Великая Скифия в Скифия в 5-4 ев. до н. э.
Утвердившись в 7-6 вв. до н. э. в степях Северного Причерноморья, воинствующие азиатские кочевники создали здесь большое государственное объединение — Великую Скифию.
Её территория охватывала земли, которые на юге протянулись вдоль побережья Чёрного и Азовского морей от устья Дуная к Дону. Примерно на такое же немалое расстояние были отдалены её северные и западные границы. По Геродоту, Скифия была географическим четырёхугольником, каждая сторона которого представляла примерно 20 дней дороги. Население Скифии не было однородным по своему этническому составу. Его ядро составляли ираноязычные племена степных районов Северного Причерноморья. Здесь проживали преимущественно кочевые скифы, которые, по свидетельству Геродота, разводили домашний скот, перегоняя его с места на место в поисках лучших пастбищ.
Во главе этих племён, а также всего скифского политического образования стояли наиболее воинственные и многочисленные кочевые орды царских скифов. О богатствах скифских царей свидетельствуют археологические материалы, выявленные во время раскопок курганов, которые насыпали над царскими погребениями. Особой роскошью, например, отличалось погребение семьи одного из скифских царей (4 в. до н. э.) в кургане Толстая Могила (ныне Днепропетровская обл.). Здесь было выявлено большое количество высокохудожественных изделий из золота и серебра. Наиболее интересной из них стала находка в гробнице царя массивного украшения — пек-торали. Немало золотых изделий находят археологи и в других скифских курганах, которые высятся в южных степях Украины.
Кочевые скифы были умелыми и храбрыми воинами. Они выиграли войну против персидского царя Дария I, который в 513 г. до н. э. вторгся в При-черноморские степи. Скифская конница нередко осуществляла набеги на фракийцев, которые жили за Дунаем. Их экспансия была направлена и против оседло-земледельческих племён лесостепных районов Украины. Часть последних, известных греческому историку Геродоту под именем скифов-земледельцев и скифов-пахарей, вошла в состав скифского государственного объединения.
Скифы-пахари проживали на Правобережье Днепра, в междуречье Днепра и Днестра. Эти племена были автохтонным, то есть местным, населением, что отождествляется современными учёными с протославянами.
Наивысшего расцвета и подъёма Великая Скифия достигла в 4 в. до н. 9., во время правления царя Атея. Было положено начало чеканке скифской монеты, удачно началось скифское завоевание Балкан. Опираясь на союз с отцом Александра Македонского, Филиппом II, Атей разгромил Фракию и распространил своё влияние на задунайские земли. Однако союз Скифии с Македонией оказался недолговечным, и в 339 г. до н. э. между этими государствами вспыхнула война, в которой погиб Атей, а скифы потерпели поражение.
3 в. до н. э. — период упадка Скифского государства. Под мощными ударами соседних сарматских племён владения скифов значительно уменьшились. Удержать под своим контролем им удалось лишь узкую полосу Нижнего Поднепровья и Степной Крым. Именно здесь и возникло новое государство — Малая Скифия, столицей которой стал г. Неаполь (близ нынешнего Симферополя). Как этническое и политическое образование, Малая Скифия прекратила существование лишь в начале 3 в. н. э.
Скифы на основе синтеза собственных достижений и достижений тех народов, с которыми они воевали или же торговали, создали самобытную культуру. Наиболее яркими её проявлениями были феномен царских курганов (Чертомлык, Куль-Оба, Солоха, Толстая Могила и др.) и скифская триада — тип оружия, “звериный стиль” в изобразительном искусстве и специфическая сбруя верховых лошадей. Эти и прочие элементы скифской культуры повлияли на формирование лредславянской культуры, а некоторые из них дожили до нашего времени; в частности, корни отдельных скифских слов сохраняются в языках восточных славян: “спако” (собака), “голос”, “топор”