Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества

Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.

После введения христианства в качестве государственной религии об­разование стало делом государства и церкви. Первым отдал детей “в учение книжное” Владимир Святославич. В 1037 г., при Ярославе Мудром, при Софийском соборе была открыта школа нового типа, в которой не только обу­чали грамоте, но и изучали греческий и латинский языки, штудировали фило­софские произведения, основы медицины. Здесь же действовала большая биб­лиотека, где переписывались и переводились книги с греческого на славянский язык. Обучение велось также при монастырях: Янка Всеволодовна (внучка Ярослава Мудрого) основала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек, где обучала грамоте, пению и рукоделию. Особенно важным образо­вательным центром был Киево-Печерский монастырь.

В 10—12 вв. в Киевской Руси развивалась оригинальная литера­тура. Значительное место занимали произведения церковно-богословского характера — проповеди, поучения и пр. Среди произведений церковных писателей-проповедников выделялось произведение “Слово о законе и бла­годати” киевского митрополита Илориона. Одной из разновидностей церковной литературы Киевской Руси были жития святых. Наряду со сведе­ниями о житиях святых эти произведения содержали информацию о полити­ческой жизни, социальных отношениях, быте и культуре того времени. В Киево-Печерском монастыре составлены жития монахов и повести об этом монастыре, которые в начале 13 в. вошли в сборник, названный позднее и Киево-Печерским патериком”.

Талантливым светским писателем был князь Владимир Мономах. Он написал “Поучение детям” — одно из наиболее выдающихся литератур­ных произведений Киевской Руси. В “Поучении детям” изложены полити­ческие и философско-этические взгляды, в частности речь шла о деятельно­сти в пользу людей и государства.

Особое место в оригинальной литературе Руси занимали летописи, пред-ставлявшие собой выдающееся явление не только в древнеукраинскои, но и в мировой литературе. Создание древнейшей летописи исследователи свя­зывают ещё с временами Аскольда. К сожалению, та летопись не сохрани­лась. Сходная судьба постигла и последующие летописные сведения, ис­пользованные, однако, Нестором-летописцем при создании “Повести вре­менных лет” — большого исторического труда, в котором подано связное изложение истории Руси. “Повесть временных лет” пронизана идеей креп­кого, объединённого государства.

Непревзойдённым произведением литературы Древней Руси было “Сло­во о полку Игоревен. В нём с большим мастерством изложена история похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Автор поэмы призывал к единству князей в борьбе против врагов, выступил горячим патриотом родной земли.

В середине 13 в. важным центром летописания стал галицкий город Холм. Именно здесь была составлена первая часть Галицко-Волынской ле­тописи, доведённой до 1260 г. Она является, собственно, жизнеописанием князя Данила Галицкс-о. Следующая часть летописи была дописана во Вла­димире-Волынском при князе Владимире Васильковиче и его преемниках.

Большую роль в развитии литературы Киевской Руси сыграло народное творчество. Наиболее яркими образцами народного творчества были бы­лины. Излюбленные герои былин — сам князь Владимир Красное Солнышко и воины-богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Были распространены и такие виды устного народного творчества: обря­довый фольклор, связанный с земледельческим календарем и различными бытовыми явлениями (свадьба, похороны и пр.), исторические предания, легенды и т. д. Значительное место в фольклоре занимала героическая на­родная эпическая песня, возвышавшая идею единства и могущества страны.

Современная наука рассматривает Киевскую Русь с ее культур­ным достоянием как творение украинского народа в княжеский пе­риод его истории.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий