ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Кто разработал юлианский календарь.

В России юлианский календарь использовался до 1918 года, когда он был заменен на современный григорианский календарь. Они были названы «Старый стиль» и «Новый стиль» соответственно.

Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были Структура юлианского календаря

Год в юлианском календаре начинается 1 января, поскольку в этот день консулы вступали в должность. В юлианском календаре год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Каждые четыре года наступает високосный год, к которому добавляется один день, 29 февраля (такая же система ранее использовалась в

В юлианском календаре есть високосные и невисокосные годы, а годы начинаются с понедельника по воскресенье. Это дает в общей сложности (2х7=14) 14 вариантов календаря.

Месяцы

Месяц Количество дней
1 Январь 31
2 Февраль 28 (в високосный год — 29)
3 Март 31
4 Апрель 30
5 Май 31
6 Июнь 30
7 Июль 31
8 Август 31
9 Сентябрь 30
10 Октябрь 31
11 Ноябрь 30
12 Декабрь 31

Правило запоминания количества дней в месяце

Существует простое правило для запоминания количества дней в месяце — «правило большого пальца».

Если держать кулаки перед собой так, чтобы видеть тыльную сторону ладоней, то по «костяшкам» (суставам пальцев) в верхней части ладони и расстоянию между ними можно определить, какой месяц — «длинный» (31 день) или «короткий» (30 дней, кроме февраля). Для этого отсчитайте месяцы от января и измерьте суставы и расстояния между ними. Январь соответствует первому стыку (длинный месяц — 31 день), февраль — промежутку между первым и вторым стыком (короткий месяц), март — стыку и т.д. Следующие два последовательных длинных месяца, июль и август, приходятся точно на соседние суставы разных рук (промежуток между суставами не учитывается).

Существует также мнемоническое правило «Ап-ун-сен-но». Слоги этого слова обозначают названия месяцев, которые состоят из 30 дней. Известно, что в феврале 28 или 29 дней, в зависимости от года. Все остальные месяцы состоят из 31 дня. Преимущество этой мнемоники в том, что вам не нужно «считать» суставы.

Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало много различных типов календарей, ибо византийский календарь отсчитывал год от 1 сентября, а восточные славяне, принявшие христианство, сохраняли старое начало года в марте.

Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется Вытеснение григорианским календарём

Точность юлианского календаря невысока по сравнению с тропическим годом: каждые 128 лет добавляется дополнительный день. Именно поэтому, например, на Рождество, которое изначально почти совпадало с весенним равноденствием, солнце должно садиться в определенном месте, например, в базилике Святого Петра в Риме — мозаике. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой Римским могли следить за тем, чтобы Пасха не приходилась на одно и то же место. После длительных обсуждений этой проблемы юлианский календарь был заменен более точным в 1582 году указом папы Григория XI. День после 4 октября был заменен на 15 октября. Протестантские страны постепенно заменили юлианский календарь в 17 и 18 веках, последними были Великобритания (1752) и Швеция.

В России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома, изданным В. И. Лениным 26 января 1918 года2 .

Последними календарь ввели Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году 3 .

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Юлианский календарь предполагает тропический год с 365 1/4 днями = 365,25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно за 128 лет. Приближение к 365 1/4 достигается путем введения високосного года каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, число которого делится на 4 без остатка, является високосным.

Однако в первые годы после введения юлианского календаря в 45 году до н.э. это правило не соблюдалось. В первые годы существования календаря каждый третий год был високосным из-за ошибок в расчетах. Високосными годами были 45 год до н.э. (вероятно) и последующие 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э., 8, 12 н.э. и каждый четвертый год после этого.

Между 9 годом до н.э. и 8 годом н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 годом до н.э. и 4 годом н.э.) високосных лет не было. Этот период без високосных лет был введен указом императора Августа, чтобы исправить последствия чрезмерных високосных лет предыдущего периода. По этой причине он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван в его честь.

Любопытный факт: хотя метод отсчета лет от (официального) года рождения Христа не использовался до шестого века, по счастливой случайности юлианские високосные годы совпали с годами после рождения Христа, кратными четырем.

История

Юлианский календарь был введен в Римской республике в 45 году до н.э. Юлием Цезарем, в честь которого он и был назван. Он использовался в римских странах до 1582 года, когда в римско-католических странах был принят сначала григорианский, а затем и другие календари. Греция (1924) и Турция (1926) были последними странами, перешедшими на юлианский календарь (более подробную информацию о дате и способе этого перехода см. в статье о григорианском календаре).

Православная церковь приняла юлианский календарь, который был преобладающим в Римском государстве и оставался в употреблении повсеместно до 1923 года. В это время Константинопольский собор, созванный патриархом Константинопольским Мелетием IV, среди прочих нововведений решил «исправить» юлианский календарь, временно введя «новоюлианский календарь», который совпадал с григорианским до 2800 года. Это решение было принято не всеми. Сразу после конгресса только три автокефальные церкви Константинополя, Румынии и Греции отказались от юлианского календаря и перешли на новоюлианский календарь, а неканонически отделенная автономная православная церковь Финляндии приняла григорианский календарь. Так в 1923 году возник так называемый календарный вопрос, шаткое сосуществование трех календарей, которое мучило церковную жизнь до начала двадцать первого века. Массовая приверженность верующих юлианскому календарю означала, что переход на «новый стиль» часто сопровождался массовыми протестами и образованием раскольнических движений «старого стиля». В результате, после попытки ввести «новый стиль», иерархия нескольких поместных церквей решила вновь ввести юлианский календарь; в других случаях было разрешено сосуществование разных стилей в рамках одной поместной церкви.

Отказ и возвращение на юлианский календарь поместных Церквей

  • Константинопольская Православная Церковь:
    • отказ с 10 марта 1924 года (патриаршей и синодальной грамотой) 1
    • отказ в 1926 году
    • отказ в 1948 году
    • отказ 2 октября 1923 года
    • возвращение 8 ноября 1923 года ввиду несостоятельности Константинопольского Конгресса и неприятия «нового стиля» большинством верующих
    • отказ в 1928 году
    • возвращение через несколько месяцев ввиду отвержения реформы народом и большинством священников
    • отказ в 1924 году
    • отказ 19 декабря 1968 года (согласно объявлению от 18 июля того года), «в экуменических целях» 2
    • отказ в марте 1923 года
    • отказ 12 апреля 1924 года, при позволении отдельным приходам сохранять юлианский календарь
    • возвращение 15 июня 2014 года (согласно синодальному постановлению от 18 марта того года) «в связи с тем, что большинство приходов Польской Церкви (96%) празднует праздники по старому стилю (юлианскому), и по просьбам верующих» 3. При этом на тех приходах, где была такая необходимость, новый стиль мог быть сохранён.
    • отказ в 1970-х годах 4, при позволении отдельным епархиям 5 и приходам сохранять юлианский календарь

    В современном церковном использовании

    • Повсеместно в Иерусалимской, Грузинской и Сербской Православных Церквах.
    • Подавляюще в Русской (за исключенем отдельных приходов в Западной Европе) и Польской Православных Церквах.
    • В зависимости от приходского уклада в Чехословацкой и Американской Церквах, где также используется и новоюлианский.
    • В ряде юрисдикций, монастырей и приходов Константинопольской (включая Святую гору Афон, Украинскую Православную Церковь Америки, монастырь святой Ирины Хрисоваланту в Астории и его дочерние учреджения, и т.д.) и Румынской (включая Бессарабскую митрополию) Церквей.
    • Во всех поместных Церквах кроме Финляндской для вычисления Пасхалии.
    • «2. Христианский календарь», Тондеринг Клаус, Часто задаваемые вопросы о календарях :
      • http://alebedev.narod.ru/lib/lib60_4.html

      3 Цитируется по Постановлению Священного Синода Польской Православной Церкви от 18 марта 2014 года, официальный сайт Польской Православной Церкви, http://www.cerkiew.pl/index.php?id=wiad_kraj&tx_ttnewspoint. 68c

      4 Богданова Ольга, «Рождество в Америке», Татьянин день, 24 декабря 2010, http://www.taday.ru/text/809074.html.

      5 Таким образом, в начале двадцать первого века вся епархия Аляски следовала юлианскому календарю.

      Уважаемые читатели, если вы считаете, что эта статья неадекватна или плохо написана, вы знаете больше — помогите нам, поделившись своими знаниями. Или, если вы не удовлетворены представленной здесь информацией и продолжаете поиск, пожалуйста, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы нашли.

      «ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» еще можно поискать:

      Полнотекстовый поиск в Дереве.

