Народовцы, радикалы, москвофилы

Народовцы, радикалы, москвофилы в общественно-политической жизни западноукраинских земель во второй половине 19 в.

Давнее стремление украинцев к воссоединению, к созданию единого, соборного, независимого Украинского государства, старались по-своему использовать москвофилы. В общественно-политическом движении Восточной Галиции они были одной из наиболее реакционных группиро­вок, поскольку призывали народные массы к единению с Российской импе­рией. От её правящих кругов москвофилы получали не только идеологичес­кую поддержку, но и тайные денежные субсидии, которые использовали для пропаганды среди западноукраинского населения мысли, якобы украинско­го народа вообще не существует, а есть лишь единый “панрусскии” народ от Карпат до Камчатки.

Свои писания москвофилы печатали на “язычии” смеси русского, укра­инского, старославянского и польского языков. Имея в своих руках издательс­кое общество “Галицько-руська матиця” и создав просветительское общество, мосявофилы взялись за печатание популярных книг для украинского населения Галиции и Буковины. При чтении этих книг крестьянам приходи­лось мысленно переводить их с “язычия” на .украинский язык.

Идеи культуры и образования народных масс на родном языке пыта­лись воплотить в жизнь народовцы. При этом массовое освободи­тельное движение они направляли лишь в русло культурно-образо­вательной деятельности. Заручившись поддержкой деятелей украинс­кого национального движения Приднепровской Украины, народовцы сдела­ли немало. Национальную образованность народных масс они повышали с помощью Шевченкового “Кобзаря”, в городах и сёлах создавали народные библиотеки, организовывали кружки художественной самодеятельности, ус­траивали концерты и театральные спектакли. Ряды народовцев пополняли студенты и учителя. В местах своего постоянного или временного житель­ства они добровольно брали на себя организацию культурно-образователь­ной работы среди населения.

По инициативе народьвцев во Львове в 1868 г. было создано общество “Проев/та”, призванное учить и просвещать народ, а а 1873 г. — Лите­ратурно-научное общество имени Шевченко с целью способствовать развитию украинского языка и литературы.

Во Львове народовцы открыли типографию на средства националь­но сознательной украинки, полтавской помещицы Елизаветы Милорадович-Скоропадской. Значительная материальная помощь поступала и от других состоятельных приднепровцев, участников украинского национального дви­жения: Евгения Чикаленко, Василия Симиренко, Александра Конисского. Галиция стала центром украинского печатного слова. В народовс-ких газетах и журналах (самыми долговечными и популярными были “Прав­да” и “Діло”), а также отдельными книжными изданиями (в частности и такими, которые предназначались для чтения малограмотными или вовсе неграмотными) печатали свои произведения украинские писатели-приднепровцы. Такое сотрудничество приносило немалую пользу: восточные укра­инцы одолевали таким образом царские запреты относительно украин­ской печати, а западные — получали первоклассный литературный ма­териал для пропаганды на западноукраинских землях идеи самостоя­тельности и целостности украинского народа по обе стороны российс­ко-австрийской границы.

а середине 70-х гг. в Галиции появилась молодая интеллигенция, которая критически оценивала деятельность обоих течений и стре­милась придать украинскому движению европейский характер. Под влиянием М. Драгоманова молодые политические деятели И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий склонялись к социализму. Так в украин­ском лагере возникло ещё одно, радикальное течение. Через свои жур­налы “Громадський діяч”, “Дзвін”, “Молот”, “Свіг” радикалы стремились привлечь к политической деятельности широкие народные массы Галиции и Буковины. Вскоре они создали первую политическую партию на украинских землях — Русько-украинскую радикальную партию.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий