Чья кровь течёт в жилах славянских народов и существуют ли «чистые славяне». Чехи славяне или нет.

Однако у националистов есть не менее сильный аргумент — кровавые гражданские войны в Югославии и некоторых постсоветских странах, вызванные неспособностью местных политиков оформить «развод».

Как три брата Чех, Лех и Рус основали славянские народы

Старые племена жили в мире и говорили на одном языке, но в поисках лучшей жизни разделились и основали Богемию, Польшу и Россию.

Лех, Рус и Чех были тремя братьями, которые пришли из Паннонии, матери всех славянских народов. Старший брат Лех, средний брат Раш и младший Чех жили мирно и размножались, занимая три территории: Леха, Раша и Чеха. Именно так в предисловии к Великой польской хронике описывается происхождение трех братьев-славян, которые, согласно легенде, основали нынешние Чехию, Польшу и Россию. И если, например, в случае с чешским и русским объяснение кажется если не верным, то хотя бы в какой-то степени логичным, то в случае с Лехом не все так очевидно. На самом деле, конечно, в летописи речь идет не о нынешней Польше, а о так называемом Лехе — бывшей земле Польши. Так Нестор называл поляков (но не только их) Лех в «Истории прошлого». Существует множество других предположений о происхождении различных народов и их имен. Конечно, средневековые взгляды сильно отличаются от современных, но они ясно показывают представления того времени о взаимоотношениях между народами и языками.

Фото 3.jpg

Братья Лех и Чех в «Великой Польской хронике». (wikimedia.org)

Единый славянский народ

«Великая польская хроника» — не единственный источник, в котором упоминаются легендарные братья. Существуют различные версии об их происхождении и причинах разделения. Например, польская легенда гласит, что братья жили в VII веке, когда все славяне жили на территории между Вислой и Днепром и говорили на одном языке. Три брата правили своими народами с мудростью и справедливостью, и все были счастливы. Но пришло время, когда реки, поля и леса уже не могли прокормить всех славян. Тогда братья собрались вместе, все обдумали и решили искать новую землю для своих племен.

Поэтому они собрали свои вещи и отправились в путь. Они бесцельно бродили по полям и лесам, пересекали реки и обходили горы. Когда они приехали в Припять, Руф сказал своим младшим братьям: «Прощайте и не забывайте меня! Удачи!» — и бежал со своим племенем на восток, где в бескрайних степях основал Россию, землю русских. Два других брата отправились на запад, но когда они достигли места, где сегодня находится Краков, Чех и Лех решили разделиться. Чех двинулся со своим племенем на юг, достиг верховьев Вислы, пересек Моравские ворота и остановился на горе Ржип. С тех пор он является священным для чехов.

Фото 4.jpg

Лех, самый младший из братьев, остался один со своим племенем. «Если Рос пойдет на восток, а Чех на юг, то для меня останется только опасный путь на север», — решил он и отправился в путь, не зная, найдет ли он место для отдыха. По дороге Лех боялся, шел со своим племенем много дней и ночей против течения реки Варта. Через несколько дней было решено разбить лагерь возле небольшого холма. И пока племя Леха отдыхало, сам вождь осматривал новую землю. Там были леса, полные дичи, реки, полные рыбы, поля для посева. Лех обратился к племени: «Долго мы скитались в поисках дома. Посмотрите, как хороша земля, на которой мы стоим. Почему бы нам не остаться здесь?» В воздухе повисло молчание, и мужчины племени серьезно задумались над словами Леха.

Тишину нарушил старейшина. Он сказал: «Ваши братья Рут и Чех уже давно нашли свое пристанище. Пришло время и нам остановиться. Было решено начать строительство. В этот момент Лех получил знак от Бога, указавший ему лучшее место для строительства крепости. Странный звук нарушил тишину, и по небу прошла тень. Люди посмотрели вверх и увидели огромного орла, который летел с вершины большого дуба к своему гнезду на вершине холма. Племя посчитало это знаком Божьим и построило на месте холма город Гнезно (Гнесен), а на этой земле основало Польшу. Этот же орел, кстати, изображен и на польском гербе.

Варианты легенды

Чешская версия легенды рассказывает о двух братьях, Чехе и Лехе. Они живут вместе со своими племенами на берегах Вислы. Но из-за постоянных войн мирный народ был вынужден бежать в поисках более спокойных земель. Другая легенда гласит, что Цех был обвинен в убийстве и отправился со своим племенем на поиски нового дома. Существует также множество других легенд. В некоторых из них Чех называется Богемией, например, по первоначальному названию племени, населявшего эти земли. Богемия — это также историческое название Чехии.

Фото 5.jpg

Дубы Цеха, Леха и Руси возле Рогалинского замка в Польше. (wikipedia.org)

Историки не уверены, существовали ли города Цех, Лех и Русь на самом деле. Письменные источники, такие как «Великая польская хроника», в которой они упоминаются, восходят к более древним легендам. Их происхождение не удалось выяснить до сих пор. В память о великих предках славянских народов в парке Рогалинского замка в Польше растут три дуба, каждый из которых символизирует одного из братьев.

  • Великая Польская хроника. Пролог
  • Повесть временных лет
  • Stanislaw Dzieciol (Illustr.) Katarzyna Malkowska (Autor): Lech, Czech i Rus

Балтские и финно-угорские корни русского народа

Национальная одежда финно-угорского народа марийцев./Фото: filmariel.ru

Национальный костюм финно-венгерских марийцев.

До прихода славянских племен территорию современной России населяли в основном финно-венгры и валтусы (в западной части межгосударственного Волго-Окского региона). Славянское поселение в этих районах началось в 6 веке нашей эры во время Великого переселения и продолжалось до конца Средневековья.

Первоначальное население юго-западной части древнерусских территорий состояло из балтийских племен земгалы, латгалы (бассейн Западной Двины) и голядь (берега средней Оки).

Археологические раскопки показывают, что балты, поселившиеся на территории Древней Руси, были носителями дантовской гончарной культуры. На это указывают бронзовые колокольчики, найденные в балтийских могилах.

Мирное слияние балтов с новоприбывшими славянами объясняется большой языковой близостью и сходством религиозных идей. Они также находились примерно на одном уровне материальной культуры, что значительно облегчило процесс ассимиляции двух национальностей.

Другой группой коренного населения Древней Руси были финно-венгры, жившие в Восточной Европе и на Севере. Финно-венгерские племена не были враждебны к славянам и добровольно «смешивались» с ними, перенимая их культуру и обычаи.

Действительно, славяне сыграли важную языковую роль в русском этногенезе, но антропология и генофонд жителей России формировались под сильным влиянием коренных славянских народов.

Балтийский субстрат у славян (наряду с финно-угорским) был обнаружен в работах антропологов и научных генетиков.

Исследование генофонда балто-славянских народов под руководством О.П. Балановского с участием генетиков из разных стран подтвердило, что балты являются ближайшими родственниками восточнославянских народов, включая русских.

Почему чехи не совсем славяне

Накрыть стол из собранного урожая — традиция кельтского праздника Лугнасад./Фото: i.pinimg.com

Сервировка стола после сбора урожая — традиция кельтского праздника Лугнасад / Фото: i.pinimg.com

На юге Чехии в городе Табор проходит ежегодный фестиваль Lughnásad, название которого переводится как «собрание луга» или «свадьба луга». Этот языческий праздник символизирует начало осени и еще раз напоминает нам о кельтских корнях современных чехов. Кельты населяли почти всю Европу, от Днепра до Ирландского моря, и их традиции и культуру переняли многие европейские народы.

Присутствие кельтов на территории Чешской Республики датируется серединой V — концом I века до н.э. Именно от древнего кельтского народа Богемии страна получила свое историческое название — Богемия. Чешский писатель и историк Людек Фриборт в своих трудах писал, что многие чешские гидронимы имеют кельтское происхождение. Река Изера происходит от слова isara, которое на древнем кельтском языке переводится как «быстрая река». Из Богемии германские племена вытеснили кельтов с середины первого века до нашей эры и частично ассимилировались с ними.

Луканы, моравы, чехи, лютомериты, габины и другие славянские племена пришли из северного Закарпатья и поселились в Чехии в IV-II веках нашей эры. В то время богемские земли населяли остатки германских племен — лангобарды и тюринги, которых можно считать потомками ассимилированных кельтов.

Белорусы — славяне или балты?

Традиционный внешний вид представителей балтских племен./Фото: i.pinimg.com

Традиционный облик представителей балтийских племен.

Возникновение и формирование белорусской нации — сложный и многоуровневый процесс, для изучения которого до сих пор не существует единого взгляда. Советский историк М. Довнар-Запольский придерживался мнения, что белорусы — самые «чистые» из всех славян и что их этногенез определяется в основном слиянием древних славянских племен кривичей и радимичей. В начале ХХ века появились многочисленные археологические, этнографические и лингвистические материалы, ставящие под сомнение «чистоту славянской крови» белорусов и свидетельствующие о том, что в их этногенезе присутствует значительный балтийский субстрат.

Балты заселили территорию современной Беларуси, вероятно, в конце III тысячелетия до н.э. и образовали балтские племена в VI веке н.э. Об этом свидетельствуют многочисленные гидрографии балтского происхождения — Волчья, Друть, Полота, Дрисвяты и др. В VI веке нашей эры славянские племена начали медленно и мирно расселяться на территориях между бассейнами Вислы и Немана, западной Двины и верхнего Днепра. В результате международных контактов возникли смешанные балто-славянские группы. Об участии балтов в этногенезе Беларуси свидетельствуют различные археологические находки, например, курганы, в которых умершие лежат лицом на восток, т.е. в соответствии с балтской традицией.

Особенности национальной орфографии

Экономический и политический кризис в Чехословакии достиг своего пика в 1989 году. Хронический товарный и бюджетный дефицит, от которого страдали все страны Совета экономической взаимопомощи, сильно повлиял на поддержку Коммунистической партии Чехословакии. Либерализация общественной жизни, гласность и отмена цензуры в результате перестройки лишь ускорили крах социалистического режима в СССР, и, в отличие от 1968 года, Кремль активно поддержал политические изменения.

Неудержимая волна забастовок и стихийных демонстраций в Праге началась уже в январе 1989 года. Жители Братиславы ни в коем случае не были неполноценными. Из-за отсутствия сырья и финансирования закрывались заводы, из тюрем выпускались репрессированные диссиденты, требовавшие свободы слова и печати, а бывшие члены партии присоединялись к протестам.

Решающим толчком к тому, что позже стало известно как Бархатная революция или Революция предложения, стала студенческая демонстрация 17 ноября, организованная в память о Яне Оплетале, чешском студенте, погибшем в 1939 году во время демонстраций против нацистской оккупации.

В тот день на Вацлавской площади в центре Праги собралось около 15 тысяч студентов. Гражданская панихида носила антиправительственный характер, хотя и была абсолютно мирной. Около двух тысяч полицейских были направлены муниципальными властями для подавления демонстраций. Они блокировали собравшихся на одном из проспектов, а затем жестоко избили их.

Это событие вызвало общенациональную забастовку, организованную писателем-диссидентом и впоследствии президентом Чехословакии Вацлавом Гавелом. К концу месяца только в Праге ежедневно выходило на демонстрации 750 000 человек. Не найдя поддержки у Советского Союза, глава государства Густав Гусак и руководство Коммунистической партии ушли в отставку.

Уже в декабре 1989 года Коммунистическая партия официально отказалась от прежнего курса и реорганизовала парламент, в который также вошли представители демократической оппозиции

Президент Чехии Вацлав Гавел возлагает венок в память о студенческой демонстрации на улице Народни в Праге, 17 ноября 1998 года

Вышеупомянутый Вацлав Гавел был избран президентом, а Александр Дубчек, бывший первый секретарь Коммунистической партии, был избран президентом.

В феврале 1990 года президент Чехословакии Вацлав Гавел даже нанес официальный визит в Кремль, чтобы получить официальные извинения от советского руководства за события Пражской весны.

Весной того же года в стране прошли первые национальные выборы, на которых коалиция партий «Общественность против насилия» и Гражданская демократическая партия, возглавляемая новым президентом, набрала почти половину голосов. Однако, как это часто бывает, в правящей элите вскоре возник раскол.

Дело в том, что и чехи, и словацкие националисты составляли значительную часть членов парламента. Хотя в целом они были более умеренными, чем их «коллеги» в других социалистических странах, они были очень едины в своей идеологической программе.

Словацкие депутаты утверждали, что Братислава уступает своему «старшему брату» и поэтому не может рассчитывать на решение своих экономических проблем, которые усугубляются с каждым месяцем. Их чешские оппоненты утверждают, что Словакия стала «черной дырой», в которой большая часть бюджета, накопленного благодаря усилиям Праги, расходуется впустую.

Подали на развод

Однако быстрый распад единой страны был вызван не только идеологическими конфликтами. Сама государственная система, особенно ее функциональные элементы, была создана социалистической системой задолго до описываемых событий.

Формально независимые правительства Чешской и Словацкой республик до 1989 года напрямую подчинялись Коммунистической партии и не имели реальной автономии.

После Бархатной революции ситуация изменилась на противоположную. Министры в обеих частях страны начали активно стягивать одеяло и брать на себя новые полномочия. Оба кабинета активно участвовали в шантаже федеральных властей, претендуя на бюджеты и преференции для себя. Например, отдельное Министерство иностранных дел Словацкой Республики было создано в Братиславе в 1990 году, в то время как аналогичный департамент в другой части страны был утвержден лишь полтора года спустя.

Те же тенденции усилились в местных парламентах, в национальных советах Чехии и Словакии. Вскоре произошел раскол в ведущих политических силах страны. В марте 1991 года от беспартийной организации «Вместе против насилия» отделилась новая группа — «Движение за демократическую Словакию» Владимира Мечьяра. Через несколько недель аналогичная участь постигла Гражданский форум, из которого вышла прочешская демократическая Гражданская партия Вацлава Клауса.

Оба политика находились в жесткой оппозиции к президенту Вацлаву Гавелу и имели принципиально разные политические программы.

Становилось все более очевидным, что сохранить единую страну, основанную на общих принципах, не удастся. План создания федеративного государства, над которым правительство работало с 1989 года, был практически мертв.

На парламентских выборах 5 и 6 июня 1992 года их политические партии получили большинство в соответствующих национальных советах. В федеральном парламенте Гражданская демократическая партия получила большинство. Для того чтобы официально положить конец непримиримым разногласиям и ясно показать невозможность сохранения единства страны, Мечьяр и Клаус встретились 8 июня 1992 года на вилле Тугендхат в Брно. Впоследствии это событие неоднократно сравнивали с подписанием Беловежского соглашения.

Чехи празднуют падение коммунизма

Стороны в последний раз обсудили возможность получения общей родины для чехов и словаков. Но политики не смогли договориться о создании федерации или даже конфедерации.

Это был ясный сигнал о том, что словаки не намерены оставаться в общем государстве. (…) Все думали, что я претендую на пост федерального премьер-министра, и мы решили, что это неправильный путь.

Стоит отметить, что опросы перед парламентскими выборами показали, что 63% словаков и 64% чехов выступали за то, чтобы остаться в Союзе. Однако элиты обеих республик уперлись в развод.

жители Чехословакии отвергли раздел страны

Левая оппозиция, представленная социал-демократами и коммунистами, также была категорически против такого сценария. Их лидер Ян Горак, а также президент Гавел выдвинули инициативу о проведении референдума.

«Необходимо создать еще один инструмент для укрепления сотрудничества между словаками и чехами, принимая во внимание их сотрудничество за последние 74 года — исторически, политически, культурно, социально, экономически, все успехи, которых мы достигли вместе. Было бы ошибкой игнорировать это, и именно поэтому мы считаем, что в случае распада федерации должно быть создано государственное образование, которое сохранит это общее прошлое — независимо от того, называется ли оно «союз», «объединение» или как-то иначе», — подчеркнул Горак.

Останемся друзьями

Однако, как и в Советском Союзе, большинство граждан Чехословакии, выступавших за сохранение единой страны, не смогли создать сильное движение с авторитетными лидерами. Последний президент, Вацлав Гавел, умерший в середине лета 1992 года, не имел ни популярности, ни официальных полномочий, чтобы предотвратить роспуск. Более того, многие видели в последнем советском лидере Михаиле Горбачеве главного виновника.

В день провозглашения независимости Словакии глава государства в последний раз официально обратился к народу и объявил о своей отставке. «Я делаю этот шаг после того, как тщательно все взвесил и понял, что больше не могу выполнять обязательства присяги, которую я дал Чешской и Словацкой Федеративной Республике и ее Конституции, в соответствии со своими убеждениями и совестью. Выполнение этих обязательств может даже стать препятствием для больших изменений в нашей государственности, которые переживает наша страна после последних парламентских выборов», — сказал он.

Я потерял доверие большинства политических представителей Словакии. Я чувствую, что это не только недостаток уверенности в себе, но и в ценностях, которые я отстаиваю», — сказал он.

Через три дня, 20 июля, Гавел официально подал в отставку.

Забастовка работников СТО в поддержку революции

К осени 1992 года чехословацкий парламент окончательно превратился в номинальный орган. Национальные советы двух республик заявили о верховенстве собственного законодательства над федеральным. 25 ноября был принят конституционный закон о роспуске Чешской и Словацкой Федеративной Республики. Официальной датой «бархатного развода» стало 1 января 1993 года.

Более того, менее чем за месяц до наступления 1993 года две республики успели ратифицировать свои национальные конституции и заключить десятки договоров, устраняющих взаимные территориальные или экономические претензии.

Более того, обе независимые страны договорились, что будут считать себя законными правопреемниками объединенной Чехословакии.

Также были решены сложные языковые вопросы: чешский и словацкий языки были взаимно признаны в качестве государственных языков. На самом деле, их можно использовать так же, как и раньше.

А в новом году чехи и словаки стали гражданами двух разных государств. В национальной историографии обеих стран это преподносится как великое достижение, но в обществе это до сих пор воспринимается неправильно. Согласно опросам, обида и ностальгия по общей родине все еще преобладают между чехами и словаками.

В 2018 году социологические институты Чешской и Словацкой академий наук провели опрос и выяснили, что только 40% граждан удовлетворены разделением страны. Подавляющее большинство людей считает, что экономические и социальные противоречия можно было бы преодолеть и без бархатного развода. Или, по крайней мере, провести национальный референдум по этому вопросу.

Словаки в центре Братиславы отмечают независимость, 1 января 1993 года

Но так или иначе, политические деятели как Чешской Республики, так и Словакии оказались на одной волне в будущем: Обе страны вступили в Европейский Союз, что позволило де-факто упразднить национальные границы, обе стали членами НАТО и сохранили общий подход к обороне

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий