Спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы надеемся, что вам понравилось наше путешествие в страну кочевников и что вы стали немного ближе к самой Монголии.
Южная Сибирь под властью монголов
Кыргызское ханство оказалось самым прочным государственным образованием в истории народов Сибири и Центральной Азии. До начала девятнадцатого века это была единственная независимая конфедерация государств на северных монгольских территориях. Сам факт его существования, а также достаточно высокая плотность населения неизбежно должны были привлечь внимание Чингисхана.
Население южной Сибири находилось в непосредственном окружении монголов с XII века. века был непосредственно окружен монголами, которые к тому времени занимали значительные территории Центральной Азии. Начало XIII в. стало важным переломным моментом в истории народов этого обширного региона — началом так называемого «монгольского периода», который для некоторых из них завершился лишь в середине XVIII в. Этнополитические процессы в Южной Сибири до конца XIII в. определялись двумя очень важными историческими обстоятельствами: существованием государства Кыргызстан, территория которого в начале века включала почти всю территорию Южной Сибири с частью Центральной Азии, и расширением быстро растущей Великой Монгольской империи.
Кыргызское ханство начало свое существование почти одновременно с другими государствами древних тюрков и превзошло их, как и ханство уйгуров. С середины девятого века он стал правителем на этих территориях, хотя контролируемые им области постепенно сокращались.
После курултая 1206 года Чингисхан упорядочил управление вооруженными силами, разделив их на три части — левое и правое крылья и центр — по территориальному принципу. В то же время было указано и другое направление экспансии — территории еще не покоренных «лесных народов» к северу от Монголии, т.е. только район Южной Сибири.
Давний сподвижник хана, Хорчи, получил приказ передать под власть Чингисхана все территории «вплоть до лесных народов Пририса». Таким образом, их судьба была предрешена, а консолидация монгольской власти сопровождалась драматическими событиями из-за сильного сопротивления народов Южной Сибири. Завоевание Сибири монголами подробно описано в таких письменных источниках, как «Священная история монголов», «Юань-ши» (История династии Юань) и Хроника Рашид-ад-дина.
Били челом белыми кречетами и соболями.
Считается, что монгольское завоевание Сибири произошло в «год Кролика» (1207), во время экспедиции армии под командованием Джочи, старшего сына Чингисхана. Однако, по мнению хакасского исследователя С.А. Угдыжекова, этот поход состоялся осенью 1206 года, через полгода после образования единого монгольского государства (Угдыжеков, 1995).
Весной 1207 года монголы не смогли осуществить эту экспедицию из-за грязной погоды и вскрытия рек, а также из-за ослабленных зимой лошадей. Осенью того же года монголы находились в состоянии войны с тангутами и с трудом смогли отвести свои войска на север. Учитывая изменения в монгольском календаре, внесенные Хубилаем в 1267 году, наиболее вероятным временем для такой кампании может быть осень 1206 года.
Таким образом, первой целью монгольского нападения на мир, очевидно, были народы Южной Сибири. Во время своего похода из северо-восточной Монголии на северо-запад Джучи покорил несколько народов, включая ойратов и бурятов, и приблизился к кыргызам.
В письменных источниках кыргызов называют «тюменскими кыргызами», что указывает на то, что у них была военно-административная система деления населения, распространенная в Центральной Азии. На момент покорения кыргызы имели не менее трех туменов или 30 тысяч воинов, что соответствовало общей численности населения около 150 тысяч человек.
По какой-то причине кыргызы поначалу не сопротивлялись Джучи и подчинились власти Чингисхана: как упоминается в «Тайной истории», «они выразили свою покорность и платили дань правителю белыми цыганами, белыми меринами и белыми сернами» (Козин, 1941, с. 174-175). Судя по ходу событий, власть над ними оставалась в руках местных правителей. Официально территории Каганату стали частью Улу, закрепленного за Джочи.
Однако, по словам Рашид-ад-дина, в 1217 году туматы (одно из тюркоязычных племен, проживающих в Восточной Туве) восстали против власти монголов. Для их подавления Чингисхан послал войско во главе с Борагул-нойоном. В бою Борагул-нойон был убит, а на его место был назначен Дорбо Дакшин, который, «снабдив людей топорами, секирами, пилами и долотами и всеми другими необходимыми инструментами…<.>приказал им вырубить просеку<.>для распиловки и валки деревьев. И вот, поднявшись на гору, он внезапным ударом обрушился на безрассудно праздношатающихся грабителей могил и победил их (Рашид-ад-дин, 1952, с. 122, 171). Поскольку, по мнению монголов, туматы были злобным и недоброжелательным племенем, многие из них были убиты». Сто семей туматов были отданы в рабство семье убитого Борагул-нойона.
Под властью империи Юань
В 1273 году жители Южной Сибири снова восстали. Причины восстания неясны; по крайней мере, юаньский губернатор, уроженец Китая, попавший в плен к восставшим, не только не был убит, но и позже был отпущен благодаря хорошему отношению к нему народа. В результате восстания народы южной Сибири получили независимость от империи Юань, по-видимому, под властью Канганата Кыргызстана.
В течение следующих двадцати лет кыргызы сохраняли свою независимость, чему в немалой степени способствовали внутренние распри в самой империи. В борьбе между Хубилаем и Хайду (внуком Угедея) кыргызские князья встали на сторону последнего. Но весной 1293 года мощная армия Хубилая вторглась в мятежные киргизские владения на льду Енисея и вновь подчинила их себе. Хайду послал свои войска на помощь, но они были разбиты. Территория Каганата снова стала частью имперской провинции Линь Бэй.
По приказу Хубилая, который, видимо, ожидал новых восстаний южносибирских народов, часть местного населения (700 семей) была переселена с исконных земель — в северную Маньчжурию, в устье реки Сунгари. Вместо изгнанников он поселил кыргызов из Средней Азии, которые остались верны ему во время восстания. В 1295 году его преемник Темур переселил еще одну группу саяно-алтайцев, на этот раз в Шаньдун в Китае. С этого момента о народах южной Сибири больше практически ничего не было известно. Только в 1321 году в «Истории Юань» упоминаются северные племена, и, предположительно, коренные жители Южной Сибири уже поселились в Китае.
В 1368 году империя Юань пала в результате освободительной борьбы китайского народа. Китайская армия вторглась в Монголию и разрушила столицу империи, Каракорум. Монголы вновь вступили в период феодальной анархии. Когда в 15 веке западные монголы (ойраты или джунгары) одержали верх над восточными монголами (халхами), народы Южной Сибири, очевидно, также перешли под их контроль.
Кто такие монголы, и Как живут сегодня потомки великих завоевателей
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Монголы — это собирательное название нескольких народов (даур, ойрат, барга, монгор и др.), большинство из которых проживает на территории Республики Монголия, некоторые в Китае. Они часто ассоциируются со свирепыми воинами, которые завоевывают большие территории. Более того, монгольское общество было развитым и имело свою письменность. Как живут потомки кочевников сегодня и какие традиции они сохраняют?
Откуда происходит название «монголы»?
Этимология этого слова остается спорной, поскольку существует несколько версий, каждая из которых имеет под собой определенную основу. Самый популярный из них гласит, что слово «монгол» якобы происходит от «moŋg», что означает «мужественный».
Считается, что название связано с рекой Манг (Манг-кол) или скалой Манг (Манг-кун), которые находятся в племенном районе — кочевники часто выбирают племенные или клановые названия таким образом. Существует также предположение, что название было образовано Мэн-ву, племенем Шивэй, по имени предка борджигидов, Манг-колджин-ко’а.
Некоторые ученые считают, что слово «монгол» состоит из двух основ, образованных от тюркских слов «менгу» — бессмертный, вечный и «кол» — войско.
Монгольский образ жизни
Часть племен, проживающих на территории Республики Монголия и на северо-востоке Китая, объединились в 13 веке под предводительством Чингисхана и основали монгольскую этническую общность. Образ жизни и духовная культура представителей этого народа в основном одинаковы.
Монголы практикуют кочевое животноводство и разводят коров, яков, лошадей, овец, коз и верблюдов. Они предпочитают породы, которые могут обеспечить их всем необходимым для приготовления пищи, проживания и одежды.
Традиционная пища монголов — мясо, в первую очередь баранина. Самое распространенное блюдо — это мягко приготовленное мясо с соусом, напоминающим насыщенный, густой бульон.
Домохозяйки запасаются мясом: Его коптят, сушат на солнце или перерабатывают в муку. Одно из любимых блюд монголов — тушеное или вареное сало. Также употребляются овощные супы. Характерной особенностью монгольской кухни является большое разнообразие молочных продуктов (различные виды сыра, масло, творог, кумыс, молочная водка). На столах вы увидите блюда, приготовленные из диких злаков, ягод и дичи.
Монгольский женский костюм/Фото:n-costume.livejournal.com
Монгольские имена и особенности их происхождения
Монгольские имена самобытны, и каждое из них имеет особое значение. Многие из них обозначают объекты окружающей среды, природные явления, характеристики человека. В древности женские имена обозначали красоту, доброту и мягкость, а мужские — мужество, силу и храбрость.
Городская жизнь
Сегодня число городских жителей постоянно растет. Большинство людей живут в Улан-Баторе. Здесь также сосредоточены важнейшие культурные центры, университеты, деловые делегации и рабочие места.
На первый взгляд, это современный мегаполис с высотными зданиями, бизнес-центрами, новыми офисами и торговыми центрами. Однако в черте города можно легко найти целые районы юрт, в которых живут сами жители города.
Облик города довольно старый, так как Советский Союз помогал планировать дороги и строить дома в Монголии. Но у него есть свое очарование — среди серых улиц красуются разноцветные фасады буддийских храмов с позолоченными крышами, придающие городу неповторимый азиатский колорит.
Сильное загрязнение воздуха — самая большая неприятность столицы. Ситуация усугубляется тем, что жители спальных районов и частных домов отапливают свои жилища с помощью угля и дров. Однако, поскольку город зажат в тиски невысоких холмов, воздух застаивается, и смог оседает над ним в виде серого облака.
Тяжелая, пищевая и легкая промышленность, а также огромное количество автомобилей, которыми хотел бы владеть любой порядочный гражданин, еще больше усугубляют ситуацию. И хотя около четверти из них — гибриды Toyota Prius, выбросы от двухсот тысяч автомобилей колоссальны.
К сожалению, уровень загрязнения воздуха в Улан-Баторе превышает норму в 25 раз.
Кроме столицы, есть еще два более крупных города — Дархан и Эрдэнэт. Жизнь в этих городах гораздо более неторопливая, но в них есть все необходимое для комфортной городской жизни.
Загородная жизнь
В небольших городах, где проживает вторая половина населения страны, экологическая ситуация намного лучше. Это простые люди, которые в основном занимаются животноводством.
Поголовье скота в Монголии в двадцать раз превышает население страны. Однако в последние десять лет постоянной дислокацией стала серьезная проблема — гибель животных из-за ледяного покрова страны.
В сельской местности люди живут в юртах. Некоторые жители до сих пор живут как кочевники, периодически переезжая с места на место вместе со своими домами, имуществом и скотом.
В юртах нет водопровода — семьи моются под летним душем или в умывальниках, туалеты также находятся на улице. Но каждая хижина оборудована солнечными батареями, поэтому телевизоры с сотней каналов и современные смартфоны и ноутбуки здесь — норма.
Предметы культуры весело смотрятся в интерьере со старыми бабушкиными сундуками, национальными коврами и вышивкой.
В каждой юрте есть алтарь, и она разделена на две половины — мужскую и женскую. Его легко перевозить с места на место, а внутри достаточно места для всей семьи.
Подробнее о том, как изготавливается монгольская юрта, читайте здесь.
Из-за кочевого образа жизни в сельской местности здесь нет привычных адресов: улиц с названиями и номерами домов. Вместо этого в 2008 году каждому квадратному километру земли было присвоено свое буквенное значение.
Культура и образование
В прошлом веке, с тех пор как монгольские и русские лингвисты попытались создать алфавит на основе кириллицы, уровень образования и культуры значительно вырос.
В начале 1990-х годов советские власти помогли Монголии создать систему школ-интернатов, где дети кочевников получали образование на сезонной основе. Эти меры в конечном итоге позволили снизить уровень неграмотности до одного процента.
Литературное и театральное искусство также начало развиваться. Женщины также стремились к образованию и всестороннему развитию. Сегодня в стенах крупнейшей альма-матер столицы обучается более 12 тысяч студентов.
Интересно, что монгольский алфавит похож на русский алфавит, но отличается от него двумя дополнительными буквами. А старая монгольская письменность выглядела примерно так:
Камень Чинггис — самый древний из сохранившихся памятников древнемонгольской письменности.
Важную роль в Монголии играет устное творчество, которое состоит из стихов с аллитерацией. Аллитерация — это когда как минимум два слова в каждой строке стихотворения начинаются с одного и того же звука. Многие из этих стихотворений посвящены Чингисхану и Гэсэр-хану.
Территориальные межрасовые контакты
С доисторических времен население Земли активно мигрировало на большие расстояния. Сегодня подтверждаются гипотезы о миграции целых племен и народов с континента на континент. Люди пересекали огромные расстояния, реки, моря и океаны в поисках мест с лучшими условиями жизни, богатых животными и рыбой, где они могли собирать и выращивать растения, не подвергаясь притеснениям, вторжениям или уничтожению со стороны соседей. Наиболее активными мигрантами были монгольские народы.
Где эти люди живут сегодня и где они обитали в прошлом:
- в первую очередь, монголы осваивали значительные континентальные территории Среднюю Азию, Сибирь, Казахстан. Первоначально здесь жили племена скифов европеоидов, но уже в середине V века обширные просторы Великой Степи заселяют монголоиды,
- таким же великим переселением было проникновение последних в регионы Юго – Востока Азии и вытеснение собратьев австралоидов далее на Юг.
Монголы были разделены на пять типов в соответствии с антропометрическими параметрами. Сегодня они являются субплеменами Северной Азии, Южной Азии, Арктики, Дальнего Востока и Америки.
Основные различия сложились в фенотипах подплемен в зависимости от среды обитания, культурных традиций и других характеристик.
При ближайшем рассмотрении в этом многообразии народов и национальностей есть небольшие племена, которые гипотетически формируются по-разному:
- на основе малодифференцированных популяций, обитающих на границах географических зон,
- в качестве результата контактов представителей различных рас появлялись смешанные малые расы,
- оказали влияние далекие миграции в места с качественно иными условиями проживания. Естественный процесс приспособления позволял вырабатывать новые характерные черты и комплекс признаков.
Это привело к появлению очень разных типов. Однако смешение рас позволило классифицировать монголов по-разному, особенно прибрежное население и жителей внутренних районов континента.
Это интересно! Как мы произошли от обезьян: Теория Дарвина о происхождении человека
Разнообразие вариантов внешности
Современная наука, основываясь на анализе многолетних исследований антропологов, данных специалистов, занимающихся изучением населения нашей планеты, и достижениях современных высокотехнологичных исследований, пришла к выводу, что все монголы делятся на типы. Выделяют два типа монгольской расы:
- континентальный характеризуется темным оттенком кожи, тонкими резко очерченными губами, плоским лицом без резких линий профиля, не особенно выделяющимися челюстями. Голова крупная, с выраженными височно-скуловыми сочленениями,
- тихоокеанский отличается тонкой костной структурой, светлой кожей лица, небольшой головой, незначительным выступом верхней челюсти, полными яркими губами.
Монголы делятся в зависимости от региона проживания на северных монголов с бледной кожей и круглыми, плоскими лицами и южных монголов с тонкими чертами лица, маленькой фигурой, невысоким ростом и характерным разрезом глаз. Знаменитая монгольская фигура высоко ценится художниками и поэтами и прославлена в картинах и стихах. Многовековая миграция людей породила такое разнообразие азиатской внешности, что трудно определить, является ли человек монголом или нет.
Обычаи
Тибетское слово хада означает шелковую ленту, используемую в качестве приветственного подарка между тибетцами и монголами. Она дается только в особых случаях: при приеме незнакомых гостей в своем доме или при встрече в степи с незнакомцем, но с которым установились теплые и сердечные отношения. Кхада обычно изготавливается из шелка или хлопка. Монгольская хада обычно белого цвета, но также может иметь голубой или светло-желтый оттенок. Если вам посчастливилось получить хаду в подарок, вы должны осторожно взять ее обеими руками и слегка поклониться, после чего поклониться в ответ. Сам акт передачи и получения хада, включая поклон, является знаком взаимного уважения.
Передача табакерки — это древняя традиция монгольской культуры и самый распространенный обмен вежливостью при встрече с людьми. Когда кто-то является гостем в монгольском доме, хозяин достает свою табакерку, открывает ее — и содержащийся в ней высокоароматный табак и/или травяную смесь — и передает гостю, который должен поднести ее к носу, чтобы насладиться ароматом табака как можно больше. В качестве жеста вежливости следует кивнуть головой или выразить свое одобрение. Это способ проявить уважение и заложить основу для будущих теплых отношений. В чашку с табаком кладут маленькую ложку, сделанную из золота, серебра, меди, слоновой кости или верблюжьей кости.
Фестиваль
Наадам, сокращенное от Eriyin Gurvan Naadam («Игрушки трех мужчин»), означает «веселье» в типично могольском смысле. Фестиваль Наадам имеет свою историю, восходящую к династии Юань (1279-1368 гг. н.э.); фестиваль проводится в 4-й день шестого месяца по китайскому календарю (между июлем и августом по григорианскому календарю), когда сезон сбора урожая достигает своего пика. Фестиваль может длиться от 3 до 10 дней, в зависимости от масштаба мероприятия, а игры открыты для людей всех этнических групп и религиозных убеждений.
Фестиваль луга Наадам в Автономном районе Внутренняя Монголия — самое великолепное ежегодное монгольское развлекательное мероприятие в Китае, сочетающее традиционные «игры трех человек» Наадам — борьбу, скачки и стрельбу из лука — с культурными представлениями и даже шоу рогатого скота. Имея почти 800-летнюю историю, фестиваль Наадам стал важной частью традиционной культуры Монголии.