Украинское изобразительное искусство 19 — начала 20 в. развивалось в условиях жестокой колониальной политики, осуществляемой относительно Украины правительствами Российской империи и Австро-Венгерской монархии. В связи с этим немало украинских по происхождению или родившихся в Украине художников оставались в истории искусства русскими, польскими и т. д. В творческом наследии выдающихся русских художников И. Крамского, В. Маковского, И. Айвазовского и других имеется немало пейзажных, бытовых и портретных полотен с украинской тематикой. Вершин мирового искусства достигло творчество Ильи Репина. Он родился, провёл детские и юношеские годы в Украине, навсегда сохранив чувство искренней любви к родной земле. Среди многих его картин украинской тематики наиболее значителен холст “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Многими современниками картина Репина воспринималась как выразительный намёк на превосходство демократического строя над самодержавным.
Украинский художник Сергей Васильковский создал около 3500 картин и зарисовок замечательной природы Украины, героического прошлого украинского народа, его повседневной жизни. Большое изобразительное наследие из бытовой и общественной жизни украинского народа оставили после себя Константин Трутовский, Кириак Костанди, Корнил Устианович.
Замечательный живописец, критик и деятель украинского национального движения Иван Труш (1869—1941) — автор портретов выдающихся деятелей украинской культуры Ивана Франко, Леси Украинки, Василия Стефани-ка, Николая Лысенко и пр.
Художественные полотна Николая Пимоненко (1862—1912), в которых поэтически воспеты Украина и её народ, не раз экспонировались не только на всероссийских выставках, но и за границей — в Париже, Берлине, Мюнхене. Такие картины, как “Жертва фанатизма”, “Конокрад”, “Проводы рекрутов”, “На Дальний Восток”, разоблачали тёмные стороны жизни тогдашнего украинского села, мракобесие, враждебный народу самодержавный строй.
Ряд художников (Фотий Красицкий, Афанасий Сластён и др.) активно сотрудничали в первом украинском массовом сатирическом журнале “Шершень”, издававшемся в Киеве во время революции 1905—1907 гг. Тогда же группа одесских художников во главе с Кириаком Костанди осуществила издание ещё одного сатирического иллюстрированного журнала под названием “Дзвін”. Шедевром монументальной скульптуры второй половины 19 в. в Украине стал открытый в Киеве в 1в88 г. памятник Богдану Хмельницкому (автор Н. Микешин). Связанный с развитием капитализма рост городов, промышленных предприятий, торговых и учебных заведений выдвинул новые требования к архитектуре. Появились новые строительные материалы (бетон и железобетон), металлические конструкции колонн и перекрытий и т. п. Наиболее значительных успехов архитектурное искусство достигло в сооружённых в конце 19 в. зданиях оперных театров в Одессе (арх. Ф. Фельнер и Г. Гельмер), Киеве (орх. В. Шре-тер) и Львове (арх. 3. Торголевский).
Построенное в 1907 г. по проекту архитекторов В. Кричевского и К. Жукова здание Полтавского земства было образцом украинского национального стиля в архитектуре. Роспись здания выполнил коллектив художников в составе Васильковского, Самокиша, Беркоса, Уварова.
Мотивы украинской народной архитектуры были использованы и в проектах здании, сооружённых в первые десятилетия 20 в.: общества “Днестр” во Львове (арх. И. Левинский), первого в Украине крытого рынка — Бессарабского в Киеве (арх. Г. Гаи), мемориального хрома под Берестечком на Волыни (арх. В. Максимов), Народного дома в Дрогобыче (арх. А. Лушпинский). С подъёмом общедемократического движения и украинской национально-освободительной борьбы в киевской и львовской прессе появились публикации в поддержку широкого внедрения в жизнь украинской народно-стилевой архитектуры.