Правила речевого этикета. Что такое речевой этикет

Стоит начать с того, что подразумевается под термином «речевой этикет». Нужно ли вам создавать правила речевого этикета или существует определенный набор письменных правил?

Правила речевого этикета

Речевой этикет является важной частью жизни каждого общества. Он помогает поддерживать баланс между информационными и эмоциональными элементами коммуникации, делая общение понятным и приемлемым для людей из разных культур и социальных групп. Правила речевого поведения применимы как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере и определяют сценарии общения в формальных и грустных ситуациях.

Этикет

Основные понятия речевого этикета

Языковая этика относится к набору речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень владения правилами общения служит показателем для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, учителей, государственных служащих, журналистов, директоров и других специалистов, чья работа связана с контактом с людьми.

Покорение этого искусства невозможно без обширных знаний в области лингвистики, культуры, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила языкового общения часто определяются национальными традициями. Это особенно актуально для тех, кто придерживается аутентичного образа жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Вежливость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — признаки высокой внутренней культуры. Человек с такой культурой уверенно чувствует себя в обществе, легко идет на контакт и способен поддерживать небольшие беседы на любые темы. Его доводы незаменимы, точны, выразительны и грамматически правильны. Таким образом, другие могут их понять. Этот тип речи называется регулируемой речью. Другими словами, он соответствует допустимым правилам произношения.

Форма применения правил речевого этикета в определенной степени зависит от культурной и языковой среды общества. Виды уважения к пожилым людям по признаку возраста или достатка, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей некоторых национальностей. Тот, кто не знаком с особенностями национального этикета, может оказаться в неловком положении и показаться грубым и невежественным.

Таким образом, культура и речь напрямую связаны между собой. Нельзя следовать правилам вежливого общения, не зная моральных и этических норм, признанных обществом.

Этикет.

Существуют различные стили устной этики. Между ними:.

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Речевой этикет выполняет множество важных функций. Без них трудно рассуждать о ней и понять, как она раскрывает моменты общения между людьми.

Понятие речевой этикет

Речевой этикет — это система требований (правил, норм), которые описывают, как создавать, поддерживать и прерывать контакт с другими людьми в определенных ситуациях. Нормы речевого этикета очень сильно различаются, и каждая страна имеет свои особенности в культуре общения.

Это может показаться странным, потому что нам приходится создавать особые правила общения и придерживаться или нарушать их. Тем не менее, речевой этикет тесно связан с практикой общения, и его детали присутствуют во всех дискуссиях. Соблюдение правил речевого этикета поможет вам донести свои мысли до собеседника и быстрее достичь с ним взаимопонимания.

Изучение коммуникативного этикета через дискурс требует искусственных наук в различных областях, таких как лингвистика, психология и история культуры. Такие понятия, как типы речевого этикета, используются для более успешного овладения навыками культуры общения.

Формулы речевого этикета

Основные формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат своих детей приветствовать, благодарить и просить прощения за проделки. С возрастом человек осваивает все более тонкие оттенки общения и овладевает различными стилями речи и поведения. Способность правильно оценивать ситуации, инициировать и поддерживать беседы с незнакомыми людьми, уместно выражать свои мысли отличает образованного, интеллигентного человека высокой культуры.

Формулы речевого этикета — это конкретные слова, фразы и выражения, используемые в трех фазах дискуссии.

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Как правило, каждый разговор начинается с приветствия, которое может быть вербальным или невербальным. Серия приветствий также важна. Также важны приветствия старшего мужчины, мужчины-женщины, молодой женщины, взрослого мужчины, старшего мужчины и младшей женщины. В таблице перечислены основные формы приветствия собеседников.

Формы приветствия в речевом этикете

Форма приветствия Пример
Пожелание здоровья Здравствуйте!
Указание на время встречи Добрый день!
Эмоциональные пожелания Очень рад!
Уважительная форма Моё почтение!
Специфическая форма Здравия желаю!

В конце разговора типы используются для завершения общения и расставания. Они выражаются в виде пожеланий (всего наилучшего, всего хорошего, до свидания), надежд на будущие встречи (до завтра, до скорого, нас зовут) или сомнений по поводу будущих встреч (до свидания, не думаешь ли ты и о себе).

Основная часть разговора

После приветствия проводится обсуждение. Существует три основных типа ситуаций, в которых используются различные типы речи: формальные, печальные и практические ситуации. Первая фраза, произнесенная после приветствия, называется началом разговора. Нередко основная часть беседы состоит только из вступления и окончания разговора.

Праздничная атмосфера и подход к важным событиям предполагает использование фраз в виде приглашений или поздравлений. Атмосфера может быть формальной или неформальной, а обстановка определяет формулировку этикета, который необходимо использовать в дискуссии.

Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете

Приглашение Поздравление
Позвольте вас пригласить Разрешите вас поздравить
Приходите, будем рады Примите наши поздравления
Приглашаю вас От имени коллектива поздравляем
Могу ли я пригласить вас От всей души поздравляю

Грустное настроение, связанное с печальным событием, подразумевает эмоционально выраженное чувство печали dol, а не клишированную или сухую манеру. Помимо соболезнований, ваш собеседник часто нуждается в утешении и сочувствии. Сочувствие и утешение могут принимать форму сопереживания, заверения в хорошем исходе или совета.

Ситуации речевого этикета

Понятие ситуации играет важную роль в нашей культуре языкового этикета. Действительно, в зависимости от ситуации, наши дискуссии могут значительно отличаться друг от друга. Ситуация общения характеризуется целым рядом условий, например

  • личности собеседников
  • место
  • тема
  • время
  • мотив
  • цель

Характер собеседника. Этикет ориентируется в первую очередь на адресата — к нему обращаются, но также учитывает личность говорящего. В основе этикета лежит принцип двух форм обращения — ваша и их. Первая форма отражает неформальный характер диалога, вторая показывает уважение и большую формальность в обсуждении.

Место общения. Общение в определенном месте может потребовать от участников соблюдения определенных правил речевого этикета этого места. К таким местам относятся деловые встречи, светские ужины, театры, молодежные вечеринки и туалеты.

Также используются различные техники обсуждения, в зависимости от темы обсуждения, времени, мотивации и цели дискуссии. Темами для обсуждения могут быть счастливые или грустные ситуации. Время для дискуссий подходит как для коротких, так и для обширных обсуждений. Мотивация и цели появляются благодаря потребности проявлять уважение к другим, выражать доброжелательность и признательность, делать предложения, просить помощи и совета.

Как правило, в спокойной и непринужденной дискуссии легче найти и определить решения для сложных ситуаций. В конце переговоров нужно попрощаться, подведя итог.

Немного истории

Как уже упоминалось выше, этикет — это тип поведенческих правил, которые прививаются людям с детства. В основе этого определения лежат культурные ценности. Соблюдение этих правил помогает строить хорошие отношения с людьми. Сегодняшние правила этикета не были придуманы специально. В процессе общения между людьми на протяжении веков формировались слова, фразы и различные разговорные техники.

Само слово «этикет» имеет греческое происхождение. Означает «класс». Затем это слово прочно укоренилось во Франции. Его начали использовать в конце XVII века, во время правления Людовика XIV. Слово «этикет» было карточкой, на которой были изложены правила поведения за королевским столом.

Правила этикета сформировались в древности, когда люди только начинали учиться устанавливать отношения со своими собеседниками. С тех пор начали формироваться правила поведения, помогающие людям понимать собеседника и создавать благоприятное впечатление о нем.

Правила хорошего поведения можно найти в рукописях древних греков и египтян. В то время это был своего рода ритуал, когда люди понимали, что они не угрожают друг другу и что они думают «на одной волне».

Функции

Основная цель речевого этикета — общение и контакт с людьми. Соблюдение общих правил и стандартов делает собеседника более понятным для других. Мы понимаем, чего мы можем ожидать от него или от нее.

Эта черта восходит к древним временам, когда опасность подстерегала повсюду. В то время соблюдение этого ритуального общения было очень важным. Когда другой человек, который также был собеседником, совершал знакомые и понятные действия и говорил слова, которые можно было понять как правильные, он значительно упрощал взаимодействие и устранял недоверие.

Теперь мы понимаем на генетическом уровне, что людям, придерживающимся этих правил, можно доверять. Стандарты формируют благоприятную атмосферу и оказывают положительное влияние на тех, с кем мы общаемся.

С помощью этикета мы проявляем уважение и признательность к другому человеку. Этикет подчеркивает престиж человека.

В целом, можно сказать, что использование более простых правил дискурсивного этикета позволяет избежать возникновения многих конфликтных ситуаций.

Важно отметить, что письменный и устный этикет совершенно разные. Письменный этикет строго регламентирован, имеет более строгие ограничения, и важно придерживаться его правил. Вербальный этикет свободен в своем проявлении, заменяя слова и фразы действиями, а иногда даже допуская пропуск слов. Примером может служить обычное «Добрый вечер/день!». приветствие вместо. Его можно заменить легким кивком головы или легким поклоном. В некоторых случаях это диктуется моральными правилами поведения.

