Архитектура и изобразительное искусство второй половины 19 — начала 20 в.

Украинское изобразительное искусство 19 — начала 20 в. раз­вивалось в условиях жестокой колониальной политики, осуществ­ляемой относительно Украины правительствами Российской импе­рии и Австро-Венгерской монархии. В связи с этим немало украинских по происхождению или родившихся в Украине художников оставались в истории искусства русскими, польскими и т. д. В творческом наследии выда­ющихся русских художников И. Крамского, В. Маковского, И. Айвазовско­го и других имеется немало пейзажных, бытовых и портретных полотен с украинской тематикой. Вершин мирового искусства достигло творчество Ильи Репина. Он родился, провёл детские и юношеские годы в Украине, навсегда сохранив чувство искренней любви к родной земле. Среди многих его кар­тин украинской тематики наиболее значителен холст “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Многими современниками картина Репина вос­принималась как выразительный намёк на превосходство демократического строя над самодержавным.

Украинский художник Сергей Васильковский создал около 3500 картин и зарисовок замечательной природы Украины, героического прошлого укра­инского народа, его повседневной жизни. Большое изобразительное насле­дие из бытовой и общественной жизни украинского народа оставили после себя Константин Трутовский, Кириак Костанди, Корнил Устианович.

Замечательный живописец, критик и деятель украинского национального движения Иван Труш (1869—1941) — автор портретов выдающихся деяте­лей украинской культуры Ивана Франко, Леси Украинки, Василия Стефани-ка, Николая Лысенко и пр.

Художественные полотна Николая Пимоненко (1862—1912), в которых поэтически воспеты Украина и её народ, не раз экспонировались не только на всероссийских выставках, но и за границей — в Париже, Берлине, Мюн­хене. Такие картины, как “Жертва фанатизма”, “Конокрад”, “Проводы рек­рутов”, “На Дальний Восток”, разоблачали тёмные стороны жизни тогдаш­него украинского села, мракобесие, враждебный народу самодержавный строй.

Ряд художников (Фотий Красицкий, Афанасий Сластён и др.) активно сотрудничали в первом украинском массовом сатирическом журнале “Шер­шень”, издававшемся в Киеве во время революции 1905—1907 гг. Тогда же группа одесских художников во главе с Кириаком Костанди осуществила издание ещё одного сатирического иллюстрированного журнала под назва­нием “Дзвін”. Шедевром монументальной скульптуры второй поло­вины 19 в. в Украине стал открытый в Киеве в 1в88 г. памятник Богдану Хмельницкому (автор Н. Микешин). Связанный с развитием капитализма рост городов, промышленных предприятий, торговых и учебных заведений выдвинул новые требования к архитектуре. Появились новые строитель­ные материалы (бетон и железобетон), металлические конструк­ции колонн и перекрытий и т. п. Наиболее значительных успехов архитек­турное искусство достигло в сооружённых в конце 19 в. зданиях оперных театров в Одессе (арх. Ф. Фельнер и Г. Гельмер), Киеве (орх. В. Шре-тер) и Львове (арх. 3. Торголевский).

Построенное в 1907 г. по проекту архитекторов В. Кричевского и К. Жу­кова здание Полтавского земства было образцом украинского нацио­нального стиля в архитектуре. Роспись здания выполнил коллек­тив художников в составе Васильковского, Самокиша, Беркоса, Ува­рова.

Мотивы украинской народной архитектуры были использованы и в про­ектах здании, сооружённых в первые десятилетия 20 в.: общества “Днестр” во Львове (арх. И. Левинский), первого в Украине крытого рынка — Бессарабского в Киеве (арх. Г. Гаи), мемориального хрома под Берес­течком на Волыни (арх. В. Максимов), Народного дома в Дрогобыче (арх. А. Лушпинский). С подъёмом общедемократического движения и ук­раинской национально-освободительной борьбы в киевской и львовской прес­се появились публикации в поддержку широкого внедрения в жизнь украин­ской народно-стилевой архитектуры.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий