Зимние дворцы в Санкт-Петербурге — нескучная история. Кто построил зимний дворец

Изобразительное искусство
Кто построил зимний дворец - Шестой Зимний дворец Легенда о оружейнике Тарасюке Факты История и архитектура Пушистые охранники

Зимний дворец является домом для многих странных историй. Самые банальные из них — это рассказы о призраках великого Петра, Николая I и Николая II, которые регулярно бродят по ночным залам Эрмитажа. В Эрмитаже существует легенда о подземном ходе, который ведет в Манеж, а ныне в Мраморный дворец.

Зимний Дворец

‘Это Зимний дворец? — Где находится Эрмитаж? — Эрмитаж и Зимний дворец — это одно и то же? Эрмитаж — это название музея в Зимнем дворце?». — Такие вопросы часто задают как российские, так и иностранные туристы. Чтобы перейти к делу, давайте начнем рассказ о самых известных зданиях Санкт-Петербурга издалека, от основания города до Невы …

Для тех, кто знает историю Санкт-Петербурга, не секрет, что поначалу Петр не планировал организовывать центр города на острове военно-морского штаба. Первые здания в Санкт-Петербурге были построены на острове Санкт-Петербург, вокруг современной Троицкой площади. Позже царь планировал построить центр города в Кронштадте на Васильевском острове, но не на левом берегу Невы. Появлению сегодняшнего исторического центра способствовала удача или, скорее, обаяние царя. Мне нравилось работать в x. И лично я мог не только отрубать головы несчастным людям, но и строить корабли.

После создания центрального военно-морского штаба в 1705-1706 годах великие строители Петербурга столкнулись с проблемой, известной многим жителям нашего спального района. Добраться до штаба ВМС с острова Петербург было непросто, даже с учетом отсутствия в то время пробок на дорогах. Поэтому царь хотел иметь дом недалеко от места работы. В 1708 году между Невой и нынешней улицей Миллионной Каи для Петра был построен двухэтажный деревянный «зимний дом». Здание заменило сегодняшний Эрмитажный театр и считается первым зимним дворцом.

Теперь у Петра была возможность каждое утро бегать в сад. Вскоре вокруг царских покоев выросли дома царских служащих и прислуги, а «промышленные пригороды» неожиданно стали политическим и аристократическим центром Санкт-Петербурга.

В 1712 году «Зимний дом» был расширен и добавлены «Свадебные палаты», но поселившийся на новом месте Петрос Алексеев начал думать о более представительном доме. В 1716 году началось строительство нового Зимнего дворца, и архитектор Георгий Матарунови нарисовал проект замены предыдущего здания. Затем исследователи обратили свое внимание на благоприятный выбор места расположения главной королевской резиденции. ‘Дворец расположен в большой части города, крепость, князь Меншиков и особенно дом на открытом море.

Строительство большого Зимнего дворца Петра было завершено в 1723 году. Это событие было отмечено праздничными гуляниями, но Петр недолго прожил в новом здании. 28 января 1725 года император умер в большом зале Зимнего дворца от последствий недолеченной го болезни.

После его смерти Петра Екатерина на некоторое время стала вдовой в Зимнем дворце. При Анне Ионовне двор поселили в соседнем особняке Апкарсина, вместо нынешнего Зимнего дворца. Зимний дом Петра использовался различными службами дворца, а затем был заброшен. При Екатерине II на его месте был построен Эрмитажный театр.

В 1970-х и 1980-х годах ученые в Ленинграде с удивлением обнаружили, что многие элементы Зимнего дворца Петра I сохранились до наших дней. Архитектор Джакомо Кваренги, построивший театр, использовал стены и несущие конструкции старого здания, и сегодня вы можете увидеть комнаты, в которых Петр Великий провел последние два года своей жизни. Сегодня они частично восстановлены и доступны для экскурсий. При императрице Анне Иоанновне на месте нового Зимнего дворца, третьего по счету, были построены дома Апраксина, Чернышева, Лагужинского и Морская академия. Проект длился с 1732 по 1735 год. Новое четырехэтажное здание вмещало около 70 комнат, более 100 спален, театр, часовню, канцелярию, офисы и складские помещения.

Франческо Бартоломео Растрелли, (1750-1760-ее гг)

Зимний дворец.

Строительством нового Зимнего дворца руководил Франческо Бартоломео Растрелли, придворный архитектор Елизаветы. Архитектор почувствовал, что ему доверили проект большой политической важности, и начал с нетерпением оправдывать оказанное ему доверие, говоря, что дворец построен «для единой славы всей России».

Согласно его планам, Зимний дворец должен был представлять собой огромную площадь с внутренним двором. Фасады и интерьеры были оформлены в стиле барокко, окончательным учителем которого был Рас Стари. Каждый фасад дворца был отдельным. Главный фасад находился на южной стороне, выходящей на Дворцовую площадь. Это было самое великолепное зрелище. В его центре находились три арки, ведущие в государственный двор. Фасад, обращенный к Неве, выглядел как бесконечная колоннада. Западный фасад выходил на Раводную площадь, где по проекту Растерли был установлен памятник ПетруI, созданный его отцом КарлоБартоломео.

Внутри Зимнего дворца Растерли спроектировал 1 050 государственных залов площадью 46 000 кв. футов, 1 945 окон, 1 786 дверей, 117 лестниц и 329 дымоходов.

Зимний дворец должен был стать доминирующей архитектурной фигурой в центре Санкт-Петербурга и самым высоким светским зданием в городе. До Николая I был издан указ о том, что ни одно здание не должно быть выше Зимнего дворца в центре северной столицы. Вся система внешней отделки, два ряда колонн и статуй, огромная высота здания (четыре этажа!). ) был разработан, чтобы подчеркнуть На строительстве Зимнего дворца работало около 4 000 человек, включая лучших мастеров со всей России. На территории нынешней Дворцовой площади и Александровского сада стояли бараки, в которых жили рабочие. Суд также должен был изменить его место жительства. Растрелли построил временный деревянный зимний дворец на месте нынешнего дома Чичерина на углу Невского бульвара и реки Мойки.

Элизабет хотела как можно скорее переехать в свой новый дом, но этого не произошло. 25 января 1761 года императрица умерла. 6 апреля 1762 года двор переехал в Зимний дворец, построенный Растерли. Согласно легенде, когда работы были завершены, Дворцовая площадь представляла собой мусорную свалку. Хитрый петербургский генерал барон Н.А. Корф предложил проповедникам, чтобы все жители города могли свободно брать с прежней стройки все, что им нужно. На следующий день они могли гладить белье перед Зимним дворцом … Бедные петербуржцы даже воровали кучи извести.

Зимний дворец становится Зимним дворцом

Здания были перестроены до того, как высохла свежая известь, покрывавшая стены зимнего дворца. Новая императрица Екатерина II, взошедшая на престол после короткого, но запоминающегося правления Петра III, не была поклонницей стиля барокко. Растрелли был вынужден уйти в отставку и покинуть Санкт-Петербург, а для восстановления Зимнего дворца была призвана новая группа архитекторов: Ж.М. Фельтен, Ж.Б. Валлин-Деламотт и А. Ринальди.

Интерьер дворца, спроектированного Растрелли, был почти полностью разрушен. Сегодня осталась только роскошная иорданская лестница. Ежедневно им пользуются тысячи туристов для знакомства с сокровищами Государственного Эрмитажа. На месте старых тронного и театрального залов был построен новый зал Небаенфилладе, включающий в себя зал для приемов, большой зал и концертный зал.

Настоящей жемчужиной дворца был Большой трон или Зал Святого Георгия, спроектированный Джакомо Куарнега. Его центральным объектом был большой трон П. Аги. Для отделки этого главного парадного зала Зимнего дворца использовались цветной мрамор и позолоченная медь.

При Екатерине II Зимний дворец стал центром общественной и культурной жизни Северной Пальмиры, местом пышности, учтивости и танцев. У. Кокс из Англии, посетивший Зимний дворец в 1778 году, описал то, что он увидел ‘Драгоценности сохранили величие других европейских стран’. В танцах приняли участие около 8 000 человек. Правда, эта толпа знатных и богатых торговцев и уважаемых ремесленников не смешивалась с вельможами, которые танцевали за низкими барьерами, отделявшими придворных от остальных гостей.

Работы по украшению Зимнего дворца продолжались в течение следующего царствования. За исключением Павла I, который предпочел Мичиловский замок Зимнему дворцу, каждый император старался внести свой личный штрих в убранство главных дворцов Российской империи. Основной проект 1812 года был осуществлен в силу необходимости нового статуса России как победителя Наполеона и лидера объединенной Европы в борьбе за светлые идеалы авторитаризма.

В 1826 году Карло Росси основал военную галерею перед Георгиевским залом. Его стены украшали 330 портретов генералов, принимавших участие в патриотической войне 1812 года. Картины в комнате были выполнены английским художником Д. Доу. Александр Пушкин посвятил этой комнате свои строки:.

В комнате стоит царская арка, не богатая ни золотом, ни бархатом… В переполненном зале художник поместил могучих полководцев нашего народа, овеянных славой их героических походов и вечной памятью двенадцатого года.

Огюст Монфарран также принимал участие в реконструкции Зимнего дворца. Он построил лестницу императрицы по направлению к входу, украсил ее горельефами, статуями и колоннами, оформил зал полководца Петровского и Арсенал. В.А. Жуковский с восторгом писал о резиденции царя:.

Зимний дворец как императорская резиденция, возможно, не имеет аналогов во всей Европе. По своему размаху его архитектура представляла мощное государство, лишь недавно вступившее в ряды образованных наций, но его внутреннее величие напоминало его самого. бесконечной жизни, которую он кипел в России. Зимний дворец представлял весь народ, русских и нас самих…». .

В 1764 году императрица Екатерина II приобрела коллекцию, которая легла в основу всемирно известного собрания Эрмитажа. Первоначально картины находились в частных комнатах дворца, и их нельзя было увидеть. А его название происходит от французского Hermitage, что означает «изолированный».

Первый Зимний дворец

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил для Петра небольшой дом, состоящий из центрального портала и двух боковых крыльев. .

Первый Зимний дворец.

Здание было двухэтажным, с высокой верандой и черепичной крышей, а единственным украшением были столбовые формы (полки) по углам и оконные рамы. Дом был подарен губернатором Санкт-Петербурга Александром Меншиковым на свадьбу Петра и Екатерины, поэтому его часто называли свадебной комнатой. Именно здесь проходил свадебный прием, и это подтверждают сохранившиеся легенды.

Согласно легенде, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене жены, он отвел ее к зеркалу в комнате, где проходила свадьба, и «превратил это венецианское зеркало, сделанное из простого материала, в ранее несуществующее». Затем он ударил тростью по зеркалу. Марта Скавронска, бывшая горничная и прачка, поняла намек, но не смутилась: «Теперь ваш дом стал красивее?». спросил я.

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра с видом на канал оказался очень маленьким, и в 1716 году архитектор Георг Матарунови нарисовал планы нового дома для императорской семьи. Место для строительства было выбрано самим императором — оно находилось недалеко от Невы, и с него открывался захватывающий вид на полуостров Васильевского острова и район Невы. Построенный осенью 1723 года, дом был величественным, его фасад и комнаты были прекрасно оформлены.

Второй Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Именно в этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года умер Петр I.

Следует отметить, что Петр был высокопоставленной фигурой, и все инновации, появившиеся в Европе, происходили в его доме. Дворец имел центральное отопление и дренажную систему, горячая и холодная вода подавалась по свинцовым трубам. Императору прислуживали в общей сложности 12 слуг, которых он выбирал за их ум и работоспособность, и если они того заслуживали, он их оглашал.

Зимний дворец Петра Великого, где жил и умер основатель Санкт-Петербурга, — уникальный памятник начала XVIII века, который можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится на улице Дворцовая, 32 и административно принадлежит Эрмитажу. Среди прочего, здесь есть восковая фигура Петра, сделанная Карло Растрелли, в подлинных костюмах и обуви. На голове императора можно увидеть его оригинальные волосы.

В 1722 году на персидском фронте было жарко, и Петр остриг волосы, чтобы сделать парик. Использован Растрелли для восковой фигуры царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы, поэтому здание приобрело форму гигантской площади.

Взойдя на престол, Анна Иоанновна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Место для строительства также было выбрано на левой стороне Невы, на участке адмирала Апраксина. Построенное в 1733-1735 годах, здание было просторным, с 70 комнатами и театром, но расположение комнат было запутанным и неприятным.

Четвертый Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета умерла, не успев его достроить. Монументальное здание на Невском кургане построено в стиле барокко, с множеством колонн и декоративной лепниной. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Архитектурные особенности Зимнего дворца

Здание Зимнего дворца построено в форме квадрата — четыре крыла образуют квадрат, а внутренний двор имеет прямоугольную форму. Фасад здания смотрит в сторону Невы и Дворцовой площади. Убранство дворца поражает своим величием.

Главный фасад пересекают арки церемониальных нефов. Строгая торжественность и величественность экстерьера создается благодаря чередованию колонн. Архитектор Лустрелли собрал колонны в пучки, обнажая уровни стен и создавая впечатление беспокойства и движения.

Фасад

Скульптуры и сосуды над карнизом по периметру подчеркивают продуманный и воздушный вид. Вход украшен скульптурной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная строгость подошв и гребней, барочные черты заметны в экстерьере дворца. С момента постройки здание успело стать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

Использование построек дворца

Трехэтажные здания имеют полуподвалы и полуэтажи. Северное и южное крылья имеют светлые внутренние дворы с жилыми анфиладами. На первом этаже находятся служебные и вспомогательные помещения.

Главная лестница

На первом этаже располагался церемониальный зал и личные квартиры императорской семьи. На третьем этаже располагались фрейлины и ближайшие слуги семьи. В Зимнем дворце функции проводились в двух церквях.

Зимний дворец в цифрах

Здание дворца имеет 1084 зала, 1476 окон и 117 скрытых лестниц. Длина фасада здания составляет 210 метров, а высота — 23,5 метра. Его площадь составляет 60 000 кв. м. В 1844 году Николаос приказал, чтобы высота частных владений в городе не превышала 11-кратного гнева (23,47 метра).

Было указано, что гражданские дома запрещено строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «петербургский горизонт». Это означает сохранение центра Санкт-Петербурга как целостного комплекса. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.

Оцените статью
Uhistory.ru