Этикет делится на следующие виды.

  • Деловой. Его еще называют официальным. Нормирует поведение человека, когда он выполняет свои должностные обязанности. Характерен для официальной документации, ведения переговоров, публичной речи. Может использоваться и для дискутивно-полемической речи.
  • Повседневный. Для него характерна большая свобода действий. Как видно из названия, он активно используется нами в повседневной жизни.

В определенных условиях этикет может применяться по-разному. Например, переход от формального «ты» к более интимному «вы» может подразумевать переход от формальной к неформальной обстановке.

Правильное применение этикета может помочь улучшить навыки общения.

Принципы

Все стандарты поведения изначально основаны на общепринятых этических принципах. Элементы речевого этикета не являются исключением.

Основные принципы можно описать как правильное отношение к собеседникам. В каждой дискуссии важно учитывать позицию собеседника. Это помогает сгладить острые углы и избежать ненужных конфликтов.

Речевой этикет состоит из так называемых «основных структурных элементов».

Важно выбирать фразы, подходящие к конкретной ситуации, учитывая душевное состояние человека и то, насколько вы его знаете. Речи должны быть короткими, но уместными. Важно не потерять смысл обсуждения.

К собеседнику следует относиться с уважением и минимальным почтением.

Самыми основными принципами этикета являются доброжелательность и взаимное сотрудничество. Эти принципы ведут к продуктивному и взаимовыгодному общению.

Однако существует несколько культурных различий в национальном речевом этикете. Например, в России этикет предполагает, что даже иностранцы (незнакомые люди) должны поддерживать разговор. Такие ситуации могут возникать в замкнутых пространствах, например, в лифтах, купе поездов и салонах автобусов.

Речевой этикет основан на определенных принципах. Это общепринятые моральные принципы и ценности, поэтому их несложно понять.

Следовательно, дискуссия должна основываться на уважении к собеседнику, не перебивать его, не повышать голос, не кричать, не сердиться и не говорить одновременно.

  • краткость;
  • вежливость;
  • точность;
  • грамотность;
  • уместность.

Это важные элементы успешного делового общения и повседневного межличностного взаимодействия.

Добро и готовность сотрудничать друг с другом — важный элемент этикета. Соблюдение этих законов гарантирует приятное общение. Кроме того, такой подход позволяет четко договориться о продуктивном сотрудничестве.

Также важно знать, как выбрать правильные фразы для конкретной ситуации. Необходимо учитывать социальный статус и возраст собеседника. Вспомните, насколько хорошо вы с ними знакомы.

Кроме того, ваша речь всегда должна иметь смысл. Пустые фразы, за которыми ничего не стоит, — явный признак неуважения к собеседнику. Старайтесь не использовать их. Пусть ваша речь будет информативной.

Что касается алфавитов, то это один из самых важных терминов. Чтобы считаться культурологом, вы должны правильно использовать слова в соответствии со смыслом и контекстом обсуждения. Не забывайте произносить слово. К сожалению, многие люди виновны в том, что меняют тон даже самых простых слов на неправильные гласные.

Краткие, но важные требования речевого этикета

  1. На «ты» можно обращаться только к близким родственникам, членам семьи, друзьям и некоторым давним знакомым. Также можно допустить это обращение к собеседнику, который существенно младше вас.
  2. Обращение «Вы» — это нейтральный вариант. Он всегда демонстрирует вашу тактичность и вежливость. Также так принято обращаться к людям, которые старше вас по возрасту или занимают более высокую должность.
  3. Не нарушайте рамок между обращениями на «вы» и «ты». В противном случае вы можете прослыть бестактным, грубым и даже фамильярным человеком.

Это лишь самые важные основные правила речевого этикета. Использование их в повседневной жизни делает ее намного веселее и проще!

Речевой этикет — это система требований (правил, норм), которые описывают, как создавать, поддерживать и прерывать контакт с другими людьми в определенных ситуациях. Нормы речевого этикета очень сильно различаются, и каждая страна имеет свои особенности в культуре общения.

Что такое речевой этикет

Наши менеджеры-хозяева свяжутся с вами в ближайшее время, с понедельника по пятницу с 9:00 до 21:00 по Мск.

Ваша личная ответственность: Валерия ответственная и отзывчивая! 😊

Оцените статью
Uhistory.ru