Чтобы указать вывод имени переменной в выводе консоли, используйте квадратные скобки<>. Когда строка выводится на консоль, выражение заменяется значением имени переменной — введенным именем.
Урок 1 — Первая программа
Первая программа на любом языке программирования — это «Hello, world!». Вот код:
#include int main()
Давайте рассмотрим отдельные строки:
- #include — подключение библиотеки iostream для ввода-вывода. Она, в частности, позволяет использовать конструкцию cout
- int main()<код функции>— примерно так в С++ описываются функции, с которыми мы будем разбираться более детально в последующих уроках. Сейчас надо знать, что любая программа на С++ должна иметь функцию main ;
- std::cout
- std::cin.get(); — эта команда ждет нажатия клавиши (приостанавливает нашу программу).
- return 0; — возвращает основной функции значение нуля, что означает успешное завершение программы.
2 Запуск программы
Теперь мы выполняем нашу программу. Для этого нам необходимо установить среду разработки. В каждой среде разработки необходимо:
- создать проект;
- добавить (если не был создан автоматически) файл исходного кода — обычно это main.cpp;
- поместить код программы, описанный в предыдущем разделе в этот файл;
- нажать кнопку «запустить»
Здесь приведены инструкции по началу работы с Qt Creator и CodeBlocks.
2.1 Запуск программы в Qt Creator
Когда вы устанавливаете Qt, вы устанавливаете компоненты разработки для настольной платформы. Тогда вы сможете начать программировать, даже если в вашей системе не установлены компилятор, отладчик и т.д. На следующем рисунке показано, как может выглядеть окно (для вас оно может выглядеть иначе): Не выбирайте все опции по порядку, так как их установка может занять много памяти. Qt Creator и Development Kit в нашем случае занимают на жестком диске около 400 МБ (а не гигабайты, как в случае с Microsoft Visual Studio).
Вы установили Qt Creator, запустили его, нажали кнопку «создать новый проект». В появившемся окне вам нужно выбрать либо «Приложение->Консольное приложение Qt», либо «Проект без Qt->Приложение C++». На данный момент мы ничего не делаем.
Введите путь к директории проекта (убедитесь, что он не содержит русских букв и пробелов), введите имя проекта и выберите комплект разработки (следует выбрать что-то вроде Desktop, так как сейчас мы пишем программы для компьютеров, а не для телефонов).
Файл main.cpp находится в проекте, который вы открыли. Скопируйте приведенный выше код в файл и нажмите F5. Программа компилируется и выполняется. Результаты выполнения могут быть отображены либо в окне (как показано на рисунке), либо на отдельной вкладке «Application Output».
При отладке программ часто удобнее получать вывод на вкладке — это можно установить в настройках проекта. На вкладке «Build and Run» найдите используемый вами комплект разработки (в данном случае Desktop) и снимите флажок «Run in Terminal» в опциях запуска.
2.2 Запуск программы в CodeBlocks
При установке CodeBlocks выберите «Стандартный» или «Полный» в поле «Компоненты для установки» (существенной разницы нет).
При первом запуске программа спросит вас: «Хотите ли вы связать файлы исходного кода C и C++ со средой CodeBlocks», выберите «Связать». Затем файлы с расширениями .c и .cpp автоматически открываются в этой среде.
При первом запуске вы можете получить всплывающее сообщение с просьбой выбрать компилятор по умолчанию — оставьте все так, как установлено по умолчанию, т.е. GNU GCC Compiler.
3 Компиляция и запуск программы (что делает IDE)
Существует множество ошибок, которые вы можете совершить, если не понимаете процесс создания программы должным образом. Важно понимать, что любой проект, который немного сложнее, чем hello-world, делится разработчиками на модули (ряд файлов .cpp и .h). В хорошо разработанной программе эти модули будут очень простыми. Например, в проекте Qt Simple Browser нет файлов с более чем 200 строками кода, хотя это полнофункциональный браузер с историей просмотров, клавишами доступа, вкладками и так далее.
Файлы .h называются заголовочными файлами, а файлы .cpp — файлами реализации. Заголовочные файлы могут быть включены как между собой, так и в файлы реализации с помощью директивы #include. В этом примере мы включили библиотеку iostream таким же образом.
Среда программирования использует ряд утилит для создания исполняемого файла на основе исходного кода: Препроцессор, компилятор и компоновщик. Схематичное изображение процесса создания можно увидеть ниже:
Подробнее о компиляции программы вы можете прочитать отдельно в этой статье, но я рекомендую вам сохранить ссылку и вернуться к этой теме, когда размер вашей программы превысит 300-400 строк кода.
Пример для MS Visual Studio
1. откройте IDE, выберите Файл | Создать проект.
2. выберите консольное приложение и дайте ему имя. В данном случае first_program
4. установите флажок «Пустой проект». 5.
5. после этого мы имеем пустую структуру проекта. Добавьте новый элемент: щелкните правой кнопкой мыши на папке «Файлы исходного кода» | Добавить | Создать элемент.
Добавьте новый файл cpp, но сохраните его с расширением .c.
Назовите файл main.c. Вот и все, теперь вы можете написать программу. Пропустите эти шаги для других платформ.
Borland
У меня установлен только Code Gear C++Builder 2007, но в других (и более ранних) версиях все делается точно так же.
1. создайте новый проект Файл | Новый | Другой.
Добавьте консольное приложение. 3.
3. выберите язык C.
4. вы получаете завершенный проект. Он должен быть сохранен под нужным вам именем. До этого момента сам проект и все файлы будут иметь имена по умолчанию. Вы можете удалить все, что Borland сохранил по умолчанию в тексте проекта.
Пример для cc/gcc для терминала
Откройте ваш любимый текстовый редактор и скопируйте в него код проекта.
#include int main(int argc, char* argv)
Если вы сохранили программу в файле под названием hello.c, введите в терминале следующую команду
cc hello. c-o hello или
gcc hell o-o hello Вы должны находиться в каталоге, содержащем программу. gcc создаст исполняемый файл с именем hello. Запустите его, и он создаст Hello, World! ./hello. Убедитесь, что у вас есть исполняемый файл, иначе дайте себе разрешение на его запуск. chmod 760 hello Если у вас более одного файла, перечислите имена всех файлов B по порядку. Например, если у вас есть два файла simple.h и simple.c, вы напишите
cc hello.c simple. c-o hello
Example: Install MinGW-x64
Мы установим Mingw-w64 через MSYS2, который предоставляет обновленные нативные версии GCC, Mingw-w64 и других полезных инструментов и библиотек C++. Вы можете загрузить последнюю версию программы установки с сайта MSYS2 или воспользоваться этой ссылкой на программу установки.
Следуйте инструкциям по установке на сайте MSYS2, чтобы установить Mingw-w64. Убедитесь, что вы выполнили все необходимые команды меню «Пуск» и pacman.
Вам необходимо установить полный набор инструментов Mingw-w64 ( pacma n-S —needed base-devel mingw-w64-x86_64-toolchain ), чтобы получить отладчик gdb.
Add the MinGW compiler to your path
Добавьте путь к папке mingw-w64 bin в переменную окружения Windows PATH, выполнив следующие действия:
- In the Windows search bar, type ‘settings’ to open your Windows Settings.
- Search for Edit environment variables for your account .
- Choose the Path variable in your User variables and then select Edit .
- Select New and add the Mingw-w64 destination folder path, with \mingw64\bin appended, to the system path. The exact path depends on which version of Mingw-w64 you have installed and where you installed it. If you used the settings above to install Mingw-w64, then add this to the path: C:\msys64\mingw64\bin .
- Select OK to save the updated PATH. You will need to reopen any console windows for the new PATH location to be available.
Check your MinGW installation
Чтобы проверить, что инструменты Mingw-w64 правильно установлены и доступны, откройте новую командную строку и введите:
gcc --versiong++ --versiongdb --version
Если вы не видите ожидаемого результата или команда g++ или gdb не распознается, убедитесь, что запись PATH соответствует расположению бинарного файла Mingw-w64, в котором находятся инструменты компиляции.
Если компиляторы не присутствуют в этом PATH, следуйте инструкциям на веб-странице MSYS2 по установке Mingw-w64.
Hello World
Чтобы убедиться, что компилятор установлен и настроен правильно, давайте создадим простейшую программу Hello World C++.
Создайте папку с именем «HelloWorld» и откройте VS Code в этой папке ( code. открывает VS Code в текущей папке):
mkdir HelloWorldcdHelloWorldКод.
Код». открывает VS Code в текущей рабочей папке, которая становится вашей «рабочей областью». Примите диалоговое окно Trust Workspace, выбрав Yes, I trust the authors as this is the folder you created.
Now create a new file called helloworld.cpp with the New File button in the File Explorer or File>Команда «Новый файл».
Add Hello World source code
Теперь вставьте этот исходный код:
#Включая.intГлавная()std::cout<"Hello World"<std::endl,>
Теперь нажмите ⌘S (Windows, Linux Ctrl+S ), чтобы сохранить файл. Вы также можете включить опцию Автосохранение для автоматического сохранения изменений в файле, выбрав опцию Автосохранение в главном меню Файл.
Build Hello World
Now that we have a simple C++ program, let’s build it. Select the Terminal>Запустите команду Build Task ( ⇧⌘B (Windows, Linux Ctrl+Shift+B) ) из главного меню.
В результате появится выпадающее меню с различными опциями задачи компилятора. Если вы используете набор инструментов GCC, например, MinGW, выберите C/C++: g++.exe build active file .
Это скомпилирует helloworld.cpp и создаст исполняемый файл helloworld.exe, который будет отображаться в File Explorer.
Run Hello World
Из командной строки или нового терминала, встроенного в VS Code, вы можете запустить свою программу, набрав «.\helloworld».
Если все настроено правильно, вы должны увидеть вывод «Hello World».
Это был очень простой пример, который поможет вам начать работу с разработкой на C++ в VS Code. Следующий шаг — попробовать один из приведенных ниже учебников на вашей платформе (Windows, Linux или macOS) с предпочитаемым набором инструментов (GCC, Clang, Microsoft C++) и узнать больше о языковых возможностях расширения Microsoft C/C++, таких как IntelliSense, навигация по коду, конфигурация сборки и отладка.
Remote Development
VS Code и расширение C++ поддерживают удаленную разработку, поэтому вы можете работать на удаленной машине или виртуальной машине, в контейнере Docker или в подсистеме Windows for Linux (WSL) через SSH.
Чтобы установить поддержку удаленной разработки:
- Install the VS Code Remote Development Extension Pack.
- If the remote source files are hosted in WSL, use the WSL extension.
- If you are connecting to a remote machine with SSH, use the Remote — SSH extension.
- If the remote source files are hosted in a container (for example, Docker), use the Dev Containers extension.