Храм Троицы Живоначальной в Хорошёве, Москва. Церковь троицы что в кокошниках

Местность, где впоследствии будет построена церковь, лежит между двумя реками — Ходином и Москвой. Ему было дано много названий, самые популярные из которых следующие

Храм Троицы Живоначальной в Хорошёве, Москва

Прекрасная церковь, посвященная имени живой Троицы уже более 400 лет, стоит на высоком берегу Москвы-реки. Он был основан Борисом Годуновым в подмосковном селе Горосево в те времена, когда в России были счастливые и процветающие времена.

Среди вихря времен и правителей церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошово всегда оставалась островком мира и спокойствия. Там верующие забывали о мирской суматохе и обращали свои мысли и души к Господу.

От Ходынского луга к Хорошёву

Живописное место между реками Москва и Кондиния упоминается под разными названиями в исторических документах 14 века.

Эта фамилия осталась от названия подмосковной деревни в начале XVI века. В то время он был частью дворца Ивана IV. Исследователи считают, что в то время на высоком берегу Москвы-реки были построены путевой дворец и деревянная церковь для царской семьи.

Вскоре после этого Хорошёво было подарено Борису Годунову, зятю Фёдора Ивановича, последнего правителя из династии Рюриков. Действительно, персонаж Бориса Годунова имеет противоречивую репутацию в истории российского государства. Однако он внес значительный вклад в развитие светской и храмовой архитектуры Русского государства. По приказу новых владельцев деревни рядом с деревянным дворцом была построена белокаменная церковь.

Вторая волна реконструкции пришлась на 70-80-е годы 20-го века. За этот период были проведены следующие ремонтные работы

  • восстановили боковые входы в основную часть здания и его исконный цоколь;
  • завершили реставрацию оконных проёмов и арок верхней галереи;
  • обновили покраску фасадов всех частей здания;
  • обновили полы внутри храма;
  • разобрали межэтажные перекрытия, открыв потолочные своды;
  • заново покрыли медью купола и кокошники;
  • установили на свои места новые купольные кресты.

Современное состояние

Знаковое культовое сооружение в Хорошеве было передано Русской православной церкви в 1989 году. В том же году началась реставрация картин, украшавших стены и арочные залы. Иконы для новой коллекции поступали со всего мира. Люди принесли с собой как древние, так и новые образы.

В 1993 году все святые иконы были украдены. Однако, как и прежде, благодаря усилиям прихожан и меценатов, коллекция икон в обновленной церкви вскоре пополнилась. В 1997 году в церкви был установлен новый иконостас с иконами в рублевском стиле.

По благословению Патриарха Алексия II пресвитеры и клирики Троицкой епархии являются священнослужителями, служащими в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. В настоящее время главой епархии является святой Михаил Маркос, глава Рязанской митрополии и отдела зарубежных учреждений.

Реставрационные работы в церкви Живоначальной Троицы были завершены в 2002 году. Копии керамических изразцов, подаренных Борису Годунову турками, были размещены в кокошнике главной части здания.

Архитектура

Современный архитектурный комплекс церкви Живоначальной Троицы начал формироваться много веков назад. В этом процессе можно выделить следующие этапы.

  1. Конец XVI века — возведение основной части храма, состоящей из трёх частей, которые были объединены общим гульбищем (террасой). Основной объём постройки украшает шлемовидными купол, стоящий на барабане, основой которого являются пять рядов кокошников. Эта же композиция повторяется и в боковых приделах. Таким образом, церковь в Хорошёво имеет три главы. Здание сложено из красного кирпича. Его стены, сегодня выкрашенные в белый цвет, первоначально оставались красными, а цоколь и декоративные детали выделялись своей белизной.
  2. XVII век — гульбище преобразуется в паперть с небольшими окнами.
  3. Конец XVIII века — строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной под руководством архитектора Андрияна Афанасьева в стиле русского классицизма. Она имеет небольшой размер, строгие и лаконичные линии, и венчается шлемовидным куполом, стоящем на небольшом барабане.
  4. Середина XIX века — строительство трапезной части, объединившей колокольню и основную часть. Трапезная представляет собой двустолпную залу с трёхскатной крышей. Декор её внешних стен визуально объединяет постройки XVI и XVIII веков. Вход в храм после возведения средней части происходил через колокольню, к которой пристроили два крыльца. На сегодняшний день колокольня имеет один вход.
  5. Начало XXI века — строительство административно-хозяйственного здания с примыкающим к нему крестильным помещением. Здание выполнено в стиле гражданской архитектуры допетровских времён.

Однако нельзя отрицать, что он внес огромный вклад в развитие церковной и светской архитектуры. Именно Годунов приказал строить каменные церкви рядом с деревянными зданиями.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

В 1649 году сразу за Тверскими воротами в Белом городе была заложена церковь Рождества Богородицы, строительство которой было завершено три года спустя. Место, где была построена церковь, называлось «Пучинки», вероятно, из-за древней дороги на Тверь и Димитров, которая отходила отсюда от Тверских ворот в Москве. По другой версии, название было связано с разъездным двором возле посольства, через который европейские послы прибывали в Москву (обычно по Тверской дороге через Новгород). Строительство велось на средства императорской казны, составлявшие в то время 800 рублей. Этому способствовало то, что патриарх Иерусалимский Паисий, находившийся тогда в Москве, вмешался в дела царя, чтобы построить новую каменную церковь взамен сгоревшей деревянной.

Церковь Рождества Богородицы в Псинках находится в начале улицы Малая Дмитровка, рядом с театром «Ленком».

Сегодня церковь Рождества Богородицы в Пуче — один из самых красивых православных храмов Москвы. В отличие от церкви Святой Троицы, церковь в Путче белая, но богато украшена всевозможными орнаментами. Здесь есть арки, замысловатые резные дощечки и своды. Трудно найти часть фасада без декоративных элементов. Все это, несомненно, позволяет отнести некоторые церкви к категории «стандартных».

Строительство новой церкви велось, как и в случае со многими древнерусскими храмами, не по техническому замыслу, а по проекту. Таким образом, здания получились очень необычными и живописными. В частности, его украшает колокольня дизайна, с изысканными декоративными сценами как на центральной площади, так и в часовне, посвященной образу Нео-Паримаякупены.

Показаны слева направо: терраса, часовня Неопаримая Купина, колокольня и основной объем с тремя двойными крышами.

Стоит отметить, что в 1653 году, через год после окончания строительства, патриарх Никон запретил строить храм в России. Никонас считал строительство очень дорогим с точки зрения вместимости храма и технически сложным и неэффективным. Кроме того, комплекс с двухмерной крышей не удовлетворял Никона по личным (и, возможно, эстетическим) причинам. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путини стала одной из последних, если не последней, церковью с крышей в Москве.

Церковь Рождества Богородицы — одна из немногих церквей в Москве, сохранивших свой первоначальный облик. Здание церкви пережило все перестройки и пожары. Даже во время захвата Москвы французами в 1812 году он не пострадал, но все окрестное имущество было разграблено и сожжено. По легенде, церковь должны были взорвать 22 июня 1941 года, но начало войны помешало этому.

После Октябрьской революции церковь некоторое время оставалась нетронутой, а в конце 1920-х годов в ней поселились братья Высоко-Петровского монастыря. В конце концов, церковь закрылась в 1939 году, и в здании обосновались различные офисы. Позже ему был предоставлен репетиционный зал для руководства «цирком на сцене», а к 1990 году там дрессировали собак и обезьян. К счастью, животные не смогли причинить никакого ущерба, который мог бы ожидать людей в храме.

Вид на храм со стороны дороги позволяет лучше рассмотреть парадокс вытянутой главной тумбы церкви, украшенной тремя декоративными сценами.

В 1990 году здание было возвращено Русской православной церкви, а в 1991 году возобновились богослужения. В настоящее время церковь имеет статус Патриаршего подворья. Знаменитый актер Ленкома Александр Абдулов сыграл важную роль в восстановлении церкви. По его собственной инициативе во дворе Ленкома был организован праздник подворья, а собранные во время праздника деньги пошли на восстановление церкви. Абдулов был похоронен там в 2008 году.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Еще один «плановый» храм был построен на средства богатого купца рядом с его каменной палатой. Она называется церковь Николая Чудотворца Берсеневского и находится на Берсеневской набережной во дворе знаменитого «дома на набережной», где жила советская номенклатура. Почему это место называется Берсеневка? В начале XVI века владения принадлежали Ивану Берсени-Бекремышеву, «сыну боярскому», фактической правой руке и доверенному советнику великого князя Ивана III. Однако его не устраивал характер великого князя Василия III, сына Ивана III, который говорил о «весьма смелых причинах» и сообщил о своем разводе с Соломонией Сен-Пруа. Белсен Бекремышев был обезглавлен в 1525 году, но его имя сохранилось в названии набережной и одной из башен Кремля («Бекремышевская»).

Опальные придворные земли стали собственностью царя и были переданы Базелем III Кириллу, который служил царским садовником. Внук садовника, АверкийСтепановичКириллов, со временем унаследовал землю и построил рядом с ней дом и церковь. Кириллов был богатым купцом, владевшим многими магазинами, соляными промыслами Камской Солии, селами и деревнями в Москве и других городах России. В 1677 году, в начале царствования Федора Алексеевича (зятя Петра I), Аварки Кириллов стал государственным служащим. Он был назначен государственным служащим и управлял Большим фондом и приходом. На практике он был налоговым комиссаром штата. Он пострадал от этого: во время стрелецкого восстания 1682 года он был обвинен стрельцами во взяточничестве («за вымогательство больших взяток, наложение всякого рода налогов или совершение мошенничества») и был убит. Никаких других доказательств взяточничества Кирилова впоследствии найдено не было. Стрельцы (многие из которых имели свой «бизнес», говоря современным языком:), видимо, не хотели платить налоги.

Каменная церковь во дворе Аверкия Кириллова была построена в 1656-1657 годах в стиле узолочи. Несомненно, на него повлияла церковь Святой Троицы в Никитниках, которая уже была построена в то время. Первоначально это была часовня с колокольней и огромной верандой с колоннами (кубические и «столбы»). Основными элементами декора являются верхняя часть главного четверика и несущие арки на барабанах пяти глав церкви. Фасад здания также богато украшен. Оконные стекла, колонны и широкий орнамент придают храму гламурный и продуманный вид. В 1775 году с западной стороны церкви была построена новая просторная столовая в классическом стиле (см. фото выше). Это резко контрастирует с первоначальным «шаблонным» обликом здания.

Церковь сгорела во время войны 1812 года, а после пожара была отремонтирована и вновь открыта. В 1854 году была построена новая колокольня, но, к сожалению, она не сохранилась.

В советский период церковь действовала до 1930 года, после чего была закрыта, а в 1932 году колокольня была снесена, что помешало освещению ресторана в помещении у Аверкирилова. Во время строительства дома на набережной всей церкви также угрожал снос, которого требовали архитекторы и производители дома. Однако церковь чудом уцелела, и в 1958 году в ее стенах обосновался музейный институт. Сегодня храм возвращен Русской православной церкви и вновь функционирует с 1992 года.

Каменные будки Аверкия Кириллова были построены вместе с церковью одновременно в 1656 — 57 гг. За почти 400 лет своего существования помещения «приросли к земле», и их первый этаж превратился в подвал. Культурный слой стал очень большим. Считается, что каменное здание должно было существовать на этом месте уже во второй половине XVI века, когда Аверкий Кириллов начал строительство с нуля после перестройки и расширения существующей усадьбы. Восточный фасад здания (тот, что виден со стороны Москвы-реки) украшен замысловатыми «красными» террасами, а в отделке использовалась сложная плитка с синими узорами на белом фоне. Как и церковь, залы были оформлены в декоративном стиле. Каждый этаж имел перемычку и затейливый карниз, окна были украшены изящными перекрытиями, а стены — колоннами и полуколоннами.

Храм Святителя Николая в Пыжах

Если первые храмы строились богатыми торговцами или на царские деньги, то Никольская церковь Пая была построена стрельцами. Он был построен на собственной Замоскворецкой слободе. В 1668 году Пизов принял конституционное управление, а в 1672 году была построена каменная церковь взамен деревянной церкви предыдущего извещения. Банки и двухъярусная колокольня были пристроены к церкви одна за другой в 1692 году, приобретя традиционную для русских церквей конца XVII века форму «корабля». Банки были помещены на алтарь во имя чудотворца Николая, а главный алтарь в новом храме по-прежнему был посвящен оглашенным.

В традиционном мотиве церковь венчает трехэтажная арка, вершину которой венчает господин Чет Белик, над которым возвышается пятиугольник в буквах лука. Узор» храма имеет замысловатые и красивые узоры, которые почти повторяются в различных элементах церкви. Например, второй вписанный корпус никогда не повторяется дважды (см. ниже).

После возвращения храма московскому патриархату началось восстановление коллекции образов. Она включает в себя множество древних икон xviii-xix веков. Наиболее известными и уважаемыми являются следующие.

Архитектура и убранство

Заказчиком был купец из Ярославва, но архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромным четырехчленным храмом Ярославской школы. В высоком подклете, где торговцы хранили свои товары, находится бесстолпный терем, накрытый монастырским куполом. Церковь украшена пятью чисто декоративными куполами (освещен только центр), которые нависают над двумя рядами арок. К нему с северной и южной сторон примыкают нефы с аналогичными арками и куполами. С западной стороны церкви находится галерея с высокой колокольней, украшенной торжественными украшениями, и галерея с небольшой колокольней, выходящая в переулок и выходящая в переулок.

Стены храма богато украшены резьбой по белому камню. Используются различные типы пленки. Активно используется плитка. Сходство с этими декоративными решениями можно найти в Телемнском дворце — вероятно, это работа того же художника4.

Интерьер

В церкви до сих пор хранится многогранная, динамичная роспись по мотивам голландских библейских гравюр работы П. Борхта. Картины были созданы в 1652-53 годах лучшими учителями, в том числе Аморием Иосифом Владимировым (изображение сошествия Святого Духа на апостолов — одно из немногих приписываемых ему изображений) и Симоном Федорковым. Они же являются создателями икон местной серии иконостаса в главной церкви и южном приделе.

Оцените статью
Uhistory.ru