В древние времена люди жили в деревянных полуземлянках с камином. Позже они начали строить продовольственные склады, хозяйственные постройки, мукомольную мельницу, амбар и баню по-черному. Особенно северные вепсы строили бани, средние и южные вепсы долгое время пользовались паровыми банями, мылись в домашних кухнях.
Народы России: Вепсы
Комментировать эту статью могут только члены сообщества. Вы можете присоединиться к сообществу, нажав на кнопку справа.
Анатолий Чередниченко написал Sep 24, 2019, 13:50 12 оценок, 3139 просмотров Обсуждение (76).
Вепсский
Вепсы (вепс. vepsläižed; официально чудь до 1917 года) — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях России.
Вепсы — небольшой финно-угорский народ в Карелии. В 2006 году вепсы были включены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации.
Ученые до сих пор не выяснили происхождение вепсов. Предполагается, что они возникли в процессе формирования других прибалтийских финских народов, отошли от них и поселились в юго-восточной части Приладожья.
Где живут
До середины 20-го века народ населял только юго-восточную часть Республики Карелия. Позже число жителей столицы республики резко увеличилось за счет миграционных процессов.
Сегодня вепсы живут в Российской Федерации, в основном в Карелии. Представители вепсов живут в Ленинградской, Вологодской, Мурманской, Кемеровской областях, Санкт-Петербурге, Украине, Эстонии и Беларуси.
Название
До 1917 года народ официально назывался чудью, а этническое название «вепсы» распространилось гораздо позже. В деревнях вепсов ласково называли «чухарами», «кайванами». Существует 3 этнографические группы людей:
- южные, проживают на южных склонах Вепсовской возвышенности;
- северные (прионежские), живут на юго-западе Онежского озера;
- средние (оятские), населяют верхнее, среднее течение реки Оять, районы истоков рек Паша, Капша.
Вепсы
Самоназвания: vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad. До 1917 года вепсы официально назывались чудью. Древнее самоназвание «вепся» едва сохранилось в XX веке; источник не указан 318 дней Этноним «вепс» распространяется в современное время. В повседневном русском обиходе использовались термины «чухари «5, «кайвани» (часто употребляемые уничижительно и уничижительно).
Выделяют три этнографические группы вепсов:
- северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
- средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
- южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).
Генезис и история
Вопрос о происхождении вепсского народа в настоящее время не может быть окончательно решен учеными. Предполагается, что вепсы были связаны по происхождению с появлением других прибалтийско-финских народов и, вероятно, отделились от них во второй половине II тысячелетия до н.э. тысячелетие нашей эры. Хр., а в конце этого тысячелетия они поселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники X-XIII веков можно назвать Альтвепсом.
Считается, что первое упоминание о вепсах относится к VI веку нашей эры (о племени вепсов писал остготский историк Иордан). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этническое название Вису. Русские летописи 11 века, вероятно, называют тот же народ Везу. В русских сочинениях, житиях и других источниках древние вепсы обычно называются чудью.
В мезозойском регионе между Онежским и Ладожским озерами (основной район их распространения) вепсы жили с конца I тысячелетия и постепенно продвигались на восток. Некоторые группы вепсов трансформировались в другие этнические группы (например, в XII-XV веках вепсы вошли в состав карельской народности луков и ливов). В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, которые не смешивались с карелами.
Миграция вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привела к появлению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках называется заволочской чудью, а в скандинавских и англосаксонских письменных памятниках отдельные такие группы назывались биармиями. Самая восточная из этих групп участвовала в создании Западного Коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.
Большинство вепсов проживало в пределах Обонежской пятины Новгородской земли до последней трети XV века. После объединения Новгорода с Москвой вепсы присоединились к государственным (черносошным) крестьянам. В начале XVIII. В начале XVIII века северные вепсы были связаны с Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводами, а ояты — с Лодейнопольской верфью.
Численность вепсов в России впервые была оценена ученым П.И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835 г.). По его подсчетам, в Европейской России в то время проживало 15617 вепсов, из них 8550 в Олонецкой губернии и 7067 в Новгородской6 .
В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч человек, из которых 7,3 тысяч проживали в Восточной Карелии, к северу от Свири. В 1897 году вепсы составляли 7,2% населения Тихвинского уезда и 2,3% населения Белозерского уезда Новгородской губернии.
В 1920-30-е годы в рамках политики коренизации в местах близкого проживания людей были созданы этнические вепсские районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также сельские советы и колхозы вепсов. В начале 1930-х годов в начальных школах началось преподавание вепсского языка и некоторые уроки на этом языке, появились вепсские учебники на латинице.
В 1937 году Вепсский этнический район в Вепсском горном округе был разделен между Ленинградской и Вологодской областями, Винницкий этнический район был преобразован в обычную область, а Шелтозерский район в Карелии был расформирован в 1957 году. Были и попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы были переселены из Вологодской области в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области7.
Современное расселение и численность
Их общая численность в России по переписи 2002 года составляет 8 240 человек (12 142 в 19898 году, около 16 170 в 1959999 году).
В Карелии проживает 4870 вепсов (2002 год, 5954 в 1989 году10 ), т.е. более половины всего населения этого народа. До середины XX века вепсы жили почти исключительно в юго-восточной части республики, в основном на западном берегу Онежского озера, к югу и юго-востоку от села Сокса. В 1926 году вепсы составляли почти 95% населения Шелтозерского района, который существовал там до 1957 года. В дальнейшем концентрация вепсов в столице Карелии резко возросла в результате миграционных процессов. Если в 1926 году в Петрозаводске проживало только 1,2% карельских вепсов, то к 1939 году этот процент вырос до 25,2% и затем постоянно увеличивался (1970 — 44,1%, 1989 — 51,7%). В 2002 году, согласно переписи населения, в Петрозаводске уже проживало 55,7% карельских вепсов. Процесс «миграции» вепсов в столицу является мощным катализатором дальнейшего уничтожения населения — в Петрозаводске они составляют всего 1,0 % населения города, и в этих условиях они обречены на ассимиляцию в относительно ближайшем будущем11 .
В 1994 году в Прионежском районе Карелии был основан национальный волейбольный клуб «Вепс» (упразднен 01.01.2006). Население национального вепсского муниципалитета проживает в 14 населенных пунктах, объединенных в три национальные вепсские сельские общины. Бывший центр муниципалитета, деревня Шелтозеро, находится в 84 км от Петрозаводска. Сегодня в Республике Карелия существует три вепсских села: Шелтозеро, Рыборец и Шокша.
Большая часть территории вепсов находится в Ленинградской области, на границе трех административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского)7. Перепись 2002 года насчитала вепсов в регионе в 2019 году, а перепись 1989 года — 4273 человека. 12
Области | 1989 | 2002 |
---|---|---|
Ленинградская область | 4273 | 2019 |
Подпорожский район | 2957 | 1226 |
Город Подпорожье | 312 | 120 |
Другие городские поселения | 118 | 71 |
Сельское население | 2527 | 1035 |
Тихвинская область | 305 | 242 |
Город Тихвин | 99 | 85 |
Сельское население | 206 | 157 |
Бокситогорский район | 513 | 204 |
городское население | 71 | 22 |
Сельское население | 442 | 182 |
Лодейнопольский район | 192 | 76 |
Город Лодейное Поле | 78 | 39 |
Рабочий поселок Свирьстрой | 13 | 5 |
Сельское население | 101 | 32 |
другие области | 306 | 271 |
Традиционный ареал обитания вепсского поселения в Ленинградской области расположен на пересечении границ четырех восточных областей и состоит из пяти слегка взаимосвязанных частей. Географически это водосборный бассейн реки Оять, водосборный бассейн Вепсских гор и истоки рек Паша, Курба, Колпь и Лид.
Где они живут
Вепсы делятся на группы в зависимости от того, где они живут. Самые северные поселения находятся на окраине Прионежского района Карелии. Их так и называют — Прионежские вепсы. Оятские вепсы живут в верховьях реки Оять и в приграничных с ней населенных пунктах Ленинградской области. Пяшозерский и Куйско-Пондальский вепсы расположены в Вологодской области. Белозерские вепсы живут в 70 км от озера Белое. Южные вепсы живут в верховьях рек Лид и Копл в Ленинградской области.
Традиционные вепсские жилища внешне напоминают северные русские дома — одно- или двухэтажный деревянный дом с двускатной крышей.
Надворные постройки соединены с домами в единый комплекс, чтобы в холодную зиму и непогоду можно было выполнять все работы под одной крышей. Однако есть некоторые отличия от традиционных хижин на севере. Например, количество окон в вепсском доме должно быть четным, а хозяйственные постройки соединяются с домом под прямым углом.
На каком языке говорят
Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе, которая является частью финно-венгерской языковой группы. В ходе своей истории вепсы сходились с карелами, коми-сирийцами, русскими и саамами — предками современных саамов. Это оказало влияние на язык. Например, карельский язык заимствовал слова из вепсского языка, из которого развились различные карельские диалекты. В зависимости от того, где вы живете, существует три вепсских диалекта: Северные вепсы или Прионежские, средние вепсы и южные вепсы.
Сегодня на вепсском языке говорит около половины всех вепсов — всего три тысячи человек. Язык внесен в Атлас языков, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО.
Письменных записей о вепсах не существует — первые попытки записать их относятся к 1930-м годам. В то время было создано руководство для вепсов, основанное на латинском алфавите.
Авторы книги пришли к выводу, что латинский алфавит лучше отражает фонетическую систему вепсского языка. На практике эти руководства практически не использовались. В школах вепсский язык преподавался только в Ленинградской области, и то недолго. В 1937 году начались массовые репрессии, интеллигенция, говорившая на вепсском языке, была заключена в лагеря, учебники были конфискованы, а вепсский язык был запрещен к преподаванию в школах. Язык ушел в подполье, и на нем говорили только дома.
В результате практически нет ни писателей, ни вепсской литературы. Один из самых известных — Николай Абрамов, который сам писал стихи и переводил на вепсский язык Пушкина, Ессейна, Евтушенко, Шекспира и многих других. А Нина Зайцева перевела на вепсский язык карело-финский эпос «Калевала», что еще раз доказывает связь между этими народами. С 1993 года в Петрозаводске издается единственная газета на вепсском языке «Кодима» (с вепсского — «родина»).
Каким богам молятся
Первоначально вепсы были язычниками. Их самым главным духом был «Владыка леса». В этой мифологии можно легко увидеть двойственное отношение вепсов к лесу. С одной стороны, лес — это поставщик, с другой стороны, он таит в себе опасности.
Вепсы приняли ортодоксальное христианство раньше других финно-угорских народов, на рубеже X-XI вв. Обращение в христианство и приобщение к новой религии заняло много времени. Например, в письмах 1661 года говорится, что вепсы не ходили в церковь по воскресеньям, не причащались и не ходили к своим духовным отцам. Хотя вепсы с готовностью приняли христианские обряды, они не отказались от язычества, которое сохраняется и по сей день. Вепсы верят в духов леса и приносят подношения в «священные места» — своего рода храмы.
Верования вепсов
Ольга Ньюман, координатор программ вепсской общины, объяснила, что дом, печь, двор, лес, река и т.д. имеют своего повелителя, которому следует делать подношение. Для вепсов лес — это место, где нельзя сквернословить, разрушать гнезда или рубить деревьев больше, чем нужно.
«Прежде чем войти в лес, нужно поклониться на четыре стороны и попросить разрешения у владыки и владычицы леса. В лесу нужно вести себя тихо: не кричать, не озорничать, не ломать ветки, иначе учитель рассердится, и вы можете заблудиться. Если вы заблудились, то должны найти ствол дерева, раздеться, вытряхнуть всю одежду, перевернуть ее вверх ногами и надеть задом наперед. Потом нужно извиниться перед лесными жителями и попросить их подсказать дорогу домой», — объясняет вепсианка Ольга Спиркова.
Домохозяйка» живет на женской половине дома, присматривает за детьми и отвечает за здоровье всех членов семьи. Ее также просят принести процветание своей семье. Перед тем как зажечь печь, вепсы зовут печного мастера.
Они используют вышитую одежду, чтобы защитить себя от злых духов. Также считается, что поясок или ремень помогает против духов земли. А на свадьбах молодым дарили тканые коврики. Вепсы верят, что они также защищают от сил тьмы.
По религии вепсы — христиане, но придерживаются сочетания христианского и языческого мировоззрения. Их вера в духов очень сильна.
«Раньше они поклонялись камню, дереву, перекрестку или ручью, а позже в этих местах были построены часовни. Здесь переплелись язычество и христианство. Когда кто-то заболевал, он шел в это место и просил об исцелении. И они заключали сделку — это могла быть какая-то помощь, обещание, что они сделают что-то взамен», — пояснила Спиркова.
Вепсская кухня
По словам Наймана, кухня вепсов проста, но невероятно вкусна. Кроме хорошо известных пиррогов, есть еще пирроги — это сладкие кнедлики. Их подают на свадьбе или в конце строительства дома или печи.
Пирги с ржаным тестом Толоча — традиционное блюдо для похорон и поминальных служб. Он также используется для приготовления традиционного вепсского колоба.
Все эти обычаи практикуются и сегодня. «Мои пожилые родители сейчас живут в благоустроенной квартире, и там они продолжают печь в печи колобы, калитки и курники, только вот аромат русской печи исчез», — говорит Ольга Спиркова.
Также на столе у вепсов часто бывают ржаные блины, тонкие блины — кирзад и блины с овсянкой — сканцы, пареная репа, суп сучик — сушеная рыба, калакурник или рыбный пирог. Легендарный напиток вепс — олуд. Это нечто среднее между сладким пивом и языками.
Как помогают вепсам
Вепсы — малочисленный коренной народ, поэтому для них предусмотрены меры поддержки. Они поддерживаются на федеральном и региональном уровнях.
Вепсы могут рыбачить и охотиться как землевладельцы, включая квоты на рыбалку или охоту без удочки. Новые вепсы имеют право заменить военную службу альтернативной службой — традиционной работой в рыболовстве (три года).
Кроме того, члены вепсского движения получают социальную пенсию раньше: Женщины с 50 лет и мужчины с 55 лет. В частности, это вепсы, проживающие в Прионежском районе Карелии, где расположены поселки Шокшинский, Шелтозерский и Рыборецкий.
Религия
Православие распространилось в 11 и 12 веках и сейчас является официальной религией народа. Долгое время среди вепсов сохранялись различные дохристианские верования, например, они верили в существование домового и имели амулеты в виде челюсти щуки. Когда они заболевали, они шли к колдунам. Существовали знахари «Ноида», которые лечили, вызывали духов и произносили заклинания. Они были представителями широкой общественности и, как говорили, обладали сверхъестественными способностями. С появлением церквей и монастырей они постепенно исчезли, но маги, ведуны, остались.
Люди верили, что вокруг них существует живая сила, с которой они должны жить в мире. Вепсы создали целую систему взаимоотношений с этой силой в виде предзнаменований, ритуалов, заклинаний и заговоров. С точки зрения человека живая сила делится на 3 группы:
- духи предков;
- духи природы;
- чужие злые духи.
У вепсов до сих пор сочетаются два мировоззрения: христианское и языческое. Самым важным из всех духов был Владыка леса. Вепсы считали, что он жил с женой, иногда с детьми. Они представляли его как высокого мужчину, одетого в набедренную повязку, завернутую налево, и носящего красный кушак. Когда вепсы уходили в лес, они сначала делали подношение духу. Они верили, что если они этого не сделают, то дух не только принесет несчастье, но и заведет их в кустарник, из которого нет выхода. Дух насылал болезни и диких животных, оставляя преступника без добычи для охоты. В первый куст, который находится слева, охотники бросали овес, перья, мелкие не медные монеты. В лесу нельзя ругаться, разорять муравьиные и птичьи гнезда, рубить кусты и деревья без причины, чтобы не разгневать духов. Если вы собираете грибы или ягоды, выходя из леса, всегда оставляйте часть урожая для духа на пне на перекрестке дорог.
Они также верили в человека на ферме, в сарае, в хлеву и в бане. Они также считались мужчинами с семьями. К воде относились как к живому существу, и считалось, что в ней живет дух воды. Если им пренебречь, он может утонуть, вызвать болезни и не дать рыбы. Запрещалось мыть сапоги в воде, бросать предметы и выбрасывать мусор. Прежде чем поймать рыбу, человек окунал в воду яйцо — подношение духу.
Еда
Мучные изделия долгое время были основой рациона. Хлеб пекли из ржаной муки, в которую иногда добавляли ячмень и овсянку. Из кислого ржаного теста готовили различные изделия, колоб, помазуху — открытый круглый пирог с начинкой из манки, яйца и толокна. Самый популярный открытый пирог Веппе — калицаки. Северные веппы использовали соленое ячменное или ржаное тесто с кислым молоком или водой для выпечки скантов. Начинкой служила ячневая каша или каша со сметаной. Сканты намазывали маслом, начиняли, заворачивали и ели с мясом. Блины были приготовлены из овсянки и увенчаны ежевикой, творогом и солеными семечками. Средние вепсы готовили блины из гороховой муки, взбитой со снегом. Из толокна, ячменя, гречихи и овсяной муки готовили кашу на жидком молоке. Из ячменя и ржи варили грубую кашу, которую ели с кислым молоком.
Жидкости были супами и супами для еды:
- овощные
- мясные
- грибные
- рыбные
- щи с крупой, картофелем, щавелем.
Во время голода они варили супы с крапивой. В лесу они собирали ягоды, грибы, а самым популярным овощем на вепсской кухне была репа. Его ели приготовленным на пару, сырым, сушеным и обезвоженным. Начиная с 19 века, картофель постепенно вводился в рацион вепсов. Вепсы любили рыбные блюда. Его жарили, сушили и добавляли в супы. Рыбный суп готовился только из свежей рыбы. Зимой они варят суп из мелкой сушеной рыбы.
Мясо едят редко. Скот забивали поздней осенью и солили в бочках. В пищу употреблялось мясо домашних животных и дичи, убитой в сезон охоты. Сушеное мясо могло храниться до двух лет и использовалось для приготовления колбас и супов.
Куга (овсянка) была приготовлена для погребения. В прошлом кугу делали из вареных зерен ржи и пшеницы с сахаром, но сегодня ее готовят из покупного риса.
Употребляют квас, молоко, сыворотку и чай. Раньше его пили только по праздникам. Кисель изготавливается из ржаных и овсяных отрубей. В праздничные дни стол вепсов более разнообразен. Каждая хозяйка старается приготовить самые лучшие блюда. Пиво непременно варится к любому празднику. У северных вепсов пиво варили только в очень важных случаях, например, на свадьбах. Для этого были приглашены пивовары. Водку и вино употребляли очень редко. Все женщины готовили завтрак только после того, как утром ухаживали за животными. Утром они ели мучные изделия и крупы. Следующий прием пищи был в 11 часов вечера. Обед был через 1-2 часа после полудня, а ужин — вечером после работы. Хозяин всегда первым садился за стол и резал хлеб. Если раньше из обычной посуды. Строго запрещалось ругаться или смеяться за столом.
нешность
Традиционная одежда XIX и XX веков имела много общего с северорусской и карельской одеждой. Одежда изготавливалась из льна, шерсти, полушерстяных тканей, а позднее из шелковых и хлопчатобумажных тканей фабричного производства.
Даже в древние времена девушки и женщины носили рубашку с юбкой. Нижняя часть рубахи (станушка) изготавливалась из толстой льняной ткани, а подол украшался красной вышивкой. Верхние юбки имели полосатый узор, широкие цветные каймы, которые иногда доходили до 2/3 юбки. Подол праздничной юбки иногда складывали посередине, чтобы показать вышитую часть станушки. Поверх юбок повязывались фартуки и пояса. Позже женщины стали носить камзолы, синие летние платья, «пару» — юбку из фабричной ткани и кафтанную блузу. Под украшениями вепсские женщины носили кольца, металлические серьги и стеклянные бусы. Замужние женщины носили головные уборы сороки, половники, сбруи. Они были сшиты из парчи и украшены вышивкой золотой нитью, блестками и бисером. Богатая вышивка применялась и на других элементах женской одежды.
Мужчины были одеты в льняную рубашку и полосатые брюки светлого цвета. Жених был одет в белую рубашку и белые брюки с бахромой. Жених был одет в белую рубашку и белые брюки с бахромой, украшенные красной вышивкой. Обязательным элементом мужской и женской одежды были вязаные, плетеные, длинные пояса с кисточками по краям.
Зимой они носили куртки, кофты, кафтаны, блузы, рукава из полушерстяных и шерстяных тканей. Женщины носили теплые шарфы поверх головного убора. Мужчины и женщины носили сапоги для летней работы, причем сапоги из бересты. Вепсы вязали носки и перчатки особым способом, спицами, которые используются и сегодня.
Традиционные промыслы
Поселок Винница, Ленинградская область, фестиваль вепсской культуры «Древо жизни».
Среди вепсов были хорошо развиты кузнечное, литейное, оружейное, оружейное дело, остеоскульптура, ткачество, изготовление украшений и гончарное дело. Находки археологов доказывают это. В курганах Ладоги (IX-XIII в.), например, специалисты обнаружили оружие, монеты, украшения, богатую одежду и утварь. Вепсы считали, что они отправляют своих умерших на новое место жительства и стараются обеспечить их всем необходимым.
Гончарное, кузнечное и ткацкое дело и сегодня являются важнейшими видами искусства вепсов. А также сельское хозяйство, рыболовство, охота, плотницкое дело, лесозаготовки и производство бересты.
С XVIII. С XVIII века добыча и обработка камня были одними из традиционных занятий вепсов: Месторождения мрамора и малинового кварцита — разновидности гранита необыкновенной красоты — были обнаружены в Прионежье и Приладожье. Промышленная добыча камня началась в двадцатом веке. Сейчас многие здания и тротуары в Санкт-Петербурге и Москве украшены им.
Фото.
Петергоф, фонтан в Нижнем парке. «Вепсский» кварцит и мрамор украсили главные здания Санкт-Петербурга, фонтаны Петергофа и колонны Царского Села и Гатчины.
«Красик» и «красота»
Основными темами вепсской вышивки являются геометрические и цветочные мотивы, изображения женских фигур, леса, птиц и животных.
Традиционная одежда вепсов — настоящее произведение искусства! В древние времена женщины одевались в сарафаны, которые назывались «красник». Триста лет назад они выглядели как закрытый плащ с длинными узкими рукавами. Но руки были не заправлены в них, а как будто вокруг талии был надет пояс, завязанный сзади узлом.
Позже вепсы стали шить сарафаны с узкими лямками и разрезом посередине. В начале двадцатого века их заменили юбки и блузки, часто украшенные оборками, лентами, бантами, кружевами и тесьмой.
Визитной карточкой вязаной одежды является богатая вышивка цветными нитями из овечьей шерсти, шелка, льна и хлопка. Те же мотивы создаются путем росписи на передней и задней частях одежды.
«Краса» — название старинного вепсского головного убора. Это простой венок из березовой или сосновой коры, обтянутый тканью. Красавица» была украшена косами, золотыми шнурами, бисером, вышивкой и розетками из цветных кусочков. Иногда к задней части венка прикрепляли разноцветные шелковые ленты.
Фото: nmrk.karelia.ru Фартук и пояс — обязательная одежда для вепсских женщин.
Вепсский женский костюм обычно состоит из комплекта с юбкой, украшенной продольной или поперечной полосой.
Полезные ссылки
Лекция о национальном костюме от Ленинградской общественной организации «Вепсская община»
Шелтозерский вепсский этнографический музей
Сборник «Вепсы и их культурное наследие: связь времен»
Домашний очаг
Шелтозерский вепсский этнографический музей, Республика Карелия.
Фото: vk.com/vepsmuseum Спальный уголок в вепсской избе.
Вепсские деревни — кюля или пагаст — располагались на берегах рек и озер, иногда вдоль длинных дорог. Вепсские дома — это комплекс индивидуальных домов и зданий под одной крышей. Не выходя на улицу, домовладельцы могли ухаживать за своими животными и запасаться провизией. Как раз то, что нужно для суровых северных зим!
Вепсы украшали свои дома витыми колоннами, богато украшенными наличниками и тонкой резьбой. Не зря существует поговорка: «Вепсы родились с топором на поясе».
Многие вепсские дома двухэтажные. Но и в одноэтажных домах пол находится на большой высоте над землей. В пространстве между полом и землей — подклете — находилась кухня для приготовления пищи и погреб для хранения продуктов. Большие семьи одновременно строили по две хижины с каждой стороны одного сарая. Флигели были пристроены сзади по всей ширине дома. В результате получилась впечатляющая конструкция, напоминающая букву Т.
Фото.
Фото: vk.com/vepsmuseum Антикварный ткацкий станок.
Полезные ссылки
Вепсская национальная кухня: калитки, супы и другие блюда
Фрагмент фильма «Жизнь вепсского дома»
Статья про саамского шамана
Религия
В XI и XII. Век, однако, сохранялись дохристианские верования — например, в домашнюю ведьму (pert’ižand), в амулеты (одним из которых была челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (noid).
Многие исследователи вепсов отмечают, что вепсы имеют сочетание христианских и языческих верований. Самым известным из вепсских духов был Хозяин леса — Мечижанд. Его также называют меканук, меканмез’, мечийн, корбхийн. Он жил с женой — mecanak, mecanemäg — и иногда с детьми. Рейнджера обычно описывают как высокого мужчину, одетого в балаклаву и держащего в левой руке ароматизатор, подпоясанный красным кушаком. Первое, что нужно сделать, входя в лес, — принести жертву мехину, пишет В.Н. Майнов: «Иначе он не только пошлет несчастье, но и заведет в джунгли, из которых никогда не выбраться». Охотники должны были бросить на первый куст слева несколько зерен овса, мелкие монеты, но не медные, и перья, «которые должны были символизировать, что жертву приносит тот, кто находится на земле, под землей и в воздухе». В лесу запрещалось ругаться, разорять гнезда птиц и муравьев, рубить деревья и кусты, чтобы не разгневать «хозяина».
От этого преступнику становилось плохо, и можно было добровольно «пойти по плохой дорожке» и заблудиться. Пословица «Kut mecha, muga i mecaspää (mecaspäi)» («Как в лесу, так и из леса») отражает представление о лесе как о живом мире.
Популярность вепсского края в конце XV и в первой трети XVI века связана с деятельностью преподобного Александра Свирского, который, по мнению некоторых исследователей, происходил из вепсов. Вепсское происхождение Александра Свирского также признается в некоторых изданиях, выпущенных Русской православной церковью в образовательных целях.
Известные вепсы
- Александр Свирский — православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен.
- Абрамов, Николай Викторович — известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр.
- Горбачёв, Марк Васильевич — советский государственный деятель.
- Зайцева, Нина Григорьевна — литератор, доктор филологических наук.
- Иона Яшезерский — православный святой.
- Лисицына, Анна Михайловна — партизанка, связная Центрального Комитета Коммунистической партии Карело-Финской Советской Социалистической Республики. Герой Советского Союза. Награждена орденом Ленина, Красной Звезды.
- Лонин, Рюрик Петрович — собиратель вепсского фольклора, основатель Шелтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры.
- Макарьев, Степан Андреевич — советский учёный-этнограф, фольклорист, краевед.
- Манькин, Иван Павлович — советский партийный и государственный деятель.
- Матвеев, Андрей Фёдорович — депутат Учредительного собрания от Олонецкой губернии (1917).
- Петухов, Анатолий Васильевич — вепсский писатель. Пишет на русском и вепсском языках, являясь, фактически, первым вепсским профессиональным писателем.
- Пименов, Марк Пименович — купец 1-й гильдии, городской голова Петрозаводска, меценат.
- Пулькин, Василий Андреевич — литератор, педагог.
- Строгальщикова, Зинаида Ивановна — общественный деятель. Кандидат исторических наук. Председатель правления КРОО «Общество вепсской культуры». Является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов.
Среди эпических жанров фольклора интерес представляют субстраты исторического эпоса — предания о первых обитателях земли, так называемых предках, а также о древней чуди. Народные сказки (сказки, бытовые истории и сатирические рассказы). Некоторые виды обрядового фольклора, например, песнопения, сохраняются относительно последовательно. Широко используются пословицы, идиомы и пернатые выражения.
На мотивы вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская зима» В. Тормиса, «Вепсская рапсодия» Р. Пергамента, «Вепсская сюита» Л. Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему» А. Холланда.
В 2006 году Национальный ансамбль песни и танца Республики Карелия «Кантеле» создал программу «Вепсская фантазия».
В 2008 году была основана вепсская народная группа «Нойд», исполняющая традиционные вепсские песни в современной обработке.
Национальные вепсские фестивали и форумы
- Вепсский праздник «Древо Жизни» проходит каждый год в селе Винницы Ленинградской области.
- 17 июня 2012 года, в посёлке Шугозеро Ленинградской области прошёл первый областной праздник вепсской культуры «Vepsän purde» — «Вепсский родник».
- Вепсская улица:
- Вепсская улица в Санкт-Петербурге
- Вепсская улица (село Ошта, Вологодская область)
- Вепсская улица (деревня Симаново, Вологодская область)
- Вепсская улица (город Тихвин, Ленинградская область)
- Вепсский проезд (город Петрозаводск, Республика Карелия)