Реформационное и контрреформационное движения на украинских землях

Реформация — церковно-религиозное и социально-политическое дви­жение в странах Европы в 16—17 вв., связанное с окончательным формиро­ванием европейских наций, их культур, национальных церквей. Главная сила реформации была направлена на изменения в католицизме, из недр которо­го вышли протестантские церкви. В Украину реформация проникла в первой половине 16 в.

В собственно украинских землях позиции протестантизма были слабее, чем в Польше и Литве, даже среди местной украинской и белорусской шлях­ты. Денационализируясь, она переходила в католицизм, в основном избегая протестантизма. Поддержка мещанства была здесь чересчур слабой. Крес­тьянские массы воспринимали протестантизм как веру панов и иностранцев. Следовательно, в отличие от Западной Европы протестантизм в Украине не имел сильной поддержки ни снизу, ни сверху. Он не стал здесь вырази­телем национальных интересов и не взял на себя функцию нацио­нальной церкви. Протестантизм оказался в ситуации противоборства между католицизмом и православием. Влияние реформации было непро­должительным, после 1648 г., в связи с началом Национально-освободи­тельной войны, в Украине оно практически прекратилось-

Реформация в Украине в 16—17 вв. более всего стимулировала культурные процессы, будучи проводником европейских влияний. Ожив­лялась просветительская деятельность братств, образование, пропагандиро­вались принципы веротерпимости. В Украине в 16—17 вв. роль националь­ной церкви (вопреки претензиям римского католицизма) исполнили право­славие и униатство, а не протестантизм.

Составляющей Контрреформации в украинских землях была мис­сия ордена иезуитов. В 50—60-х гг. иезуиты начали работать в Польше, после Люблинской унии 1569 г. — в Литве. Центром миссии здесь стала иезуитская Виленская коллегия (со временем академия), пользовавшаяся большим авторитетом во всей Речи Посполитой. В украинских землях иезу­иты официально появились на Перемышленщине: в 1574 г. в Ярославе воз­никла первая иезуитская коллегия. Со временем открылись коллегии в Луцке, Остроге, Каменец-Подольске, Киеве. Открытая в 1593 г. Замойская ака­демия специально создавалась для распространения иезуитского влияния на украинские воеводства коронных земель Речи Посполитой.

Иезуиты существенно ограничили протестантские влияния в Речи Поспо­литой. Способствовали они также переходу в католичество представителей православных слоев, в особенности шляхты. Главным средством дости­жения этой цели была мощная образовательная программа, кото­рую внедрили иезуиты. До конца 16 в. в двух иезуитских академиях (Виленской и Замойской) и в 12 коллегиях насчитывалось 5 тыс. учеников. Среди них было много детей из православных шляхетских семей. Европейс­кий уровень образования, изучение языков, литературы, естественных наук, философии, богословия сделали иезуитские образовательные ячейки под­линными интеллектуальными центрами. Учение в этих школах открывало возможности дальнейшего образования в университетах Польши, Германии, Италии, Франции. Иезуиты умело организовывали публичную пропа­ганду католической веры: их диспуты с иноверцами и проповеди имели большую популярность, и не только среди католиков. Среди иезуитских руко­водителей — выходцев из Украины выделялись такие фигуры, как Пётр Скарга, Бенедикт Гербест. Богословская и полемическая литература, изданная иезуита­ми, стимулировала в конце 16 — начале 17 в. развитие богословской и обще­ственной мысли в среде как протестантов, так и православных. Миссионерс­кая активность иезуитов способствовала распространению тогдаш­ней европейской образованности и культуры на украинских землях Речи Посполитой. Однако целиком положительной такую деятель­ность назвать нельзя, поскольку иезуиты старались обратить в ка­толическую веру кок можно больше православных.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий