Передвижники — это аббревиатура, обозначающая Союз русских. художников Товарищество гастролирующих художественных выставок, существовавшее в последней трети XIX века. Основателями ассоциации были Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Николай Ге и Василий Перов.
Бунтовщики с мольбертами. Как «передвижники» изменили русскую живопись
Молодые художники, Недовольные устаревшими правилами, они требовали творческой свободы для себя и своих коллег. Не получив желаемого, они ушли из академии и семь лет спустя основали Союз гастролирующих художественных выставок. В течение следующих тридцати лет он был «передвижники» внесет решающий вклад в развитие русской живописи и создаст сотни выдающихся картин.
В середине девятнадцатого века русская школа живописи переживала не лучшие времена. Студентов Академии изящных искусств поощряли рисовать библейские или мифологические сюжеты, которые имели мало отношения к сегодняшнему дню. Новое поколение художников, напротив, мечтало делиться реалистическими сюжетами, включать в свои картины актуальные и часто болезненные темы, освещать социальные проблемы и пороки. Четырнадцать талантливых выпускников Академии, стремившихся к золотой медали, поставили свои условия. Они обратились в попечительский совет Академии с просьбой дать им возможность написать конкурсное сочинение на свободную тему. Общая тема — «Пир Одина в Валгалле» — нисколько их не заинтересовала. К сожалению, художникам он был отвергнут. Без лишних слов молодые люди в знак протеста покинули Академию изящных искусств и основали свою собственную ассоциацию. Около 1870 года Союз передвижных выставок, члены которого выступали за критический реализм, был самым ярким явлением в мире искусства.
Зачинщиком «Восстания четырнадцати» был художник Иван Крамской. Его путь к профессиональной живописи был непростым. В детстве он работал помощником иконописца, а в подростковом возрасте стал ретушером у странствующего фотографа, исправляя его фотографии. В более зрелые годы Крамской позиционировал себя как философ, стараясь произвести впечатление не аляповатыми красками картины, а ее глубоким смыслом. Самая известная его картина — «Христос в пустыне». художник Через два года после основания партнерства он написал «передвижников». Сотрудники Крамского подготовили устав и даже утвердили его в Министерстве внутренних дел. В этом документе говорится: «передвижники» Они обязались раз в год проводить полноценные встречи для обсуждения важных вопросов. Первая выставка была открыта в Санкт-Петербурге в 1871 году и вызвала большой ажиотаж среди представителей всех классов. Интерес к работе «передвижников»превзошли все ожидания. За годы работы компания организовала 48 выставок в разных городах. Фотографии художники появлялись в провинциях и перемещались из одного места в другое. Павел Третьяков описал сотрудничество как «.передвижников»тесный круг лучших. художников и хороших людей.
Новые пути творчества
Стараниями «передвижников» Реализм постепенно вытеснил академическую живопись. Иногда она даже имела несколько драматический характер, чтобы очаровать обывателя и заставить его задуматься о несправедливости. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году, аграрный вопрос не исчез. Жизнь бывших крепостных по-прежнему была нищенской. Художник Василий Перов посвятил крестьянской жизни серию работ, из которых «Тройка» — самая показательная. Он написал ее через три года после «Восстания четырнадцати». Зритель может видеть лица измученных детей. Они одеты по погоде — их обувь изношена, а одежда очень тонкая. Перов долго выбирал модели для своих работ, особенно главную фигуру — мальчика, стоящего в центре. Реальная судьба мальчика была еще печальнее, чем у фигур на картине. Через год после завершения картины, художник она узнала, что мальчик умер. Можно только предполагать, что послужило причиной смерти — тяжелый ежедневный труд, голод или болезнь.
Работа «передвижникаПьеса Ильи Репина «Бурлаков на Волге», также посвященная страданиям «маленького человека», вызвала бурную реакцию. «Бурлаков на Волге» художник начали писать в те годы, когда на смену парусным судам пришли пароходы и необходимость в рабочей силе отпала. Многие упрекали Репина за его опоздание и ничтожность. Возмущение вызвал и тот факт, что картина была отправлена на всемирную выставку в Вене. «Ну, скажи мне, ради всего святого, что заставило тебя нарисовать эту картину? Я свел старомодные средства передвижения к минимуму, и это еще не скоро уйдет в прошлое! Министр путей сообщения Алексей Бобринский гневно кричал на художника. Однако великий князь Владимир Александрович высказался в пользу Репина. Он не только приобрел «Бурлаков» для своей личной коллекции, но и охотно показывал картину всем своим гостям, подробно объясняя ее значение и человека, который на ней изображен. В своем творчестве Илья Репин не изменил своим принципам и продолжал браться за спорные и «опасные» темы. Однако не все его шедевры дошли до зрителя в том виде, в котором были задуманы изначально. Первая версия «Не ждать», например, датируется 1883 годом, а главной фигурой является девочка, встречающая своих сестер дома. Эта версия картины, конечно же, является основной был художнику для экспериментов с расположением фигур и цветом, но она стала самостоятельной, не менее интересной работой. Окончательный вариант картины «Я не жду» был написан Репиным после того, как он объявил амнистию ссыльным. Благодаря усилиям художника главный герой выглядит неуверенным и растерянным — по сути, таким как российское общество после рокового убийства царя Александра II.
Остановившие время
«Передвижники» не игнорировали исторические вопросы. В 1877 году Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов приехали в Москву за вдохновением. Они начали исследовать центр города и его окрестности. Результатом их долгих странствий стали несколько картин, получивших национальную известность. Поленов написал «Московский двор», Васнецов — портрет Ивана Грозного, Суриков — «Утро стрелецкой казни», а Репин — портрет царицы Софьи. История жизни и борьбы за власть сестры Петра Великого завораживает художника после посещения Новодевичьего монастыря. Художник даже смог увидеть камеру, в которой держали в плену принцессу, поэтому ему не составило труда воссоздать интерьеры. Другое дело — внешность Софьи Алексеевны. О ее реальной внешности сохранилось мало сведений. Современники говорили, что принцесса была довольно некрасивой, но ее глаза выдавали сильную и властную личность. Один из иностранных дипломатов писал, что София выглядела намного старше своих лет; когда они встретились, посланник принял ее за сорокалетнюю женщину, хотя ей было не больше двадцати пяти. Илья Репин сделал несколько эскизов головы Софьи для своих заказчиков. Но посмотрите на княгиню действительно «петровскую» — достаточно сравнить ее портрет со многими картинами Петра Великого.
Василий Суриков, мастер исторического жанра, обратился к смежной теме и показал Россию на следующем этапе, когда допетровская Московия уходит в прошлое, освобождая место для нового, европеизированного и авторитарного государства. Утро стрелецкой казни художник Он долго и упорно работал, страдая от кошмаров и тревожных видений. «Я придумал его, когда ехал из Сибири в Санкт-Петербург. В тот момент я увидел красоту Москвы. Памятники и площади стали для меня фоном, на котором я мог разместить свои сибирские впечатления. Я сам видел все памятники: царей в мантиях и царевен — живых мучеников», — вспоминал художник. Художник вспомнил. Модель для картины Сурикова оглядела весь город, внимательно наблюдая за лицами прохожих. Он находил нужные ему сорта в самых неожиданных местах — на рынках, площадях и даже на кладбищах. Многие отказались позировать, когда узнали, о каком «кровавом» акте он говорил. художник. В год завершения картины по трагическому стечению обстоятельств произошло убийство Александра II, суд над Первомаршевым и казнь пяти мятежников.
У передвижников Есть много картин, изображающих пейзажи. Картина Саврасова «Крысы приехали» произвела фурор, когда была впервые выставлена. Сегодня это полотно знакомо каждому студенту. Другими популярными картинами были изображения русских лесов Ивана Сишкина и «Лунные ночи в украинской деревне» Архипа Куиджи.
Кто такие передвижники?
Передвижники — это аббревиатура, обозначающая Союз русских. художников Товарищество гастролирующих художественных выставок, существовавшее в последней трети XIX века. Основателями ассоциации были Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Николай Ге и Василий Перов.
Какова была цель создания общества?
Второго ноября 1870 года был принят устав Передвижников. В нем провозглашалась цель объединения — организация передвижных выставок во всех городах империи для ознакомления жителей провинций с русским искусством, привития обществу любви к искусству и чтобы для художников для облегчения продажи своих произведений. Устав гласил, что делами ассоциации будет управлять общее собрание членов и что все вопросы будут решаться голосованием.
Члены объединения работали в разных художественных направлениях. Однако объединяло их то, что они были вдохновлены идеями народничества* и сознательно противопоставляли представителям официальной науки** свое творчество.
Кто входил в состав Передвижников?
В группу передвижников временами входили Илья Репин, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Иван Крамской, Василий Перов и другие, ставшие впоследствии знаменитыми, художники. Значительная материальная и моральная поддержка художникам Коллекционер и меценат Павел Третьяков оказал значительную материальную и моральную поддержку, приобретая их картины для своей галереи.
Первая выставка Общества открылась 11 декабря 1871 года в Санкт-Петербургской Академии художеств. В нем были представлены работы следующих художников. 16 художников. Особым успехом на выставке пользовались картины «Башни приехали» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге и «Иван Грозный» Марка Адокольского. После Санкт-Петербурга выставка была показана в Москве, Киеве и Харькове. За полвека своего существования Ассоциация организовала 47 передвижных выставок.
*Народничество было идеологическим движением различных интеллектуалов в России с 1860-х по 1900-е годы. Свое название он получил из-за стремления «приблизить интеллигенцию к народу». Она зародилась в России в XIX веке с идеи, предложенной А. Герценом и развитой в теории общинного социализма Н. Чернышевского.
**Русский национализм в России XIX века начался в России с теории общинного социализма, предложенной А. Герценом и развитой Н. Чернышевским.