Что такое общественная организация. Что такое общественное объединение.

Содержание

Общественный орган — это некоммерческая организация, созданная ее членами для защиты общих интересов, достижения уставных целей и осуществления другой общей деятельности.

Виды общественных объединений

Общественное объединение — это некоммерческая организация (НПО), которая может быть учреждена как юридическими, так и физическими лицами.

Целью создания общественных объединений являются общие интересы их учредителей. Хорошим примером общественного объединения является профсоюз. Это добровольное объединение граждан в целях охраны их трудовых прав, защиты их интересов и представления их интересов в спорах с работодателем (пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах»).

Профсоюзы создаются для защиты интересов работников различных отраслей. Например, профсоюзы работников образования, профсоюз железнодорожников России.

Какие бывают виды общественных объединений?

Возможные виды общественных объединений определены в статье 7 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях».

Общественные объединения могут создаваться в форме:

Такие организации создаются для реализации общих интересов их учредителей.

Например, общественная организация «Союз архитекторов России».

Эта форма характерна для общественных объединений, в которых участники хотят выразить свою политическую позицию, а также мнение по общественно значимым вопросам.

Общественное движение не имеет членов.

Например, русское крестьянское движение, молодежное движение.

Общественный фонд не имеет членов, а источником его активов являются добровольные взносы и другие доходы, не запрещенные законом. Активы фонда используются для реализации социально значимых направлений.

Например, общественный фонд «Центр национальной славы России», региональный общественный фонд правовой помощи гражданам.

Эта форма общественного объединения также не имеет членов, но создается для предоставления определенного вида услуг.

Учредителями общественного фонда являются физические лица, которые должны состоять как минимум из трех человек. Например, фонд социального обслуживания.

Это общественное объединение, преследующее политические цели и созданное для участия граждан в политической жизни России.

В нашей стране была введена многопартийная система.

!Регистрация НКО!Регистрация НКО

По состоянию на 24.07.2021 в России было зарегистрировано 32 политические партии. Доминирующей партией, конечно же, является «Единая Россия».

Это общественное объединение, которое не имеет членов, но было создано для совместного решения различных социальных проблем.

Например, профсоюзы различных видов.

В России существуют общероссийские, региональные, местные и межрегиональные общественные объединения.

Какие преференции предоставляются общественным объединениям?

Общественные объединения пользуются разными предпочтениями. Например, налоговые льготы зависят от типа государственного органа.

Большинство льгот предоставляется ассоциациям инвалидов. Таким образом, при реализации общественными объединениями инвалидов товаров, работ или услуг, не являющихся подакцизными товарами, они не уплачивают НДС (второй подпункт пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса). Однако если общественное объединение осуществляет не законную деятельность, а только дополнительную предпринимательскую, то оно теряет все льготы по НДС (Решения Президента РФ от 14.09.2010 № 1812/10, № 1809/10, № 1814/10).

Ассоциации инвалидов также не платят налог на имущество, которое они используют для своей уставной деятельности. Данная льгота действует, если инвалиды или их законные представители составляют не менее 80% от общего числа членов общественного объединения.

Зачем нужна общественная организация?

С чем связано появление организаций гражданского общества? Почему деятельности политических партий и властей недостаточно? Практика показывает, что они не всегда справляются с возложенными на них задачами, и в таких случаях создаются общественные организации, которые пытаются привлечь внимание к существующим проблемам и найти пути их решения.

Существует несколько основных причин возникновения НПО:

  • Нерешенные социальные проблемы, например – ухудшение состояния экологии, борьба с алкоголизмом и наркоманией, исчезновение редких видов растений и животных;
  • Падение уровня доверия у населения к государственным органам управления и политическим партиям приводит к созданию общественных организаций из представителей этого самого населения, например, организации по защите прав потребителей, ассоциация психологов;
  • Желание влиять на решение государственных вопросов, как одна из форм проявления демократии, например, создание Организаций по реализации гражданских инициатив или по реализации социально-значимых программ и проектов.

Как социальная структура, НПО призваны выполнять социально значимые задачи:

  • Общественные организации реализуют право граждан на участие в принятии решений по социально важным вопросам;
  • Общественные организации представляют интересы определенных слоев населения. Например, различные объединения многодетных семей, объединение ветеранов боевых действий.
  • Общественные организации осуществляют общественный контроль над соблюдением прав и свобод гражданина. Например, организация по защите прав потребителей, организации по защите прав матерей-одиночек;
  • Общественные организации влияют на формирование общественного мнения.

В структуре государственных учреждений существуют различия в зависимости от сферы деятельности и цели их создания. В целом, однако, все НПО своей деятельностью вносят значительный вклад в развитие гуманитарных ценностей в обществе. Общественные организации способствуют позитивным изменениям, развивая новые формы работы и направления, обеспечивая право каждого человека на высокий уровень жизни и освещая проблемы определенных социальных групп.

Неправительственные организации оказывают важную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Общественные организации играют важную роль там, где государственная помощь малодоступна из-за небольшого количества социальных групп, нуждающихся в помощи, или низкого уровня компенсации.

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации различают в зависимости от территориальной сферы деятельности.

Это правило закреплено в статье 14 Федерального закона № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях».

Согласно вышеуказанной статье закона, на территории Российской Федерации могут создаваться и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Общероссийские общественные организации — это объединения, которые в соответствии с уставом осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения — организации, филиалы или представительства.

Законодательство позволяет использовать название общероссийской общественной организации — Российская Федерация или Россия — а также слова, производные от этого названия, без необходимости получения специальной лицензии, выдаваемой по распоряжению Правительства Российской Федерации.

  • Межрегиональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
  • Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
  • Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.

Территориальная сфера деятельности НПО должна быть указана в уставе организации и в названии организации. Это требование закреплено в статьях 20 и 28 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Из этого следует, что территориальная сфера деятельности государственного органа — это пределы его деятельности на данной территории.

Государственный орган имеет право осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого он создан, только если он имеет структурное подразделение — филиал, учреждение и представительство — в этом субъекте.

По этой причине территориальная сфера деятельности государственного органа меняется в случае создания или закрытия вышеуказанных структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

  • Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.

Например, если региональный государственный орган создает структурные подразделения на территории двух или менее половины субъектов Российской Федерации, то этот государственный орган приобретает статус межрегионального государственного органа.

Документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественной организации, представляются в уполномоченный территориальный орган Минюста России по юридическому адресу организации.

Для того чтобы региональная государственная корпорация получила статус общероссийской, она должна иметь структурные подразделения, расположенные на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации общероссийской общественной организации должны быть поданы в Министерство юстиции Российской Федерации.

Отделения общественной организации

Регистрация филиалов общественной организации сопряжена с многочисленными трудностями. Гражданский кодекс предусматривает только два вида подразделений для юридических лиц — представительства и филиалы, хотя упоминается и другая форма — иные обособленные подразделения. Закон об общественных объединениях предусматривает, что общественные организации имеют право создавать обособленные подразделения в форме организаций, филиалов или дочерних компаний и представительств. Таким образом, законодательство предоставляет участникам самостоятельность в выборе подразделений.

Гражданский кодекс гласит, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, однако Закон «Об общественных организациях» предусматривает регистрацию филиалов общественных организаций в качестве юридических лиц.

Из этого можно сделать вывод, что филиалы общественной организации могут быть:

  1. Как отделение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица;
  2. Как отделение, которое является структурным подразделением Организации и само по себе в качестве юридического лица не зарегистрировано.

Закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что решение о государственной регистрации филиалов принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, действующим в соответствующем субъекте Российской Федерации, на основании документов, представленных филиалом. В этом случае филиал считается самостоятельным в решении вопроса о своей государственной регистрации в качестве юридического лица.

Однако до государственной регистрации филиала в качестве юридического лица филиал является лишь структурным подразделением государственного органа и, соответственно, подчиняется его решениям. Поэтому первоначальное решение о государственной регистрации филиала в качестве юридического лица должно быть принято государственным органом. Законодательство предусматривает, что если региональный филиал самостоятельно принимает решение о регистрации в качестве юридического лица, то среди документов, представляемых для регистрации, должен быть протокол высшего руководящего органа организации с решением о регистрации филиала в качестве отдельного юридического лица.

Законодательство предусматривает возможность существования филиалов общественной организации без регистрации в качестве юридического лица. Информация о филиалах общественной организации содержится в уставе организации. Каждое региональное отделение представляет в Министерство юстиции протокол учредительного собрания отделения.

Какие преференции предоставляются общественным объединениям?

Общественные объединения пользуются разными предпочтениями. Например, налоговые льготы зависят от типа государственного органа.

Общественные объединения инвалидов имеют больше всего преимуществ. Таким образом, при реализации общественными объединениями инвалидов товаров, работ или услуг, не являющихся подакцизными товарами, НДС не уплачивается (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса). Однако если госорган осуществляет не свою законную деятельность, а только дополнительную предпринимательскую, он теряет все льготы по НДС (Постановления Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 № 1812/10, № 1809/10, № 1814/10).

Ассоциации инвалидов также не платят налог на имущество, которое они используют для своей уставной деятельности. Данная льгота действует, если инвалиды или их законные представители составляют не менее 80% от общего числа членов общественного объединения.

Что должен содержать устав общественных объединений?

Требования к уставам общественных объединений подробно описаны в статье 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Поэтому устав должен содержать следующее:

  • наименование, цель, а также организационно-правовую форму объединения;

Название общественного объединения указывает на территорию, на которой оно действует. Например, федеральная общественная организация «Федерация спорта Москвы».

Особенностью чисто российских общественных объединений является то, что им не требуется специального разрешения на использование в своем названии слов «Россия» или «Российская Федерация».

  • структуру объединения, руководство, ревизора, а также территорию, на которой будет функционировать данное НКО;

Например, устав общественной организации инвалидов «Юридический центр «Арбитр» не предусматривал полной структуры объединения, что, наряду с другими нарушениями, послужило причиной роспуска этой НКО (Решение Верховного суда РФ от 31.10.2012 г. № 19-АПГ12-2).

Только ассоциации, для которых предусмотрено членство, включают это положение в свои уставы.

Например, общественные организации.

  • компетенции и порядок формирования органов управления, его местонахождение;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • информацию об источниках формирования имущества, а также денежных средств.

Например, добровольные взносы и другие платежи, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

  • в каком порядке будет реорганизовано или ликвидировано общественное объединение.

Этот же пункт регулирует судьбу имущества в случае ликвидации НПО.

Например, активы, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредиторов, будут использованы для благотворительных целей ассоциации.

  • общественная организация
  • объединение
  • политическая партия
  • общественное движение
  • профсоюзные организации
  • создание организации

Регистрируем организацию. Пошаговая инструкция

1. устав должен быть напечатан в трех экземплярах: для Министерства юстиции, для налоговой службы и для вас. Протокол учредительного собрания составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем собрания. Не забудьте указать в протоколе лицо, ответственное за подсчет голосов. Устав и протокол должны быть переплетены, пронумерованы и заверены подписью председателя собрания на последней странице.

2. когда вы подготовите все документы, обратитесь к нотариусу, который заверит подпись заявителя на форме R 11001. Второй экземпляр заявления подписывается самим заявителем.

3. оплатить государственную пошлину в размере 4000 рупий; порядок оплаты можно найти на сайте Министерства юстиции.

4. лично обратиться в сельский офис Министерства юстиции или отправить пакет с документами по почте.

Первая попытка зарегистрировать юридическое лицо может оказаться неудачной, вам могут отказать в регистрации, а в ответном письме укажут на ошибки в документах. Приходится все исправлять и отправлять документы заново. Иногда сами сотрудники Министерства юстиции звонят и просят внести незначительные исправления, чтобы в регистрации не было официально отказано.

После регистрации Министерство юстиции направляет документы в налоговую инспекцию, которая самостоятельно регистрирует вашу организацию в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и органах статистики. Свидетельства о регистрации выдаются Министерством юстиции, и фонды высылают свои свидетельства на юридический адрес организации. Регистрационные документы могут быть использованы для открытия банковских счетов, подготовки печатей и начала юридической деятельности.

Что такое общественная организация и для чего она нужна?

Неправительственная организацияэто собрание людей, которые собрались вместе из-за общих интересов или для проведения и защиты определенных идей.

Хотя эта ассоциация не является государственной, она должна быть зарегистрирована, прежде чем начать какую-либо серьезную деятельность. Деятельность этих ассоциаций может быть классифицирована как некоммерческая.

Обычно они создаются с целью реализации проектов, которые могут быть связаны с творческой деятельностью, содействием культурной и социальной жизни общества, защитой собственных интересов и т.д.

Такие ассоциации способствуют повышению качества жизни, поскольку единомышленники имеют возможность встречаться не только для обсуждения проблемы, но и для поиска ее решения.

В случае формального объединения можно донести свои идеи и требования до вышестоящих инстанций и повлиять на то, что происходит в конкретном районе.

В зависимости от вопроса можно выделить основные разновидности, которые сегодня наиболее актуальны:

К числу наиболее популярных и известных глобальных организаций гражданского общества относятся:

  • Наиболее популярными и известными глобальными организациями гражданского общества являются.— оказывают помощь тем, кто оказался жертвами различных конфликтов (войны и т.д.), а также помогают устранить последствия стихийных бедствий.
  • Гринпис— позиционируют себя как защитники природы от результатов цивилизации и различных испытаний ядерного оружия.
  • Гринпис Гринпис Гринпис — Врачи мира— оказывают медицинскую помощь в странах «третьего мира», там, где нет возможности ее получить.
  • Девочки-скауты— пример молодежного собрания, члены которого имеют возможность получить знания о выживании в условиях дикой природы. Дает возможность детям безопасно контактировать с окружающей их средой.

Эти примеры можно использовать для лучшего определения цели создания добровольных организаций.

Цели и интересы любого зарегистрированного или незарегистрированного объединения, осуществляющего какую-либо деятельность, ни при каких обстоятельствах не должны совпадать с экстремистской и террористической деятельностью.

Как и почему можно ликвидировать общественную организацию?

Как известно, любая ассоциация или компания, зарегистрированная в органах власти, может время от времени подвергаться проверкам.

В случае государственного органа требуется ежегодный отчет об основных этапах его деятельности в соответствии с его целью, а также обо всех финансовых операциях, если цель предполагает их наличие.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что организация, которая своевременно не отчитывается о своей основной деятельности, будет снята с участия Группой.

Согласно второй части статьи 29 Федерального закона, новые данные должны вноситься в Единый государственный реестр юридических лиц ежегодно, максимальный срок — 3 года. В противном случае организация распускается и считается полностью ликвидированной.

Как я могу создать государственный орган?

Прежде всего, необходимо выяснить, как его зарегистрировать:

Вывод о создании общественной организации

Только когда четко определены основная цель, идея и объект, можно полностью определить шаги по созданию и деятельности таких государственных органов и перечень документов для их регистрации.

Чтобы узнать больше о правилах и процедурах создания общественного объединения и, возможно, его регистрации, стоит внимательно ознакомиться с Положением «О правилах рассмотрения заявлений о регистрации общественных объединений» (№ 19 — 01 — 122 — 97).

Перед созданием государственного органа следует проверить, подходит ли выбранная организационно-правовая форма для реализации его идей.

В любом случае, можно не тратить время на регистрацию в момент создания, особенно если в этом нет необходимости.

Поскольку данный вид деятельности считается полностью некоммерческим, следует понимать, что создание некоммерческой ассоциации в качестве коммерческого предприятия не имеет смысла, а в некоторых случаях даже преследуется по закону.

Символика общественного объединения

Общественное объединение с юридическим статусом может иметь личный символ, эмблему или флаг, которые должны быть зарегистрированы в соответствии с законом. Однако следующее может не отображаться:

  • государственные символы страны;
  • другие символы или знаки, которые используются госорганами власти, государственные награды, печати или другие отличительные знаки этих органов;
  • государственный герб, флаг или официальные названия других государств;
  • имя или изображение физ. лица без письменного соглашения, засвидетельствованного в установленном законом порядке, если другое не предусмотрено законом;
  • другие символы или знаки, использование которых ограниченно законом.

Что касается символики общественного объединения, то она должна иметь свои отличительные признаки, которые отличаются от изображений символов, уже зарегистрированных другим общественным объединением. Эти символы должны быть утверждены уполномоченным органом в порядке, предусмотренном его уставом. Решение об утверждении должно содержать следующую информацию: характер символов, их изображение и само описание. В свою очередь, описание должно содержать подробные сведения о цвете, масштабе и пропорциях элементов символов. На иллюстрации символов должно быть полное или сокращенное наименование общественного объединения.

Общественные объединения имеют право использовать личную символику с даты их регистрации. Запрещается использование зарегистрированной символики общественного объединения физическими и юридическими лицами без согласия общественного объединения и в иных целях, не связанных с деятельностью данного общественного объединения.

Акредитация отделенного подразделения иностранной организации

Деятельность такой организации прекращается на основании следующих решений:

  • решением уполномоченного органа в связи с вопросом о регистрации, в случае окончания срока действия ее доверенности на имя руководителя отделенного подразделения иностранной организации оформленной в согласии с законодательством государства, в котором выдана доверенность;
  • решением суда о запрете отделенного подразделения иностранной организации;
  • деятельность такой организации может быть остановлена в судебном порядке, в случае правонарушения положений соответствующих законов.

Имущество общественной организации

Согласно статье 30 Закона № 82-ФЗ, общественное объединение может владеть всем имуществом, включая акции. Право КОС на владение СМИ и издательствами рассматривается отдельно. Эти активы должны быть организованы или приобретены за счет собственных средств ПА.

Источниками накопления активов являются:

  • взносы членов;
  • добровольные пожертвования от третьих лиц;
  • доходы от проводимых мероприятий и общественной деятельности.

Члены ПА теряют все права на имущество, которое они внесли в ПА, включая вступительные и членские взносы. Даже в случае ликвидации государственного органа, они не имеют права на какую-либо часть активов, оставшихся после ликвидации. Эти активы используются в целях, соответствующих деятельности ликвидированной КОС (ст. 26 Закона № 82-ФЗ).

Собственником имущества является государственный орган. Согласно статье 32 Закона № 82-ФЗ, она имеет право передавать право собственности своим территориальным подразделениям с правом функционального управления.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право НПО создавать ассоциации или федерации предусмотрено статьей 123.4(3) Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно положениям статьи 13 Закона № 82-ФЗ, общественные объединения любой организационно-правовой формы, включая ТОСы, имеют право объединяться в ассоциации или союзы. Новая организация принимает самостоятельный устав или учредительный договор и приобретает правоспособность после государственной регистрации. Его члены сохраняют полную правоспособность как юридические лица. Корпорации и ассоциации признаны законодателем в качестве отдельной организационно-правовой формы в статье 123.8 Гражданского кодекса.

Эти ассоциации владеют недвижимостью, которую они приобрели для обеспечения своей деятельности (статья 32 Закона № 82-ФЗ). Согласно статье 5.1 Закона № 82-ФЗ, ассоциации и профсоюзы также имеют право создавать территориальные отделения. В уставе ассоциации может быть указано, будут ли эти филиалы также являться филиалами ее членов.

В Концепции гармонизации законодательства о некоммерческих организациях с Гражданским кодексом, подготовленной совместной рабочей группой Министерства юстиции РФ и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и одобренной Министерством юстиции РФ, предлагается устранить некоторые несоответствия между положениями Гражданского кодекса и Закона № 82-ФЗ.

Преобразование и ликвидация общественной организации

Согласно статье 123.4(4) Гражданского кодекса РФ, НПО может быть преобразована:

  • в ассоциацию (союз);
  • фонд;
  • автономную некоммерческую организацию.

Ликвидация НПО может быть добровольной или принудительной. Деятельность ОО может быть приостановлена в соответствии со статьей 42 Закона № 82-ФЗ, если она нарушает законы или осуществляет деятельность, не соответствующую нормам Устава. Если требования заявки не выполнены, орган, подготовивший заявку, может приостановить деятельность ОО на срок до шести месяцев.

Если и после этого нарушения не были устранены или если ТОС существенно нарушила закон и тем самым нанесла ущерб охраняемым законом интересам, ТОС может быть ликвидирована судом в соответствии с положениями статьи 44 Закона № 82-ФЗ. Споры о принудительной ликвидации некоммерческих юридических лиц рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам КАС РФ (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64).

Добровольная ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона № 82-ФЗ, по решению высшего административного органа. Оставшееся после ликвидации имущество должно быть использовано для целей, указанных в уставе, а в случае принудительной ликвидации судьба имущества может быть определена на основании решения суда. Решения ликвидационной комиссии о судьбе имущества публикуются в прессе.

Существование государственного органа как некоммерческой организации регулируется положениями различных правовых актов. Соблюдение этих правил контролируется государством, и их несоблюдение, например, при ведении предпринимательской деятельности, может стать основанием для ликвидации компании.

Дополнительные сведения по этой теме см. в разделе КонсультантПлюс. Бесплатный пробный доступ к системе в течение 2 дней.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий