Биография Пабло Пикассо. Пабло пикассо где родился?

При жизни Пикассо стал предметом многочисленных книг, статей, выставок и фильмов. Однако в последние годы жизни сам художник редко появлялся на публике, предпочитая тихую, уединенную жизнь Жаклин. Он умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старом шато де Вовенарг, где жил и работал с 1958 по 1961 год.

Пабло Пикассо: жизнь и творчество художника

Пабло Диего Хосе Франсиско Хосе Паула Хуан Непомусенно Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Франсиско Руис-и-Пикассо (1881 -1973) — выдающийся испанский художник и самый провокационный живописец XX в. Пабло Пикассо был 91 год. Он оставил неизгладимый след практически во всех областях современного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ПАБЛО ПИКАССО

Он родился в 1881 году. Пабло взял фамилию матери, поскольку фамилия его отца — Руис — была очень распространенной. Кроме того, отец будущего художника сам был художником, и Пабло было у кого учиться.

В детстве отец позволял Пабло завершать свои работы, например, картину «Голубиные лапки». Как только у Пабло появилась возможность создать более крупную работу, Хосе Руис был впечатлен его техникой и, согласно одной из легенд о Пикассо, настолько впечатлен, что с того дня забросил живопись.

В возрасте 16 лет Пабло отправился в Мадрид, в лучшую художественную школу того времени. Проучился он там недолго, хотя успел произвести впечатление своими способностями на сокурсников и преподавателей. Его гораздо больше интересовали различные аспекты жизни в большом городе и работы художников, которые его интересовали — Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и особенно Эль Греко.

Пикассо прожил очень долгую жизнь и не переставал творить. За свою почти столетнюю жизнь он пережил множество творческих перемен, романтических встреч с женщинами, сменил десяток роскошных домов и умер мультимиллионером.

ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО

«Блестящий талант» — так охарактеризовали подростка в Академии изящных искусств в Мадриде. Но вскоре Пабло сообщил родителям, что там царит консерватизм и ничего нового он не узнает. В возрасте 15 лет молодой художник создал глубокую работу — «Знание и благодать». Картина получила золотую медаль, и Пабло провел свою первую персональную выставку в кафе «Четыре кота».

В 1900 году Пикассо посетил Париж и заболел. Через четыре года он переехал туда жить. «Затаившийся Арлекин», «Любитель абсента». Художник убирает из композиций все лишнее и тем самым замечательно передает эмоциональное состояние фигур. Постепенно полихромия покидает картину Пикассо и уступает место пронизывающему синему цвету. Работа наполнена чувством ностальгии и одиночества, схожим с настроениями самого художника.

Знание и милость Собачий Арлекин Любительница абсента

Перемены в жизни мастера последовали за его знакомством с русским меценатом и коллекционером Петром Щукиным. Он купил несколько картин молодого художника. А затем жизнь Пабло скрасила любовь к рыжеволосой красавице Фернанде Оливье, которая вдохновила художника на написание знаменитой картины с изображением женщины-гитариста. Девушка жила в том же доме, что и джентльмен. Ревнивый Пикассо повесил на дверь замок, чтобы защитить свое сокровище. На его палитре появились прозрачные и яркие цвета.

Розовый» период отражает увлечение Пабло цирком. Арлекины и уличные гимнасты — его любимые персонажи. Маленькая гимнастка пытается удержать равновесие, стоя на крутящемся воздушном шаре; она впечатлена своим успехом и показывает свою ловкость и грацию мужчине, сидящему рядом с ней («Девочка на воздушном шаре»). Картина обладает магическим свойством: ни одна деталь не может быть исключена, иначе композиция разрушится.

21_Picasso

Сочетание геометрических объектов и человеческих фигур. В 1906 году стиль художника кардинально меняется. В «Авиньонских девушках» художник создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объемов и сломанных острых углов. Публика и друзья Пикассо были шокированы. Тем не менее, именно эту работу можно назвать важным шагом на пути к кубизму. Изящный эсперанто», как называют этот жанр, развивался постепенно.

20090516234723!Pablo_Picasso_-_Desmoiselles_d

Фаза «Сезанн» характеризуется серыми, коричневыми и зелеными тонами («Женщина с веером»), а живопись основана на сопоставлении геометрических форм. Аналитический» кубизм буквально «разбивает» картину на куски. Полотно выглядит как осколки стекла, в которых отражается человек («Портрет Амбруаза Воллара»). «Синтетический» кубизм (скрипка и гитара) декоративен и богат контрастами. Хотя публика отвергала большинство идей Пикассо, его картины хорошо продавались.

Женщина с веером Портрет Амбруаза Воллара Скрипка и гитара

В 1917 году художник решил попробовать свои силы на новом поприще, создавая декорации и костюмы для балетных спектаклей Дягилева в Париже. Ольга Хохлова танцевала в кордебалете, имела гордую осанку, была аристократически воспитанной и отстраненной («Портрет Ольги в кресле»). Страстно влюбленный, Пабло женился на своей любовнице. Ольга старалась окультурить своего богемного мужа. Однако вскоре выяснилось, что это совершенно разные люди. Умирающие отношения не спасло даже рождение сына.

При жизни Пикассо стал предметом многочисленных книг, статей, выставок и фильмов. Однако в последние годы жизни сам художник редко появлялся на публике, предпочитая тихую, уединенную жизнь Жаклин. Он умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старом шато де Вовенарг, где жил и работал с 1958 по 1961 год.

Юные годы

Пабло родился в испанском провинциальном городе Малага, а позже семья переехала в Барселону. Он взял фамилию матери, потому что фамилия отца показалась ему слишком простой. Пикассо был убежден, что импульс к творчеству передался ему от матери, которая рассказывала ему истории, основанные на впечатлениях прошедшего дня.

Мальчик пошел по стопам своего отца Хосе Руиса, который был художником, и в возрасте семи лет начал изучать технику рисования, чтобы дополнить картины Хосе. Свою первую собственную работу, «Пикадор», которую он нарисовал в возрасте восьми лет, он любил до конца жизни. Когда Пабло было тринадцать лет, ему поручили написать большинство натюрмортов. Есть версия, что когда отец мальчика увидел результат, он бросил изобразительное искусство.

Картина Пикассо

Уже через неделю Пикассо готовился к вступительным экзаменам в Академию изящных искусств в Барселоне и, несмотря на свой юный возраст, сдал их с блеском. В то время лучшая художественная школа находилась в Мадриде, и Хосе мечтал, чтобы его сын учился там. В 1897 году Пабло переехал в столицу. Его больше интересовал опыт художников, чем классические лекции, которые навевали на него тоску. Он изучал работы в музеях и впервые посетил Париж.

Год спустя Пикассо вернулся в Барселону, где стал членом сообщества художников Els Quatre Gats. Его первые выставки состоялись в 1900 году в одноименном кафе. Здесь он встретил своих друзей Х. Сабартеса и К. Касагемаса, которые впоследствии стали героями его работ.

Работа художника была плодотворной и всегда в процессе. Поэтому принято рассматривать его творческую жизнь по периодам.

Голубой и розовый периоды (1901-1906)

Художник начал ездить в Париж, где изучал импрессионизм. В эти годы он столкнулся с трудностями. Его друг Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством, что заставило Пикассо сильно переживать. Работы до 1904 года относят к «голубому периоду». В это время стиль художника характеризовался печальными образами, темами бедности и смерти. Его фигурами были алкоголики, падшие женщины, слепцы и нищие. В цветовой палитре преобладали оттенки синего. Среди работ этого периода — «Женщина с шиньоном», «Любительница абсента», «Свидание», «Трагедия» и другие.

С 1904 года, когда Пикассо переехал в Париж, где поселился в пансионе для бедных художников, начался «розовый период». Всемирно известная «Девочка на воздушном шаре» относится к переходному периоду. Краски на полотнах художника оживают с появлением розовых и золотых тонов. Тема меняется на театр и цирк, а героями произведений становятся странствующие актеры. В жизни художника появляется модель Фернанда Ольвье, которая сильно повлияла на биографию Пабло Пикассо и вдохновила его. В это время были написаны следующие картины: «Дурак», «Сидящий Арлекин», «Девушка с козой» и другие.

Картина Пикассо

«Семья комедиантов» (1905) — считается, что на полотне изображены люди из окружения художника.

Переход к кубизму

Если на ранних этапах Пикассо экспериментировал с красками и переносом эмоций на холст, то после 1906 года он начал изучать форму, интересовался скульптурой, африканской культурой и коллекционировал ритуальные маски. Его не интересовала живопись конкретного человека, Пабло привлекали формы и структуры, их деформации. Первая работа в новом стиле — «Авиньонские девушки» — потрясла его друзей. В 1907 году он познакомился с Жоржем Браком, вместе с которым основал совершенно новое направление — кубизм.

«Портрет Воллара»

Сначала работы Пикассо этого нового периода выполнены в коричнево-зеленых тонах, несколько размыты, а живопись состоит из простых фигур («Три женщины», «Женщина с веером», «Бидон и чаша»). В период с 1909 по 1910 год тема изображается небольшими, четко разделенными частями («Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера»), после чего в картинах появляются конкретные предметы, натюрморты и своего рода коллажи («Бутылка Pernod», «Скрипка и гитара»).

«Портрет Воллара» (1910) автор считал своим лучшим кубистическим портретом. Картины Пикассо стали хорошо продаваться, хотя большинство отвергало кубизм. В 1909 году финансовое положение Пабло улучшилось, и он переехал в более просторную студию.

Период кубизма заканчивается с началом Первой мировой войны, когда он вынужден расстаться со многими своими коллегами, включая Ж. Брака. Однако Пикассо еще долгое время продолжал использовать некоторые приемы кубистического стиля в своих работах.

М., Надеждин Н. Я. Пабло Пикассо: «Пламя Герники»: биографические рассказы — 2-е издание — М.: Майор Осипенко, 2011 г. — 192 с. — (Серия «Неформальные биографии»). — 2000 экземпляров.

«Голубой» и «розовый» периоды

В 1900 году Пикассо отправился в Париж со своим другом Касагемасом. Там Пабло Пикассо познакомился с работами импрессионистов. Его жизнь в то время была отмечена многими трудностями, а самоубийство его друга Касагемаса оказало глубокое влияние на молодого Пикассо.

В этих условиях в начале 1902 года он начал создавать работы в стиле, который позже был назван «голубым периодом». Пикассо развил этот стиль по возвращении в Барселону в 1903-1904 гг. В работах этого периода сильна тема старения и смерти, характерны образы бедности, меланхолии и печали (Пикассо считал — «тот, кто печален, искренен»); движения людей замедлялись, казалось, что они прислушиваются к себе («Самовольный любовник», 1901; «Свидание», 1902? «Бедный старик с мальчиком», 1903). В палитре мастера преобладают синие тона. В этот период Пикассо рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток, чтобы изобразить человеческие страдания. Их иногда вытянутые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.

Работа переходного периода — от «голубого» к «розовому» — это «Девочка на воздушном шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

В 1904 году Пикассо поселился в Париже, где нашел убежище в знаменитом монмартрском пансионе для бедных художников «Бато-Лавуар»: Начался так называемый «розовый период», в котором грусть и бедность «голубого периода» сменились образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотым и розово-серым тонам, а фигурами были бродячие комедианты, танцоры и акробаты; образы этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных и романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробатов с обезьяной», 1905).

Кубизм

От экспериментов с цветом и метафорой настроения Пикассо перешел к анализу формы: намеренное искажение природы («Авиньонские девушки», 1907), односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой привели его к совершенно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, с которым он познакомился в 1907 году, Пикассо стал отцом кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.

Пикассо уделяет особое внимание превращению фигур в геометрические квадраты («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), он увеличивает и разлагает объемы («Портрет Фернана Оливье», 1909), разбивая их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространство, которое он рассматривает как твердое тело, обязательно ограниченное картинной плоскостью («Портрет Канвейлера», 1910). Перспектива исчезает, палитра стремится к монохромности, и хотя первоначальной целью кубизма было изобразить ощущение пространства и тяжести масс более убедительно, чем с помощью традиционных техник, картины Пикассо часто становятся непонятными загадками. Чтобы восстановить связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак используют в своих картинах типографику, элементы «обмана» и сырье — обои, обрывки газет, спичечные коробки. Начинают преобладать натюрморты, особенно с музыкальными инструментами, трубками и банками табака, нотными партитурами, винными бутылками и т.д. — Черты, свойственные образу жизни артистической богемы на рубеже веков. В композициях появляется «кубистическая криптография»: закодированные телефонные номера, дома, вырезанные имена близких, названия улиц и пабов. Техника коллажа сочетает грани кубистической призмы на больших поверхностях («Гитара и скрипка», 1913) или передает открытия 1910-1913 годов в спокойной и юмористической манере («Портрет девушки», 1914). В «композиционный» период также наблюдается стремление к гармоничной цветовой гамме, уравновешенной композициями, которые иногда вписываются в овал. Собственно кубистический период Пикассо закончился вскоре после начала Первой мировой войны, которая разлучила его с Жоржем Браком, хотя художник все еще использовал некоторые кубистические методы в своих важных работах вплоть до 1921 года («Три музыканта», 1921).

Русский балет

В сентябре 1916 года писатель и сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговорили Пикассо выступить соавторами новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо был вдохновлен этим балетом и присоединился к проекту. Вместе с Сати он и Пикассо полностью разработали сценарий и сценографию. Месяц спустя он вместе со всей труппой Ballets Russes отправился на два месяца в Рим, где завершил работу над декорациями и костюмами и познакомился с Леонидом Мясиным, балалаечником парада, а также со многими танцовщиками из русской труппы. Вступительный манифест «Парада»: «…истиннее, чем сама истина». Гийом Аполлинер, написанное весной 1917 года, объявляет предвестником «нового духа» в искусстве. Дягилев сознательно бросил себе большой вызов и готовился к нему всеми доступными средствами. Все произошло именно так, как он и планировал. Большой скандал, произошедший 18 мая 1917 года на премьере (и единственном представлении) этого балета в театре Шатле, значительно способствовал популярности Пикассо в широких кругах парижских красавиц. Публика в зале почти прервала выступление скандированием «Русские шуты, долой русских, шуты Сати и Пикассо!». Была даже потасовка. Пресса пришла в ярость; критики практически объявили русский балет предателями, обескураживающими французское общество на домашнем фронте в тяжелой и неудачной войне. Вот лишь одна из разоблачительных рецензий, опубликованных на следующий день после премьеры фильма «Парад». Автором этой статьи, кстати, был не просто критик, а вполне респектабельный Лео Полдес, владелец Galerie Club de Faubourg.

«Антигармоничный, психопатический композитор печатных машинок и трещоток Эрик Сати ради собственного развлечения нанес ущерб репутации Русского балета, устроив скандал; в то время, когда талантливые музыканты скромно ожидают выступления. И Пикассо, геометрический прохожий и сапожник, поднялся на вершину сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, когда их откроют. Лео Польдес, «La Grimasse», 19 мая 1917 года.

Дягилев был чрезвычайно доволен результатом. Сотрудничество Пикассо с русскими балетами продолжилось и после «Парада» (декорации и костюмы для «Треуголки» Мануэля де Фальи, 1919). Новая форма деятельности, оживленные декорации и крупные предметы пробудили в нем интерес к декоративности и театральности сюжетов.

Во время подготовки к «Параду» в Риме Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, которая стала его первой женой. 12 февраля 1918 года они обвенчались в русской церкви в Париже; свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. У них родился сын Пол (4 февраля 1921 года).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, брак Пикассо с Ольгой Хохловой и социальный успех художника отчасти объясняют этот возврат к фигуративности, который является временным и даже относительным, поскольку Пикассо в это время продолжал писать сильно кубистические натюрморты (Мандолина и гитара, 1924). Наряду с «Кругом гигантов» и «Купальщицами», картины, вдохновленные помпейским стилем («Женщина в белом», 1923) и многочисленные портреты его жены («Портрет Ольги», 1923) и сына («Поль в костюме Пьеро») являются одними из самых очаровательных работ, когда-либо написанных, даже если их несколько классический и пародийный характер несколько обеспокоил авангардистов того времени.

1900 г. Пикассо отправляется в Париж вместе с Касагемасом, чтобы посетить Всемирную выставку. Интересно, что именно в это время он впервые познакомился с работами импрессионистов. В следующем году он пережил сильный стресс: его друг Карлос покончил с собой из-за несчастной любовной связи.

Война

Когда разразилась испанская революция, а затем война, Пикассо жил в столице Франции. В 1937 году он получил заказ от испанского правительства и написал картину «Герника», которая была выставлена на Всемирной выставке в Париже. Немецкие люфтваффе полностью разбомбили Гернику, можно сказать, стерли ее с лица земли в 1937 году. Художник использовал собирательные образы погибшего солдата, застывшей в своем горе матери и опустошенных людей, чтобы передать всю глубину трагедии страны. Художник изобразил войну в виде быка Минотавра, надувающего свои большие, равнодушные глаза. В 1992 году картина была перевезена в музей в Мадриде, где и находится по сей день.

Пабло Пикассо

В конце 1930-х годов копилка мастера пополнилась картинами «Плачущая женщина» и «Ночная рыбалка в Антибе». Во время войны Пабло оставался в оккупированном нацистами Париже и продолжал создавать новые шедевры. Смерть и война отражены в его работах «Утренняя серенада», «Натюрморт с черепом быка», «Бойня», «Человек с ягненком».

После войны

Послевоенные картины Пикассо стали яркими и красочными. Художник писал жизнеутверждающие картины для своей частной коллекции. Его поддерживали художники Клод Уже и Палома.

В эти годы Пабло серьезно заинтересовался греческой мифологией, и эта тема нашла отражение в его картинах и керамике. В 1949 году он создал еще одну знаменитую картину «Голубь мира», которую представил на Всемирном конгрессе мира. Он не отказался от своего любимого кубизма.

Личная жизнь

Пабло Пикассо был очень влюбчивым молодым человеком. В юном возрасте он влюбился в танцовщиц и моделей. Его первой большой любовью была Росита дель Оро, танцовщица в кабаре в Барселоне. Затем в его личной жизни появилась девушка, Фернандо из Мадрида, отношения с которой продлились несколько лет. В Париже молодой художник встретил прекрасную Марсель Умбер, но она неожиданно умерла.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

В 1917 году Пикассо познакомился с танцовщицей Ольгой Хохловой во время работы с русским балетом. Вскоре молодая пара обвенчалась в маленькой русской церкви на окраине Парижа. Затем молодожены поселились на вилле на берегу моря. Его родители дали Ольге приданое; Пабло к тому времени уже стал богатым художником, поэтому они вели роскошный образ жизни. В 1920 году у супругов родился сын Пауло.

Прошло совсем немного времени, и Пабло устал от простой жизни и предпочел образ жизни свободного художника. Он снял собственный дом и завел любовницу, Мари-Терезу Вальтер. В 1935 году Мари родила Пикассо дочь Майю, но художник отрицал свое отцовство.

Пабло Пикассо и Дора Маар

В военные годы Пикассо познакомился с Дорой Маар, гражданкой Югославии, которая работала фотографом. Именно она вдохновила Пабло на развитие новых жанров живописи. Доре была владелицей самой большой коллекции художника, с которой он не расставался до самой ее смерти. Он фотографировал все этапы работы над картиной «Герника».

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

В послевоенные годы в личной жизни художника появилась Франсуаза Жило, благодаря которой живопись Пикассо стала ярче и жизнерадостнее. В 1947 году она родила Пикассо сына Клода, а в 1949 году — его дочь Паолу. Эти отношения закончились в 1960-х годах, так как Франсуаза устала от постоянных параллельных любовных отношений Пикассо.

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

В 1961 году 80-летний художник женился на Жаклин Рок, простой продавщице, с которой прожил до конца своих дней. Женщина не хотела Пабло, не смогла вынести боль утраты и наложила на себя руки через 13 лет после его смерти.

В конце 1930-х годов копилка мастера пополнилась картинами «Плачущая женщина» и «Ночная рыбалка в Антибе». Во время войны Пабло оставался в оккупированном нацистами Париже и продолжал создавать новые шедевры. Смерть и война отражены в его работах «Утренняя серенада», «Натюрморт с черепом быка», «Бойня», «Человек с ягненком».

Личная жизнь

В юности Пабло часто влюблялся в таких девушек, как Розита дель Оро, Фернандо и Марсель Юбер. Находясь в Риме, он начал ухаживать за русской балериной Ольгой Хохловой, которая впоследствии стала его первой женой. От этого брака родился мальчик Паоло.

Позже у Пикассо появилась муза и любовница, Мари-Тереза Вальтер. В результате их отношений родилась внебрачная дочь по имени Майя. Во время войны он влюбился в фотографа Дору Маар, которая стала обладательницей большой коллекции работ художника.

pablo-pikasso-i-olga-hohlova

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо

Затем у Пабло были отношения с Франсуазой Жило, которая родила ему еще двух внебрачных детей — сына Клода и дочь Палому. В 1955 году он официально развелся с Хохловой, хотя они уже 20 лет жили раздельно. Его второй и последней женой была Жаклин Роке, продавщица, которая обожала своего мужа и старалась угодить ему во всем.

Их союз продлился 11 лет, до самой смерти Пикассо, который написал более 400 портретов Жаклин, больше, чем любой другой возлюбленной. Интересно, что Жаклин Роке застрелилась из пистолета в 1986 году в возрасте 60 лет.

Смерть

В последние годы своей жизни импрессионист уже был мультимиллионером и владел несколькими замками. Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года.

Пабло Пикассо в детстве «Девочка на воздушном шаре» Автопортрет Пабло Пикассо

avinonskie-deviczy

pablo-pikasso-2 pablo-pikasso-5

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило Пабло Пикассо и Жаклин Рок

pablo-pikasso-3

pablo-pikasso-4

pablo-pikasso-1 pablo-pikasso-6

Если вам понравилась эта краткая биография Пикассо, поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравятся биографии известных людей или интересные истории о них — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org.

Если вам понравилась эта краткая биография Пикассо, поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравятся биографии известных людей или интересные истории о них — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org.

СТАРЫЙ БУНТАРЬ

Франсуаза Жило покинула Пикассо в 1953 году, забрав с собой Клода и Палому. Ее место быстро заняла Жаклин Рок.

В 1961 году Жаклин и Пикассо поженились. В том же году художник переехал на уединенную виллу Нотр-Дам де Ви. Это был большой старый дом, окруженный деревьями, на живописном склоне холма недалеко от Канн на Лазурном берегу.

Вилла Нотр-Дам-де-Ви. Последний дом Пикассо вблизи Канн

Жаклин Рок и Пабло Пикассо

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

Даже после восьмого десятка лет Пикассо продолжал активно работать. Видимо, мысль о скорой смерти подгоняла художника, и он торопился. В более поздних работах Пикассо наблюдается смягчение темы, но не исполнения. Как художник, Пикассо все еще был на высоте.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

При жизни Пикассо стал предметом многочисленных книг, статей, выставок и фильмов. Однако в последние годы жизни сам художник редко появлялся на публике, предпочитая тихую, уединенную жизнь Жаклин. Он умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старом шато де Вовенарг, где жил и работал с 1958 по 1961 год.

Пабло Пикассо. Принадлежавший ему замок Вовенарг

Работы художника

Фрейлины (Менины) после Веласкеса

В последние годы своей жизни Пикассо написал несколько картин по мотивам произведений старых мастеров. Среди них 44 варианта «Фрейлин» Диего Веласкеса. «Фрейлины после Веласкеса» — очень смелая и весьма оригинальная вариация на прекрасную тему. Пикассо сохранил композицию, но изменил все детали. Например, огромный хлыст Веласкеса был превращен в маленькую собаку, моделью которой могла бы стать одна из собак Пикассо.

Рыдающая женщина

В 1937 году, работая над «Герникой», Пикассо написал несколько картин, изображающих голову плачущей женщины. Одна из фигур Герники изображает плачущую женщину с ребенком на руках. В течение нескольких месяцев Пикассо разрабатывал эту тему и создал 17 работ, выполненных в различных техниках. Четыре из них — картины маслом. Последний стал кульминацией одного из самых продуктивных периодов в его жизни.

Обнажённая женщина в красном кресле

На этом портрете изображена Мари-Терез Вальтер, которую Пикассо любил больше всех остальных людей в своей жизни. Они познакомились в 1927 году, когда первый брак Пикассо развалился. Его отношения с 17-летней Мари-Терезой были чрезвычайно бурными и чувственными, поэтому Пикассо с таким энтузиазмом рисовал ее прекрасное юное тело, подчеркивая его изгибы.

Герника

Правительство Испании поручило Пикассо создать большую картину для национального павильона на Всемирной выставке. Художник приступил к работе только тогда, когда узнал о бомбардировке Герники союзниками Германии. Пикассо никогда не был в Гернике, но известие об убийстве мирных жителей взбесило и напугало Пикассо. Картина выполнена в черно-белых тонах и кажется монохромной хроникой ужасных событий.

Пикассо прожил очень долгую жизнь и не переставал творить. За свою почти столетнюю жизнь он пережил множество творческих перемен, романтических встреч с женщинами, сменил десяток роскошных домов и умер мультимиллионером.

Сюрреализм

Пикассо бежал из прекрасно обставленного богатого дома и фигуративной живописи в нереальный мир галлюцинаций. В течение нескольких лет он рисовал только монстров, затем он встретил шестнадцатилетнюю Мари-Терезу Вольтер, чья простая красота вдохновила его на серию ярких и чувственных портретов, включая «Обнаженную, зеленые листья и бюст» — одну из самых дорогих картин в истории.

Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 год.

«Герника» и пацифизм

В апреле 1937 года нацистский самолет сбросил бомбу на Гернику, центр баскской культурной жизни. Пикассо, 55 лет, болезненно пережил трагедию и написал свою самую важную работу — знаменитую «Гернику». На огромном монохромном полотне изображены павший воин, скорбящая женщина и раненая лошадь, на заднем плане — мать с мертвым ребенком, бык — символ Испании — и фигура девушки в огне. Существует фотохроника создания «Герники», сделанная Дорой Маар, фотографом, художником-сюрреалистом и новой спутницей Пикассо. Она использовала свой образ для изображения войны: Она написала множество портретов Доры, включая серию работ, известную под названием «Плачущая женщина». Натюрморты с черепами, выражающие ужас оккупированного Парижа, являются эмблемой этого периода. Ужасы войны, обрушившиеся на художника, делают его работы мрачными, полными крайней горечи и острого сарказма. Особенно несчастными были женские портреты: он показал все свое недовольство происходящим в мире, изуродовав лица и фигуры своих возлюбленных.

Герника, 1937 год.

Сталин, 1953 год.

Послевоенное творчество

В конце Второй мировой войны Пикассо вступил во Французскую коммунистическую партию. По просьбе товарища Луи Арагона, директора еженедельника Lettres françaises, Пикассо даже написал портрет Сталина для редакционной статьи номера, посвященного смерти вождя народов. Рисунок углем, выполненный в характерной для художника манере, вызвал большой скандал среди французских коммунистов. Они обвинили Пикассо в том, что он посмел исказить черты «великого Сталина», и возмущенно потребовали напечатать опровержение. Тогда художник, извиняясь перед товарищами по партии, сказал, что он даже подумывал изобразить Сталина в героической позе в виде обнаженной античной статуи. «Да, — подумал я, — это замечательно. Но как насчет его мужского достоинства? В классических скульптурах пенисы всегда маленькие. Но мы говорим о Сталине, мощном человеке, настоящем боевом быке», — эта неприятная деталь помешала художнику создать весьма экстравагантный портрет Отца народов.

В это же время художник встречает свою новую музу, молодую художницу Франсуазу Жило. Ему 61 год, а ей 21, но разница в возрасте не ставит влюбленных в неловкое положение. Семья переезжает на юг Франции, и в творчестве Пикассо воцаряются мир и спокойствие. В 1950-х годах он создал серию работ под названием «Голуби мира» и знаменитую «Радость жизни», полную света и цвета. Кажется, что художник абсолютно счастлив, но умная Франсуаза вовремя сбегает со своими двумя детьми от бесконечных адюльтеров Пикассо: судьба оставленных им женщин ее не привлекает.

Радость жизни, 1946 год.

Она болезненно переживает разлуку и рисует серию эскизов уродливого старого карлика с юной красавицей. Анализируя свои собственные работы, он обращается к картинам других великих художников и пишет «Портрет художника» в типичной манере. В подражание Эль Греко», «Девушка на берегу Сены. После Курбе», «Завтрак на траве. Мане» и многие другие. Он постепенно стареет, но не утратил способности творить и мыслить.

Семидесятилетний герой любви ищет утешения в объятиях своей новой возлюбленной Жаклин Рок. Она боготворила Пикассо, следила за его диетой и постоянно переживала его депрессивные фазы. Последняя муза ни с кем не делилась своим гением, и он не заботился о ее потомстве: Пока Пикассо работал, его внуки падали в обморок от истощения, а его бывшие жены и дети жили в нищете, умирая от рака и алкоголя.

Оцените статью
Uhistory.ru