Что такое конфликт и как он устроен. Что лежит в основе конфликта

Различные взгляды ученых на конфликт определили появление этой концепции в академическом пространстве, что послужило основой для дальнейших исследований этого понятия.

Содержание
  1. Научные теории о возникновении и сущности конфликта
  2. Конфликт, как социальное явление
  3. Основные характеристики
  4. Структура конфликта
  5. Выделяют следующие элементы конфликта:
  6. Выделяют следующие элементы конфликтной ситуации:
  7. Виды и типы конфликтов
  8. Какие есть способы управления конфликтами?
  9. Тест на поведение в конфликтах
  10. Виды конфликтов
  11. Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации
  12. Классификация конфликтов по содержанию
  13. Что ещё нужно знать о конфликтах?
  14. Технологии работы с конфликтами
  15. Алгоритм управления конфликтом
  16. Восприятие ситуации в конфликте
  17. Основные элементы управления конфликтами
  18. Тактики поведения в конфликте
  19. Профессиональный подход в работе с конфликтами
  20. Советы для бесконфликтных продаж
  21. Мера психологического напряжения испытуемого
  22. Конфликтогены
  23. Э скалация конфликтов
  24. Как управлять конфликтом
  25. Профилактика конфликтов
  26. Заключение

Научные теории о возникновении и сущности конфликта

Несовместимые противоречия, которые могут возникнуть между людьми, часто приводят к развитию конфликтных ситуаций. Разногласия и различия во мнениях по различным вопросам являются неотъемлемой частью повседневной жизни общества и помогают людям отстаивать свои права на собственные точки зрения и мнения. Это формируется под влиянием семейной и коммуникационной среды, образования и социальных процессов.

Теории возникновения конфликтов способствуют лучшему пониманию природы и источников возникновения. Теоретические концепции используются институтами социологии, конфликтологии, психологии и других дисциплин для выявления уязвимых точек людей, находящихся в контакте друг с другом.

Конфликт, как социальное явление

Разногласия между людьми, которые приводят к развитию конфликта, кроются в их различном восприятии соответствующих реалий окружающей действительности и процессов, происходящих в ней.

Основные причины конфликтных ситуаций, касающиеся общих проблем и обязательств между противоборствующими сторонами, были определены исследователями следующим образом

  1. Несогласованность и противоречивость.
  2. Материальные споры.
  3. Духовные разногласия.
  4. Недостаточный уровень культуры и воспитания.
  5. Окружающая социальная среда.
  6. Низкое самосознание.
  7. Особенности психотипа личности.
  8. Неумение использования эмоциональной составляющей.
  9. Различия в поведении и жизненном опыте.
  10. Политическая и социально-экономическая нестабильность.
  11. Непринятие общепризнанных поведенческих норм.

Конфликт.

В конфликте, как правило, обе стороны участников должны нести ответственность — один субъект больше, другой субъект меньше. Негативные характеристики обеих сторон: грубость, жестокость и унижение личности могут привести к стрессу, переходу конфликта в латентную фазу или к разрушительной форме конфликта.

Как социальное явление, конфликт может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Хорошо то, что люди начинают больше прислушиваться друг к другу, проявляют уважение и начинают помогать друг другу. На работе (особенно на рабочем месте) конфликт способствует внедрению инновационных методов работы и управления.

Недостатком является то, что один человек может психологически оскорблять другого, что приводит к психическим расстройствам, моральным страданиям, физическим заболеваниям, самоубийствам и правонарушениям. В основе каждого конфликта лежит взаимодействие человека с предметом, а также участие биологических и психофизических характеристик индивида.

Основные характеристики

Динамика конфликта основана на целях, которые он преследует, и зависит от них.

  • этапов развития;
  • стадийных процессов;
  • регуляторов;
  • участия третьих лиц.

Всегда есть ситуация, предшествующая конфликту и предшествующая конфликту. Они определяют, будет ли негативная ситуация развиваться дальше или стороны достигнут какого-то мирного соглашения, уступки или взаимопонимания.

Начало конфликта

Конфликтные ситуации различаются по типичным признакам, представленным этими типами.

  • внутриличностными;
  • групповыми;
  • межличностными;
  • профессиональными;
  • межгрупповыми и т.д.

Гибкость понятия «конфликт» может проявляться во всех областях социальной жизни, но его суть всегда зависит от материальных или духовных мотивов.

Конфликт может возникнуть в условиях, когда потребности человека не признаются. Согласно пирамиде Маслоу, люди имеют следующую иерархию потребностей

Структура конфликта

Выделяют следующие элементы конфликта:

  • Сторона конфликта (участники или субъекты);
  • Условия, на которых строится конфликт;
  • Образы конфликта;
  • Предполагаемые действия сторон конфликта.

Конфликт может включать одну или несколько конфликтных ситуаций.

Конфликтные ситуации — это споры между различными интересами и мнениями, на которые влияют многие внешние и внутренние факторы, а также различные ситуации и обстоятельства.

Выделяют следующие элементы конфликтной ситуации:

  • Сторона конфликта (участники или субъекты);
  • Интересы и преследуемые цели;
  • Позиции и принципы конфликтных сторон;
  • Значимые разногласия между интересами и целями участников;
  • Объект конфликтной ситуации (материальное или духовное благо);
  • Повод конфликта;
  • Условия, на которых строится конфликт;
  • Причины возникновения конфликта.

Первые попытки научного объяснения конфликта были использованы в трудах древних философов и мыслителей (например, Конфуция, Платона, Аристотеля). Первые обоснования подчеркивали научность конфликта и определяли основные причины конфликта, методы и средства его разрешения. Конфликт основывался на различных основных ориентациях.

Современная наука выделяет основные и уникальные особенности развития конфликта как такового — не теоретические исследования, а практические ориентиры для работы с конфликтом.

Виды и типы конфликтов

Чтобы правильно интерпретировать конфликт, его природу и возможные последствия, необходимо знать его основные типы и типологии. Тип конфликта определяется выбором в пользу конфликтного взаимодействия и отличается определенными характеристиками (способ разрешения, степень проявления, направление воздействия, степень выраженности и т.д.).

В соответствии с методом разрешения, конфликты являются следующими

  • Антагонистичные – способ решения конфликта заключается в отказе всех сторон, кроме одной от участия в споре. Именно она как раз этот спор и выигрывает. К примеру, выборы в органы власти.
  • Компромиссные – конфликтные ситуации могут быть решены несколькими путями: взаимное изменение целей участников, сроков или условий. Благодаря взаимной заинтересованности участников конфликт можно решить с помощью переговоров.

Для каждой области событий конфликты выглядят следующим образом

  • Политические – разногласия по поводу распределения полномочий власти, различие политических интересов.
  • Социальные – представляют собой расхождение интересов в системе отношений между группами людей. Такой вид конфликта проявляется забастовками или выступлениями большой группы сотрудников.
  • Экономические – основная проблема заключается в противоречиях между отдельными личностями или группой людей, которые преследуют различные экономические интересы. Этому может послужить желание обладать определенными ресурсами, сферами экономического влияния или финансовой независимостью.
  • Организационные – конфликт может возникать между представителями разных должностей по поводу функционального распределения обязанностей между сотрудниками организации, изменения работы некоторых структур управления, изменения положений об оплате труда.

В соответствии с направлением воздействия конфликты являются

  • Вертикальные – власть между участниками конфликта распределяется по вертикали сверху вниз (от начальника к подчиненному, от высшей организации к предприятию). Поэтому возникают различные условия для участников конфликтной ситуации.
  • Горизонтальные – конфликт происходит между равными участниками (руководители одного уровня, поставщик — потребитель).

В зависимости от количества участников конфликта различают следующие типы

  • Внутриличностный – столкновение мнений, интересов и мотивов внутри самой личности. Основная проблема заключается в том, что необходимо выбирать между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять что-то и соблюдением определенных стандартов. Для того чтобы выбрать правильное решение человек может тратить очень много сил и энергии. Из-за этого возникает эмоциональная напряженность, которая в последствии перерастает в стресс. Данный конфликт может возникнуть из-за несовпадения личностных ценностей с производственными требованиями. Правильное решение достаточно сложно принять, когда возникает столкновение между желанием, возможностью и необходимостью.
  • Межличностные – конфликт между отдельными людьми.
  • Межгрупповые – возникают по причине столкновения интересов между различными группами и подразделениями.

В результате нарушения потребностей могут возникнуть следующие виды конфликтов

  • Когнитивный – столкновение взглядов, мнений, знаний. Основной целью каждого участника конфликта является убедить оппонента в правильности своей позиции и точки зрения.
  • Конфликт интересов

Какие есть способы управления конфликтами?

  1. Организационные способы – обеспечивают сбалансированность в распределений функций и обязанностей, прав и полномочий.
  2. Экономические – обеспечивают максимальную экономическую самостоятельность и безопасность субъектов деятельности, устанавливают четкие экономические правила ведения бизнеса.
  3. Правовые – поддерживают правовую систему для обеспечения эффективных экономических связей и способов деятельности.
  4. Психологические – проведение специальных процедур по устранению психологических барьеров.
  5. Силовые – использование силовых методов воздействия на конфликтующую сторону для решения возникших проблем.

Конфликтные стратегии необходимы для определения правил поведения в конкретной ситуации.

Лучшие профессионалы разработали комплексное восприятие поведения человека в конфликтных ситуациях, выбор подходящего стратегического поведения и способы его обработки и управления.

Примеры: вертикальные конфликты можно описать как конфликты между начальниками и подчиненными, учителями и учениками, малым бизнесом и вышестоящими организациями.

Тест на поведение в конфликтах

Тест, который вы пытаетесь провести, является интерпретацией личностного опросника Томаса. Тест предназначен для изучения личностных предрасположенностей к конфликтному поведению и выявления ситуаций, связанных с определенными стилями конфликтов, которые могут быть прочитаны в интерпретации теста.

Чтобы правильно интерпретировать ответы, при участии в тесте необходимо соблюдать несколько правил.

  • В каждом вопросе выберете то утверждение, которое в большей степени подходит для описания вашего поведения в конфликтных ситуациях.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний.

Помните, что для правильной работы этого теста необходимы активированные Cookies, JavaScript и IFRAME. Если это сообщение отображается в течение длительного времени, настройки вашего браузера не позволяют порталу функционировать должным образом.

Виды конфликтов

Существуют различные категории конфликтов, которые мы считаем заслуживающими внимания.

Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации

Конфликты могут быть конструктивными или деструктивными с точки зрения их влияния на группу или организацию.

Конструктивные (функциональные) конфликты — это конфликты, которые приводят к принятию документированных решений и способствуют развитию отношений между участниками спора. Обычно конфликт имеет несколько функциональных исходов, а именно

  • Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
  • Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
  • Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
  • Если конфликт возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего более низкую должность, присутствует страх высказывать свою точку зрения, если она отличается от той, которую имеют люди с более высоким статусом;
  • Взаимоотношения между людьми становятся лучше;
  • Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к отрицательным последствиям.

Пример: отличным примером конструктивного конфликта являются общие условия работы, когда существуют разногласия по вопросам, касающимся общей деятельности. После обсуждения, после того как каждый участник высказал свое мнение, достигается компромисс, начальник и действующий сотрудник находят общий язык, и их отношения становятся позитивными.

Катастрофические (дисфункциональные) конфликты — это конфликты, которые препятствуют правильному принятию решений и эффективному взаимодействию конфликтующих сторон. Дисфункциональные результаты конфликта включают.

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
  • Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции – исключительно как неверной, а своей собственной – исключительно как верной;
  • Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимодействия со стороной оппонента;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
  • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

Примерами неконструктивного конфликта являются война, все формы физического насилия и семейные споры.

Классификация конфликтов по содержанию

Конфликты могут иметь реалистичное или нереалистичное содержание.

По мнению одной из сторон, реалистичный конфликт — это конфликт, вызванный невыполнением участником определенных требований или несправедливым распределением определенных благ между участниками. Эти конфликты обычно направлены на достижение определенного результата.

Например, конфликт с предыдущими заложниками «Норд-Ота» или про-отношениями жертвы из-за невыполнения определенных требований государства.

Что ещё нужно знать о конфликтах?

История человечества, морали, культуры и его интеллекта — это постоянная борьба за идеи, амбиции, соревновательность и интерес, конкуренция. На протяжении всей своей жизни каждый человек систематически сталкивается с конфликтами разного рода. Когда он хочет чего-то добиться, ему бывает трудно достичь своих целей. Когда он переживает неудачу, он может обвинить окружающих в том, что они не получили желаемого. Окружающие его люди, будь то родственники, одноклассники, друзья или коллеги, могут быть виноваты в его собственных проблемах и неудачах. Формы могут быть совершенно разными, но в большинстве случаев могут привести к недопониманию, которое может перерасти в разочарование и конкуренцию.

В жизни всех людей есть противоречия. Быть недовольным чем-то, защищаться и идти против всего — это в природе человека. И это потому, что такова человеческая природа.

Очень разумно заключить, что конфликт неизбежен. На самом деле это не так. Не все конфликтные ситуации, возникающие время от времени, не заканчиваются конфликтом.

К конфликтам не следует относиться как к опасным и негативным явлениям, когда они являются стимулом для развития личности. Побуждать людей работать над собой, облегчать моральное и психологическое состояние и способствовать единению с другими. Однако стоит стараться избегать конфликтов, которые потенциально могут стать катастрофическими, разрушить отношения, создать состояние психологического дискомфорта и усилить индивидуальную изоляцию. Вот почему так важно уметь распознавать условия возникновения конфликта и предотвращать ненужные конфликтные ситуации.

Умение распознавать и предотвращать конфликты означает наличие культуры общения, умение владеть собой, уважать характер других и применять различные способы воздействия. Знание основных навыков этикета, включая умение создавать и поддерживать эффективный контакт и вырабатывать свой собственный стиль общения и взаимодействия с людьми, не может внести большой вклад в устранение компетентного и цивилизованного общения.

Если вы оказались в сложной и противоречивой ситуации, самое главное — контролировать свое поведение и вести себя социально. Если состояние конфликта основано на чувствах и эмоциях, неприятные эмоции могут сохраняться в течение длительного времени. По этой причине вы должны научиться управлять своим эмоциональным состоянием и контролировать свое поведение и реакции. Будьте постоянно настроены на стабильность и баланс вашей нервной системы.

Упражнение: один из самых эффективных способов работы с разумом — настроиться на состояние покоя. Легко. Сядьте в удобное кресло, расслабьтесь, закройте глаза и постарайтесь некоторое время ни о чем не думать. Затем четко и медленно произнесите несколько фраз, которые вводят вас в состояние самоконтроля, спокойствия и безмятежности. Постарайтесь почувствовать, как вы становитесь более уравновешенным, счастливым, энергичным и чувствуете себя лучше. Вы будете чувствовать себя лучше физически, умственно и психологически. Регулярное выполнение этого упражнения может сделать вас более терпимым к эмоциональному стрессу любой интенсивности.

RESUMI — это тонкая вуаль, как тонкий призрак, предполагающая, что среди предметов плавает противоречие. Если она не признана и, следовательно, не разрешена, она уплотняется, становится более очевидной и трансформируется в конфликт.

На основе типологии определяются как типы, так и разновидности конфликта. Типы конфликта как разновидности конфликтного взаимодействия выделяются по специфическим признакам.

Технологии работы с конфликтами

Алгоритм управления конфликтом

Алгоритмы управления конфликтами

Поиск решений:.

  • Установление общих целей для конфликтующих сторон;
  • Предоставление информации, которая могла отсутствовать ранее;
  • Снижение эмоционального напряжения;
  • Привлечение к поиску решения третьих лиц;
  • Предложение вариантов решения каждой из сторон.

Выбор оптимального решения:.

  • Оценка необходимого времени;
  • Оценка возможного результата;
  • Оценка уровня взаимоотношений.

Восприятие ситуации в конфликте

Вопрос об образе конфликтной ситуации (информационной модели), доступном каждой из вовлеченных сторон, начал изучаться в конфликтологии сравнительно недавно, с конца 1960-х годов. Образ конфликтной ситуации понимается как субъективная картина ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. В комплекте:.

  • представление оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, Ценностях, возможностях и т.д.);
  • о противостоящей стороне (ее Целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.);
  • каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Идеальный образ конфликта, а не сама реальность, определяет поведение вовлеченных сторон. Как отмечает Н.В. Гришина, человек не только реагирует на ситуацию, но и одновременно «определяет» «горизонт» в этой ситуации и тем самым «конструирует» статус конфликта. Степень соответствия образа конфликтного состояния реальности может быть разной. На этой основе можно выделить четыре случая

  1. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.
  2. Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).
  3. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).
  4. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.

Факторы искажения восприятия в конфликтных государствах:.

  • Влияние негативных эмоций на восприятие;
  • Доступность объективной информации о ситуации;
  • Значимость целей субъектов в контексте ситуации;
  • Психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);
  • Психические состояние (стресс, отклонения в здоровье, фрустарация, алкогольно или наркотическое опьянение);
  • Степень недопонимания людьми друг друга;
  • Доминирование в сознании оппонентов «агрессивной концепции среды»;
  • Негативная установка, сформировавшаяся в отношении оппонента;
  • Стереотипы и иррациональные идеи, наши ожидания по поводу того, какими должны быть другие и мир в целом.

Основные элементы управления конфликтами

  • Диагностика — идентификация необходимых признаков конфликта;
  • Прогнозирование — обоснованное предположение о возможном возникновении и развитии конфликта;
  • Профилактика — организация производственных процессов, которая исключает или сводит к минимуму вероятность деструктивных конфликтов;
  • Урегулирование — согласие сторон или результат организованного побуждения или принуждения одного из противников к тому или иному способу действий, соблюдения определенных «правил игры» без устранения причин конфликта;
  • Разрешение — определение существующих разногласий и позиций участников, прекращения противостояния путем согласования интересов сторон, приводящие к устойчивому равновесию в отношениях, удовлетворяющему обе стороны.

Тактики поведения в конфликте

  • Тактика захвата и удержания объекта конфликта
  • Тактика физического насилия или ущерба;
  • Тактика психологического насилия: грубость, оскорбление, клевета;
  • Тактика давления: приказ, ультиматум, шантаж, угроза, предъявление компромата.
  • Тактика демонстративных действий: публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, бессрочное голодовки, перекрытие железнодорожных путей, плакаты, лозунги;
  • Санкционированные: воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения;
  • Тактика коалиций: усиление своего ранка в конфликте за счет образования союзов, увеличения группы, поддержки руководителей, общественности, друзей, родственников, СМИ, органов власти (используется в одной трети конфликтов).)
  • Тактика фиксации своей позиции: использование фактов, логики для подтверждения своей позиции, убеждение, просьба, критика, выдвижение предложений и др.;
  • Тактика дружелюбия: корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, оказание услуги, извинение, поощрение.

В каждом конфликте есть место «выигрышу/выигрышу» для частей, и важно, чтобы обе стороны выиграли. Это может быть достигнуто только через определенную форму сотрудничества или компромисса.

Конфликтное поведение

Избегание(уход) Проигрыш/Проигрыш
Уступка Проигрыш/Выигрыш
Соперничество Выигрыш/Проигрыш
Компромисс .
Сотрудничество Выигрыш/Выигрыш

Профессиональный подход в работе с конфликтами

Советы для бесконфликтных продаж

  1. В каждом клиенте вы должны видеть личность и индивидуальность;
  2. Старайтесь понять личные потребности клиента, задавая открытые вопросы. Например «Что для вас важно при выборе данной услуги или продукта? На что вы обращаете внимание?» Ответив на эти вопросы, клиент обязательно проявит свои индивидуальные потребности, не зная которых, вы не сможете его в чем-либо убедить;
  3. Прежде чем вы начнете делать презентацию, убедитесь, что вы правильно определили потребности клиента. Для этого достаточно уточнить или резюмировать его ответы;
  4. Не пытайтесь убедить человека, если вы не понимаете или не знаете, что он в действительности хочет получить от продукта или услуги;
  5. Никуда не торопитесь, будьте последовательны. При взаимодействии с клиентом, продажа прежде всего должна быть в виде диалога. Не надо пытаться рассказать клиенту все, что вы знаете. Благоприятное впечатление вы произведете, только в том случае, если вы выслушаете клиента, поймете и скажите ему то, что он хочет услышать.

В случае конфликтов, возникающих в процессе работы, постарайтесь сделать несколько шагов вперед и действовать и вести себя соответствующим образом. В основе конфликтных ситуаций лежит несогласие интересов. Поймите, что нужно другой стороне, и сопоставьте это со своими интересами.

Выполнив эту работу заранее, вы подготовитесь к любой ситуации и увеличите свои шансы избежать конфликта.

Сами субъекты и объекты являются частью структуры конфликта. Кроме того, иногда существуют второстепенные факторы, которые могут оказывать неоднозначное влияние.

Мера психологического напряжения испытуемого

Обида — это чувство неудовлетворенности и выражение недовольства чем-то или кем-то, выражающееся в нахмуренности, напряжении, пластике, а иногда и в лексике. С одной стороны, обида еще не является конфликтом, поскольку субъект едва ли осознает причины этого состояния — объект нереализованного интереса все еще находится на периферии сознания, но не в его центре. С другой стороны, обида — это уже конфликт. Это связано с тем, что ситуация приводит к конфликту интересов, хотя этот конфликт интересов пока не имеет четкого описания.

Конкретный человек просит, чтобы его представляли на работе во время посещения стоматолога. Коллега выполняет просьбу, тихо бормоча «Я всегда на борту». Никакого конфликта здесь не возникло. Но опять же, это, похоже, не применимо.

RESUMI — это тонкая вуаль, как тонкий призрак, предполагающая, что среди предметов плавает противоречие. Если она не признана и, следовательно, не разрешена, она уплотняется, становится более очевидной и трансформируется в конфликт.

Разногласие — это разница во мнениях или разногласия, которые имеют личное значение для действующего лица.

Следующим этапом в развитии напряжения несогласия является противодействие, которое представляет собой поведение, препятствующее возникновению другого поведения.

Между обидой и разногласиями может пройти длительный период времени. Время между противоречием и конфликтом короткое: наконец, осознание противоречия произошло, и каждый субъект знает, чего он хочет, его стремление к достижению собственных целей стремительно растет. Поэтому, если субъекты не достигают ощущения «здесь и сейчас», не используют свое активное воображение, не рисуют картину будущих отношений, не направляют свои усилия на поиск путей разрешения противоречия, они не осознают, насколько на уровне конфликта уровень интенсивности чрезмерен и как они чем все закончится.

Пример аргумента: «Я не хочу!».. Такую позицию занимают все субъекты. (Его вариант — «Я все равно этого хочу!». ). Предметные интересы заслонили собой весь мир, ситуации, отношения, происшествия, обстоятельства и особенно будущее тех же и других предметов. Все сосредоточено на конкретном интересе. Трудно избежать конфликта, потому что субъект конфликта ставит себя в жесткую позицию.

Конфликт достигает наивысшего уровня интенсивности в противостоянии в борьбе за что-то или с чем-то, что, по мнению субъекта, мешает достижению целей, реализации интересов. В моменты высокого психологического напряжения все силы направляются на уничтожение этого человека, так как другой человек обычно является тем, что воспринимается как препятствие. Не исключается применение физического насилия, а также унижение, оскорбление другой стороны конфликта, так как трудно контролировать методы уничтожения и подавления. На первой фазе (неудовлетворенность) хорошие отношения и связи остаются нетронутыми, и конфликт еще не существует, в то время как на последней фазе (конфликт) все связи разорваны, и конфликт фактически разрешен, но все еще существует.

Тип решения, который мы выбираем, определяет, как разрешится конфликт и как будут развиваться отношения между людьми, вовлеченными в конфликт. Это третья стадия конфликта.

Конфликтогены

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов происходят без воли вовлеченных в них людей. Это связано с особенностями нашей психики и с тем, что большинство людей не знают о них и не заботятся о них.

Токсины SO -Caled Conflict играют важную роль в возникновении конфликта. Это слово означает «способствующий конфликту».

Мы называем слова, поведение (или бездействие), которые могут привести к конфликту, причиной конфликта.

Коварный характер факторов конфликта можно объяснить тем, что мы более чувствительны к тому, что говорят другие, чем к тому, что говорим мы. Существует даже опасение, что «женщины не обращают внимания на то, что мы говорим, но они придают большое значение тому, что слышат сами». Действительно, виноваты все, а также представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность к словам, обращенным к нам, проистекает из нашего желания защитить себя, свое достоинство от возможных нападок. Однако мы не уделяем столько внимания достоинству других людей и поэтому не так строго следим за их словами и поступками.

Личная психологическая защита возникает бессознательно как стабилизирующая личность система, которая защищает область сознания индивида от негативных психологических воздействий. В результате конфликта эта система непреднамеренно активируется помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает, когда мысли и чувства, угрожающие самооценке индивида, образу эго, который формирует личность, и системе ценностей, снижают его самооценку.

В некоторых случаях восприятие человека может быть далеко от реальной ситуации, но реакция человека на ситуацию формируется его восприятием, основанным на том, как она выглядит, и эта возможность значительно осложняет разрешение конфликта. Негативные чувства, вызванные конфликтом, могут скорее переноситься с проблемы на характер противника. Чем больше разрастается конфликт, тем более неприглядным становится образ другой стороны, что еще больше затрудняет его разрешение. Это создает порочный круг, который очень трудно разорвать. Рекомендуется делать это на ранних стадиях события, пока ситуация не взята под контроль.

Э скалация конфликтов

Гораздо больший риск — проигнорировать очень важную закономерность — эскалацию конфликта. Это происходит следующим образом.

Мы стараемся отвечать на адресованные нам триггеры конфликта более сильными конфликтами.

Получив триггер конфликта, жертва хочет компенсировать психологический ущерб и испытывает потребность снять фрустрацию, реагируя на атаку гримированием. Трудно устоять перед искушением преподать обидчику урок. Результат отражает власть виновника конфликта. Пытаясь оправдаться, мы работаем по принципу: лучшая защита — это хорошее нападение. Возможно, это можно объяснить тем, что потребность чувствовать себя в безопасности и комфорте и сохранять свое достоинство является одной из основных человеческих потребностей, и поэтому нападки на нее очень болезненны. Эта закономерность сопоставляется с известным принципом инженерии, который гласит, что сила контраста — это сила разума. Сила контраста равна силе, на которую она действует, но направлена в противоположную сторону. У людей антагонист обычно сильнее результата (а не равен ему) — еще одно фундаментальное отличие состоит в том, что механический принцип работает независимо от нашей воли и может остановить эскалацию конфликта с помощью воли.

Первый и самый мощный.

Конфликт ÞОтвет ÞОтвет ÞОтвет ÞОтвет ÞIIÞ Конфликт

Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт Конфликт

Это одна из систем, в которой возникают конфликты. Эта цифра помогает понять, почему 80% конфликтов возникают спонтанно.

Первым толчком к конфликту часто является устав, не зависящий от воли народа, затем следует эскалация конфликта, а затем возникает конфликт. Чтобы избежать конфликта, необходимо каким-то образом прервать цепочку выхода из конфликта.

Большинство факторов конфликта можно отнести к одному из трех типов

Стремление к выгоде.

Общей чертой всех этих типов является то, что стимулом конфликта является событие, направленное на решение психологической проблемы или достижение конкретной цели (психологической или практической).

Давайте рассмотрим наиболее распространенные факторы конфликта для каждого типа

Попытка доминирования.

Врожденные установки или демонстрации доминирования, такие как «Не обижайся», «Успокойся», «Как ты не знаешь?»., «Они сказали мне по-русски…». .

Демонстрация, вызов стимула, желание «перестать показывать».

Категоричность, безапелляционность — проявление чрезмерной уверенности в собственных правах, самоуверенности — предполагает доминирование и подчинение собеседника. (Категорические фразы: «Все мужчины покорны», «Все женщины лгут», «Все воруют», «… (и это разговор»). Категоричность решения вызывает протест. Попросите совета у самого себя. Существует правило: давать чаевые только тогда, когда вас об этом просят. Консультанты, по сути, занимают позицию превосходства. Намерения часто бывают самыми лучшими, но результаты оказываются не такими, как вы ожидали.

Перебивайте собеседников, повышайте голос или поправляйте собеседников. Это показывает, что их идеи стоят больше, чем другие идеи, и что мы должны к ним прислушаться.

Информация об удержаниях. Информация — важная часть жизни. Недостаток информации создает состояние стресса. Информация может быть скрыта по разным причинам, но природа не терпит пробелов и пустот.

Конфликты являются движущим механизмом изменений, обусловленных процессами развития, модернизации и разложения выхолощенных слоев. Они являются гарантией прогресса, поскольку предполагают выявление и преодоление противоречивых интересов, ценностей и позиций социальных сил.

Как управлять конфликтом

Если вы хотите стать сторонним посредником в урегулировании конфликтов, существует 16 простых шагов по управлению конфликтами.

  1. Исходя из имеющейся у вас информации, представьте общую картину конфликта и определите суть, оцените потребности и интересы обеих сторон.
  2. Проведите беседу с тем участником, чья позиция вам кажется более оправданной. Узнайте его видение причин, опасения и желания. Составьте с его слов его видение интересов, желаний и опасений оппонента.
  3. Побеседуйте так же со вторым оппонентом.
  4. Проведите беседу с друзьями первого оппонента. Они помогут составить более точную картину интересов, страхов и стремлений.
  5. То же проведите с друзьями второго оппонента.
  6. Обсудите видение конфликта (причины, способы регулирования и возможные последствия) с неформальными лидерами группы.
  7. Обсудите с формальными лидерами.
  8. Выявите истинную причину и абстрагируйтесь от участников.
  9. Определите их подсознательные мотивы.
  10. Обозначьте, в чем каждый оппонент прав, а в чем нет.
  11. Опишите возможный наилучший и наихудший исход ситуации при каждой позиции. Выясните, возможен ли компромисс.
  12. Оцените все возможные, в том числе скрытые последствия вашего вмешательства.
  13. Подготовьте и предложите примерно четыре варианта совместных усилий оппонентов для решения проблемы. Притом программу-максимум и программу-минимум.
  14. Обсудите программы с друзьями и лидерами, внесите изменения при необходимости.
  15. Придерживайтесь выбранного плана, старайтесь задействовать друзей оппонентов.
  16. Оцените положительные и отрицательные стороны вашего опыта.

Как вы, возможно, знаете, это общий план разрешения споров, который является универсальным для различных типов конфликтов. Конечно, его необходимо адаптировать к конкретной ситуации и типу конфликта. В чистом виде он подходит для решения организационных конфликтов.

Профилактика конфликтов

Профилактика всегда более эффективна, чем устранение. Поэтому существует несколько способов снизить напряжение в ситуации.

  1. Согласие, или общее дело. Если очевидно, что, например, между детьми назревает конфликт, то нужно их объединить делом, удовлетворяющим интересы обоих. Будучи увлеченными, они найдут другие общие темы и научатся сотрудничать.
  2. Развитие эмпатии, способности сопереживать.
  3. Формирование уважительного отношения и понимания ценности каждой личности.
  4. Опора на достоинства оппонента. Важно акцентировать внимание на отличиях, но в положительном ключе. «Я умею творчески излагать материал – ты структурировано оформлять».
  5. Снятие психологического напряжения с помощью «поглаживаний» (праздники, презентации, совместный отдых).

Необходимо проводить или организовывать тренинги, мероприятия, общее развитие и укрепление межличностных отношений, занятия по улучшению навыков общения.

Заключение

Конфликт может возникнуть в условиях, когда потребности человека не признаются. Согласно пирамиде Маслоу, люди имеют следующую иерархию потребностей

  • физиологические (еда, сон);
  • в защите и безопасности;
  • социальные;
  • в уважении;
  • в самовыражении (самоактуализации).

Американский психолог Чарльз Диксон утверждает, что или ее собственные интересы, потребности, и в этом заключается красота и сложность социальных отношений. Но без них, как мы знаем, немыслима сама человеческая жизнь. Конфликты неизбежны на работе, в семье и в школе. Но это важно. Мы максимально используем наши различия. От животных — наш рациональный интеллект.

Разрешение и предотвращение конфликтов — дело несложное, но оно требует постоянной практики.

Наконец, мы рекомендуем прочитать эту статью на тему конфликта: «Конфликтные типы личности и их характеристики». В ней рассказывается о трудных, конфронтационных людях и о том, как с ними взаимодействовать, а также анализируются тактики управления конфликтами. Легких вам отношений!

Оцените статью
Uhistory.ru