Петр Ильич Чайковский очень любил своих детей. Вначале он воспитывал своих братьев и сестер, которые в раннем возрасте потеряли мать, а затем много времени проводил со своей ни. Его собственная натура была детской и чувствительной. Таким образом, его композиции для детей было легко писать.
ЧАЙКОВСКИЙ, ПЕТР ИЛЬИЧ
Чайковский, Петр Ильич (1840-1893), русский композитор, чья музыка отличается многоцветием, романтизмом и выдающимся мелодическим богатством. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Водкинке (Вятская область) в семье И. Псайковского, начальника Камско-Боткинского завода и минерально-механического. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, а после смерти любящей матери его слабость особенно усилилась (1854). В детстве он воспитывался дома, затем после двух лет обучения в интернате поступил в юридическую школу Петру Поли (1852). После окончания школы в 1859 году он стал сотрудником Министерства юстиции. С 14 лет он начал склоняться к композиции, опубликовав романсы на итальянские тексты в 1860 или 1861 году, а после поездки в Западную Европу (1861) решил изучать музыку, в основном гармонию, под руководством Н. И. Зарембы. В 1862 году он писал в только что основанной Музыкальной консерватории в Санкт-Петербурге, а в следующем году оставил это государственное учреждение и полностью посвятил себя музыке. Он изучал композицию и оркестровку у директора консерватории имени А.Г. Рубинштейна и написал несколько произведений во время учебы. Вскоре после окончания консерватории в 1866 году он был назначен профессором гармонии в Московской консерватории, которую в том же году открыл брат Антона Рубинштейна Николай Рубинштейн.
В течение первых двух лет жизни в Москве Чайковский редактировал свой первый договор («Зимние грезы», 1866) и свою первую оперу «Воевода». (Смерть по уцелевшим оркестровым партиям). Его вторая опера «Ундина» была представлена в отделении императорских театров, но не вышла на сцену и впоследствии была уничтожена композитором (материал для этой оперы частично содержался в «Лебедином озере»). Оркестровый «Роман Уберта и Джульетта» после премьеры был принят очень жестоко, но после существенных переработок в 1870 и 1880 годах произведение стало одной из самых популярных оркестровых партитур композитора. Фортуна начала поворачиваться к музыкантам в первые годы следующего десятилетия: второй и третий договоры (1872 и 1875), три струнных квартета (1871, 1874 и 1876), первый воображаемый фортепианный концерт оркестра «Франческа да Римини» ( (1876) и вариант темы рококо для виолончели с оркестром (1877). Следующие две оперы Чайковского, «Опричник» и «Кузнец Вакула» (последняя выиграла конкурс, представленный отделением Императорской музыкальной компании России) и балет «Лебединое озеро», увидели свет в 1874, 1876 и 1877 годах соответственно.
К списку его работ этого периода можно добавить зарубежные поездки в Швейцарию, Италию, Париж и Байройт. Однако в 1877 году произошли два очень важных события. Первая — начало загадочной дружбы с Чайковским. Нантесда фон Мекк любила музыку в целом и музыку Чайковского в частности. Второй — женитьба Чайковского на Антонине Миликовой. Чайковский имел гомосексуальные наклонности и чувствовал себя глубоко виноватым за них: в 1876 году он написал своим братьям о своем решении жениться на женщине или иметь с ней открытые отношения, тем самым заткнув рот сплетникам. Результаты были катастрофическими: Чайковский пытался покончить с собой, но после неудачной попытки быстро бросил жену. Чайковский ухаживал за Милюковой в течение многих лет, но так и не увидел ее в 1917 году. Зиму 1877/1878 года Чайковский провел со своими швейцарским и итальянским братьями Модестом, завершив два шедевра — Четвертое соглашение и оперу «Евгений Онегин». Надежда фон Мекк назначила композитору ежегодную стипендию в размере 6 000 рублей (которая неожиданно закончилась в 1890 году).
НАСЛЕДИЕ
Как в России, так и за рубежом Чайковского обычно считают «величайшим» русским композитором. Такие определения всегда открыты для дискуссий. Наследие Чайковского очень велико и неравномерно по качеству, и даже его лучшие произведения характеризуют немузыкантов. Однако богатство лирических мелодий Чайковского, его доминирование почти во всех музыкальных жанрах, его огромное синтетическое мастерство (особенно оркестровое), глубоко оригинальный характер его произведений (которые, по мнению многих, отражают пленительную загадку его личности) действительно делают его выдающимся. характер не только для русской музыкальной культуры, но и для мировой.
Он писал во всех видах (даже церковные композиции), но главными его произведениями были симфонические, оперы и балеты. Лишь немногие из многочисленных романтических произведений Чайковского являются шедеврами, остальные должны быть переоценены. Его фортепианные произведения редко поднимаются выше уровня приличной лаунж-музыки того времени. Есть несколько прекрасных пьес для струнного квартета, например, знаменитый Andante Quartet, первый квартет Ре Майора, основанный на мелодиях народных песен, но многие фортепианные трио лучше звучат в оркестре.
Лебединое озеро» было моим первым знакомством с жанром Чайковского. Балет был написан без хореографического замысла. Она просто основана на восприятии Чайковским того, какой должна быть балетная музыка.
Пётр Ильич Чайковский. Биография
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в деревне Вотински. Сегодня территория поселения относится к ненарушенным. Отец Путра Илича, Илья Петрович Чайковский, не имел музыкальной профессии. Он происходил из известной на Украине семьи казаков-чаек и работал простым инженером. Мать Ильича Чайковского, Александра Андреевна Асиер, окончила детский дом, где изучала литературу, географию, арифметику, риторику и иностранные языки.
В какой-то момент отец Петра Ильича Чайковского нашел хорошую работу, благодаря чему переехал на Урал. Он стал руководителем Камско-Вотского металлургического завода, одного из крупнейших предприятий. Ему был предоставлен большой дом со слугами, а также армия из 100 казаков. Среди гостей Большого дома были столичная молодежь, английские инженеры и другие представители высшего общества — дворяне.
У Чайковских было шестеро детей. Старшими детьми были второй сын Петроса (Потра Илича Чайковского) Ипполитос и его сестра Александра, которая позже родила близнецов, скромного Анатолия. Кроме того, родственники Ильи Петровича Чайковского всегда жили в большом доме, а позже в доме Фанни Дюрбах в Монбельяре во Франции, которая была воспитательницей детей.
По воспоминаниям Чайковского: «Многие люди сбегались к ней, чтобы обнять и поцеловать ее. Это был его собственный. Эта простота, это патриархальное отношение одновременно ободряли и согревали молодую незнакомку, ставя ее почти в семейное положение.
Хотя родители Чайковского не были профессиональными музыкантами, музыка всегда жила в доме. Илья Петрович умел играть на флейте, Александра Андреевна — на фортепиано и арфе, говорят, что она была еще и прекрасной исполнительницей романтических песен, а Гюнелунда любила музыку.
В доме Чайковского был оркестр (механические инструменты) и большое фортепиано. Петр Илич брал уроки игры на фортепиано у своей рабыни Марьи Пальчиковой. Он был талантлив не только в музыке, но и сочинял стихи.
Старшие дети Чайковского получили хорошее образование. Они посещали пансион в Санкт-Петербурге. Здесь Петр Илич познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. В раннем возрасте случилось несчастье: Петр Чайковский заболел корью.
В 1850 году Петр Чайковский был введен в Императорское училище правоведения, где учился до 1859 года. До гибели отца и смерти матери Петр Илич брал уроки игры на фортепиано у известного немецкого пианиста Рудольфа Кудингера. Из-за сложного положения в семье это пришлось прервать позже.
После окончания учебы Петр Илич Чайковский работал в Министерстве юстиции. В свободное время он ходил в театр и занимался музыкой. В 1861 году он впервые выехал за границу, посетив Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и Лондон.
Пётр Ильич Чайковский. Музыкальная карьера
В возрасте 21 года молодой Петр Чайковский еще не думал заниматься музыкой, а только музыкой как хобби. Открытие новой консерватории в Санкт-Петербурге, которую возглавил сам Антон Рубинштейн, подняло их на ноги. Петр Илич Чайковский решил присоединиться. Он так и сделал и стал одним из первых учеников в классе, в итоге отказавшись от закона.
Позже Петр Илич преподавал в Московской консерватории и даже переводил учебную литературу для своих студентов. Однако именно в Москве начался взлет его творческой карьеры. В 1873 году Чайковский написал другое свое знаменитое произведение, симфоническую фантазию «Трикимия», и снова начал путешествовать, учиться и искать вдохновение.
В 1870-х годах появились другие великие классические произведения.
- балет «Лебединое озеро»,
- опера «Опричник»,
- Концерт для фортепиано с оркестром,
- Вторая и Третья симфонии,
- фантазия «Франческа да Римини»,
- опера «Евгений Онегин»,
- фортепианный цикл «Времена года» и многие другие.
Потер Илич Чайковский ездил в концертные туры и дружил с известными европейскими музыкантами, перенимая их опыт. Незадолго до смерти он переехал в Клин, где много занимался благотворительностью. В 1885 году он помогал тушить пожар, уничтоживший десятки домов в городе.
Даже к концу своей жизни Чайковский продолжал заниматься музыкой. В этот период он написал
- балет «Щелкунчик»,
- оперу «Пиковая дама»,
- увертюру «Гамлет»,
- оперу «Иоланта»,
- Пятую симфонию.
Петр Ильич Чайковский получил международное признание. В 1892 году он был избран членом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году ему была присвоена степень почетного доктора Кембриджского университета.
Чайковский умер от холеры 6 ноября 1893 года. Он был похоронен в Казанском соборе и в Некрополе учителей рисования.
Творчество Петра Ильича Чайковского
Петр Ильич Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но предпочитал крупные масштабы: оперу и контракт. Его интересовал глубокий внутренний мир человека, его душа и его драматические переживания. Музыка Чайковского очень тонкая, лиричная и мелодичная. Его произведения вызывают сильный эмоциональный отклик у слушателя. Даже малые музыкальные жанры сопровождались симфоническим оркестром Чайковского. Одной из главных тем произведений Чайковского было сострадание и любовь к людям.
Чайковский также работал в области хоровой духовной музыки. Последователями его музыкальной традиции считались С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов и А. Скрябин. Музыка Чайковского стала символом русской жизни и культуры в 19 веке. Благодаря наследию Чайковского стало возможным заново открыть для себя русскую лирическую поэзию конца XIX века — Пушкина и Гоголя, русский язык и мировую литературу Шекспира и Данте.
Психологическое напряжение Чайковского отражено в эволюции типа вальса в процессе психологизации (тенденцию к психологизации композитор воспринял от Михаила Глинки). Марш превращается в парад плохих сил.
«Ундина»
Стихотворение немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке, В.-А. Жуковского, было одним из любимых произведений семьи Чайковских. Романтическая сказка легла в основу второй оперы Чайковского, вернее, либретто, написанного Владимиром Александровичем Сологовым.
Чайковский был воодушевлен обещанием Департамента императорских театров поднять оперу, если партитура будет готова до осени 1869 года, и в результате обещание оказалось неверным — в мае 1870 года «Один» был отклонен Советом, в результате чего мастер императорских театров, композитор получил партитуру и 1873 год, когда «Одину» не позволили увидеть огни сцены.
Вторая опера Чайковского была впервые представлена в 2015 году. Он был отреставрирован с использованием восстановленного музыкального материала. Концертный зал имени Чайковского в столице. Два года спустя, в 2017 году, Федосеев повез «Ундину» в Вену, где она была представлена в Золотом зале Венского музыкального театра, главного музыкального зала австрийской столицы.
«Опричник»
В 1870 году Чайковский начал сочинять свою третью оперу, основанную на трагедии писателя Ивана Лащникова (1792-1969). Композитор работал над оперой в течение двух лет. Так, премьера состоялась 12 апреля 1874 года в театре Малинского. Несмотря на успех, сам композитор считал, что она имеет «слегка драматическое движение, неровный стиль и видимый живой аспект». В течение следующих нескольких лет Опричник регулярно поднимался на русскую сцену, но позже, после смерти Чайковского, был изгнан из театрального репертуара. Первое и единственное зарубежное производство тогда состоялось в Кальяри, Италия, в январе 2003 года. Опера была представлена оркестром и хором оперного театра Кальяри под руководством Геннадия Рождественского.
Опричник» Мариинского театра © Мариинский.ру
В 2015 году опера вернулась в Мариинский театр, но не на историческую сцену, а в Театрально-концертный зал: новая версия «Опричника» в постановке Виктора Высоцкого и под руководством Валерия Гергиева.
«Евгений Онегин»
Чайковский начал сочинять лирические сцены по мотивам лирической повести Александра Пушкина в 1877 году. Сначала идея, предложенная певицей Елизаветой Лавровской, показалась Чайковскому неразумной. Тем не менее, семя было посеяно, и в 1877 году Чайковский создал «Евгения Вангина». Опера, ставшая кульминацией ранней карьеры Чайковского и началом его творческой зрелости, была представлена студентами Московской консерватории в Московском театре 17 марта 1879 года (29). В московском театре «Большевизм» опера была поставлена всего два года спустя, в январе 1881 года, а первое представление в театре Малинского состоялось 19 (31) октября 1884 года.
Евгений Онигин» с Анной Неребко в Метрополитен-опера © Мет.
Первое зарубежное исполнение «Евгения Онигина» состоялось в Праге в 1888 году под руководством самого Чайковского. 29 ноября 2016 года опера вернулась в чешскую столицу. Премьера концерта в Рудольфинуме, с участием солистов Пражской оперы и Малининского театра. Премьера в США на итальянском языке состоялась в Метрополитен-опера в 1921 году. Следующее событие в музыкальной жизни Нью-Йорка произошло в 1997 году благодаря канадскому режиссеру Роберту Карсону.. Сезон 2013 года вновь открылся с Анной Нетребко и Евгением Онигиным в роли Татьяны. А 25 октября 2020 года Венская опера впервые представила «Евгения Онигина» в постановке Дмитрия Чернякова.