Тибете. Поклонники этой школы придерживались буддийских добродетелей и утверждали, что просветления можно достичь при жизни, если полагаться на специальные медитативные практики. Сегодня его практикуют в основном в Монголии, Тибете, Бхурии, Тибе и Калфии.
Будда один, или их много?
Будущий Будда Майтрейя. Изображение тхангка (рисунок на ткани), заказанного Далай-ламой VIII в память об умершем учителе. Тибет, Хронический фонд искусств Нортона Саймона.
Буддизм одобряет существование бесчисленных «пробужденных» Будд, самым известным из которых является Сакамамуни. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшественников от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного Будды — Майтрейи, что в переводе с санскрита означает «Возлюбленный, Сострадание». Как сейчас считают буддисты, бодхисаттва Майтрейя будет жить в небесной Тусете (т.е. в Саду наслаждений), прежде чем появится на Земле, успешно достигнет просветления, станет Буддой и начнет проповедовать «чистую Дхарму».
Будда — это бог или нет?
Ханабуса Иттио. Смерть Будды. 1713 Музей изящных искусств, Бостон.
Как уже говорилось выше, буддизм — это небожественная религия. Однако в буддийской мифологии «человеческий» аспект жизни Будды sakamamouni перемежается с мирскими явлениями на разных этапах его жизни, с рассказами о его сверхъестественных способностях. О нем говорят как о существующем существе, способном создавать особый мир — «поле Будды».
Пепел Будды считается свидетельством его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почтением. Согласно традиции, он был разделен на восемь частей и хранился в первых буддийских культовых сооружениях — ступах (в переводе с санскрита «суп» или «земляные холмы»). Махаяна также ввела доктрину о вечном «дхармовом теле» Будды, которое он держал в своем обычном природном теле. Это тело отождествляется как с Дхармой, так и со всей Вселенной в целом. Очевидно, что Будде поклоняются не только как «великому человеку», но и как божеству, особенно в Махаяне и Ватсаране.
Более того, индуистские божества не были изгнаны в буддийский пантеон — форма Будды просто отодвинула их на задний план. Согласно буддийским учениям, божества, как и все остальные живые существа, подвластны колесу самсары, и чтобы выбраться из него, должны переродиться в мире людей. Кстати, согласно легенде, Будда Сакьямуни до своего последнего рождения перевоплощался более 500 раз, посещая миры царей, лягушек, святых и обезьян.