Дети сталкиваются со звуками уже в первом классе начальной школы. Если с гласными все просто, то с согласными — сложно. Не только для детей, но и для родителей.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
«Твердые и мягкие согласные в русском языке» — непростая тема. Очень важно изучить их. Это поможет вашему ребенку не делать грамматических ошибок при письме. Для ребенка, изучающего такой серьезный предмет, важно не только понять и запомнить, но и применить полученные знания на практике, уметь читать и писать без ошибок. Тогда все будет происходить интуитивно и легко.
Наш язык состоит из фонетических и согласных звуков. Гласные звучат звонко, мелодично и растянуто. Это свободный поток воздуха. Согласные, с другой стороны, образуются в результате движения языка и губ, ударяющихся о препятствие, например, зубы.
Помните, что гласная произносится голосом и может быть пропета: а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у. Согласная произносится с барьером. На его пути стоят губы, язык и зубы: t, m, p.
Согласный звук — это движение воздуха с преградой.
Только согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Тема твердых и мягких согласных звуков в русском языке непростая. Изучать его чрезвычайно важно. В дальнейшем это поможет вашему ребенку не делать грамматических ошибок при письме. Для ребенка, занимающегося таким серьезным предметом, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, уметь читать и писать без ошибок. Тогда все будет происходить интуитивно и легко.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Лыжа, лайм, лук, луковица, люк, сын, синька, доска, соль.
Трудные слова мы произносим кончиком языка или губами. Попробуйте L, C, M, D. Например: L, C TOL, D OM.
Вы также можете произносить мягкий звук мягко, используя весь язык и губы. Поэтому мы говорим: L’, M’, S’, D’.
Например: L’ EC, S’ EMA, D’ ETI.
Как определить, какие согласные мягкие, а какие твёрдые?
- Определить твёрдый согласный помогают стоящие за ним гласные:
Ласточка, сом, рыба, рука.
- Определить мягкость согласных звуков помогают стоящие за ним гласные:
Давайте рассмотрим пример этих слов:
Лягушка, вьюга, лед, рюкзак, миска.
Что еще помогает найти мягкость согласных при их написании? Для этого у нас есть специальный значок. Это называется мягким знаком — ð.
Там, где он расположен, каждый звук мягкий.
Мелом — мелом угол — мелом бар — шесть полок — полька.
Вы можете более подробно изучить тему твердых и мягких согласных на учебной платформе iSmart. Этой теме посвящен целый раздел с упражнениями, где вы можете отработать свои знания. Упражнения интерактивны и имеют ответы с множественным выбором. Если ребенок отвечает неправильно, появляются объяснения и подсказки.
Чтобы иметь возможность практиковаться на платформе iSmart, вам необходимо зарегистрироваться. Сначала попробуйте выполнить упражнения вместе с ребенком. В будущем он или она сможет использовать тренажер самостоятельно.
Твердые и мягкие согласные
Как научить ребенка различать мягкие и твердые звуки? Сначала мягкие и твердые звуки относятся только к согласным. Гласные здесь находятся на заднем плане. Хотя твердость и мягкость не являются характеристиками, близость к определенным словам может влиять на эти характеристики согласных. Основное различие между мягкими и твердыми звуками заключается в способе их произношения.
Когда человек произносит мягкие согласные, средняя часть языка поворачивается вверх, к нёбу, перекрывая воздушный канал, а кончик языка слегка высовывается вперед, к зубам. Это дополнительный сустав. Сам процесс называется палатализацией.
Младенцам не нужно знать такие сложные взаимоотношения, но родители могут найти этот термин полезным для расширения своего кругозора. Иначе обстоит дело с произношением твердых звуков.
Чтобы увидеть разницу, просто попробуйте произнести слово с одним и тем же звуком с твердым и мягким звуком.
Возьмем пример с «паузой». При произнесении первого согласного p’ язык танцует во рту и поднимается на крышу рта, но второй согласный p’ не нуждается в таких кувырках.
Родители могут легко понять разницу, но как объяснить ее ребенку на пальцах? Мы предлагаем проявить творческий подход и использовать сказки, загадки и простые игры, чтобы помочь малышам запомнить твердые и мягкие согласные звуки.
Как научить ребенка различать звуки
Дети лучше усваивают информацию, когда она подается в увлекательной форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, чтобы объяснить сложные отношения между твердыми и мягкими согласными.
Когда-то давно твердые и мягкие звуки жили вместе, как друзья. Между ними не было вражды или конфликта, пока однажды амбициозная группа гласных, состоящая из Е, Ё, Ю и Я, не захотела захватить их всех. Началась война, которая продолжалась много лет. A, O, U, E и Y сохраняли нейтралитет и держались в стороне, потому что они никак не могли принять чью-либо сторону. Война затянулась, и гласные решили прибегнуть к хитрости. Они обратились к мягкому знаку, который не имеет собственного звука, но любит подыгрывать другим друг другу.
Вредоносное письмо сообщало гласным, где прячутся согласные, и требовало некоторых льгот за успехи в военных действиях. В результате согласные были упущены из виду. Группа враждующих голосов поставила им ультиматум, и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна, и победители с большой помпой отпраздновали свой успех.
Небольшая группа голосов получила безраздельную власть. Теперь они решают, будет ли пакт мягким или жестким. Мягкий символ имеет точно такой же эффект. И теперь он тоже может решать, кто проиграет. Однако были и такие пакты, которые не терпели этих условий. Все разоблачители и некоторые их соратники не подняли белый флаг и не начали партизанскую войну в лесах. Подневольные согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают свою подрывную деятельность, хотя и без особых результатов.
Эта простая история наглядно иллюстрирует особенности взаимоотношений между гласными и согласными. Имена бунтовщиков, о которых мы упоминаем ниже, должны быть немедленно внесены в черный список. Их по-прежнему разыскивают голоса из-за их непослушания. Табличку с надписью «Разыскивается» можно повесить на холодильник или рядом со столом молодого студента.
Этот предмет всегда должен быть перед глазами ребенка. Остальные пакты, представленные победителям, теперь должны быть заключены либо мягкими, либо жесткими, в зависимости от района. Если за ними следуют гласные Е, Й, И или Б, они становятся мягкими, потому что теряют волю к победе. Если за ними следует другая гласная (A, O, U, E или Y) или согласная, они становятся твердыми, потому что чувствуют поддержку.
Запись звуков
В транскрипции степень мягкости согласного обозначается добавлением к его регистрации символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.
Например, чтобы обозначить мягкость P в транскрипции, мы должны написать p’. Резкость звука не упоминается.
В этом нет ничего сложного. Дайте ребенку простое задание. Он должен писать только слова с мягкими согласными, а затем транскрибировать их с апострофом. Ему нужно всего несколько таких уроков, и он быстро научится произносить мягкость.
Варианты постановки Ч
Когда ребенок сформировал произношение Т, Ш в своем языке, фонему можно легко произнести по подражанию. Также существует два распространенных способа определения фонемы из мягкого Т и сочетания этих двух звуков:
- Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При правильном выполнении в речи появляется четкое произношение Ч.
- Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.
Ch можно исправить механическим способом. Ch можно исправить механическим способом. Когда ребенок произносит СН, кончик языка приподнимается кончиком ложки. Сначала до альвеолы, пока не образуется дуга, а затем осторожно протолкните ее обратно в рот. Все это делается на одном выдохе.
Правильное произношение Cs следует сначала изолировать, а затем закрепить в слогах. Однако переход к фазе автоматизации может произойти только тогда, когда ребенок четко произносит правильную фонему.
Как объяснить ребенку разницу между звуками.
Маленькие дети прекрасно усваивают любую информацию, если она подается в игровой форме. Например, придумайте для ребенка (а еще лучше — вместе с ним) интересную историю, которая поможет ему понять разницу между твердыми и мягкими звуками.
Например, что-то вроде:
Когда-то существовали гласные и согласные звуки. Они жили вместе и очень весело проводили время. Но случилось так, что буквы Е, Й, И, Я, Я захотели получить власть над всеми остальными буквами и звуками. Письма начали ссориться и препираться. И эта ссора продолжалась долгое время. Буквы A, O, U, Y и E не хотят принимать участие в этой войне. Они долгое время не занимали никакой позиции и старались сохранять нейтралитет. Тогда гласные решили прибегнуть к маленькой хитрости. Они решили обратиться за помощью к беззвучному сигналу, который не имеет собственного звука. Но это ставит остальных лицом к лицу друг с другом.
Это письмо сообщало мастерам, где прячутся согласные, но требовало кое-что взамен. Так гласные нашли согласные и окружили их. И чтобы обойти эту проблему, согласные должны были соответствовать тому, что требовали гласные.
Поэтому гласные буквы имеют много привилегий. Теперь они могут определить, являются ли согласные мягкими или твердыми. То же самое относится и к мягкому знаку. Теперь он также может упорядочить побежденные буквы. Однако не все согласные согласны с этими правилами. Sizzling Letters, например, решили, что они сами по себе, и убежали в лес. Сегодня большинство согласных строго придерживаются правил гласных, но некоторые все еще скрываются и живут по своим собственным законам.
Эта простая, но интересная история помогает объяснить взаимосвязь между гласными и согласными. С другой стороны, о заикающихся согласных следует сообщать и заносить их, так сказать, в черный список. Можно даже написать сверху «Wanted», а внизу перечислить каждую букву, чтобы ребенок запомнил. Пусть этот предмет постоянно будет перед глазами потенциального студента. Например, прикрепите список на холодильник или на его рабочий стол. Остальные согласные (которых нет в списке) теперь становятся мягкими или твердыми, когда за ними следуют буквы E, E, Y, Y, I и B. А если за согласными следуют те, которые не могут быть обрамлены, то есть А, О, У, Ы и Е или любой другой согласный, то согласный остается твердым.
Гласные | Согласные | ||||||||||||||||||
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | |||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
Коррекция парасигматизма
Паразитизм является результатом плохой артикуляции и недоразвития фонетико-фонематических процессов, т.е. фонематического слуха. Поэтому, помимо артикуляционных упражнений, в подготовительную работу включаются задания на развитие фонематического слуха:
- При свистящем варианте дефекта (когда ребенок заменяет Ч на С) проводится тренировка по различению смешиваемых звуков. Логопед объясняет и показывает их артикуляцию, делая акцент на их различии. Также предлагаются задания на различение Ч и С на слух. Логопед предлагает сравнить выдыхаемую струю: при произнесении С она холодная, Ч – теплая. В артикуляционных упражнениях упор делается на формирование подъема языка и сильной толчкообразной воздушной струи.
Читайте также: Из истории культуры языка. Из истории культуры языка.
- При губно-зубном варианте проводится аналогичная работа, но только по различению Ч и Ф. Также логопед делает массаж губ, делает на них упор в артикуляционной гимнастике, а также на подъеме языка.
При носовом произношении основное внимание уделяется формированию правильного речевого дыхания. Детей учат различать ротовой и носовой выдох. Задачи артикуляции включают формирование кончика языка и удержание его за верхними зубами, а также изучение направления воздушного потока.
Сонорные шумные и шипящие согласные
Буквы i, l, m, n, r образуются с помощью голоса и очень малого количества звуков. Они называются звуковые.
Когда мы произносим громкие согласные, мы используем звуки и мягкий голос. Это звонкие c, z, g, b, e, d и незвонкие f, s, w, n, t, k, h.
Свистящий звук издают буквы g, ch, sh, š, поэтому их также называют свистящими согласными.
Парные и непарные согласные звуки
Согласные b-p, c-f, g-c, d-t, h-s, w-sh — все это пары, первая из которых фонетическая, а вторая глухая.
Есть согласные, которые не являются парными:
- Непарные звонкие — сонорные й, л, м, н, р, о которых рассказывалось выше.
- Непарные глухие х, ц, ч, ш .
Некоторые слова имеют глухой звук: sn g. Или фонирование: molot yba.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Ваш ребенок поймет разницу, если вы покажете ему это наглядно или позволите испытать на себе. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными — маленькие, а кубики с твердыми согласными — большие. Ваш ребенок может сложить слова вместе и каждый раз видеть разницу.
Также при формировании слов можно составлять картинки, напоминающие ребенку о чем-то мягком и чем-то твердом. Например, подушка и камень. Когда ваш ребенок услышит тихий звук, укажите на изображение подушки. Картинки можно наклеивать на карточки или рисовать рядом с буквами в блокноте.
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком твердые и мягкие согласные, голосовые и безголосые звуки?». — спросила недавно мама, видимо, первоклассника.
Читайте также: Конспект урока английского языка для детей дошкольного возраста по теме «цвета».
Вам не придется учить ребенка твердым и мягким согласным, фонетике и глухости. Вы должны научить ребенка слышать их и распознавать по различным признакам. Вы не можете просто научить этому! Ваш ребенок должен научиться слышать согласные, а за пониманием следует знание.
Как же научить ребенка различать согласные?
Начнем с твердых и мягких согласных.
Не все согласные в русском языке могут быть как твердыми, так и мягкими. Поэтому ваш ребенок должен сначала запомнить согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые, и Ч, Щ, Я, которые всегда мягкие.
Дайте ребенку этот лист бумаги и обратите его внимание на то, что буквы Ч, Ш, Ы сидят на подушках, потому что они всегда мягкие. Если у ребенка будет перед глазами этот лист бумаги, ему будет легче запомнить буквы. Вы можете распечатать его и повесить над рабочим столом ребенка. Его можно написать на картоне и вложить в тетрадь или учебник русского языка.
Другие согласные могут быть твердыми или мягкими. Соседние буквы могут помочь определить твердость и мягкость согласного.
Интересный метод запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала для своих детей три твердых звука («З», «Ш», «Ц»), которые никогда не становятся мягкими.
«У меня три Ц», «З», «З», «З», «З», «З», «З», «З», «З», «З», «З», «З». В чем секрет?
Всегда есть три тихих звука: «Ch», «St», «Y». Вот забавная аббревиатура: «Бахрома щекочет И-И-И. («Y» дает звук смеха)».
Если после узнаваемого пакта есть другой пакт, то это жесткий пакт. Например, в слове «песня» после буквы С стоит буква Н, и мы классифицируем С как твердый согласный. В русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки выравниваются, как в данном случае, но в начальной школе мы не заходим в такие лабиринты фонетики.
Когда за согласным следует гласный, можно легко определить резкость и мягкость. Все гласные являются командирами и сообщают предшествующему согласному, твердый он или мягкий. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы уже говорили. Заведите такой блокнот для своего ребенка и пусть он помогает вам различать твердые и мягкие звуки.
Ваш ребенок также должен научиться слышать твердые и мягкие звуки на слух. Для этого существует множество упражнений по развитию фонематического слуха. Известную игру «Первый или последний» можно модифицировать для нашей задачи и дать ребенку задание определить первый твердый или мягкий согласный в слове.
Сначала они должны выбрать слова, которые начинаются с согласной: Пень, пони, рак, река, лук, люк…. Затем можно усложнить задачу и выбрать слова, в которых согласный уже не является первым звуком. Поскольку в слове несколько согласных, вы должны сказать ребенку, какую согласную нужно распознать — первую или последнюю. Ваш ребенок должен уметь слышать согласный звук в слове и определять, твердый он или мягкий. Это сложная задача. Например: о д эжало и о д уванчик. Первая согласная — D, но в этих словах она звучит иначе, мягче.
Всегда твердые и мягкие звуки
Теперь настало время узнать имена тех самых повстанцев, которые не захотели сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Ш и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шесть согласных, которые все еще ведут свою молчаливую войну и отказываются уступать силе гласных. Неважно, с кем они оказались по соседству. Стабильность этих звуков достойна восхищения.
Как научить ребенка различать звуки
Дети лучше усваивают информацию, когда она подается в увлекательной форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, чтобы объяснить сложные отношения между твердыми и мягкими согласными.
Когда-то давно твердые и мягкие звуки жили вместе, как друзья. Между ними не было вражды или конфликта, пока однажды амбициозная группа гласных, состоящая из Е, Ё, Ю и Я, не захотела завладеть всеми ими. Началась война, которая продолжалась много лет. A, O, U, E и Y сохраняли нейтралитет и держались в стороне, потому что они никак не могли принять чью-либо сторону. Война затянулась, и гласные решили прибегнуть к хитрости. Они обратились к мягкому знаку, который не имеет собственного звука, но любит подыгрывать другим друг другу.
Вредоносное письмо сообщало гласным, где прячутся согласные, и требовало некоторых льгот за успехи в военных действиях. В результате согласные были окружены. Группа враждующих голосов поставила им ультиматум, и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна, и победители праздновали свой успех на полную катушку.
Небольшая группа голосов получила безраздельную власть. Теперь они определяют, является ли согласный мягким или твердым. Мягкий символ имеет точно такой же эффект. И у него тоже теперь есть возможность нейтрализовать проигравших. Однако были и такие пакты, которые не терпели этих условий. Все разоблачители и некоторые их соратники не подняли белый флаг и не начали партизанскую войну в лесах. Подневольные согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают свою подрывную деятельность, хотя и без особых результатов.
Эта простая история наглядно иллюстрирует особенности взаимоотношений между гласными и согласными. Имена бунтовщиков, о которых мы упоминаем ниже, должны быть немедленно внесены в черный список. Их по-прежнему разыскивают голоса из-за их непослушания. Табличку с надписью «Разыскивается» можно повесить на холодильник или рядом со столом молодого студента.
Этот предмет всегда должен быть перед глазами ребенка. Остальные пакты, представленные победителям, теперь должны быть заключены либо мягкими, либо жесткими, в зависимости от района. Если за ними следуют гласные Е, Й, И или Б, они становятся мягкими, потому что теряют волю к победе. Если за ними следует другая гласная (A, O, U, E или Y) или согласная, они становятся твердыми, потому что чувствуют поддержку.
Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь
Часто учителя или родители, помогая детям с домашним заданием, не могут понятно объяснить, как различать твердые и мягкие согласные. Эта тема преподается в первом классе, но дети должны понимать и осознавать ее на протяжении всего обучения в школе. Давайте рассмотрим это подробнее.