На башне висел небольшой колокол, оставшийся от амбара и ветряной мельницы, с которых он свисал, а на самом колоколе был установлен крест. Группа оронецких плотников построила небольшой деревянный купол на восточном конце конька крыши, в соответствии с северными русскими строительными традициями. Дымоход находился на расстоянии 0,5-0,7 метра от конька крыши.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Петербургская история знает четыре церкви Святого Исаакия. Первая деревянная церковь была построена в 1707 году на месте военно-морского штаба по приказу великого Петра. Царь Петрос Алексеев родился 30 мая от опеки по старому стилю. В 1712 году Петрос женился здесь на своей второй жене Екатерине Алексеевне. В 1722 году он подписал указ о том, что моряки Балтийского флота должны приводиться к присяге в Исаакиевской церкви.
В конце концов, маленькая церковь была разрушена, и было решено построить новую каменную церковь в Исаакии, ближе к более просторной Неве. Однако в 1760 году он был снесен, и это — воды Невы — повредили основание здания. Третий собор был построен дальше от воды. Антонио Ринальди начал этот процесс при императрице Екатерине II, а завершил его Винченцо Бренна при императоре Павле I. В итоге это выглядело нелепо — конструкция начиналась с мраморных плит, а заканчивалась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
Фото: Alex Florstein Fedorov_Wikimedia Commons_cc-by-sa-4.0
В 1809 году был объявлен конкурс на строительство нового собора. Третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условиями конкурса было сохранение трех освященных алтарей существующей церкви. Архитекторы представили планы, все они были отвергнуты Александром I.
Только когда в императорскую канцелярию поступили имперские проекты молодого архитектора Огюста Монтерланда, ситуация начала меняться. В 1818 году он подготовил план, в котором предлагалось сохранить часть алтаря Третьего собора. Проект был одобрен императором.
Четвертый собор был торжественно открыт 12 мая-июня 1858 года в присутствии императора Александра II в день памяти святого Исаака Далматского.
Фото untalented guy/flickr/cc by-nd 2.0
На площади святых Петра и Исаака был установлен киоск для мира, но этого все равно было недостаточно — мир даже забрался на крышу соседнего дома. Окончательно строительные леса были сняты с собора только в 1916 году.
Внутреннее убранство
Фото: Ximeg/Wikimedia Commons/CC-SA-3.0
Исаакиевский собор обладает уникальной коллекцией монументальных росписей первой половины 19 века — 150 живописных изображений. Картины были выполнены художниками К. Бруловым, П. Бейсиным, Ф. Бруни, В. Шебиевым, А. Марковым, Н. Алексеевым, П. Шамсиным, Ф. Завировым и другими. Центральная купольная плита площадью более 800 кв. м «Слава Богоматери» была спроектирована Бруровым, но в 1848 году П. Байсин завершил ее из-за болезни учителя.
Малахит использовался для украшения собора на Урале у Бадасана, собора в Расли, пестрого камня в Соксе, черного сланца разных цветов, розового в Итиви, желтого в Сиене и красно-розового во Франции.
Для внутренней отделки собора использовались российские и итальянские мраморы, в том числе белый, темно-красный, белый каррарский мрамор и редкий темно-красный мрамор. Иконостас имеет восемь колонн из малахита и две из лазурита.
В 1843 году витраж с изображением Воскресшего Христа был помещен за святым берегом в главном нефе. Площадь витража составляет 28,5 кв. м, высота — 9,5 м, его часть запечатана свинцовым профилем. Витраж «Воскресший Христос» — один из величайших памятников в истории витража в России.
По приказу царя была построена деревянная церковь для 10 000 человек, работавших на верфях военно-морского штаба до 1710 года. На лугах военно-морского штаба конструкторский сарай был превращен в храм. Была построена колокольня с звонницей и колокольня с небольшим куполом с крестом.
Четыре жизни Исаакиевского собора
Преподобный Исаакий Далматский, чей ВЕЧНЫЙ праздник приходится на 4 апреля, не является известным в России святым. Однако у него есть самая большая церковь в Санкт-Петербурге — Исаакиевский собор. Это могло бы показаться странным, если бы не тот факт, что Петрос, основатель нашего города, родился в другой день (30 мая/12 июня).
Церковь св. Исаака Далматского 1710 г. и.а. Клюквина. из планов конца 1850 г., начала XVIII в.
Жизни первая и вторая
Поэтому святой Исаак Далматский особенно почитается в нашем городе. Четыре храма сменяют друг друга в честь этого святого. Как капли воды в своей истории, они отражают историю Санкт-Петербурга. Первый храм в честь святого Исаакия Далматского был построен в нашем городе в 1710 году. Он располагался рядом с Адмиралтейским скирибадьярдом. После своего основания Санкт-Петербург строился в спешке, и Исаакиевская церковь не стала исключением. Это было даже не здание, построенное для этой цели. Церковь была готова, к бывшему амбару была пристроена колокольня, на которой стояла только колокольня и небольшая часовня над частью святого берега.
Эта церковь простояла недолго, но сумела остаться в истории. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялась свадьба Петроса и Екатерины, впоследствии Екатерины I.
Маленькая деревянная церковь не могла сравниться с величием столицы: в 1717 году напротив Петра была заложена новая каменная церковь Святого Исаака. Речь шла о местонахождении сегодняшнего Медного всадника. Он был спроектирован архитектором Георгом Иоганном Матарновицем. Через несколько месяцев после гибели фундамента храма, церковь была построена одновременно несколькими архитекторами. Харвелл, М.Г. Земцов, Г. Кьявери, Д. Трезини. В 1727 году в присутствии Екатерины I церковь была торжественно открыта.
К сожалению, сохранилось мало изображений, дающих представление о внешнем виде здания. Согласно документам, это был греческий крест с равными точками. К одноуличному храму прилагалась 40-метровая трехъярусная колокольня с колоколами. Петр I специально заказал двое европейских часов для колоколен Петропавловского собора и Исаакиевской церкви. Сам силуэт церкви в панораме города напоминал Петропавловский собор.
И церковь сыграла важную роль в истории Петербурга. Согласно приказу Петра I, «офицеры морского штаба и Балтийского флота «приняли присягу»». Но долгое время этого не происходило. На это было две причины. Во-первых, неудачное расположение здания. Из-за близости к Неве грунт под храмом был неустойчив, и вскоре в стенах появились трещины. Второй проблемой был пожар. Церковь дважды сгорала, в результате чего деревянный купол частично сгорел, опрокинув железную крышу здания и разрушив колокольню и часы на колокольне.
Злополучное здание пытались спасти. Ремонт занял более десяти лет. Однако церковь продолжала изнашиваться, и в 1758 году было решено ее разрушить и построить новую.
Жизнь третья
В приказе от 15 июня 1761 года говорилось, что «при построении Исаакиевской церкви архитектором состоит Савва Шевакинский».
В 1762 году Чебинский представил в Сенат планы церкви и смету расходов на ее строительство. Именно Савва Иванович выбрал место Исаакиевской церкви, где он и находится сегодня. Однако в 1767 году Чебинский ушел в отставку, и его заменил Антонио Ринальди, который создал свою собственную работу.
Наилучшее представление о проектах Ринальди мы можем получить из моделей, хранящихся в музее Академии. Основной объем храма венчает купол, окруженный четырьмя колоколами-перфораторами. Трехэтажные колокольни расположены на здании с запада. Согласно планам Ринальди, весь храм должен был быть выложен из цветного сибирского и полированного мрамора.
Известный искусствовед и историк архитектуры В.Я. Курбатов в 1913 году писал, что. ‘Когда Исаак Ринальди будет закончен, мы получим беспрецедентный пример совершенной архитектуры барокко’. Однако, к сожалению, судьба этой прекрасной работы оказалась печальной. У уставшей российской казны не было денег на регулярное строительство, и храм возводился медленными темпами. В 1796 году, когда Павел взошел на престол, собор был достроен до завершения карниза.
26 декабря 1796 года Павел приказал приостановить выделение средств на строительство собора. Драгоценный мрамор, собранный им для фасада, был отправлен для украшения Михайловского замка. Казалось, что собор никогда не будет закончен, но в марте 1797 года Павел попросил архитектора Винченцо Бренну завершить строительство, но ресурсы были не минимальными. Наконец, 30 мая 1802 года храм был торжественно открыт перед следующим императором, Александром I.
Винченцо Бренна был талантливым архитектором, но что он мог сделать в таких обстоятельствах? Спонтанно собор пришлось строить как однонефный, а колокольню ограничили двумя фазами. Очевидно, что споры об инвестициях в мрамор больше не ведутся. Обстоятельства строительства собора были более точно выражены в надписи, опубликованной в то время в Санкт-Петербурге. Это памятник двум царствам. Это кирпичи!
Третья церковь в честь Святого Исаака просуществовала недолго. Во время пасхальной кампании 9 апреля 1816 года мокрая штукатурка упала с купола на правильный хор, «вызвав сильное потрясение и заставив весь мир испугаться». Впоследствии церковь была закрыта.
Эта структура вызвала современный смех и горькую иронию. Например, Акимов, морской офицер, приехавший в Россию после долгого пребывания в Англии, написал надпись.
Дело всей жизни Огюста Монферрана
В начале 19 века было решено построить новый собор. На этот раз он простоял несколько веков. План архитектора Огюста Монтерланда выиграл конкурс. Строительство началось в 1818 году и продолжалось в течение 40 лет. Легенда гласит, что Монтелланд предсказал, что его жизнь закончится, как только будет закончено строительство храма.
Совпадение или нет, но архитектор умер через месяц после освящения Исаака. Но не только суеверия французских архитекторов задерживали строительство. Ведь в Санкт-Петербурге было трудно найти подходящее место для такого тяжелого здания. Фундамент был заложен практически в болоте — 11 000 камней пришлось заложить в землю и укрепить гранитными блоками.
Сложности при строительстве
Особую сложность представляла установка 48 монолитных гранитных колонн весом 114 тонн каждая. Монферран решил эту проблему удивительным образом. Он приказал установить колонны до возведения стен. В 1822 году на глазах королевской семьи и изумленной публики была возведена первая колонна. Только через восемь лет был воздвигнут последний столб и началось строительство стены.
В конце строительства над собором был возведен огромный сферический купол. Его позолота продержалась более полутора веков без обновления. В процессе золочения использовался так называемый огневой метод. Сплав золота и ртути помещали на медную пластину, затем пластину нагревали, чтобы испарить ртуть. Таким образом, золото было прочно закреплено на меди. Однако токсичные пары ртути отравили рабочих — в общей сложности около 60 человек погибли во время золочения купола.
Все четыре варианта Исаакиевского собора были построены на средства, собранные из государственной казны. До революции церковь была государственной собственностью и принадлежала Дворцовому министерству. Затраты были значительными. На позолоту одного из куполов было потрачено более 100 кг золота.
Иоанн Евангелист (в центре) изображен с орлом. Всемогущее око орла не может скрыть обиду. Он пережил других апостолов, и, по преданию, ученики похоронили его заживо (согласно его желанию). Когда вскоре после погребения Его гробницу открыли, апостолов там не было: как и Иисус Христос воскрес из мертвых.
Что изображено на потолке Собора?
Исаакиевский собор сверху донизу украшен фресками, мозаикой, скульптурами и мраморными работами. Если встать прямо под куполом и посмотреть вверх, то можно увидеть одну из работ Карла Брылова — доску с изображением молящейся Девы Марии. Справа от Девы Марии — Иоанн Креститель, слева — Иоанн Богослов. Чуть дальше находится небесный покровитель семьи Романовых. В центре крыши находится белый голубь, символизирующий Святого Духа. Многие искусствоведы интерпретируют эту интригу как обожествление династии Романовых. Известно также, что Брылов занимался живописью в течение четырех лет.
Что увидел Иезекииль?
На куполе с западной стороны центрального нефа находится картина Бруни «Видение пророка Иезекииля». На камне в центре комнаты стоит пророк Иезекииль, которому, согласно библейской легенде, явился Господь Бог и привел его в поле, полное костей. Затем Бог сказал пророку говорить Свое слово, чтобы дать им жизнь. В этой истории описывается момент, когда Иезекииль перед смертью произнес слово Господа. Мертвые — это дом Израилев, которых Господь обещал воскресить из могил. Эта сцена считается архетипом вечной жизни и воскресения.
Что написано на фасаде Собора?
На северном фасаде находится рельеф с изображением воскресения Христа. Виден Сам Христос, по обе стороны от Него — ангелы, а за ангелами — люди, устыдившиеся увиденного. Под рельефной композицией находится надпись золотыми буквами. Твоей силой, Господи, царь будет радоваться».
На западном фасаде изображена «Встреча Исаака Далматинского с императором Феодосием». Исаак находится на правой стороне рельефа, поздравляя императора и его жену. Позади него склоняются солдаты. В левом углу рельефа изображена фигура, держащая модель собора, архитектора О. Монферрана. Под рельефом находится надпись «Царю царей».
Южный фасад украшен рельефами «Трех врачей Востока». В центре изображена фигура Марии с ребенком, по обеим сторонам от нее стоят три восточных доктора, пришедшие поклониться. Под рельефом расположена надпись «Мой храм — храм молитвы».
На восточном фасаде находится рельеф со сценой, как Исаак Далматский останавливает императора Валентино. В центре — фигура императора, слева — Исаак. Позади Исаака стоит солдат, держащий его за руку. А под анрельефом — надпись: «За тебя, мы верим, мы будем вечно бесстыдны».