Архитектура и изобразительное искусство 16 — первой половины 17 в.
Архитектура 16 — первой пол. 17 в. на Украине характеризовалась бурным развитием оборонительных каменных сооружений.
Однако из камня сооружались не только замки и крепости, но и многочисленные церковные и светские строения — монастыри, магистраты, частное жильё и т. д. Вместе с тем украинские строители не отвергали и опыт своих предшественников: древние защитные сооружения заботливо сохранялись, а в случае потребности восстанавливались. Так, во время строительных работ в 16 в. новые очертания приобрёл знаменитый Луцкий замок, построенный ещё в 14 в. Был перестроен и замок в Остроге. В конце 16 в. его украсила Круглая, или Новая, башня, увенчанная каменной короной. На протяжении К> в. подвергалась изменениям архитектура Каменец-Подольской крепости, построенной в 14 в. В 16 — первой половине 17 в. были возведены замки в Бережанах, Старом Селе, Збараже, Подгорцах, Меджибоже и др.
Во второй половине 16 в. архитектура Украины приобрела ре-нессансные черты. Уникальным образцом ренессансного городского строительства стал ансамбль львовских сооружений: здания на площади Рынок — дом Корнякта, Чёрная каменица, памятники, связанные с львовским Успенским братством, — Успенская церковь, часовня Трёх святителей, башня Корнякта. Известны фамилии архитекторов, создавших проекты этих строений,— Павло Римлянин, Войтех Капинос и др.
Прекрасными образцами искусства были церковные алтари, монументальные порталы, скульптуры, фризы, а также надмогильные скульптуры в церквах, монастырях, костёлах. Отличаются своим декоративным богатством иконостасы церкви св. Николая в Бучаче, Успенского собора во Львове, церкви в с. Великие Грибовичи Львовской обл. и др. Широко была представлена декоративная скульптура, органически связанная с архитектурой. Фасады и порталы зданий украшали различные скульптурные изображения, которые сохранились до наших дней во Львове, в частности на таких строениях, как часовни Боимов и Кампианов, Чёрная каменица.
Тогдашнее изобразительное искусство щедро подпитывалось народными традициями. Даже таким его жанрам, как фрески и иконопись, присуще приближение к реалистичному изображению. С 15 в. немалое распространение получили иконы, нарисованные на досках, где в образах святых воплощены народные герои (например, Юрий Змееборец) или реальные типы современников — крестьян, мещан, шляхтичей (икона “Страшный суд”). До наших дней сохранились иконы тогдашнего иконостаса Успенской церкви во Львове, выполненные наиболее выдающимися украинскими художниками Фёдором Сеньковичем и Николаем Петрахновичем.
На рубеже 16—17 вв. в украинской живописи распространился портрет, появились исторические и пейзажные картины, холсты с изображением батальных сцен и т. п. Сохранилось немало тогдашних портретов, а большинстве своём вельмож — князей Константина Острожского и Романа Сангушко, Софьи Тарнавской, Анны Гойской, а также состоятельных мещан.
Развивалось изобразительное искусство малых форм, что особенно выразительно проявилось в изысканном оформлении рукописных книг. Высокохудожественным произведением является, например, Пересопницкое Евангелие. Его совершенные миниатюры преисполнены мотивами эпохи Возрождения. Кроме четырёх миниатюр, книга украшена заставками, концовками, инициалами, многими орнаментами.
Рукописная книга оказывала большое влияние и на художественное оформление книги печатной. Высокий художественный уровень отличает гравюры Львовского “Апостола” 1572 г. и *0строжской Библии” 1581 г. Ивана Федоровича.
Особенно важное значение своеобразных исторических источников имеют гравюры, посвящённые событиям из истории украинского казачества, в частности гравюры на дереве начала 17 в. с изображением гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, герба Войска Запорожского, взятия Кафы запорожцами, помещённого в печатном издании “Вірші на жалісний погреб… Сагайдачного”.