Информационное общество. Что такое информационное общество

12Как и на любом другом рынке, существуют поставщики (продавцы) и потребители (покупатели) для приобретения информации и информационных продуктов. Кто может быть поставщиком информации и информационных услуг? Кто может быть покупателем информации и информационных услуг? Приведите примеры.

Основные принципы социальных информационных технологий.

Информатика исследует информационные процессы. Это происходит в системах самой разной природы: технологических, биологических и социальных. В последние десятилетия все большее значение приобретают информационные процессы, характеризующиеся широким использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях социально-экономической, политической и культурной жизни. Широкое и повсеместное использование ИКТ влияет на жизнь всех людей и общества в целом.

Социальная информатика — это наука, изучающая комплекс вопросов, связанных с информационными процессами в обществе.

Описываются основные понятия социальной информатики — информационное общество, информационные ресурсы, информационное право и тесно связанное с ними понятие информационной безопасности.

Концепции информационного общества

Из истории и социального курса мы знаем, что человеческая культура в своем развитии прошла через различные социально-экономические стадии (рис. 5.1).

Рисунок 5.1. социально-экономические этапы развития общества

Одним из критериев определения стадии социального развития является характер трудовой деятельности населения. Например, на стадионе сельских обществ большая часть населения занята в сельском хозяйстве. В индустриальных обществах более половины населения занято в промышленном производстве. Население занято в сфере услуг. О переходе к информационному обществу можно говорить там, где более половины населения вовлечено в производство и компьютерноемкие контент-услуги.

Информационное общество — это новый исторический этап в развитии культуры, в которой информация и знания являются основными продуктами производства.

В 2000 году на Окинаве восемь крупнейших промышленно развитых стран мира (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония) приняли карту Всемирной информационной ассоциации. Он облегчает вхождение государств в информационную ассоциацию.

Например, на карте подчеркивается следующее.

— ‘Все люди, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами всемирного информационного общества’ — ‘Информационное общество позволит людям лучше использовать свой потенциал и реализовать свои ожидания, как мы их себе представляем’. Мы должны создать такие информационные технологии, которые помогут во взаимном нацеливании на устойчивый экономический рост, улучшение социального благосостояния, содействие социальной сплоченности, укрепление демократии, повышение прозрачности и полное использование потенциала ответственного управления. Международный мир и стабильность».

1) Прозрачность — нет прозрачности, открытости, благоразумия и мистицизма.

Ознакомьтесь с картой Окинавы (http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html). Отчитываться об определенных там приоритетах и вносить свой вклад в процесс развития информационного общества.

2. Информационные ресурсы, продукты и услуги

По мере своего развития человеческое общество приобретало не только материал и энергию, но и информацию. Со временем накапливаются информационные ресурсы. Эти информационные ресурсы сегодня являются такими же важными стратегическими ресурсами, как материалы, сырье, энергия, трудовые и финансовые ресурсы. Повышение роли информационных ресурсов является одной из важнейших тенденций общественного развития в условиях перехода к информационному обществу.

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в ходе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называется информационными ресурсами.

Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные данные и документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, составляют государственные информационные ресурсы1).

(1) Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Государственные информационные ресурсы используются для решения задач государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки социально-экономического, культурного, научно-образовательного и иного развития страны. Большая часть государственных информационных ресурсов сосредоточена в федеральных государственных информационных системах, реестры которых доступны на сайте http://rkn.gov.ru/it/register/にあります.

Многие государственные информационные системы предназначены для внешних пользователей.

К таким системам относятся.

-Библиотечная сеть Российской Федерации —- Архивный фонд Российской Федерации — Государственная система статистических данных — Государственная система научно-технической информации — Государственная система правовой информации — Система информационных ресурсов Государственные органы и др.

Рассмотрим подробнее первые два из них.

Сеть библиотек в Российской Федерации включает более 150 000 библиотек федерального, регионального и местного уровней. Библиотеки хранят информацию в виде различных отечественных и зарубежных изданий, охватывающих все области, темы и сферы знаний. Это сотни миллионов единиц товара. В последние годы библиотека активно создает электронные каталоги и другие библиографические и сводные базы данных, организуя доступ читателей к сетевым изданиям и интернет-ресурсам.

Архивный фонд Российской Федерации — это исторически сложившаяся и постоянно пополняемая коллекция документов, которая должна быть сохранена в веках. Архивный фонд Российской Федерации насчитывает более 500 миллионов единиц хранения на различных носителях.

Оцифровка архивных материалов и создание соответствующих информационных систем обеспечивают доступ к ним широкому кругу пользователей. Например, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, Центральный военно-морской архив Министерства обороны, Центральный военно-морской архив Военного архива России, Государственный архив Российской Федерации и его региональные союзы оцифровывают документы по Великой Отечественной войне. Отдел памяти жертв обороны Министерства обороны позволил собрать донесения боевых частей о безвозвратных потерях и другие архивные документы (например, подтверждения справок о потерях кладбищ, госпиталей, медицинских архивов, ЛПУ), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров. В рамках проекта было отсканировано более 16,8 миллионов страниц архивных документов и более 45 000 паспортов военных кораблей. Это привело к созданию Сводного банка данных «Мемориал» (www.obd-memorial.ru). Он позволяет пользователям читать реальные документы, проводить недостающие исследования и уточнять информацию о тех, кто погиб во время войны (рис. 5.2).

3. Информатизация образования

По мере продвижения к информационному обществу возможности, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий, все чаще появляются в сфере образования, создавая более доступную, качественную и непрерывную систему образования.

Фундаментальным условием создания современного образовательного процесса является наличие в учебных заведениях информационно-образовательной среды, «системы средств и ресурсов, обеспечивающих условия для осуществления образовательной деятельности на основе информационных технологий и коммуникаций» (1)

1) ГОСТ Р 53620-2009 «Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».

Опишите информационную и образовательную среду школы. Опишите материалы, программное обеспечение и использование, доступные учителям и ученикам.

Сегодня это «организация образовательной деятельности с использованием информации, содержащейся в базах данных, применяемых при реализации образовательных программ, информационных технологий, технических средств, компьютеров и сетей связи, используемых для обеспечения передачи и взаимодействия такой информации». «.1) студентов и преподавателей.

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Полезные образовательные ресурсы, представленные в электронной форме, принципиально отличаются от печатных учебных материалов тем, что они предоставляют

1) моделирование и визуализация информации об изучаемых объектах — 2) хранение большого количества информации для пользователей и ИКТ — 3) легкий доступ к ним — 4) результаты учебных экспериментов по ИТ-процессам, мероприятия по восстановлению информации, возможность повторить обработку автоматизации факультета или сами эксперименты — 5) преподаватели автоматизации и Студенты.

Есть ли у вас опыт использования ресурсов электронного обучения с одной или несколькими из вышеперечисленных функций? Приведите примеры.

Сегодня в интернете существует множество открытых образовательных ресурсов (GDP) — разнообразных материалов, предоставляющих доступ к знаниям (полные уроки, учебные материалы, модули, пособия, видео, тексты, программное обеспечение и т.д.). В качестве альтернативы они могут быть выпущены с разрешения и предоставлены в свободный доступ для использования или переработки.

Любой желающий может воспользоваться порталом «Universarium» — открытой платформой для дистанционного обучения лучшими преподавателями из лучших университетов страны (Universarium.org). ‘Универсариум’ предоставляет возможности трудоустройства для всех желающих получить качественное и доступное обучение, дополнительное и профессиональное образование в Российской Федерации, доступ к образованию для людей, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах и с ограниченными возможностями. Социальная миссия.

Из истории и социального курса мы знаем, что человеческая культура в своем развитии прошла через различные социально-экономические стадии (рис. 5.1).

Понятие информационного общества

Логично, что информация является основой информационного общества. Концептуально, информация уже сама по себе является ценностью, ее можно оценивать и приобретать, что ставит ее на один уровень с материальной ценностью или энергией. Во многих случаях информация становится одним из ресурсов для функционирования предприятий, организаций и факторов прогресса.

Появление интернета, который позволил сформировать единую глобальную среду информационного общения и общего кибера, стало основным фактором создания сложных условий для развития информационного общества.

Информационное общество — это этап в развитии человеческой культуры, на котором ценность, роль и значение информации и знаний стремительно возрастают.

Концепция информационного общества представляет его как специфическое свойство, превосходящее современную социальную структуру, когда информация, знания и технологии интенсивны и пронизывают все сферы жизни общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество имеет следующие характеристики

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современные информационные общества характеризуются следующими аспектами.

Во-первых, роль информации и знаний в жизни общества продолжает возрастать по мере информационного насыщения экономического, хозяйственного, финансового, административного, коммерческого и производственного секторов деятельности. Во многих сферах деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического развития связаны исключительно с информацией и знаниями, их применением и внедрением в традиционные сектора.

Во-вторых, ИТ-индустрия — это особый сектор экономики, один из самых динамичных и быстрорастущих.

В-третьих, информация, информационные услуги и индивидуальные знания являются товаром, который можно купить, продать или сдать в аренду. В некоторых случаях фиксированные рыночные структуры уже созданы, например, в сфере информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и в секторах, обслуживающих эти рынки.

В-четвертых, частично трансформируются социальные, экономические, административные, финансовые и производственные модели организации, становясь более широкими и гибкими в использовании информационных технологий.

Основная тенденция заключается в том, что роль информации постоянно возрастает, а поиск новых знаний усиливается. Информация и знания являются ключевыми элементами производства и экономического роста. Экономический успех все больше определяется информацией, инновациями и непрерывным развитием.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить три этапа.

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Это требует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:.

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на современном уровне определяется возрастающими требованиями адаптации к быстро увеличивающимся темпам изменений в экономике, производстве, технологии и т.д. Это одновременно усиливает тенденции к интеграции на местном, национальном и международном уровнях и усиливает тенденции к суверенитету и самодостаточности на том же уровне.

Развитие информационных объединений — это ряд процессов, затрагивающих изменения в государственных структурах, обществе, экономических системах, технологиях, производстве и индивидуальной жизни в контексте возрастающей роли информации и знаний.

Развитие информационных объединений обладает важным потенциалом для повышения качества жизни всего человеческого сообщества и всех людей, создавая предпосылки для расширения возможностей отдельных лиц и предпринимателей, дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и средств, ориентации на инновации. Типы развития. Это открывает перед всеми людьми возможность буквального доступа к информационным ресурсам человеческой культуры и возможность общения между очень удаленными друг от друга частями планеты.

См. Стратегию развития информационного общества Российской Федерации (RG.RU/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html). Каковы основные обязательства и принципы развития информационных обществ в нашей стране?

Государство и общество «третьей волны» | Статья в журнале.

В данной статье Э. Тоффлер рассматривает проблему модернизации государственных институтов в условиях развития информационного общества с точки зрения концепции трех волн Тоффлера. Ключевые слова: информационные общества, постиндигенизация.

В последние годы многие развивающиеся и слаборазвитые страны мира в полной мере осознали огромные преимущества развития и распространения новых информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация как основополагающий фактор развития.

Промышленная ассоциация, информационное общество, информационное пространство, информация, информационная база, историческая перспектива, общее информационное пространство, современный этап.

Важной особенностью постиндустриальных обществ является возрастающая роль и предоставление услуг, при этом управление и оценка качества услуг имеют первостепенное значение.

Сельское хозяйство.

Постиндустриальная эпоха в развитии мировой экономики

Происходит переход от классового общества к более многогранному обществу с различными типами социальных структур.

Таблица 1 2, с. 120. Доля сектора услуг в общей занятости в экономике США, Великобритании и Германии (%).

— Сельское хозяйство — Строительство.

Оцените статью
Uhistory.ru