Начало национального возрождения на западноукраинских землях

Начало национального возрождения на западноукраинских землях. “Руська трійця”

Как и в Приднепровской Украине, в начале 19 в. национальное движение зародилось и в западно-украинских землях. Его инициатором здесь выступи­ло греко-католическое духовенство. В 1816 г. Иван Могильницкий, кано­ник перемышльский, создал кружок, ставивший целью распространять сре­ди крестьян религиозную литературу на украинском языке. За короткое время своего существования кружок издал несколько букварей и молитвен­ников, после чего под давлением со стороны польского духовенства вынуж­ден был распуститься. В 20-е гг. в Перемышле возник новый кружок, кото­рый объединил вокруг себя епископ Иван Снегурский. Члены этого объе­динения собирали украинский фольклор и исторические материалы.

Выдающуюся рель в развёртывании украинского национально-освободительного дви­жения в западно-украинских землях сыграл общественно-культурный кружок “Руська трійця” (1833-1838). Учредители объединения — Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий — усматривали свою главную задачу в том, чтобы с помощью печатного слова и литературного творчества на родном языке “…поднять дух народный, просветить народ”. Они занимались собирательской, исследовательской, издательской и публицистической деятельностью в сфере народоведе­ния, фольклористики, языкознания, источниковедения, археографии, историогра­фии, литературоведения, а также литературно-художественным и переводческим творчеством. Новаторским подходом были обозначены их выступления за утверждение национальной литературы на живом разговорном языке и создание на этом языке школьных учебников (например, “Читанка” (“Книга для чте­ния”) М. (Пашкевича)), попытки внедрения родного языка в повседневный оби­ход интеллигенции, в церковные проповеди.

Освободительные мотивы нашли отображение в подготовленных “Русь-кою трійцею” альманахах. Наиболее показательным в этом отношении была рукопись альманаха “Зоря” (1834 г.), которая из-за цензурного запрета не увидела свет. Такими же мотивами проникнута и знаменитая “Русалка Дністровая” (1836 г.). Весь материал, помещённый в этом издании, дол­жен был пробудить в галицких украинцах ощущение их единства со всем украинским народом, сориентировать интеллигенцию на защиту народных интересов. Эта первая народная книга как формой (живым народ­ным языком, фонетическим правописанием), так и содержанием манифестировала непокорность духа украинского народа. Несмот­ря на цензурный запрет, “Русалка Дністровая” наряду с “Кобзарем” Т. Шевченко была духовным ориентиром для многих поколений националь­но-патриотических сил западноукраинских земель.

Итогом патриотической деятельности “Руської трійці” стало формальное определение основных программных основ украинского национального дви­жения в статье Я. Головацкого “Положение русинов в Галиции”. Этими про­граммными положениями предусматривались подъём украинцев Австрийс­кой империи до уровня других национально возрождаемых славянских на­родов, освобождение народных масс, прежде всего крестьянства, из-под ярма панщины. Выдвигалось требование преподавания украинского языка в высшей школе и развития национальной литературы.

Определяя вклад “Руської трійці” в развитие украинского национального движения, Иван Франко подчёркивал, что у тройчан, в особенности у Шашкевича, замыслы были намного шире просветительских; они стремились воскресить целый народ украинский к новой жизни, духовной и гражданской. Кружок положил начало развитию новой, по-настоящему народной культуры на западноукраинских землях, будил поли­тическое сознание угнетённых масс, а всё это объективно направлялось про­тив политического авторитета феодально-помещичьей Австрии. Этот демок­ратический процесс уже не могли уничтожить силы реакции.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий