Я или мы: взаимодействие людей в обществе. Я или мы взаимодействие людей в обществе.

Содержание

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в семье, небольшой рабочей группе, группе студентов, группе друзей и т.д.

Процессы взаимодействия людей: понятие, формы, уровни

Каждый из нас с детства находится в разных социальных группах (семья, друзья и т.д.). По мере взросления мы покидаем одни группы и присоединяемся к другим.

В каждой группе мы регулярно взаимодействуем с другими людьми. В этих группах люди приобретают социальные навыки, которые способствуют повышению их статуса. Сами отношения могут быть как прямыми, так и косвенными.

Ниже мы более подробно обсудим эти процессы взаимодействия людей, а также то, как социальный капитал способствует созданию реальных благ.

Понятие взаимодействия людей

Под взаимодействием понимается процесс влияния объектов друг на друга, в результате которого между ними возникает связь и взаимное обострение. Это влияние может быть прямым или косвенным.

Важной характеристикой процесса взаимодействия является его причинно-следственная связь. То есть, объекты и структуры развиваются под влиянием друг друга, что определяет причины их непосредственных действий и реакций.

Противоречия, возникающие при взаимодействии, становятся толчком для самостоятельного движения и развития процессов.

Понятие взаимодействия людей

Люди в процессе взаимодействия рассматриваются как независимые субъекты, каждый со своим внутренним миром. То есть, по сути, происходит взаимодействие этих миров, наложение идей, образов и мыслей, за которым следуют оценки других людей, выявление их потребностей и эмоциональное воздействие.

Более того, социальная психология также рассматривает взаимодействие как инструмент для организации совместной групповой деятельности (а не только как способ влияния друг на друга). Таким образом, взаимодействие — это точная последовательность непрерывных действий, которые целенаправленно выполняются для того, чтобы побудить участников на противоположной стороне к реакции.

Проявление активности или пассивности участников коммуникации приобретает более строгие формы и дополняется рядом ограничений, когда речь идет о симбиозе или сотрудничестве (по сравнению с индивидуальной коммуникацией). Здесь необходимо провести параллели и разделить усилия между «я» и «он», «мы» и «они». Таким образом, у людей формируется не только более точное представление о других, но и о самих себе. Таким образом, процессы взаимодействия способствуют формированию соответствующей самооценки и обучению социальному поведению.

На чем строятся процессы взаимодействия людей

Основой процессов взаимодействия людей в обществе является коммуникация. Он формируется на основе рефлексивных нейронных реакций (с участием зеркальных нейронов). Например, вы не можете готовиться к выступлению и думать о том, как вас воспримет слушатель или зритель.

Межличностное взаимодействие относится к взаимному желанию участников работать вместе. Общение не получится, если один человек имеет несправедливые мысли о другом и не верит, что компромисс приемлем.

Какие процессы составляют основу межличностного общения? По сути, это всегда обмен символами, знаками. Любая транзакция предполагает наличие двух участников, а именно: инициатора коммуникации и получателя. Первый процесс — это отправка сигналов инициатором, а второй процесс — получение информации приемником.

Важно, чтобы не было барьеров для общения, иначе сообщения не смогут быть правильно расшифрованы. Также важно, чтобы стороны принадлежали к одному социальному классу и имели общие культурные точки соприкосновения. Передавать информацию между различными культурными слоями крайне сложно.

Особенности взаимодействия людей

Общество — это форма объединения людей с общими интересами, ценностями и целями.

Взаимодействие относится к отношениям между человеком и другим человеком как субъектом, имеющим свой собственный мир. Взаимодействие людей в обществе — это также взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами.

Когда мы рассматриваем характеристики межличностных отношений, мы обычно выделяем два типа взаимозависимости — сотрудничество и конкуренцию. В первом случае (сотрудничество) определенное количество людей вступают в контакт друг с другом и предпринимают согласованные действия для достижения определенной цели. Обычно это цель, которая не может быть достигнута только действием. Уровень сотрудничества повышается, когда люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверять друг другу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких людей происходят в соревновании, которое может выиграть только один человек. Например, в игре в шахматы.

Психологи обычно выделяют следующие три процесса, с помощью которых люди так или иначе подвергаются влиянию. Это адаптивность, идентификация и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным одного или комбинации этих процессов. Предположим, вы говорите другому человеку сделать что-то, и он это делает. Поведение этого человека может быть результатом конформизма, идентификации или интернализации. Подумайте об этих процессах.

Соответствие происходит потому, что человек притворяется (иногда бессознательно), что невыполнение просьбы или приказа будет стоить ему чего-то, что может быть «ценой» непослушания. Человек подчиняется приказу, но может испытывать чувство гнева или, наоборот, чувство смирения. Любое влияние со стороны авторитетного лица, например, лидера организации, может быть основано на подчинении, особенно если существует страх наказания или желание получить вознаграждение. В то же время у руководителей есть основания полагаться на соблюдение требований на протяжении всего процесса, когда они контролируют потребности своих подчиненных.

Идентификация — это когда человек находится под влиянием другого человека из-за его привлекательности. Этот другой человек может вызывать симпатию первого человека или предлагать то, к чему стремится первый человек, например, важную должность, место в обществе. В социальной психологии идентификация обычно понимается как отождествление человека с другим человеком или группой людей. Сознательно или бессознательно человек приписывает определенные характеристики другому человеку или группе людей. Многие лидеры, включая политиков, часто оказывают влияние на других людей именно потому, что они отождествляют себя с этими лидерами.

Интернализация происходит, когда кто-то (часто формальный или неформальный лидер) достаточно компетентен, чтобы ему доверяли другие. В этом случае люди считают, что предложения этого человека являются для них наилучшим вариантом действий. Его или ее мнения и суждения воспринимаются как заслуживающие доверия и надежные. Результатом процесса интернализации является то, что требования, выраженные авторитарным человеком, безоговорочно принимаются другим человеком и становятся его собственными требованиями к себе.

Проблемы человеческого взаимодействия

Когда люди общаются друг с другом, они не только отправляют и получают информацию, воспринимают друг друга определенным образом, но и взаимодействуют определенным образом. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизни. Каждый день включает в себя множество различных по форме и содержанию видов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в науке социальной психологии. В самом общем смысле социальное взаимодействие можно определить как «процесс, посредством которого люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

Признаки общества

Социология неоднократно пыталась дать окончательное определение общества и определить его основные черты — наиболее характерные, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Эмиль Дюркгейм, например, видит основной принцип стабильности и единства общества в признаках коллективного сознания, общей воли, которая препятствует разрушительной силе человеческого эгоизма. Роберт Мертон убежден, что самое важное для общества — это наличие определенных базовых ценностей, благодаря которым каждый индивид направлен на соблюдение общих правил жизни, составляющих основу для сохранения общества. Нил Смелзер признает существование географических границ, общей правовой системы и определенной национальной системы в качестве отличительных черт общества как объединения людей. (Социокультурная) идентичность. Американский социолог Эдвард Смелзер считает, что в основе общества лежит такая черта, как функция государственной власти, которая обеспечивает контроль над всей территорией и способствует формированию общей культуры.

Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

  • это не часть большей системы;
  • браки заключаются между представителями этой ассоциации;
  • он пополняется главным образом за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • у ассоциации есть территория, которую она считает своей;
  • общество имеет свое имя и свою историю;
  • имеет собственную систему управления;
  • ассоциация существует дольше, чем средняя продолжительность жизни человека;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которая называется культурой.

В современной социологической литературе утвердился подход к обществу как к «комку» социальных связей и взаимодействий, сложившихся между людьми в социальном пространстве и времени, наиболее общими чертами которого являются автономность, самовоспроизводство, высокая степень ассоциативной власти и высокая степень саморегуляции. Этот подход подчеркивает следующие особенности общества.

Первая характеристика общества — это наличие социальной общности, которая выражает социальный характер жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Сообщество предшествует обществу, а не наоборот. Однако социальная общность возникает не на пустом месте, а на своем естественном субстрате — органической общности людей, их родственных связей и отношений. Будучи физическим субстратом общества (социальной общности), эти физические условия и органические отношения трансформируются в социально-органические отношения в нем — муж и жена, дети и родители, братья и сестры, другие родственники.

Следующей характерной чертой общества является его существование в социальном пространстве и времени. Более того, социальное пространство и время не всегда совпадают с физическим пространством и временем. Более того, социальное пространство может существовать вне каких-то территориальных границ и собственных доменов (например, вне физического ландшафта, но на космической станции или межзвездном межгалактическом корабле в социальной паутине). Социальное время также значительно отличается от физического.

Характерной чертой общества является наличие особых саморегулирующих и воспроизводящих органов — социальных институтов, важнейшим из которых является социальный институт семьи, определяющий появление и существование других людей (брак). (например, образование, воспитание, религия и т.д.). Питер Бергер и Томас Лакман в своей работе 12 убедительно доказали, что Робинзон и Пятница вместе не образуют общество, хотя их объединение демонстрирует многие признаки общительности, потому что в них нет механизма самовоспроизводства. Таким образом, понятие общества не конгруэнтно обществу, т.е. социальности в целом, а представляет собой особую форму коллективного, трансиндивидуального существования человека. Отдельный человек («социологический робинзон»), независимо от его или ее социальных характеристик, не составляет и не может составлять общество в этом смысле. В то же время общество нельзя сводить к общительности; всякое общество социально, но не все, что обладает социальными свойствами и является лишь частью, свойством или состоянием общества в узком смысле, можно назвать обществом.

Закрытое и открытое общество

Общество как социальная система организовано изнутри социальной структурой, а снаружи — окружающей средой. Одной из возможных типологий является деление общества на открытое и закрытое, введенное К. Поппером для описания культурных, исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах развития.

Согласно Попперу, закрытое общество — это тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом и догматической, авторитарной идеологией (это система, в которой большинство членов общества с готовностью принимают определенные для них ценности, обычно это полностью идеологизированное общество).

Согласно Попперу, открытое общество — это тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, инновационностью, критичностью, индивидуализмом и демократической, плюралистической идеологией (здесь человек может выбирать свое мировоззрение, ценится мораль). Государственной идеологии нет, но на уровне конституции закреплены принципы интеллектуальной свободы, которые человек применяет на практике, т.е. пытается сам найти базовые ценности).

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает смену поколений и, соответственно, социального наследия — члены общества передают свои знания и культуру от поколения к поколению.

Современное общество

Согласно одной точке зрения, вопрос организации цивилизованного общества является центральным. Современное общество организовано на основе целого ряда экономических, политических, идеологических и социокультурных факторов. Его можно охарактеризовать как «переходное общество» от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Общество литературы и кино

R. В романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» описывается общество потребления, основанное на популярной культуре и консюмеризме, в котором сжигаются все книги, побуждающие к размышлениям о жизни. Роман Джорджа Оруэлла «1984» рассказывает об обществе, в котором больше не существует свободы и которое основано на том, чтобы держать людей в страхе.

Особенности и примеры межличностных отношений

Существуют определенные характеристики, присущие человеческому социальному взаимодействию:

  • На межличностные отношения оказывают сильное влияние оценочные эмоции, в том числе и бессознательные. Это касается не только близких связей, но и формальных, деловых.
  • Каждая из сторон, входящих во взаимодействие, выступает в них в качестве уникального индивида, которому присущи свои черты характера и социальный статус.
  • Отношениям свойственно постепенное развитие при разного рода общении – они не являются спонтанными.
  • Характер межличностной коммуникации изменчив. Она не находится в статике и может трансформироваться в прямо противоположную сторону, улучшиться или ухудшиться.

Для лучшего понимания межличностных отношений мы перечислим некоторые формы человеческого взаимодействия, с которыми знаком каждый человек, независимо от его положения в обществе или других социальных факторов.

  • Повседневные. Сюда относятся все виды общения, которые не предполагают тесной связи. Живя в социуме, человек так или иначе взаимодействует с другими его представителями, которые образуют большой охват. Это и соседи, и кассир за прилавком магазина, члены рабочего коллектива, попутчики и т. д.
  • Приятельские. Такой тип характеризуется положительным отношением к малознакомым личностям. Например, вы можете провести веселый вечер, празднуя день рождения друга в компании его знакомых. Друзьями вы их не назовете, но будете не прочь увидеться с ними еще – это и есть приятельство.
  • Товарищеские. При такой форме коммуникации людей будет связывать общий род деятельности. Они вместе решают одну задачу, доверяя друг другу. Но не более: личные темы остаются за рамками такого взаимодействия.
  • Дружеские. Эти отношения характеризуются большой степенью близости. Другом не называют человека со схожими взглядами, интересами. Дружба должна быть закалена временем, в течение которого люди много общаются, понимают чувства и мысли друг друга, оказывая необходимую поддержку, принимая все черты характера другого человека.
  • Любовные. Отношения с высоким уровнем привязанности. Они предполагают тесную эмоциональную близость и романтические ощущения. При этом выбор партнера не всегда происходит разумно или целесообразно, как например, при дружбе.
  • Родственные. Такие взаимоотношения не являются собственным выбором, поэтому могут быть выстроены по-разному. Кто-то считает близкими всех людей, так или иначе связанных родством, кто-то выделяет среди них только представителей первой и второй линии родства, считая других не больше, чем знакомыми.
  • Супружеские. Любовная привязанность перерастает в этот тип отношений, изменяясь при этом качественно, становясь более похожей на родство. При всем прочем подразумевается наличие взаимных обязательств, указанных в супружеской клятве. В случае их несоблюдения возникает социальное неодобрение и возможный последующий разрыв.

У каждого человека свой опыт и свои качества, поэтому уровень отношений напрямую зависит от участников. Независимо от типа человеческого взаимодействия между действующими лицами, каждый должен соблюдать негласные правила и осознавать свою ответственность перед другими.

5 принципов взаимодействия людей

Вместе со способностью понимать личность и характер человека, принципов, изложенных ниже, достаточно для построения продуктивного взаимодействия с людьми в дружеских и любящих отношениях.

  1. Доверие. Без него не обрести крепких отношений. Человек, умеющий доверять другим, чувствует себя более свободно. Он может открыто выражать свои мысли и чувства, не тратя ресурсы на подозрительность. Кроме того, доверие – средство для создания крепкой связи, образовывающей эффективную команду.
  2. Взаимное уважение. Это чувство привносит в отношения значимость партнеров, когда обе стороны считаются с мнением друг друга, а если и критикуют, то конструктивно. Решения при этом принимаются взвешенно и обдуманно с учетом всестороннего анализа.
  3. Внимательность. Предполагает, что участники взаимоотношений слов на ветер не бросают, не совершают случайных поступков. Следят за своими и чужими эмоциями, оказывая поддержку, исключая негатив и пессимизм со своей стороны.
  4. Умение принять другую точку зрения. Люди, уважающие этот принцип, признают право на существование иного мнения, а не только их собственного. Они понимают других, их мировоззрение и мотивы, а также всегда открыты к новым суждениям о ситуации, видя в этом широту и глубину взглядов, отличных от их собственных.
  5. Открытость. Успешность коммуникации зависит от открытости ее субъектов. Даже писатели, создавая в уединении роман, общаются со своим читателем. Да и все мы в повседневной жизни имеем множество связей и отношений. Их эффективность очень сильно зависит от честности и откровенности сторон.

5 принципов взаимодействия людей

Конечно, не все, кого вы встретите на своем пути, будут придерживаться этих принципов. Некоторые из них могут быть откровенно грубыми, флиртовать или иметь скрытые мотивы. Только от вас зависит, как вы будете вести себя с этими людьми и захотите ли вы вступать с ними в отношения. Однако успешное общение требует не только соблюдения этих правил, но и терпения. В большинстве случаев все крепкие и надежные отношения требуют времени для совершенствования и некоторой «доводки».

Каждая женщина должна пройти через 3 важных этапа
Аника Снаговская Топ-5 в России среди авторов и лидеров женского образования.
Три курса из закрытой базы, где 9 из 10 девушек испытали преимущества и рекомендуют их друзьям.

  • Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
  • Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения Вы узнаете 3 простых, но эффективных шага, как отпустить прошлое и двигаться вперед.
  • Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе» Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

3 самых полезных материала, которые помогут вам лучше узнать себя

И начните новую, более счастливую жизнь для себя.

Видеоурок + медитация: как отпустить прошлые отношения.

4 типа взаимодействия людей

  1. Достижение выгоды обеими сторонами. Это значит, что каждый человек стремится что-то обрести от сотрудничества. В итоге пользу получают оба партнера и остаются довольны. Есть мнение, что такие отношения невозможны, и там, где есть победитель, должен быть и проигравший. Конечно, подобные ситуации бывают, но тогда, скорее всего, нет смысла говорить о взаимном действии, оно будет однонаправленным. Природа диктует закон естественного отбора. Но стоит понимать, что человек уже выше этого и не должен следовать принципам животного мира. Научный прогресс позволяет эволюционировать без подавления чьей-либо воли. Да, такой путь часто более долгий и трудный, но он вполне возможен.

Врезка турбо 3 шага

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева

. их энергии. Если у людей нет свободы действовать только в соответствии с. действиями всех людей. Ни мораль, ни право не могут обойти эту проблему, поскольку без признания свободы личности не может быть и речи об индивидуальной моральной и правовой ответственности за …

Человеческий опыт и наука показывают, что даже самые, казалось бы, иррациональные действия человека всегда зависят от внутреннего мира личности или от внешних обстоятельств. Абсолютная свобода воли — это абстракция от реального процесса формирования человеческого волевого акта. Безусловно, волевое решение человека в отношении выбора целей и мотивов его деятельности определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является отражением этого внешнего объективного мира. Диалектическая взаимозависимость событий в этом внутреннем мире является зеркальным отражением диалектической взаимозависимости явлений во внешнем мире. Объективная детерминация (причинность) явлений в мире, объективная необходимость природы, отражается в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и восприятия.

Таким образом, проблема свободы, охватывающая проблему познания, морали и социального действия, является одной из ведущих проблем, объединяющих теорию познания, морали и социальной философии в единое целое.

Я хотел бы привести несколько примеров того, что разные философы говорили о человеке.

Епископ Августин Блаженный (354-430), оказавший сильное влияние на средневековую философию, был озабочен двумя важнейшими проблемами: динамикой личности и динамикой мировой истории. Его «Исповедь» — это исследование самосознания человека и его психологических состояний. Она описывает внутренний мир человека с детства до становления его как христианина. Она презирает любое насилие над личностью, от школьного насилия над ребенком до государственного насилия. Августин поднимает проблему свободы личности. Он считал, что человек субъективно свободен в своих действиях, но то, что он делает, совершается через него Богом. А существование Бога можно вывести из самосознания человека, из самосознания человеческой мысли. Августин показал, какую роль для человека играет самосознание. В конце концов, самость — это замкнутое, интимное существо, отдельное от внешнего мира и даже «закрытое» от него. V. И. Лавриненко, с. 45

Социально-философские взгляды Фомы Аквинского, считающегося основателем католической теологии и систематизатором схоластики, заслуживают внимания. Он считал, что человек — «самое благородное существо во всей разумной природе». Он характеризуется интеллектом, эмоциями и волей. Интеллект превалирует над волей. Однако он ставит познание Бога ниже, чем любовь к Богу, то есть эмоции могут превосходить разум, когда они относятся не к обычным вещам, а к Богу. V. И. Лавриненко, с. 46

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. что этот контакт должен стать сознательным. Человек должен соприкоснуться с Высшими мирами и быть соприкоснутым с ними, ибо бессознательный контакт с ними не дает необходимых результатов. Сон — это небольшой … В печали, в гневе, в темноте, в страхе, в обиде, в беспокойстве люди уходят в тонкий мир, когда спят. Можно представить, какие шары посещают их в это время.

Важной частью творчества Герцена является тема личности. Ценность любой личности заключается в разумном и нравственно свободном «действии», посредством которого человек достигает своего истинного существования. Но индивид — это не только венец природы, но и «вершина исторического мира». Существует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе его подпись. В.И. Лавриненко, с. 148.

Центральное место в концепции социальной философии Михайловского занимает идея личности, развитие и целостность которой является мерилом, целью и идеалом исторического прогресса. Для него личность — «мера всех вещей», поэтому отчуждение индивида, превращающее его в придаток общества, должно быть преодолено. V. И. Лавриненко, с. 151. 151.

K. Н. Леонтьев представляет светлый тип личности. Для него крайности важнее середины и серого. На однородной почве, на одинаковости, на упрощении, пишет он, не рождаются гении и оригинальные мыслители. V. И. Лавриненко, с. 157. 157.

Кроме этих изречений, существует множество других, ведь каждый философ пытается объяснить каждый возникающий вопрос. И все люди, даже те, которые не являются философами, пытаются объяснить себе все, что можно объяснить тем или иным способом.

Существует множество разногласий и разночтений, но ни один философ не раскрывает того, во что он верит.

Проанализировав все эти аспекты, можно сделать вывод, что социальная сфера оказывает значительное влияние на воспитание и поведение человека. И все же понятия личности и общества всегда пересекаются, поскольку личность — это социально развитый индивид, между обществом и личностью существует неразрывная связь. Но важную роль в формировании, воспитании и реализации личности играет внутренний, духовный мир человека.

Личность в первую очередь характеризуется поступками человека. И если человек действительно считает себя человеком или пытается им стать, он должен быть ответственным не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках. Абсолютная свобода, как и абсолютная истина, никогда не достигается. Истина и свобода всегда в пути. Каждый человек должен соизмерять свою «свободу» с ответственностью, необходимостью и обязательствами общества в целом и отдельного человека.

1. бери, Э. Игры, в которые играют взрослые и дети — М., 1988.

2 Козлова О.Н. Социализация в царстве отчаяния и не только // Соц. гуманитарные знания — 2002 — № 2.

3 Кистяковский С. «Общество и личность» // Социс — 1996 — №2.

4 Marcuse G. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. — М., 1994.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб, 1999.

6. основы социологии : цикл лекций — часть 2 — / под ред. А. Эфендиева — 1994.

Примеры похожих учебных работ

Личность в системе социальных отношений и её социально-психологическая структура

формации и дополняется позицией индивида и его ролями — социальными функциями. Позиция человека — это сложная система отношений — к обществу, людям, работе, самому себе; установок, мотиваций, целей и ценностей. Б.Г. Ананьев рассматривал личность как .

«ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

. и на институты, которые способствуют социализации личности. Социализация личности всегда была очень тесно связана с системой образования и семьей. Механизмы экономических отношений важны для успешной социализации общества, …

Социализация личности. Этапы социализации личности

. каждый человек становится полноправным членом общества. Социализация личности — это процесс формирования личности в определенных социальных условиях. С самого детства человек интегрируется в исторически сложившуюся систему социальных отношений. Это

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева

. и ответственность личности, возможности свободы, понимание свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Пожалуй, ни одна философская проблема не нашла такого большого социального и политического отклика в истории общества.

Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления

Личность: влияние, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все виды этих эмоциональных проявлений. Сфера межличностных отношений очень широка. Она охватывает почти весь спектр существования человека, …

Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо

Отношение человека к различным аспектам реальности определяется его отношением к ним. Мотивационные состояния человека. индивидуальной личности, а также историческое развитие общества в .

  • Индивидуальная работа Понятие объективной и субъективной ситуаций
  • Научные и учебные работы Вымогательство. объективная и субъективная стороны
  • Научные и учебные работы Психологические технологии и метододы воздействия на персонал организации
  • Научные и учебные работы Основные концепции самоорганизации: И. Пригожин и Г. Хакен
  • Научные и учебные работы Презентация на тему: Тема 3. Психология личности
  • учебник Социолингвистический анализ журналистского текста и опыт исследования прессы
  • курсовая Проблема взаимодействия общества и личности в трудах З.Фрейда
  • Конспект лекций Конфликт между личностью и группой
  • Научные и учебные работы Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы «Мозг и психика»
  • реферат Психотехника и её кризис
  • Научные и учебные работы Взаимодействие личности и общества в теории З.Фрейда
  • Научные и учебные работы 1.Клиническая психология как междисциплинарная область знаний Соотношение понятий клиническая психология и медицинская психология
  • Возрастная психология
  • Гендерная психология
  • Конфликтология
  • Криминальная психология
  • Самосовершенствование
  • Экспериментальная психология
  • Социальная психология
  • Семейная психология
  • Психофизиология
  • Психотерапия
  • Психология философии
  • Психология труда
  • Психология рекламы
  • Психология общения
  • Психология личности
  • Психодиагностика
  • Психокоррекция
  • Практическая психология
  • Популярная психология
  • Политическая психология
  • Педагогическая психология
  • Патопсихология
  • Организационная психология
  • Общая психология
  • Медицинская психология
  • Клиническая психология
  • История психологии
  • Cтресс
  • Гипноз

Классификация социального взаимодействия

Существует множество подходов к классификации. Например, Сорокин предложил классификацию различных типов социального взаимодействия в соответствии с такими характеристиками, как:

  • количество взаимодействующих субъектов (два индивида, индивид и группа, две группы);
  • продолжительность (краткосрочные и долгосрочные);
  • характер действия (односторонние или двусторонние, солидарные или антагонистические);
  • «материя» обмена (идейные, эмоциональные, информационные и прочие);
  • осознанность (сознательное и бессознательное);
  • степень организованности (социальный институт – это пример организованного взаимодействия, а толпа – неорганизованного).

Классификация типов социального взаимодействия по сферам жизни имеет большое практическое значение:

  • Семейно-родственное. Различные формы взаимоотношений в рамках семьи с близкими и дальними родственниками.
  • Профессиональное. Взаимодействие в профессиональной среде и внутри рабочих коллективов.
  • Политическое. Сотрудничество или конфронтация различных политических сил и общественных движений.
  • Экономическое. Это различные виды взаимодействия, подразумевающие получение прибыли и другие экономические процессы.
  • Территориальное. Взаимодействие внутри групп, сформировавшихся на определённых территориях, а также между такими группами.
  • Религиозное. Это социальное взаимодействие между сторонниками определённой религии или между представителями разных вероисповеданий.
  • Демографическое. Это взаимодействие внутри групп или между группами, выделенными по разным демографическим признакам (пол, возраст, семейное положение).

Фазы социального взаимодействия

Социальное взаимодействие — это довольно сложный процесс, состоящий из четырех этапов:

  • Подготовка (предварительная фаза). На данном этапе взаимодействие ещё не начинается, но субъект уже осознаёт потребность его осуществить. У него формируется интерес и возникает воля к этому.
  • Начало (первая фаза). Субъект понимает свои цели, которые часто противоречат общественным интересам. Чтобы реализовать их, он пытается понять интересы общества и переосмысливает свою цель таким образом, чтобы можно было достичь её, учитывая эти интересы.
  • Реализация (вторая фаза). На этом этапе составляется план действий и происходит его реализация с применением доступных средств.
  • Результат (третья фаза). Социальное взаимодействие завершается каким-то результатом и вызывает определённую ответную реакцию, порождая следующую волну взаимодействия.

Теории межличностных взаимодействий

Социологи, столкнувшись с проблемами межличностного взаимодействия, выдвинули теории, рассматривающие проблемы человеческих контактов.

В теории обмена Хоманса и Блау применяется принцип стимулирования. Один человек выполняет действие (работу), другой — вознаграждает за работу. Контакт продолжается, когда оба получают ожидаемый результат. При асимметричном обмене, когда один диктует условия, а другой пытается выполнить их, чтобы получить вознаграждение, возникает власть.

Мид и Блумер в своей теории символического интеракционизма утверждают, что в основе взаимодействия лежит сознательная коммуникация собственных осмысленных действий и намеренного поведения партнера. Эффективность этого процесса требует умения мысленно понимать позицию собеседника. В этом случае происходит внешняя и внутренняя коммуникация.

Системный подход Парсонса объясняет двустороннюю коммуникацию, в которой отдельные участники взаимодействия являются акторами по отношению к другим партнерам. В то же время они являются объектами для других участников. Взаимодействие большего количества людей приводит к неопределенности в отношениях, сопровождающейся экономическими трудностями, политическими и юридическими проблемами.

Формы

Согласно теории управления впечатлением Хоффмана, предполагается, что:

  1. Нефокусированное взаимодействие, возникающее при большом скоплении присутствующих и общающихся с помощью вербальной коммуникации. Внешний вид, взгляд, выражение лица, жесты – способы передачи собственного впечатления в это время.
  2. При фокусированном взаимодействии партнёры замечают слова и действия другого участника. Фон для таких взаимодействий – нефокусированное общение.

Социальные взаимодействия: классификация по Сорокину

Классический труд по глобальной социологии показывает причины классификации:

  • количество взаимодействующих людей;
  • кратковременное или долговременное взаимодействие;
  • одностороннее или многостороннее взаимодействие;
  • организованно или нет, проходит взаимодействие;
  • стихийно или сознательно;
  • интеллектуальный, чувственно-эмоциональный или волевой уровень взаимодействий.

Взаимодействие

Условия для социального взаимодействия

Для социального взаимодействия определены два условия: наличие психики и органов чувств у общающихся субъектов для обнаружения эмоций другого, выраженных через мимику, жесты и интонацию. Второе условие заключается в том, что мы выражаем собственные мысли и чувства в тех же символах.

В процессе социального взаимодействия люди, находящиеся в контакте друг с другом, передают друг другу информацию и ожидают ответной реакции, то есть действия. Разговор между друзьями относится к коммуникативному процессу, который приводит к общему действию: Сотрудничество или конфликт.

Совместное взаимодействие на работе, переросшее в семейную дружбу, относится к сложному и требовательному явлению, связанному с социальным взаимодействием.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий