Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура и изобразительное искусство 16 — первой половины 17 в.

Архитектура 16 — первой пол. 17 в. на Украине характеризова­лась бурным развитием оборонительных каменных сооружений.

Однако из камня сооружались не только замки и крепости, но и многочис­ленные церковные и светские строения — монастыри, магистраты, частное жильё и т. д. Вместе с тем украинские строители не отвергали и опыт своих предшественников: древние защитные сооружения заботливо сохранялись, а в случае потребности восстанавливались. Так, во время строительных ра­бот в 16 в. новые очертания приобрёл знаменитый Луцкий замок, построен­ный ещё в 14 в. Был перестроен и замок в Остроге. В конце 16 в. его украсила Круглая, или Новая, башня, увенчанная каменной короной. На протяжении К> в. подвергалась изменениям архитектура Каменец-Подольской крепости, построенной в 14 в. В 16 — первой половине 17 в. были возведены замки в Бережанах, Старом Селе, Збараже, Подгорцах, Меджибоже и др.

Во второй половине 16 в. архитектура Украины приобрела ре-нессансные черты. Уникальным образцом ренессансного городского стро­ительства стал ансамбль львовских сооружений: здания на площади Рынок — дом Корнякта, Чёрная каменица, памятники, связанные с львовским Успенским братством, — Успенская церковь, часовня Трёх святителей, башня Корнякта. Известны фамилии архитекторов, создавших проекты этих строений,— Павло Римлянин, Войтех Капинос и др.

Прекрасными образцами искусства были церковные алтари, монументаль­ные порталы, скульптуры, фризы, а также надмогильные скульптуры в цер­квах, монастырях, костёлах. Отличаются своим декоративным богатством иконостасы церкви св. Николая в Бучаче, Успенского собора во Львове, церкви в с. Великие Грибовичи Львовской обл. и др. Широко была пред­ставлена декоративная скульптура, органически связанная с архитектурой. Фасады и порталы зданий украшали различные скульптурные изображе­ния, которые сохранились до наших дней во Львове, в частности на таких строениях, как часовни Боимов и Кампианов, Чёрная каменица.

Тогдашнее изобразительное искусство щедро подпитывалось народ­ными традициями. Даже таким его жанрам, как фрески и иконопись, прису­ще приближение к реалистичному изображению. С 15 в. немалое распрост­ранение получили иконы, нарисованные на досках, где в образах святых воплощены народные герои (например, Юрий Змееборец) или реальные типы современников — крестьян, мещан, шляхтичей (икона “Страшный суд”). До наших дней сохранились иконы тогдашнего иконостаса Успенской церкви во Львове, выполненные наиболее выдающимися украинскими художниками Фё­дором Сеньковичем и Николаем Петрахновичем.

На рубеже 16—17 вв. в украинской живописи распространился портрет, появились исторические и пейзажные картины, холсты с изображением ба­тальных сцен и т. п. Сохранилось немало тогдашних портретов, а большин­стве своём вельмож — князей Константина Острожского и Романа Сангушко, Софьи Тарнавской, Анны Гойской, а также состоятельных мещан.

Развивалось изобразительное искусство малых форм, что особенно вы­разительно проявилось в изысканном оформлении рукописных книг. Высо­кохудожественным произведением является, например, Пересопницкое Еван­гелие. Его совершенные миниатюры преисполнены мотивами эпохи Воз­рождения. Кроме четырёх миниатюр, книга украшена заставками, концов­ками, инициалами, многими орнаментами.

Рукописная книга оказывала большое влияние и на художественное офор­мление книги печатной. Высокий художественный уровень отличает гравю­ры Львовского “Апостола” 1572 г. и *0строжской Библии” 1581 г. Ивана Федоровича.

Особенно важное значение своеобразных исторических источников име­ют гравюры, посвящённые событиям из истории украинского казачества, в частности гравюры на дереве начала 17 в. с изображением гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, герба Войска Запорожского, взятия Кафы за­порожцами, помещённого в печатном издании “Вірші на жалісний погреб… Сагайдачного”.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий