Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной и церковь, которая сгорела почти на 100%. Однако было принято решение о восстановлении храма. Работа над интерьером и архитектурой собора была поручена Ивану Михлину, который составил подробные планы и описания Поковского собора во время его восстановления.
Покровский собор. Чего мы не знаем о «Храме Василия Блаженного»?
Это собор Василия Блаженного? Это неправда. Были ли в Москве крупные храмы? Это неправда. Был ли Иван ужасно слеп к создателю храма? Это неправда. В советское время здесь был только один музей? Это неправда. А что является истиной?
12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, знаменитому Покровскому собору на Красной площади исполняется 450 лет. Известный как собор Василия Блаженного с более красочным куполом и сценой, он был одним из национальных символов России. Религия, культура и история нашей страны переплетаются с этим собором. Не случайно о нем существует множество историй и легенд. Во многих случаях «традиционный» взгляд на знаменитый храм оказался фикцией. Для многих собор — это просто праздничный образ, своего рода телефонная карточка Москвы или туристический ярлык для незнакомых людей. До тех пор реальная история собора гораздо богаче и интереснее, чем широко распространенные заблуждения о нем.
Красная площадь в конце 17 века. Аполлинарий Васнецов. 1925 Г.
Как называется собор?
Рассмотрим, например, название собора. В народе его называют собором Василия Блаженного или собором Святого Василия. Нет никакой серьезной ошибки. Однако мало кто знает, что самое главное его имя — это покровительство Богоматери «у реки» в нашем соборе. Церковь Василия Блаженного, возможно, названа по имени оставшихся в ней «людей».
Внутренние аркады вокруг церкви Посредничества Богоматери
Собор Покрова был построен в 1552 году по клятве Ивана, вместе с походом на Казань и благословением митрополита Макария. Покорение Казани Ханатусом было самым важным событием в русской истории, и его значимость была подчеркнута строительством великолепного собора.
Другое заблуждение заключается в том, что собор был просто храмом. Она называется церковью Святого Василия, Дот и Даш. На самом деле, между 1555 и 1561 годами на одном подклете было построено девять церквей, пять из которых были посвящены памяти Казанского похода. Согласно историческим документам, основная часть собора была построена осенью 1559 года. В это же время были освящены все церкви, кроме центральной. Через полтора года, 29 июня по старому календарю, состоялось торжественное открытие всего собора. Эта дата считается датой завершения строительства храма.
Реликвии и святилище Василия Блаженного
Главный храм, храм посредничества Богородицы, расположен в центре собора и украшен маленькими луковичными головками. Казанский набег начался 1 октября 1552 года, и в это же время, согласно церковному календарю, отмечался праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В результате в честь этого банкета EAST был назван центральный храм, а впоследствии и весь собор. Кстати, Собор Посредников был самым высоким зданием в Москве в то время. В начале XVII века она была доминирующим зданием в Москве того времени, пока в конце XVI в Кремле не была перестроена великая Ивановская колокольня.
Собор имеет в общей сложности 11 куполов. Здесь десять церквей по числу алтарей и еще один купол над колокольней. Сложная архитектурная композиция и программа строительства собора, вероятно, принадлежала митрополиту Макарию, который хотел перенести на землю образ небесного города Иерусалима в креслах и усилить роль Москвы и Ивана.
Восемь церквей расположены симметрично вокруг главного храма в форме восьмикратной звезды. Четыре великие церкви находятся строго по сторонам света.
Кипр и церковь Юстина.
Чествование святого состоялось 2 октября (15 октября н.э.), в день взятия Казани.
Церковь Григория в Армении.
Григорий Армянин был великим армянским просветителем. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.э.). В этот день 1552 года произошло важное событие в страшном походе царя Ивана — взрыв башни АРС в Казани.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Церковь была торжественно открыта в честь входа Христа в Иерусалим. В воскресенье процессия из собора общежития Богоматери в Кремле прошла в алтарь по эту сторону «процессии патриархов Гайдароса». Таким образом, внешняя часовня была пристроена к стороне, ближайшей к Кремлю.
Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?
Но почему защита собора Девы Марии, называемого храмом Василия Блаженного, не связана с именем юродивого, хотя речь идет о страшной акции в Казани? Дело в том, что в 1588 году часовня была пристроена к собору с северо-восточной стороны и посвящена в честь Святого Василия. Он был построен по приказу Ивана, сына Ивана Грозного, на захоронение святого Василия, который умер в 1557 году и был похоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце 15 века. Вся зимняя и летняя одежда состояла исключительно из железных цепей. Москвичи любили Василия из-за его мягкого нрава, в том числе и молодой царь, но юродивый не боялся возражать или перечить ему. При Ионовиче Василий был канонизирован в 1586 году.
Декоративные фрагменты собора
С добавлением церкви Святого Василия функции собора выполнялись ежедневно. С тех пор кафедральный собор Протектората Вейл более известен как церковь Святого Василия. В прошлом функционирование происходило только в более теплые периоды. Собор не отапливался, но церковь Василия Блаженного отапливалась. Кроме того, в церквях было очень трудно выполнять богослужебные функции из-за их небольшого размера, поскольку они были построены как монументальные соборы. В нем могла разместиться только семья императора. Вскоре появилось популярное название собора — Собор Василия Блаженного.
В своей истории собор пережил немало трагических моментов. Его часто поджигали в деревянной Москве. Во время беспорядков он был разграблен поляками и разрушено святилище Святого Василия. Наполеон разместил конюшню в соборе защитной завесы. Он приказал взорвать собор, что, к счастью, не было исполнено.
МОСКОВСКИЙ ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Собор Покровской Богоматери был построен на Красной площади в память о присоединении Казанского царства в 1555 — 1561 годах. Победа над Казанью в 1552 году стала первым крупным успехом внешней политики молодого императора Иоанна II, который после неудачных первых двух походов 1547 и 1550 гг. на Казань и Астрахань в 1554 г. (1554) Он был назван императором.
Для строительства храма было выбрано символическое место — граница между Кремлем и посадом, возле рва, окружающего кремлевскую стену (отсюда и название храма — «Покров РВУ Троцких ворот» и «Троица РВУ»). Times свидетельствует, что идея церковной единицы была завершена и начала воплощаться в жизнь в 1555 году. Глубина и оригинальность его реализации свидетельствует о несомненном участии митрополита святого Макария в «развитии работы». Москва и весь русский царь Иван ужасны.
Собор Василия Блаженного на Красной площади |
На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города. К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим. Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.
Строительство каменной защиты новейшего собора Святой Марии весной 1555 года продолжалось пять с половиной лет. Согласно Никоновской летописи, все церкви были торжественно открыты 1 октября 1559 года, кроме центральной защиты Святой Марии, строительство которой еще не было завершено. Дата окончания строительства и освящения — 29 июня 1561 года — была обнаружена только во время реставрационных работ в 1957-1961 годах. Реставраторы нашли церковный церковный текст. На основе основной крыши.
Долгое время, основываясь на мемуарах западного происхождения, считалось, что основателем храма был иностранный архитектор. Цена открытия имени русского архитектора, давшего жизнь идее царя Петры и метрополии, принадлежит Ионису Кузнецову, первосвященнику собора Покрова Богородицы. Имя изготовителя и имя товарища по хронологии «конец XVII века XVII век» — начало XX века.
Настоятели
- Димитрий (1584 — 1605)
- Гаврила (Гаврило) (1598 — 1627)
- Иоанн Лаврентьев 1629 — 1636
- Викула Варламов (1636 — 1648)
- Владимир (1649 — 1653)
- Григорий (1653)
- Иоанн (1654)
- Артемий (в постриге Аврамий) (1654 — сентябрь 1655)
- Евстратей (1655)
- Савва (1666)
- Максим Иванов (1666 — 1679)
- Дмитрий Григорьев (1679)
- Иоанн Васильев (1685 – 2 декабря 1689)
- Иоанн (1689 — 1692)
- Михаил Григорьев (1693 — 1723)
- Василий Иванов (1723 — 1726)
- Григорий Михайлов (1726 — 1731)
- Иоанн Климонтов (Климентов) (декабрь 1731 – 1744)
- Тимофей Фёдоров (6 августа 1744 — 3 мая 1751)
- Иоанн Алексеев (1751 — 1760)
- Иоанн Васильев (10 июня 1760 — 1763)
- Прохор Алексеев (1763)
- Фёдор Иванов (1764 — 1771)
- Иоанн Антипов (24 ноября 1771 – 3 октября 1773)
- Иоанн Харламов (1773 — 1790)
- Афанасий Ильинский (1791 — 1811)
- Иоанн Шумилин-Платонов (22 февраля 1811 — 1831)
- Иоанн Левшин (28 апреля 1831 — 13 августа 1853)
- Александр Воскресенский (31 октября 1853 — 23 ноября 1873)
- Николай Надеждин (12 декабря 1873 — 30 декабря 1890)
- Константин Богоявленский (19 января 1891 — 27 мая 1913)
- сщмч. Иоанн Восторгов (1913 — 5 сентября 1918)
- Иоанн Ковалевский (1918 — 1921)
- Иоанн Кузнецов (1921 — 1923)
- Пётр Сахаров (1923 — 1929)
- Сост. Е.М. Юхименко. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного)
- http://www.patriarchia.ru/db/text/1559602.html
- https://shm.ru/books/elektronnye-izdaniya/
Дорогой читатель, если вы видите, что эта статья неполноценна или затерта, значит, вы знаете хотя бы немного — пожалуйста, помогите поделиться своими знаниями. Или, если вы удовлетворены представленной здесь информацией и не можете найти больше, пожалуйста, вернитесь сюда и поделитесь тем, что вы нашли.
«МОСКОВСКИЙ ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО» еще можно поискать:
Полнотекстовый поиск по дереву: другие энциклопедии Google: Yandex -Wikipedia -Mail.ru- поисковая система: поисковая система: Yandex -Google
Сначала, в 1554 году, у стен Кремля была построена деревянная посредническая церковь. В 1555 году была основана каменная церковь Девы Марии. Он состоял из девяти церквей в одном подвале. Пять из них были посвящены именам святых и православным праздникам, в которые происходили важнейшие события Казанского похода.
Основание музея в XIX–XX веках
Принципы XX века характеризовались тем, что в 1918 году собор был взят под государственную охрану как историческое место национального и мирового значения. Функционирование некоторых церквей было полностью приостановлено. Начался процесс превращения собора в музейное сооружение.
В 1923 году здесь было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством научного сотрудника Государственного музея Е. И. Шиллина.
В 1928 году собор Богоматери Покрова (Василия Блаженного) приобрел статус пристройки к Государственному историческому музею и находится там до сих пор.
Разведочные работы проводились в соборе до 1949 года, когда в нем были обнаружены. Было обнаружено функциональное значение нескольких помещений в подвале собора.
С 1991 года собор Василия Блаженного находится под общей редакцией Государственного исторического музея и Русской православной церкви.
Современное состояние храма
Сегодня собор полностью отреставрирован, функционирует и сочетает в себе функции воскресного и пасхального музея и места поклонения.
В 2008 году собор был назван одним из семи чудес России, а в 2017 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как единственный архитектурный памятник и гордость русского православия.
В четырех церквях реконструированы слоновые кости 16 века. Она полностью состоит из картин XVI и XVII веков, включая редкую картину XVI века («Александр Невский» XVI века). В других церквях сохранились слоновые кости XVIII-XIX веков. Среди них — две уникальные половинки из Московского Кремля, датируемые первой половиной XVIII века.
Храм Василия Блаженного — архитектура
Собор строился в течение шести лет, с 1555 по 1561 год. Первоначальное изображение было изменено пристройками, но идея собора Василия Блаженного кажется необычной даже сегодня. Он выглядит как купола восьми церквей, окружающих самую высокую девятую. Такого храма в России пока не существует. Собор представляет собой единое здание, хотя каждая церковь имеет отдельный вход и собственное освещение.
Церковь Василия Блаженного не была оборудована террасой, поэтому это было похоже на попытку забраться наверх. Учителя использовали все возможные в то время архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее, здания выглядят очень гармонично. Это одна из уникальных особенностей собора. Идея индивидуальных различий и общего сходства доминирует в дизайне интерьера соборов. В архитектуре соборов есть много священных символов. Круг — символ вечности, треугольник — символ божественного единства, квадрат — символ равенства и справедливости, а точка — начало жизни. Архитектура собора имеет большое духовное значение.
Толщина фундаментных стен собора Василия Блаженного составляет три метра. Именно такая толщина позволяет надежно удерживать все девять зданий. Если посмотреть на подножие церкви, то можно увидеть, что восемь меньших церквей образуют звезду из восьми звезд — символ Богоматери. Внутри множества малых церквей находятся большие церкви. Они ориентированы строго на свет и образуют симметрию. Главный храм с огромным куполом и сценой представляет защиту Богоматери и ее заступничество.
Первая модификация защитного покрова Богородицы относительно РВУ была сделана вскоре после его строительства и была связана с именем известного московского святого — блаженного Василия Блаженного. До появления каменной церкви здесь стояла деревянная церковь Святой Троицы, куда часто приходил молиться Василий Блаженный. В 1558 году он был добавлен к защите собора Богоматери над захоронением Василия Блаженного Чудотворца в Москве. Чтобы построить эту церковь, строители разобрали части первоначального собора.
В XVII веке к церкви Святого Василия были пристроены две замысловатые террасы.
Храм Василия Блаженного — задумка
Выбор архитекторов был обусловлен тем, что собор Василия Блаженного должен был символизировать рай, город Бога. Эта идея принадлежала митрополиту Макариосу, и архитекторы попытались воплотить ее в жизнь. Времена менялись, и собор претерпел изменения, потому что в нем отразились представления людей о том, как изменился рай. Основные идеи остались прежними. Собор Василия Блаженного — это образец райского уголка цветущих садов. Его дизайн включает виноградные листья, красивые цветы, растения, которые не растут на земле …
Сегодня в церкви Святого Василия находятся фрески разных веков — 17-19 веков. Это захватывающий памятник архитектуры. Например, есть изображения мистических тюльпанов. Как их знали в средневековой Москве? Или фрески с водорослями. Где еще местные жители могут их увидеть? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.
Когда посетители проходят по второму ярусу собора, они сталкиваются с пространствами, фресками и архитектурными особенностями настолько насыщенными, что кажется, будто они попали в прекрасный лабиринт. Это одна из примечательных особенностей собора Василия Блаженного.
Читайте также:.