Иван Мазепа — зодчий украинской культуры

Гетман Иван Мазепа в украинском национально-освободительном движении. Иван Мазепа — зодчий украинской культуры

Пагубность московской политики относительно Украины наиболее полно проявилась во время Северной войны, которую Московия с 1700 г. вела против Швеции.

Поставив себе цель освободить Гетманщину из-под власти Московии, Мазепа с 1706 г. поддерживал тайные связи со шведским королём Карлом XII. В 1708 г. Карл XII начал осуществлять свой давний замысел относительно похода на Московию. Поход должен был состояться в направлении Смо­ленска и Москвы. Начало похода было удачным. Однако после нескольких неудач в августе—сентябре Карл XII отказался от предыдущего плана и решил повернуть на Украину. Такое неожиданное развитие событий выну­дило Мазепу открыто восстать, объединившись со шведами для совместно­го ведения войны против Московии.

24 октября 1708 г. Мазепа выехал на встречу с Карлом XII. С ним выступили 4 тыс. войска, генеральная старшина и 7 из 12 полковников. Во время переговоров было получено согласие шведского короля поддер­живать освободительную борьбу казаков. Однако успех восстания Мазепы зависел от хода Северной войны.

Главный бой шведско-московской войны состоялся 27 июня 1709 г. под Полта­вой. Битва закончилась поражением шведов, а следовательно, и Мазепы.

Но не только освободительной борьбой увековечил своё имя гетман Иван Мазепа. Одним из важнейших направлений общей государственной политики Мазепы была культурно-просветительная деятельность. В развитие украинского образования, науки, искусства, архитектуры, лите­ратуры, книгопечатания гетман вкладывал огромные деньги из государственной войсковой скарбницы (казны) и собственные средства, справедливо пола­гая, что только так Украина сможет сравниться с европейскими государства­ми. Красноречиво свидетельствует тот факт, что под его непосредственным надзором и руководством сооружалось 12 храмов. При гетманстве Мазепы было восстановлено много старинных храмов княжеской эпохи. Ещё одна сфера культурнической деятельности Мазепы — печатное дело. Издания тех времён были одними из лучших в Украине. Не меньше, чем о церквах и монастырях, заботился гетман о Киево-Могилянской академии. Заботился Мазепа и о возникновении новых очагов культуры; одним из них была Чер­ниговская коллегия.

В течение долгого времени (более двух веков) имперские идеологи пыта­лись вычеркнуть имя гетмана Ивана Мазепы из исторической памяти украин­ского народа. Его называли преступником, христопродавцем, возглашали проклятия во всех церквах на территории Российской империи. Причём прокли­нали Мазепу именно за то, за что восхваляли Хмельницкого, — за восстание против иностранного господства. Но если восстание против Польши — со­бытие праведное и величественное, то восстание против России — преступ­ление. Отношение Петра I к Мазепе как к предателю распространялось и на историческую науку, что отнюдь не способствовало определению подлинно­го места этого гетмана в истории Украины. Современные же историки. давая оценку деятельности Мазепы, прежде всего принимают во внимание его вклад в укрепление украинской государственности в условиях неуклонного наступления на неё со стороны российского царизма. И хоть идея второй Хмельниччины при гетманстве Мазе­пы не была воплощена в жизнь, тем не менее удалось поднять украинское хозяйство и культуру, а следовательно, сохранить эти важные факторы государственной и национальной самобытности, достичь определённой стабилизации общества. Стремление Мазепы создать собственную элиту, его политика в области культуры и образования преследовали далеко идущую цель и обеспечили даже после его поражения ещё почти 80-летнее существование гетманского государства, повлияли на всё дальнейшее развитие украинского народа и его государственническик традиций, на формирование национальной культуры.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий