Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
После введения христианства в качестве государственной религии образование стало делом государства и церкви. Первым отдал детей “в учение книжное” Владимир Святославич. В 1037 г., при Ярославе Мудром, при Софийском соборе была открыта школа нового типа, в которой не только обучали грамоте, но и изучали греческий и латинский языки, штудировали философские произведения, основы медицины. Здесь же действовала большая библиотека, где переписывались и переводились книги с греческого на славянский язык. Обучение велось также при монастырях: Янка Всеволодовна (внучка Ярослава Мудрого) основала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек, где обучала грамоте, пению и рукоделию. Особенно важным образовательным центром был Киево-Печерский монастырь.
В 10—12 вв. в Киевской Руси развивалась оригинальная литература. Значительное место занимали произведения церковно-богословского характера — проповеди, поучения и пр. Среди произведений церковных писателей-проповедников выделялось произведение “Слово о законе и благодати” киевского митрополита Илориона. Одной из разновидностей церковной литературы Киевской Руси были жития святых. Наряду со сведениями о житиях святых эти произведения содержали информацию о политической жизни, социальных отношениях, быте и культуре того времени. В Киево-Печерском монастыре составлены жития монахов и повести об этом монастыре, которые в начале 13 в. вошли в сборник, названный позднее и Киево-Печерским патериком”.
Талантливым светским писателем был князь Владимир Мономах. Он написал “Поучение детям” — одно из наиболее выдающихся литературных произведений Киевской Руси. В “Поучении детям” изложены политические и философско-этические взгляды, в частности речь шла о деятельности в пользу людей и государства.
Особое место в оригинальной литературе Руси занимали летописи, пред-ставлявшие собой выдающееся явление не только в древнеукраинскои, но и в мировой литературе. Создание древнейшей летописи исследователи связывают ещё с временами Аскольда. К сожалению, та летопись не сохранилась. Сходная судьба постигла и последующие летописные сведения, использованные, однако, Нестором-летописцем при создании “Повести временных лет” — большого исторического труда, в котором подано связное изложение истории Руси. “Повесть временных лет” пронизана идеей крепкого, объединённого государства.
Непревзойдённым произведением литературы Древней Руси было “Слово о полку Игоревен. В нём с большим мастерством изложена история похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Автор поэмы призывал к единству князей в борьбе против врагов, выступил горячим патриотом родной земли.
В середине 13 в. важным центром летописания стал галицкий город Холм. Именно здесь была составлена первая часть Галицко-Волынской летописи, доведённой до 1260 г. Она является, собственно, жизнеописанием князя Данила Галицкс-о. Следующая часть летописи была дописана во Владимире-Волынском при князе Владимире Васильковиче и его преемниках.
Большую роль в развитии литературы Киевской Руси сыграло народное творчество. Наиболее яркими образцами народного творчества были былины. Излюбленные герои былин — сам князь Владимир Красное Солнышко и воины-богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Были распространены и такие виды устного народного творчества: обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и различными бытовыми явлениями (свадьба, похороны и пр.), исторические предания, легенды и т. д. Значительное место в фольклоре занимала героическая народная эпическая песня, возвышавшая идею единства и могущества страны.
Современная наука рассматривает Киевскую Русь с ее культурным достоянием как творение украинского народа в княжеский период его истории.