Храм Спаса-на-Крови. Спас на крови почему?

Согласно другому распространенному мнению, собор нельзя разрушить. Ярким примером, подтверждающим эту легенду, является история о том, как городская администрация решила взорвать церковь в 1941 году. В постановлении говорилось, что объект не имеет художественной или архитектурной ценности.

Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли

140 лет назад в Санкт-Петербурге на берегу Екатерининского канала было совершено покушение на русского царя Александра II. На месте убийства сразу же была возведена временная часовня, а через два года началось строительство церкви, которая стала называться Храмом Спаса на Крови. Сегодня это один из самых важных символов города. Вокруг него существует множество тайн и легенд. Как эта православная церковь повлияла на распад СССР? А что за легендарное изображение гадалки, которое находится под аркой? Об этом говорится в программе «Тайны человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Почему собор назвали Спас на Крови?

«19 февраля 1861 года — Освобождение крестьян от крепостной зависимости», — гласит надпись на одной из мемориальных досок, украшающих стены церкви Спаса на крови. Такие необычные для церковного здания элементы фасада не случайны.

«Это плиты из красного гранита, на которых выгравированы все важные события царствования Александра II. Прочитав надписи на 20 панелях, можно просмотреть все царствование Александра II — от отмены крепостного права до освобождения балканских народов и присоединения новых территорий. А западную часть церкви выделяет колокольня, где место трагедии проецируется на западную стену крестом», — рассказывает Светлана Климова, методист Государственного музея «Исаакиевский собор» (Санкт-Петербург).

Мало кто знает, что официальное название этой церкви — «Собор Воскресения Христова». Но она более известна как «Спас на крови». «Спаситель» — это краткая форма имени Спасителя Иисуса Христа. А «в крови» потому, что на этом самом месте, где сейчас стоит церковь, 1 марта 1881 года этот кретин Игнатий Гривицкий бросил бомбу под колеса императорской кареты. Александр III, сын убитого царя, приказал увековечить память о трагедии и собрать пожертвования на церковь по всей России в качестве искупления за мученическую смерть царя.

«Строительство здания заняло много времени — 24 года — из-за очень богатого декора и из-за расположения на берегу канала. Александр II был убит революционными повстанцами, народовольцами, прямо у решетки набережной, и когда произошла трагедия, от набережной остался кусок. Сначала над ним стояла часовня, а затем начали строить храм, от которого осталась только вымощенная площадка. Когда собор был построен, как задумывали и император, и архитектор, он закрыл под своими куполами самую запоминающуюся часть», — говорит Светлана Климова.

Легенда про икону-предсказательницу

Красивый храм, построенный на месте трагедии, сразу же вызвал множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных была легенда об особой иконе, содержащей тайные знания о прошлом и будущем России.

В Санкт-Петербурге ходили слухи, что если долго смотреть на изображение, не отрывая глаз, то можно найти там даты важных событий нашей истории. Тайный смысл этих дат, по-видимому, был раскрыт общине только в XX веке, когда они предупредили об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.

Ася Суворова работает экскурсоводом в Санкт-Петербурге уже 13 лет и часто слышала о легенде о таинственной иконе, но никогда не находила подтверждения этим слухам.

«Люди в городе очень любят верить в волшебные возможности всего сущего. Наш город существует благодаря силе волшебного слова, наверное, потому, что без магии невозможно построить город в таких условиях, жить в нем, расти и достигать таких высот. Но никто из живущих, простых смертных, не видел этого изображения. По легенде, картина находится где-то на чердаке, — говорит историк Ася Суворова.

Существует еще одна нумерологическая тайна, связанная со Спасителем на Крови. Говорят, что высота башен не была выбрана архитектором произвольно. Архитектор Альфред Парланд выиграл специальный конкурс на воплощение проекта Александра III и сохранение памяти об Александре II.

Фото. На заднем плане виден собор Воскресения Христова (Спаса на крови). РИА Новости

«Год, когда было совершено покушение на царя, — 1881. Сочетание цифр 1, 8 и 1 — совпадение или нет, мы не знаем. Но мы точно знаем, что эта церковь была построена по образцу собора Василия Блаженного в Москве, который очень похож на нее. И это было сделано специально. Там находится колокольня высотой 81 метр. Может быть, в этом причина, может быть, он был сделан для особых пропорций, а может быть, это что-то мистическое. Кроме того, одна из башен с золотым куполом ниже остальных — 63 метра, а царю было 63 года, когда он умер», — говорит Ася Суворова.

Примечательно, что сегодня в западной части церкви, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохранившуюся часть тротуара и ограду набережной канала, залитую кровью царя-мученика.

Храм Спаса-на-Крови

Храм Спаса-на-Крови, cобор Воскресения Христова на Крови (Санкт-Петербург)

Храм Спаса-на-Крови — один из самых известных соборов Санкт-Петербурга и России, однопрестольный православный монументальный храм во имя Воскресения Христова; построен в память о том, что именно на этом месте 1 марта (13 марта) 1881 года был смертельно ранен при покушении император Александр II (термин на крови означает кровь царя). Храм был построен как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Внутри собора до сих пор сохранились камни булыжников, на которые упал смертельно раненный император.

Собор расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на берегу канала Гримбоедова, недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади. Девятиколонная церковь высотой 81 метр вмещает до 1600 человек. Это музей и памятник русской архитектуры.

Церковь была построена по заказу царя Александра III в 1883-1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который затем отошел от строительства. Дизайн выполнен в «русском стиле» и несколько напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Строительство заняло 24 года. Собор был освящен 19 августа 1907 года.

Коллекция мозаик собора — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыто более семи тысяч квадратных метров здания. Строительство этих шедевров заняло десять лет. Даже иконостас в храме Спаса на Крови выполнен из мозаики.

Изначально храм был построен как электрический, его освещали 1689 электрических ламп, чтобы лучше показать красоту мозаичных панелей.

Высота главного здания церкви Спаса-на-Крови составляет 81 метр. Эта цифра была выбрана в честь года смерти царя Александра II — 1881 г. Высота второго по высоте купола составляет 63 м, в память о возрасте убитого императора.

Официальное название — «Собор Воскресения Христова на Пролитой Крови».

Купола править

В основе храма лежит компактная четырехсторонняя тройная структура, которую венчает пятикупольное сооружение с павильоном высотой 81 метр на месте центрального купола. В целом, храм Спаса на Крови венчают 9 глав, образующих асимметричный графический ансамбль, некоторые из которых позолочены, а другие покрыты эмалью.

В основании восьмигранной двускатной крыши на стене расположены восемь продолговатых окон с уплощенными арочными проемами. Верхняя часть палатки более узкая и имеет восемь подоконников. Шатер заканчивается фонарем, увенчанным луковичным куполом с крестом. Главка покрыта белой, желтой и зеленой эмалью в виде цветных полос, опоясывающих ее. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образующих симметричную композицию. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но с разными узорами. Эти купола устанавливаются на низкие барабаны, которые меньше самих куполов. Западная часть собора имеет колокольню с куполом, напоминающим колокольню Ивана Великого в Кремле в Москве. Колокольня имеет восемь арочных проемов, разделенных колоннами. Остальные три купола, которые меньше, расположены в пристройках в восточной части церкви.

Внешний вид собора править

Архитектура церкви является примером поздней фазы развития «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русской православной церкви, вдохновленный московским и ярославским образцами XVI-XVII веков. Архитектура собора Василия Блаженного в Москве оказала большое влияние на внешний облик храма.

На внешней стороне храма имеются надписи, рассказывающие о достижениях России в период правления Александра II.

Для отделки здания используются различные материалы: Кирпич, мрамор, гранит, эмаль, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора править

Внутреннее убранство храма представляет собой настоящий музей мозаики площадью 7065 квадратных метров. Мозаика была создана в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников, в том числе В.М. Васнецова, Ф.С. Журавлева, М.В. Nesterov, A.P. Ryabushkin, V.V. Belyaev and N.N. Харламов. Выставка мозаик Спасителя на пролитой крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Коллекция мозаик собора — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыто более семи тысяч квадратных метров здания. Строительство этих шедевров заняло десять лет. Даже иконостас в храме Спаса на Крови выполнен из мозаики.

Программа богослужений регулярно обновляется на сайте церкви.

Собор Воскресения Христова на Крови (Санкт-Петербург).jpg

Спас на Крови7.jpg

Спас на Крови5.jpg

Спас на Крови6.jpg

Спас на Крови4.jpg

Спас на Крови1.jpg

Спас на Крови.jpg

Оцените статью
Uhistory.ru