Роль Кирилло-Мефодиевского общества в национально-освободительном движении

В середине 19 в. Киев, вместо официально определённой ему роли цен­тра русификаторской политики царизма, стал центром общеполитического украинского национального движения. В начале 1846 г. была создана не­легальная политическая организация — Кирилло-Мефодиевское об­щество (братство), названное в честь известных славянских просвети­телей Кирилла и Мефодия. Его учредителями были учитель из Полтавы Ва­силий Белозерский, служащий канцелярии киевского генерал-губернатора Николай Гулак и профессор Киевского университета Николай Костомаров. В его заседаниях постоянное участие принимали поэт и художник Тарас Шев­ченко, писатель Пантелеймон Кулиш и др. В постоянный состав Кирилло-Мефодиевского общества вошли 12 человек.

Главной целью общество считало достижение Украиной госу­дарственной независимости с демократическим строем наподобие США или Французской Республики. Возникла идея утверждения государ­ственной независимости Украины в федеративном союзе таких же независи­мых славянских государств, каждое из которых должно было бы представ­лять собой отдельный штат или состояло бы из нескольких штатов. Киев должен был стать центральным городом всего федеративного союза, в ко­тором раз в четыре года собирался бы высший совместный консультативно-регулятивный относительно межгосударственных отношений орган — собор (или сейм). Для защиты федерации от внешних врагов предусматривалось иметь небольшое регулярное войско, а каждый штат, кроме того, имел бы и свои вооружённые силы, укомплектованные постоянными милицейскими формированиями. Все братчики выступали за свержение царского самодержа­вия и ликвидацию крепостного права в Российской империи. Идеи осво­бождения славянских народов из-под иностранного гнёта и их еди­нения предусматривалось распространять главным образом лите­ратурно-просветительской деятельностью.

Наиболее подробно программу общества братчики изложили в исто-рико-публицистичеоком произведении, названном “Книгой бытия укра­инского народа, или Законом Божьим”. Содержание произведения ка­сается событий всемирной (преимущественно европейской) и отечественной (по тогдашнему пониманию — вместе российской, украинской и польской) истории. В произведении рассказывалось об освободительной борьбе укра­инского казачества и развитии деспотического самодержавия в России, о разделе Польши соседними государствами и пр. Кирилло-мефодиевцы были убеждены, что именно украинскому народу выпала историческая миссия:

быть инициатором борьбы за национальное и социальное освобождение сла­вянских народов. Разработали кирилло-мефодиевцы и устав своей органи­зации. В нём конкретизировались идеи равноправия народов, государств и граждан будущей славянской республиканской федерации, излагались ус­тавные права и обязанности членов Кирилло-Мефодиевского общества.

Общественная работа кирилло-мефодиевцев сосредоточилась вок­руг образования народа и подъёма экономики Украины. В частности, брат­чики собирали средства на издание популярных книг. В. Белозерский соста­вил проект внедрения в Украине широкой сети начальных учебных заведе­ний. Однако царские власти не дали разрешения на открытие ни одного училища, хотя финансовое содержание его кирилло-мефодиевцы брали на себя.

Кирилло-Мефодиевское общество просуществовало немногим более года. Весной 1847 г. царские власти арестовали в Киеве всех 12 постоянных участников заседании общества и отправили в Петербург.

Значение Кирилло-Мефодиевского братства состояло в том, что это была ‘первая попытка украинской интеллигенции перейти к политической борьбе. Братство впервые разработало широкую по­литическую программу национально-освободительного движения, ставшую примером для его преемников.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий