Украинская православная церковь

Место Украинской православной церкви в политической жизни Украины в первой половине 17 в. Митрополит Пётр Могила

Положение Украинской православной церкви в начале 17 в. было слож­ным: ведь официальной церковью, которую поддерживало польское пра­вительство, была униатская (греко-католическая) церковь. Православ­ные общины на определённое время остались без канонически высвящен-ных епископов. Украинская шляхта постепенно переходила в католичество, асе меньше занимаясь защитой политических и гражданских прав право­славных. Братства, основой которых было мещанство, также обессиливались вследствие Экономических и социальных притеснений в феодальном сословном обществе. Однако с 1610 г. к обороне православной церкви и интересов верующих активно приобщился новый общественный слой — не зачество. Историческим событием стало вступление в 1615 г. в Киевское Богоявленское братство гетмана Петра Сагайдачного вместе с казацким

Войском Запорожским. Под влиянием такого союзничества активизировалась церковная жизнь.

В 1620 г. при содействии Сагайдачного и Киевского братства был канонически восстановлен православный епископат. Иерусалим­ский патриарх Феофан высвятил митрополита киевского Нова Борецкого и пять епископов.

Тем не менее за признание новой украинской православной иерархии пришлось вести продолжительную борьбу против королевских властей, ка­толического духовенства и шляхты, которая в те времена держала под кон­тролем органы представительной и судебной власти. Православный епископат и вся церковь были легализованы лишь на протяжении 1632— 1633 гг., уже после смерти короля СиТизмунда III, заклятого врага право-слазия Легализацию удалось осуществить благодаря решительным притяза­ниям казачества и православной шляхты и лишь тогда, когда новым митро­политом киевским стал Пётр Могила.

Во время своего пребывания на митрополичьем престоле (1632—1647 гг.} Пётр Могила осуществил коренное реформирование церковной жизни. Мо­гила стремился улучшить материальное и общественное положение право­славной церкви, уравнять её в правах с католической. Было сохранено и приумножено имущество, принадлежавшее митрополии и монастырям, прежде всего Киево-Печерской лавре. Упорядочивая внутреннюю жизнь церкви, Могила ввёл постоянный надзор за дисциплиной духовенства, за порядком богослужений и т. д. К обязанностям священника прибавлялось провозгла­шение каждое воскресенье и в праздники воспитательных проповедей для прихожан. Чтобы приблизить православную церковь к народу. Могила ввёл в богослужение украинский язык вместо церковнославянского, уже тогда не совсем понятного украинцам.

Митрополит достаточно успешно поладил с братствами и казачеством. Обновляя духовные святыни православия, он реставрировал храм св. Со­фии, Трёхсвятительскую церковь и церковь Спаса на Берестове, Михайлов­ский, Выдубицкий монастыри в Киеве; была восстановлена церковь на месте знаменитой Десятинной — первого каменного храма Киевской Руси,

Особое внимание уделялось культурно-образовательному делу и упоря­дочению богословско-культовой деятельности церкви. Пётр Могила создал в Киеве коллегию (‘ Киево-Могилянская академия) на манер западноевро-‘ пейских с преподаванием на греческом, латинском и славянском языках. В типографии Киево-Печерской лавры издавались богослужебные книги, бого­словские произведения и школьные учебники. Большую ценность имели очень распространённые “Служебник* и “Требник”, исправленные и системати­зированные Могилой. Важное дело Петра Могилы — написание в сотрудни­честве с православными учёными киевского кружка “Православного испо­ведания веры”, утверждённого Киевским собором в 1640 г.

12 декабря 1996 г. в ознаменование 400-летия со дня рождения митро­полит киевский, галицкий и всея Руси Пётр Могила был канонизирован, то есть возведён в ранг святых Украинской православной церкви.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий