Религиозные правила — это правила поведения, изложенные в текстах священных книг или установленные религиозными организациями. Они являются обязательными для верующих, исповедующих ту или иную религию.
Понятие и виды социальных ценностей общества
По мере расширения социальных контактов, учащения взаимодействия и формирования социальных сообществ индивиды устанавливают правила поведения. Неформальные правила — это социальные ценности; формальные правила — это правила, законы, контракты и т.д. Из этой статьи читатель узнает о сути понятия, рассмотрит их классификацию. Узнайте о роли и значении неформальных правил в обществе.
Термин «социальная ценность» имеет два значения. В первом случае концепт рассматривается как поведенческая тактика, процесс, во втором — как объект.
Под социальными ценностями понимаются принятые в данном обществе ценности и общие убеждения, которых придерживается большинство представителей этого общества относительно таких категорий, как добро, идеал, красота и т.д. На основе этих установок и убеждений люди формируют свое собственное поведение и оценивают поведение других членов общества.
Социальная ценность может также включать материальные объекты, интеллектуальные и моральные категории (например, убеждения, идеи и технологии), которые важны для человека или общества.
Индивид разделяет установки, свойственные обществу, к которому он принадлежит. Это своего рода маркер, который идентифицирует человека с определенным обществом.
Виды социальных ценностей и их характеристика
Исследователи выделяют несколько критериев классификации.
В зависимости от своего содержания социальные ценности делятся на следующие типы:
В зависимости от социальной значимости выделяют еще несколько типов:
В зависимости от временной интеграции выделяют традиционные и новые правила и модели поведения.
В зависимости от направленности убеждений существуют:
В зависимости от направленности цели, ценности делятся на:
В соответствии с принадлежностью, ценности классифицируются следующим образом:
Значение для общества
Убеждения и установки выполняют ряд важных функций. Прежде всего, они поддерживают устойчивость социальных систем. Они формируют основу для разработки официальных правил и законов. Члены общества формируют свое собственное поведение в рамках принятых норм.
Неформальные правила позволяют нам предсказать регулярность поведения другого человека. Таким образом, социальная система может контролировать поведение аутсайдеров и маргиналов. Наказание за нарушения.
Основываясь на установленных идеалах, на межличностном уровне люди понимают смысл действий своего собеседника и способны их оценить.
На индивидуальном уровне установки и правила определяют цели, ориентиры и жизненный путь человека в целом. Они являются критерием выбора. Кроме того, система убеждений и установок позволяет человеку успешно пройти этап социализации.
Убеждения родителей затем передаются их детям. Это означает, что люди настоящего закладывают основы жизни будущих поколений.
Социальные ценности и нормы — это правила, нормы и стандарты человеческого поведения, которые установились в обществе и регулируют социальную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей в связи с определенными обстоятельствами их жизни.
Социальные ценности — это идеалы и цели жизни, которые, по мнению большинства, должны быть достигнуты в конкретном обществе; это идеи, принципы, объекты и их характеристики с точки зрения их важности для жизни человека и общества.
Виды социальных ценностей.
- жизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
- универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
- ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
- ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
- демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
Уровни социальных ценностей:
- ценности отдельного человека
- социальной группы
- народа
Значение социальных ценностей:
- являются ориентирами поведения,
- являются основой критериев оценки поведения.
Универсальные ценности — это ценности всех народов, независимо от страны, религии и традиций, и они являются общими для всего человечества.
Социальные ценности являются основой для социальных норм.
Правило — это норма, образец, модель поведения, определяющая, как человек должен вести себя в конкретной ситуации. Нормы регулируют социальное взаимодействие, отношения между членами группы и определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат в качестве стандартов, норм поведения для отдельных людей в обществе.
Социальные нормы
Социальные нормы — правила поведения, установленные в обществе, которые регулируют отношения между людьми, социальными группами и социальными организациями.
Признаки социальных норм.
- Являются общими правилами для членов общества.
- Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
- Регулируют общественные отношения.
- Возникают в ходе сознательной деятельности людей.
- Возникают в процессе исторического развития.
- Являются мерой общественно значимого поведения.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами.
- Дозволение ( ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ )– указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
- Предписание (ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ) – указание на требуемое действие.
- Запрет (ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ)– указание на действия, которые не следует совершать.
Функции социальных норм.
- Регулятивная – нормы регулируют процесс социализации, освоение социальных ролей и ценностей.
- Интегрирующая – нормы способствуют введению человека в социальную среду, окружение, объединяют членов общества.
- Являются образцами, эталонам поведения .
- Контролирующая – являются основой для санкций по отношению к тем, кто нарушает нормы.
Виды социальных норм
Обычаи — нормы поведения, одобренные обществом и рекомендованные к соблюдению (обычай встречи Нового года).
Традиции — ценности, правила, модели поведения, идеи, взгляды и т.д., принятые от предшественников (например, школьные собрания).
Моральные нормы — правила поведения, выражающие представления людей о добре и зле, правильном и неправильном и т.д. Их несоблюдение осуждается обществом (это отношение к пожилым людям и женщинам. Золотое правило: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой»).
Правовые нормы — это правила поведения, установленные и санкционированные государством, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения (все официальные нормы, законы).
Корпоративные правила — правила поведения, установленные общественными организациями.
Политические правила — это правила поведения, которые регулируют политические действия, отношения между гражданами, государством и социальными группами. Они отражены в законах и различных документах.
Религиозные правила — правила поведения, сформулированные в священных текстах или установленные религиозными организациями. Они обязательны для верующих, исповедующих ту или иную религию.
Правила этикета — это формальные правила поведения в определенных ситуациях, правила общения и сотрудничества. Они проявляются во внешних нормах поведения, например, манеры поведения за столом, поведение со старшими, женщины на публике и т.д.
Эстетические нормы — это представления о красоте и уродстве в художественном творчестве, а также в поведении людей (красивое-уродливое).
Мода — краткосрочные модели, возникающие под влиянием предпочтений, преобладающих в обществе или в определенной группе (например, молодежная мода).
Табу — абсолютный запрет на какое-либо действие или предмет.
Виды социальных норм по степени официальности:
- формальные (писаные), например, законы, уставы, приказы.
- неформальные (неписаные), например, приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п.
Материал был подготовлен.
Разделы
- ЭКЗАМЕНЫ — 2023.
- Конституция Российской Федерации 1993 года с поправками 2020.Текст + комментарий.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 23. КОНСТИТУЦИЯ РФ.
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — ШКОЛЬНИКАМ.
- Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Карточки: вопрос-ответ.
- СЛОЖНЫЙ ВОПРОС – ПРОСТОЙ ОТВЕТ.
- Готовиться к ЕГЭ легко и просто.
- ЕГЭ. Обществознание. ВСЯ ТЕОРИЯ В ОДНОМ МЕСТЕ.
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.
- Готовимся к экзаменам.Трудные вопросы.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28.
- Предэкзаменационный марафон. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
- Общество. Теория
- ОБЩЕСТВО. Термины.
- Человек. Теория
- ЧЕЛОВЕК. Термины.
- Познание. Теория
- ПОЗНАНИЕ. Термины.
- Духовная сфера. Теория
- Духовная сфера. Термины.
- Политика. Теория
- ПОЛИТИКА. Термины.
- Право. Теория
- ПРАВО. Термины.
- Социальная сфера. Теория
- Социальная сфера. Термины.
- Экономика. Теория
- Экономика. Термины.