Вклад Братства тарасовцев в развитие украинского национального освободительного движения
В 1892 г. студенты высших учебных заведений Харькова Иван Липа, Николай Байздренко, Михаил Базкевич и студент Киевского университета Виталий Боровик совершили путешествие в Канев и на могиле Тараса Шевченко провозгласили себя Братством таросовцев — организацией борьбы за утверждение шевченковских общественно-политических идеалов. В Харькове тарасовцы сблизились с супругами Александром и Софьей Ру-совыми — активными участниками украинского национального движения ещё с 70-х гг. 19 в. Вместе они образовали новую Молодую громаду в составе свыше 20 студентов, которые собирали библиотеку нелегальных изданий, готовили эти издания в печать, на тайных сходках выступали с политическими докладами, состояли в переписке с единомышленниками в Галиции. Были выработаны устав и программа организации.
Кружки тарасовцев создавались также в Киеве, Полтаве, Чернигове, Одессе, Херсоне, Александрии. Тарасовцы называли себя космофилами, но одновременно провозглашали себя и националами, принимая во внимание то, что реальный взнос в общечеловеческий прогресс может делать лишь тот народ, который развивается свободно на своей национальной почве.
Касаясь в еврей программе сугубо украинских дел, тарасовцы провозглашали прежде всего единство, соборность всей Украины: “Украина Австрийская и Украина Российская одинаково нам родные, и никакие географические пределы не могут разъединить одного народа”, обязывались “…отдать все свои силы на то, чтобы освободить свою нацию от того гнёта, в котором она сейчас находится”, “…разбить российские кандалы и высвободить все российские народы из-под гнетущего их деспотизма и централизма”, “…прежде всего добиваться для своего народа национальной свободы”, “…поднимать национальный вопрос и право украинской нации везде, где только возможно”, “…строить межнациональные и межрелигиозные отношения на основах абсолютной толеранции”. В специальном разделе программы, которым определялись приоритеты практической деятельности тарасовцев, указывалось на необходимость внедрения украинского языка в общественно-политическую жизнь, культуру, образование, родственные отношения. Вместе с тем составители программы проявили подлинную государственническую дальновидность, когда предостерегали против пренебрежения “делами экономическими”, “…зная и постоянно помня, что только материально обеспеченный народ может хорошо заботиться о национально-просветительных делах”. Следовательно, программа тарасовцев — это, в сущности, смесь взглядов романтического национализма, политического радикализма и либерального культурничества.
Впрочем, воплотить в жизнь национально-демократические требования этой программы Братство тарасовцев не смогло, ибо уже через год после своего учреждения было разгромлено царскими жандармами. Последние узнали о получении тарасовцами в Харькове и Херсоне больших посылок запрещённой в Российской империи литературы. Их отправляла из Львова жена писателя Ивана Франко Ольга. Сразу же произошли аресты и обыски. К следствию привлекли 24 чел. Большинство из них как политически неблагонадёжные были подвергнуты тюремному заключению, судебной и административной ссылке с последующим надзором полиции.
В истории украинского национального движения Братство тарасовцев стало переходной ступенью от структурно малоорганизованного громадовства 60— 80-х гг. к организации по-настоящему национальных украинских партий.