      Месяцы

      Месяц Количество дней
      1 Январь 31
      2 Февраль 28 (в високосный год — 29)
      3 Март 31
      4 Апрель 30
      5 Май 31
      6 Июнь 30
      7 Июль 31
      8 Август 31
      9 Сентябрь 30
      10 Октябрь 31
      11 Ноябрь 30
      12 Декабрь 31

      Существует мнемоника для запоминания количества дней в месяце: Сожмите руки в кулаки и считайте от мизинца левой руки к указательному пальцу слева направо, поочередно касаясь костей и отверстий: «Январь, февраль, март…» Февраль следует запомнить отдельно. После июля на левом указательном пальце переключитесь на правый указательный палец и продолжайте считать с августа на мизинце. На косточках — 31, между ними — 30 (в случае февраля — 28 или 29).

      Юлианский календарь на Руси

      На Руси существовало много различных типов календарей, ибо византийский календарь отсчитывал год от 1 сентября, а восточные славяне, принявшие христианство, сохраняли старое начало года в марте.

      Старое русское летоисчисление, в котором мартовский год начинается на шесть месяцев позже византийского, называется мартовским, а то, в котором мартовский год начинается на шесть месяцев раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала двенадцатого века преобладал мартовский стиль, а в двенадцатом и тринадцатом веках стал преобладать ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладал сентябрьский стиль, который заменил два мартовских стиля.

      Составители определенных хронологий могли бы учесть переход к новым типам хронологий и внести в них коррективы. Это объясняет тот факт, что хронология в разных хронологиях может отличаться на год или два.

      Вытеснение григорианским календарём

      Приказ по «белому» гарнизону Харькова от 25 июня 1919 года: считать завтрашний день 13 июня, в связи с отменой григорианского календаря и переходом на юлианский календарь.

      Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет добавляется дополнительный день. Например, день Рождества, который первоначально совпадал с зимним солнцестоянием, постепенно был перенесен на весну. Разница наиболее очевидна весной и осенью в период равноденствия, когда продолжительность дня и положение солнца меняются сильнее всего. Во многих храмах создатели хотели, чтобы солнце попадало в определенную точку в день весеннего равноденствия, как, например, в базилике Святого Петра в Риме — это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой Римским смогли добиться того, чтобы Пасха не приходилась на одно и то же место. После длительных обсуждений этой проблемы юлианский календарь был заменен более точным в 1582 году указом папы Григория XI. День после 4 октября был заменен на 15 октября. Протестантские страны постепенно заменили юлианский календарь в 17 и 18 веках, последними были Великобритания (1752) и Швеция.

      В России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома, изданным В. И. Лениным 26 января 1918 г.2, а в православной Греции — в 1923 г. Григорианский календарь часто называют новым стилем.

      Переход на новый стиль в Советской России после революции 1917 года

      В 1917 году революция в России победила. Сразу после октябрьского переворота большевики на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 года решили заменить «мракобесный Черный календарь» на «прогрессивный». Россия была одной из последних стран, где была введена новая система знакомств. Но мы начали использовать его на столетие раньше. Обычно в деловой и научной переписке с представителями зарубежных стран, которые уже перешли на григорианский календарь. В России его называли «новым стилем», а старый юлианский календарь — «старым стилем».

      Советский «Декрет о введении западноевропейского календаря в Российской Республике».

      Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 года и подписан Лениным — «в целях введения в России такого же календаря времени, какой действует в большинстве цивилизованных стран». Декрет предусматривал, что днем после 31 января 1918 года следует считать 14 февраля, а не 1 февраля и т.д. Затем советское правительство потребовало, чтобы Русская православная церковь сделала то же самое. В Церкви возникло движение, называемое анагностицизмом.

      В 1923 году попытка перевести Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. И когда на Святейшего Патриарха Тихона было оказано давление с требованием ввести новый стиль, ГПУ вновь категорически отказалась.

      Святейший Патриарх Тихон

      Одним из главных требований главы «церковного» отдела ГПУ Евгения Тучкова было внедрение нового стиля в литургическую жизнь. По планам Тучкова, введение нового стиля привело бы к серьезному расколу в Патриаршей Церкви, так как новый стиль был прочно связан с обновлением в сознании верующих. Введение нового стиля в Божественной литургии власти обосновали экономическими требованиями: Многие работники отмечали церковные праздники официально по новому стилю и неофициально по старому, что приводило к массовым прогулам. Как ни старались советские власти разоблачить Святейшего Патриарха Тихона, распространяя миф о том, что он был сторонником нового стиля и пытался ввести его в Церкви, Патриарх сделал все возможное, чтобы новый стиль на самом деле не был введен.

      священномученик архиепископ Иларион (Троицкий)

      Архиепископ Иларион (Троицкий).

      В этом Его Святейшеству помогал священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), чьи святые мощи сейчас находятся в Сретенском монастыре. Его мужественная защита юлианского календаря стала одной из причин, по которой Иларион (Троицкий) был арестован и отправлен в концентрационный лагерь, и даже стоила ему жизни.

      Разделение христиан на «старостильников» и «новостильников»

      Православная церковь оставалась единой в борьбе против календарной реформы до 1923 года. Разрыв единства православных церквей и смута были вызваны Константинопольским патриархом Мелетием IV Метаксакисом, которого небезосновательно подозревали в связях с масонством. Решение о принятии нового стиля было принято в 1923 году на собрании в Константинополе, созванном патриархом Мелетием IV. Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская церкви не присутствовали на встрече. Внедрение нового стиля сопровождалось жестоким насилием над совестью верующих, как это было в случае с монахами Валаамского монастыря в 1920-х годах.

      Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис

      Патриарх Мелетиос IV Метаксакис, патриарх Константинопольский

      11 Поместные православные церкви перешли на новоюлианский календарь, т.е. они сохранили александрийский календарь Пасхи, который был основан на юлианском календаре, но непереходящие праздники отмечались по григорианским датам. Новоюлианский календарь был разработан Милутином Миланковичем (1879-1956), югославским астрономом и профессором математики и небесной механики Белградского университета. Этот календарь, основанный на 900-летнем цикле, будет полностью совпадать с григорианским календарем в течение следующих 800 лет (до 2800 года).

      Так, с 1920-х годов под влиянием Константинопольского патриархата православные христиане Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта стали отмечать Рождество по григорианскому календарю (новому стилю). Введение нового календаря привело к большой путанице и разделению среди христиан в православных странах на «христиан старого стиля» и «христиан нового стиля». Однако большинство православных христиан сегодня придерживаются старого стиля: Русская православная церковь сохранила старый календарь. Помимо Русской Церкви, Рождество по старому стилю отмечают также церкви в Иерусалиме, Сербии, Грузии и монастыри на горе Афон (около 4/5 всего православного населения).

      Позиция Русской православной церкви по поводу перехода на григорианский календарь была высказана некоторое время назад Святейшим Патриархом Кириллом. Он заявил, что перехода на григорианский календарь не будет.

      О недостатках григорианского календаря

      Вопрос о календаре в основном связан с празднованием Пасхи. «Пасха» рассчитывается одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (юлианский, новоюлианский, григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но Пасха — это праздник, восходящий к Ветхому Завету. А ветхозаветный календарь — это лунный календарь. Таким образом, Пасха Евхаристии — это не просто календарь, каким бы он ни был, а расчет конкретного дня по правилам, которые зависят как от солнечного, так и от лунного циклов.

      Переход на григорианский календарь приводит к серьезным каноническим нарушениям, поскольку апостольские каноны не разрешают праздновать Святую Пасху до еврейской Пасхи и в тот же день, что и евреи. Более того, введение григорианского календаря означает, что в годы, когда Пасха наступает поздно (когда пасхальное воскресенье выпадает на 5 мая), Великий пост вообще исчезает из календаря.

      Григорианский календарь достаточно точен и соответствует природным явлениям — он относится к земным явлениям, климатическим сезонам, что является главным аргументом сторонников григорианской пасхалии.

      Однако григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков. Считать большие периоды времени по григорианскому календарю сложнее, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев варьируется между 28 и 31 днем. Месяцы с разной продолжительностью чередуются произвольно. Продолжительность кварталов различна (от 90 до 92 дней). Первая половина года всегда короче второй (на три дня в однолетнем году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с фиксированными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с разных дней недели. Большинство месяцев имеют «отдельные недели». Все это приводит к значительным трудностям для плановиков и спонсоров (более сложные расчеты гонораров, более сложная сопоставимость результатов работы за разные месяцы и т.д.).

      Еще одной особенностью нового календаря является то, что он повторяется каждые 400 лет. С течением времени юлианский и григорианский календари все больше и больше расходились. Примерно один день в столетие. Если в 18 веке разница между старым и новым стилем составляла 11 дней, то в 20 веке — уже 13 дней.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий