Социально-экономическое развитие и политическое положение в подроссийской Украине после административно-политических реформ 60—70-х гг. 19 в.
19 февраля 1861 г. манифестом Александра II была провозглашена отмена крепостного права. Согласно реформе ликвидировалась личная зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне получили право заключать торговые сделки, свободно заниматься промыслом или торговлей, переходить в другие слои общества (мещане, купцы), поступать на службу, в учебные заведения, иметь собственное движимое и недвижимое имущество, свободно им распоряжаться и наследовать по закону. Получили они и гражданские права.
Но путь от провозглашения прав и свобод до их реализации был далеко не простым. За полученные земельные наделы, размеры которых, как правило, уступали предыдущим (кроме Правобережной Украины) и которые были наихудшими, крестьян обязали заплатить помещикам выкуп. Из-за отсутствия надлежащей суммы денег они вынуждены были брать их взаймы у государства, а потом выплачивать с процентами полученный заём на протяжении 49 лет. Так крестьянин попадал в зависимость и от помещика, и от государства. А вот помещикам выкупные операции приносили большие капиталы, которые они могли использовать для перевода своих хозяйств на рыночные, капиталистические рельсы. Существенно менялась система взаимоотношений между помещиком и крестьянином: помещик лишался права устанавливать дополнительные повинности, поскольку он имел дело уже не с отдельным крестьянином, а со всем “миром”, то есть с селом. Вводилась общероссийская система крестьянского управления: сельские общины, объединённые в волости, и круговая порука за уплату налогов.
Серьёзные изменения в экономической жизни вызвали необходимость реформирования административного управления. В 1В64 г. были созданы выборные органы власти в масштабах губерний и уездов — земские учреждения. Они занимались вопросами хозяйственного и культурного характера, в том числе строительства дорог местного значения, здравоохранения, образования и т. п. Земства были не только выборными, но и общесословными: в их состав входили представители дворянства, буржуазии и крестьянства. Контроль за деятельностью земств осуществляли губернатор и министр внутренних дел, имевшие право вето на любое решение земств. Одновременно было проведено реформирование избирательной системы: выборы проходили по трём куриям на основании имущественного ценза.
Судебной реформой 1864 г. провозглашалась независимость суда от администрации: судей назначало правительство, а снять их с должности мог только суд. Вводился всесословный суд, то есть единый для всего населения. На судебные заседания допускались представители прессы и публика. Утверждалась состязательная система: обвинение поддерживал прокурор, защиту — адвокат (присяжный поверенный). Устанавливалось несколько судебных инстанций: мировой суд, окружной суд, судебная палата.
Изменения произошли и в сфере образования. Образование, в том числе университетское, становилось более доступным. Университеты получили большую автономию. Заметное внимание уделялось распространению знаний среди населения, изданию учебников, народных книг, организации школ. Для взрослых открылись образовательные курсы по воскресеньям, из-за чего такие школы и назывались воскресными.
Важное значение имела реформа 1874 г., по которой вводилась всеобщая воинская повинность, начиная с 21-летнего возраста. Для лиц с образованием устанавливались меньшие сроки службы.
В 1862 г. была реформирована финансовая система. Управление денежным хозяйством стало централизованным, выросла роль Министерства финансов.
Значение реформ административно-политического управления 60—70-х гг. 19 в. состояло в том, что, несмотря на их ограниченность и непоследовательность, они ускорили перестройки жизни Российской империи на новых капиталистических основах. Вследствие этих реформ существенные изменения происходили и а экономическом, политическом и культурном развитии Украины.