Когда труд рассматривается как часть производственного процесса, он является фактором производства, т.е. одним из важнейших экономических ресурсов производства.
Труд как вид деятельности
Работа — это целенаправленная и сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. В ходе этой деятельности человек с помощью инструментов разрабатывает, изменяет и приспосабливает природные объекты к своим целям, используя механические, физические и химические свойства объектов и природных явлений для взаимодействия с достижением заданной Цель. Из. 1
В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни и «клеточка» многообразия человеческих отношений с миром. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) преобразует предмет труда в необходимый продукт с помощью созданных орудий труда. Продукт работы определяется спецификой объекта (материала), уровнем развития инструмента, его назначением и способом реализации.
Продукт труда существует до того, как человек будет создан в человеческом сознании. Цель организует процесс труда и подчиняет себе волю действующего субъекта, но главным критерием развития труда являются средства труда. (Он представляет собой уровень развития материального производства (выраженный в материальной форме) и тип общественного деления. Кроме того, в процессе работы возникают особые отношения между людьми — производственные отношения.
Содержание
Развитие общества во многом зависит от совершенствования средств труда и производственных отношений. Эти особенности работы существенно отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных. Это позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассматривать труд как своего рода «творца» человеческой истории и создать «гипотезу труда». Происхождение человека и общества (антропоцентризм).
Животные, в отличие от людей, могут использовать природные объекты в своих действиях, но не используют рабочие инструменты для изготовления орудий труда. Вопрос о происхождении человека, который, по его мнению, может работать и создавать себе подобных, был рассмотрен Энгельсом в его работах «Естественная диалектика» и «Роль трудовой деятельности в процессе превращения обезьян в людей». Энгельс воспринял существование качественных и сложных движений от биологической молодежи к процессу искусственного развития. В связи с изменением природных условий человек будущего стал использовать в своей деятельности больше природных предметов (камни, дерево). Эти природные условия способствовали развитию основных ручных навыков, что привело к изменениям в строении руки. Рука, освобожденная от участия в движении, стала инструментом и в то же время продуктом труда. Эта рука, как биологический инструмент, утратила свой природный опыт и создала условия для совершенствования своих неспециализированных навыков, для расширения спектра объектов, на которые она могла действовать в природе.
Даже самые примитивные орудия труда, даже те, которые определяются и передаются другими людьми, инстинктивно выделяют «паттерны активности». Их инструменты, формы и функции закрепляют идеальный, исторически сложившийся и обобщенный способ работы. Инструменты заставляют нас следовать логике плана работы мира. В процессе обучения инструменты завоевания становятся важнейшим средством социализации индивидов и их интеграции в стандарты культуры. Орудия труда были первыми материальными «вычитаниями», повлиявшими на формирование и развитие мышления.
Поскольку труд является социальной и коллективной деятельностью, необходимы средства для его организации. Ясная речь и язык стали такими средствами организации и контроля. В процессе коллективной деятельности у людей возникает «потребность что-то сказать друг другу» и предмет «обсуждения», т.е. то, что они говорят другим. Потребность создала свой собственный инструмент. Гортань обезьяны изменила свою структуру. Это было биологической предпосылкой для появления речи.
Труд как экономическая категория
Крестьяне и ремесленники работали на себя и самостоятельно регулировали время и интенсивность своего труда. В условиях феодализма крестьян можно было заставить работать на феодала-рабовладельца.
В рабстве это создавало личную зависимость работника от того, кто обладает результатами его труда, поскольку и раб, и рабочие инструменты были связаны между собой как рабовладение.
При капитализме основной формой труда являются работники, заключающие трудовые договоры. Согласно марксизму, гудвилл создается исключительно трудом рабочего и безвозмездно принадлежит капиталисту. Однако экономисты-немарксисты считают, что новая стоимость создается при равном участии всех факторов производства, а не только работников. Так, Альфред Маршалл пишет, что. ‘В целом, рабочие места и работа обычно взаимодействуют с производством национального дивиденда, каждый из которых извлекает доход из (предельной) производительности’. Их взаимозависимость ближе всего к капиталу без труда — рабочий является рабочим. Без помощи себе и другим главам он бы долго не прожил. Когда работа идет живо и хорошо, капитал достигает богатых вознаграждений и быстро растет. Ранние годы. Сотрудничество между капиталом и трудом так же необходимо, как сотрудничество между нитью и ткачом. Небольшие приоритеты на стороне нити, но не дают ему никакого преимущества. И энергия, от которой каждый может получить временную или постоянную выгоду за счет других, от чуть большей доли государственных дивидендов». 2
Карл Маркс был одним из первых писателей, осознавших, что развитие промышленности свело многие виды работ к монотонным и безразличным занятиям. Согласно Марксу, разделение труда отвлекало людей от работы. В традиционных обществах, отметил он, работа часто была изнурительной, но люди могли сами организовывать свой труд, что требовало больших знаний и умений. С другой стороны, работники промышленности практически не влияют на характер выполняемой работы, вносят лишь небольшой вклад в общий процесс производства продукции и не имеют никакого влияния на то, кто и как в конечном итоге продает продукцию. Таким образом, работа носит неоднородный характер. Это работа, которую необходимо выполнить, чтобы получить оплату, но которая на самом деле его совсем не привлекает. 3
Эта проблема частично решается за счет автоматизации производства, которая снижает маржу ручного труда. В то же время в деиндустриализированном обществе возрастает роль интеллектуального и творческого труда.
Однако невозможно провести различие между умственным и физическим трудом, поскольку каждое физическое действие обязательно предполагает осознание его необходимости и создание умственного алгоритма для его выполнения. Другими словами, есть доля умственного труда. Поэтому разделение труда на умственный и физический весьма условно.
↑ Общение как вид деятельности
Общение — это деятельность по передаче информации от одного человека к другому и обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Его часто расширяют, включая обмен материальными объектами. Этот более широкий обмен и есть общение.
Коммуникация — это общение, передача информации от одного человека к другому, форма человеческого взаимодействия.
Объект — объект, с которым происходит общение (индивид, группа, сообщество, человечество в целом)
Цель — причина, по которой люди должны общаться.
Содержание — идеи и чувства, передаваемые от одного к другому в межличностных отношениях.
Медиа — это способы передачи информации (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, диаграмм, радио- и телеаппаратуры, интернета и т.д.).
Общение — это процесс взаимодействия между людьми, в результате которого происходит передача информации, чувств и установок.
Субъект: реальные партнеры — виртуальные партнеры (наделенные атрибутами предмета общения, которые им не подходят, например, разговор с домашними животными) — воображаемые партнеры (разговор с самим собой с помощью художественных образов)
Цели (межличностные потребности): передача и приобретение знаний — координация рационального поведения людей — организация совместной деятельности людей — установление и выяснение межличностных отношений и т.д.
Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, навыки, чувства и эмоции.
Средства коммуникации (способы передачи, обработки и декодирования информации):.
- органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
- устная речь;
- письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
- технические средства (радио, телевидение, компьютер)
- коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
- познавательная (олучение новой информации);
- социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
- психологическая (эмоциональная поддержка);
Виды общения
Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга | Деловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. | Вербальное — общение посредством речи. | Межличностное — общение между двумя людьми. |
Косвенное — общение через других людей. | Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. | Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз. | Групповое — общение между тремя и более людьми. |
↑ Игра как вид деятельности
Игры — это вид деятельности, направленный на удовлетворение духовных потребностей, целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.
Характеристики игр:.
- Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
- В процессе игры используются определенные предметы
- Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
- Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
↑ Труд как вид деятельности
Труд — это деятельность человека, направленная на достижение практически полезного результата, дающая возможность реализовать свои потребности.
В процессе труда человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учебы и игры, работа требует определенного уровня подготовки и квалификации. Шахтеры не могут проводить хирургические операции.
Квалификация — это уровень знаний, умений и навыков, характеризующий человека для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
Характеристика работы:.
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний.
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека
Другие не менее важные мотивы включают желание приобрести что-то новое, быть конкурентоспособным и стабильным. У человека могут быть разнообразные мотивы, объединенные в комплекс мотивов, которые определяют его трудовую деятельность. В принципе, существует три типа ядер, которые характеризуются отслеживанием.
Труд — основа жизни
Все, чем мы пользуемся сегодня, является результатом труда. Здания, мебель, электроприборы, транспорт, одежда и продукты питания производятся людьми. На протяжении всей нашей жизни люди постоянно изменяют окружающий мир в соответствии со своими потребностями. Мы узнаем, что такое работа, какую работу выполняют люди и какие виды работы отличаются по содержанию, сложности и результатам.
Работа — это человеческая деятельность, в ходе которой люди изменяют свое окружение. Она всегда направлена на достижение конкретного результата. В его основе лежит цель удовлетворения потребностей отдельных людей или общества в целом.
Человеческий труд имеет как качественные, так и количественные характеристики. Например, при работе на фабрике или в ремесленном цехе устанавливаются производственные стандарты. За смену человек должен произвести определенное количество деталей или изделий. Качественная работа вознаграждается премией и признательностью.
Рисунок 1. Фабричные рабочие.
В современном мире работа является необходимым условием процветания. Те, кто не хочет работать, могут не иметь возможности обеспечить высокий уровень жизни для себя и своих семей. Те, кто постоянно совершенствует свои знания и навыки, высоко ценятся на рынке труда, занимают престижные должности и получают хорошее вознаграждение.
Виды труда
В обществознании существуют различные классификации профессий, основанные на различных критериях, которые изучаются в 5 классе. Давайте кратко ознакомимся с самыми популярными из них.
Умственный и физический труд
С точки зрения содержания принято различать два типа работ.
- Умственный труд по-другому называется интеллектуальным. В его основе лежит работа с информацией — её обработка, систематизация, применение. Этот вид деятельности требует постоянного напряжения мышления, внимания, памяти. Примерами могут быть такие профессии, как учёный, учитель, инженер, писатель.
- В основе физического труда лежит применение мышечной силы. Это, например, работа грузчика, дворника, слесаря.
Часто эти два вида работ объединяются в один вид деятельности. Например, скульптор использует свои природные способности для создания произведения искусства. Однако в основе его творчества лежат идеи, которые являются результатом долгой интеллектуальной работы.
Рисунок 2: Создание скульптуры.
Простой и сложный труд
В зависимости от сложности работ, их можно разделить на два типа. Давайте посмотрим на их определения.
- Простой труд не требует длительного обучения, специальной профессиональной подготовки, высокой квалификации (уборщик, вахтёр, грузчик).
- Сложный труд может выполнять человек, получивший специальное образование, имеющий соответствующую подготовку. По-другому его называют высококвалифицированным (доктор, учитель, инженер).
Репродуктивный и творческий труд
- В основе репродуктивного труда лежит деятельность, которая не несёт ничего нового. Действия воспроизводятся множество раз, результат заранее известен (повар, рабочий на заводе).
- Когда работник способен действовать нестандартно, создавать новое и необычное, речь идёт о творческом труде (художник, модельер, актёр).