И это правда. Когда дети сделали что-то вместе, а затем вместе понесли наказание, они удивительным образом сближаются, начинают присматривать друг за другом, старшие заботятся о младших, и даже более независимые младшие с радостью принимают помощь старших в такие неприятные моменты.
Сиблинги — это. Определение понятия, особенности
Возможно, вы сталкивались с этой концепцией при изучении психологической или антропологической литературы. Возникает вопрос: кто такие братья и сестры? Ответ довольно прост: этот термин относится к братьям и сестрам. В этой статье мы рассмотрим, почему он был введен, что такое братья и сестры, как построить отношения между ними в семье и какие конфликты возможны.
Что такое сиблинги?
Это слово происходит от английского слова siblings. Это братья и сестры, дети одних и тех же родителей, родственники второй степени родства. Этот термин широко используется в антропологии, психологии, социальной антропологии и других науках, которые имеют дело с обществом, людьми и отношениями между людьми.
Теперь вы знаете, кто такие братья и сестры. Но почему введен такой термин? В основном для того, чтобы не определять пол братьев и сестер человека.
Применение термина в науке
В психологии братья и сестры — это то же самое, что братья и сестры. С этим понятием связаны многие научные термины в данной области:
- Сиблинговое соперничество или конкуренция.
- Сиблинг-конфликт.
- Статус сиблинга.
- Подсистема сиблингов и проч.
Что такое система братьев и сестер? Он относится к системе взаимоотношений между братьями и сестрами в семье.
Аналогичный термин встречается и в генетике. Оно относится к потомству от пары родителей, будь то человек или животное. Здесь, однако, их обычно называют братьями и сестрами.
Toddler
Поскольку мы уже упоминали об этом, давайте начнем с этого. Хотя слово «младенец» встречается во многих наших материалах и на страницах отдельных мамочек-блоггеров, оно не является общеупотребительным.
А зря, ведь тоддлер — это не просто «малыш», это ребенок в возрасте примерно от года до трех (в некоторых источниках — до четырех) лет.
Слово «тоддлер» происходит от английского слова «toddle», которое можно перевести как «ползать», «неуклюже ходить», и призвано обозначить, что малыши становятся детьми, когда перестают ползать по земле и присоединяются к племени вертикально идущих, отказываясь от этого статуса, когда их координация становится более или менее устойчивой.
Однако примечательность младенцев заключается не столько в их шаткой походке, сколько в непредсказуемом темпераменте, бурных вспышках, необоснованных требованиях и странных выводах.
Период младенчества — это как раз то время, когда возникают «ужасные близнецы» (я имею в виду годы) и легендарный кризис трех лет. Под словом «младенец» мы подразумеваем не столько определенный возраст, сколько определенное поведение ребенка, и подобного синонима, к сожалению, в русском языке не существует (и, видимо, уже не используется).
Sibling
Еще одно слово, за которое нас регулярно бьют в комментариях. Термин «сиблинг» используется для детей одних и тех же родителей, т.е. братьев и сестер.
Однако, в отличие от слов «брат» и «сестра», слово «брат» не имеет ссылки на пол, что полезно для некоторых совместных исследований или для братьев и сестер разного пола. Так что у них есть представление об этом.
Вообще, часто гораздо проще и удобнее писать «брат», чем «братья» или «сестры» или «братья» или «братья» или «сестры», особенно когда это слово неоднократно встречается в статье или исследовании. Кстати, в некоторых областях, таких как социология и психология, слово «брат» используется уже несколько десятилетий, но почему-то это удобное слово так и не прижилось среди людей.
Momshaming
Очередное слово-хит по числу комментариев «Неужели нельзя сказать по-русски?»
Стыд (от слова «стыд») варьируется в зависимости от того, кто и почему подвергается стыду. Если кого-то стыдят за лишний вес, это фэтшейминг; если кто-то стыдит женщин за непристойное поведение, это слатшейминг; а если кто-то стыдит матерей за то, что они делают, это мамшейминг, который даже не нуждается в дополнительном переводе.
Таким образом, «мамшаминг» — это не самостоятельное слово, а специфический термин из целой категории «позорящих слов», которые, кстати, до сих пор осуждаются и неправильно понимаются (и не без оснований).
Хотя глагол «шемит» можно легко заменить на «стыдить» или «осуждать», слово «стыдить», описывающее конкретный процесс и явление, сложнее перевести дословно на русский язык, а буквальное «осуждать» не совсем подходит — понятие «мамшаминг» охватывает многое: от молчаливого осуждения до почти прямой травли.
Немного истории
Фрэнсис Гальтон и Альфред Адлер ввели термин «сиблинг» в психологию в 19 веке.
Ф. Гальтон в своей работе «Английские ученые мужи: их природа и воспитание» отметил, что большинство выдающихся людей, получивших Нобелевскую премию, были первыми детьми в своих семьях. Это заставило его предположить, что:
- первенцы имеют больший доступ к финансам родителей и чаще продолжают образование;
- они несут большую ответственность, чем младшие братья и сестры, и играют в семье роль помощников и товарищей для родителей;
- перворожденные дети получают больше внимания и заботы.
A. С другой стороны, Адлер сделал несколько выводов о порядке рождения братьев и сестер:
- старшие дети в семье получают власть и лидерство, они любят соблюдать порядок, традиции, стараются оправдать ожидания родителей и достигать все новые результаты, чтобы не потерять свое положение;
- средние дети ощущают себя изгоями, потому что им не достается тех же преимуществ, что и первым, но и внимания тоже недополучают. Чтобы как-то выделиться среди братьев и сестер, им приходится прокладывать свой нелегкий путь, часто отличающийся от принятых норм и правил, ведь из семьи их все равно уже как будто «вытеснили»;
- к младшим детям не предъявляются такие высокие требования как к старшим, они воспринимаются как менее способные. Родители стараются уделить им больше внимания и поддаются на все их уговоры.
Все эти выводы впоследствии неоднократно подтверждались различными исследованиями. Однако нет четких данных о том, что порядок рождения оказывает явное психологическое влияние на ребенка. Для того чтобы делать такие выводы, необходимо учитывать ряд других факторов, таких как размер семьи, социальный статус членов семьи, разница в возрасте между братьями и сестрами, темперамент, методы воспитания и т.д.
Поведение ребенка при рождении брата или сестры
Новый ребенок в семье — это всегда стресс для первого ребенка, особенно для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Часто вы можете заметить, как меняется его поведение: Это сопровождается агрессией или регрессивной фазой развития. Например, трехлетний ребенок, отдавший куклу, может потребовать ее снова или отказаться говорить слова и фразы, которые он уже выучил.
Таким образом, старшие дети пытаются показать родителям, что им нужно больше любви, ласки и внимания.
Эксперты рекомендуют не напоминать ребенку в это время, что он уже большой мальчик и что ему не нужно вести себя как большой мальчик. Эмоциональное состояние ребенка придет в норму, когда он привыкнет к младшему брату и его новой роли.
Если негативные последствия не проходят в течение 2-3 месяцев, родителям следует обратиться к детскому психологу или педиатру. Такие меры особенно важны, когда старший ребенок пытается причинить вред младшему.
Отношения сиблингов
В отношениях между братьями и сестрами есть несколько слабых мест, на которые родители должны обратить особое внимание. Давайте рассмотрим каждый из них.
Разница в возрасте
Разница в возрасте между детьми-близнецами определяет, насколько близкими и дружескими будут их отношения.
Если разница в возрасте не превышает 3-4 лет, дети будут конкурировать друг с другом за родительское внимание и заботу, поскольку даже старший ребенок все еще в значительной степени зависит от взрослого.
Более того, по мнению А. Адлера, первенцу всегда трудно потерять свой статус лидера и «монарха, потерявшего трон». Это особенно ярко проявляется в случае однополых братьев и сестер.
Современные родители все больше озабочены этим вопросом и стараются планировать рождение младших детей таким образом, чтобы избежать негатива и зависти. Идеальным интервалом считается возраст 4-5 лет, когда кризис трехлетних детей уже преодолен, а кризис семилетних еще не начался. В этом возрасте ребенок уже более самостоятелен и готов к общению со взрослыми.
Вмешательство взрослых
Вмешательство родителей в отношения их детей — сложный и деликатный вопрос, который необходимо решать в индивидуальном порядке.
Самое главное, что должны усвоить родители, это то, что в большинстве случаев любое вмешательство в споры между детьми приведет лишь к еще большему конфликту между братьями и сестрами. Тем более что они подходят к решению с точки зрения взрослого, а даже подростки не всегда умеют разрешать конфликты по-взрослому.
Чтобы дети дружили
Что мы, родители, можем и должны делать, если хотим, чтобы наши дети дружили?
1. главное — это подготовка
Вам необходимо заблаговременно подготовить старшего ребенка (или детей) к приезду младших детей. Чем раньше вы это сделаете, тем больше вероятность того, что ребенок привыкнет к этой идее к моменту рождения брата или сестры. В идеале, если вы знаете, что хотите иметь больше одного ребенка, вы можете приучить своего первого ребенка к мысли, что в семье часто бывает больше одного ребенка, как только он начнет немного понимать вас. Затем он подрастет и поймет, что двое или больше детей в семье — это норма.
Родители должны продумать хорошо спланированную пиар-кампанию под названием «Какое счастье быть старшим братом (сестрой)!» и систематически ее проводить.
- Рассказывайте истории из своего детства (если у вас есть братья и сёстры).
- Говорите о том, как вы мечтали иметь их (если нет), раскрывайте все плюсы положения старшего. А они есть, и немало. Я сама – старшая сестра и знаю это как нельзя лучше. Минусы, конечно, тоже имеются, но это ребёнок поймёт позже эмпирическим путём, а в наших с вами силах сделать так, чтобы этих самых минусов было как можно меньше.
- В разговорах с родными и близкими в присутствии ребёнка сообщайте, что он скоро станет старшим (неважно, сколько лет вашему чаду – год или десять) и что вы уверены в надёжности своего помощника, которому вы сможете доверять и на которого с радостью положитесь.
- Подготовьте какое-нибудь материальное подтверждение нового статуса ребёнка (грамоту или удостоверение старшего брата, панаму с соответствующей надписью и т.д.). Это особенно оправдывает себя с малышами, которые очень скоро начинают гордиться своим положением, особенно если есть возможность продемонстрировать окружающим вещественное доказательство того, что они теперь не просто дети, а старшие.
- Культивируйте у ребёнка впечатление о братьях и сёстрах, как о членах какого-нибудь закрытого клуба «для избранных». Ведь такое счастье есть не у всех.
- Если старший ребёнок уже достаточно большой, сделайте его своим доверенным лицом: пусть он если уж не первым, то хотя бы вторым узнает потрясающую новость. Попросите его пока никому не говорить о будущем братике или сестрёнке (это будет вашей общей тайной). Возьмите ребёнка на УЗИ, чтобы он услышал звук сердца малыша.
- Самое главное – не огорчайтесь, если вдруг ребёнок категорично заявляет, что ему и одному хорошо и никаких братьев и сестёр он не хочет. Не нужно сразу навешивать на чадо ярлык толстокожего, равнодушного, эгоиста или чего ещё похлеще. Если вы начали действовать заранее, то у вас ещё достаточно времени, чтобы переломить ситуацию.
- В случае неприятия ребёнком новости призовите на помощь близких и знакомых, особенно тех, кто для него авторитет. Пусть они тоже деликатно и ненавязчиво заводят разговоры о детях, братьях и сёстрах (см. выше). Помочь могут и воспитатели в детском саду, и учителя, если у ребёнка с ними доверительные отношения.
Спрашивая других детей, хотели бы они иметь младших братьев и сестер, будьте осторожны: есть риск получить неправильный ответ.
2. Стоп, ревность!
Следите за тем, чтобы между детьми не было ревности или зависти.
Это нелегко, но возможно.
- Для начала откажитесь от возможности на первое время отправить старшего ребёнка к бабушке, в лагерь и т.д. С того момента, как мама и новорождённый вернулись из роддома, старший ребёнок должен быть с ними. Это не значит, что он не будет ходить в школу или детский сад, это означает, что родители не должны облегчать себе жизнь, отсылая его на некоторое время, и уж тем более, полностью переселять его к родным, забирая лишь на выходные.
- Уделяйте старшему ребёнку как много больше времени. Понятно, что вам нелегко, но и ему тоже. Поэтому найдите возможность хотя бы полчаса в день быть только с ним. Закройтесь в комнате, посекретничайте, почитайте ту книгу, которую хочет именно он, в конце концов, просто посидите, обнявшись.
- Рассказывайте ребёнку, каким он был, когда только родился. Вместе рассматривайте его младенческие фотографии, обращайте внимание на сходство детей: «Посмотри, как наш Андрюша похож на тебя маленького! Такой же хорошенький».
- Учите старшего сиблинга ухаживать за малышом и всячески демонстрируйте свою благодарность.
- Обращайте внимание ребёнка на то, как малыш, подрастая, начинает привязываться к нему и любить его. Здесь и преувеличивать не придётся. Младшие дети и правда очень любят старших, относятся к ним с большой нежностью и всячески демонстрируют свою привязанность.
- Никогда не сравнивайте детей друг с другом (даже если они уже совсем взрослые и у них самих есть дети; никогда – это совсем никогда).
Что НЕ следует делать родителю в случае сиблингового конфликта
- Вставать на сторону любого из сиблингов.
- Оценивать поведение ребёнка (ты поступаешь плохо, ты ведёшь себя неправильно и т.п.).
- Заострять внимание на мелких склоках.
- Игнорировать физический и эмоциональный буллинг.
- Предлагать различные действия по регуляции конфликта, не выслушивая самих детей.
- Рассказывать про семейную ситуацию посторонним людям или школьным педагогам, родственникам.
- Ожидать от детей, что они обязательно вырастут друзьями (поэтому нельзя ругаться, вы же «братья»).
Братья и сестры — это братья и сестры. В обществе бытует мнение, что порядок рождения оказывает определенное влияние на личность детей. Первенцы, например, обычно являются лидерами и ответственными людьми. Младшие дети — любимцы семьи, и поэтому иногда они вырастают эгоистичными. Но это всего лишь жизненные наблюдения, не подкрепленные научными доказательствами. Исследователи еще не решили, на какие черты характера влияет порядок рождения ребенка.
Но это не значит, что братья и сестры не влияют на личность друг друга. Для братьев и сестер одного возраста часто характерна диссоциация. Братья и сестры сознательно или бессознательно пытаются отличиться друг от друга. Они развивают свою собственную личность, различные черты характера и выбирают различные хобби и интересы. Например, если старшая сестра интересуется музыкой, младший брат будет пытаться найти себя в совершенно другой сфере. Например, в спорте.
То же самое относится и к чертам характера. Если один ребенок стремится к спокойному образу жизни, к домашней профессии, то второй ребенок вырастет диким и авантюрным. И еще любопытный факт. В семьях с двумя детьми принято чередовать старших и младших детей. В больших семьях он наблюдается между братьями и сестрами одного пола.
Читайте также: Судебная психология: возможности и перспективы
Коррекция вкусовых привычек
Несмотря на эффект проживания, братья и сестры примерно одного возраста склонны копировать образ жизни и пищевые привычки друг друга.
Например, экономисты из Университета Дьюка обнаружили, что в семьях, где старший брат или сестра страдают ожирением, риск развития ожирения у младшего ребенка возрастает в пять раз. Не имеет значения, есть ли у родителей отклонения в весе. Это подтверждает тот факт, что братья и сестры склонны копировать пищевые привычки друг друга.
Но разница в возрасте тоже играет свою роль. Этот же анализ можно использовать в качестве примера проблемы детского ожирения. Исследование, проведенное группой специалистов Мичиганского университета (США) под руководством педиатра профессора Джулии Луминг, обнаружило любопытный факт. Если у ребенка до 5 лет есть родной брат или сестра, вероятность избыточного веса у него во много раз ниже. Объяснение этому простое: дети одного возраста становятся более подвижными друг с другом, потому что у них есть товарищ, с которым можно играть круглосуточно.
Чтобы дети дружили
Что мы, родители, можем и должны делать, если хотим, чтобы наши дети дружили?
1. самое главное — быть подготовленным.
Ваш старший ребенок (или дети) должен быть своевременно подготовлен к приходу младших. Чем раньше вы это сделаете, тем больше вероятность того, что ребенок привыкнет к этой идее к моменту рождения своего брата или сестры. В идеале, если вы знаете, что хотите иметь больше одного ребенка, вы можете приучить своего первого ребенка к мысли, что в семье часто бывает больше одного ребенка, как только он начнет немного понимать вас. Затем он подрастет и поймет, что двое или больше детей в семье — это норма.
Родители должны продумать хорошо спланированную пиар-кампанию под названием «Какое счастье быть старшим братом (сестрой)!» и систематически ее проводить.
- Рассказывайте истории из своего детства (если у вас есть братья и сёстры).
- Говорите о том, как вы мечтали иметь их (если нет), раскрывайте все плюсы положения старшего. А они есть, и немало. Я сама – старшая сестра и знаю это как нельзя лучше. Минусы, конечно, тоже имеются, но это ребёнок поймёт позже эмпирическим путём, а в наших с вами силах сделать так, чтобы этих самых минусов было как можно меньше.
- В разговорах с родными и близкими в присутствии ребёнка сообщайте, что он скоро станет старшим (неважно, сколько лет вашему чаду – год или десять) и что вы уверены в надёжности своего помощника, которому вы сможете доверять и на которого с радостью положитесь.
- Подготовьте какое-нибудь материальное подтверждение нового статуса ребёнка (грамоту или удостоверение старшего брата, панаму с соответствующей надписью и т.д.). Это особенно оправдывает себя с малышами, которые очень скоро начинают гордиться своим положением, особенно если есть возможность продемонстрировать окружающим вещественное доказательство того, что они теперь не просто дети, а старшие.
- Культивируйте у ребёнка впечатление о братьях и сёстрах, как о членах какого-нибудь закрытого клуба «для избранных». Ведь такое счастье есть не у всех.
- Если старший ребёнок уже достаточно большой, сделайте его своим доверенным лицом: пусть он если уж не первым, то хотя бы вторым узнает потрясающую новость. Попросите его пока никому не говорить о будущем братике или сестрёнке (это будет вашей общей тайной). Возьмите ребёнка на УЗИ, чтобы он услышал звук сердца малыша.
- Самое главное – не огорчайтесь, если вдруг ребёнок категорично заявляет, что ему и одному хорошо и никаких братьев и сестёр он не хочет. Не нужно сразу навешивать на чадо ярлык толстокожего, равнодушного, эгоиста или чего ещё похлеще. Если вы начали действовать заранее, то у вас ещё достаточно времени, чтобы переломить ситуацию.
- В случае неприятия ребёнком новости призовите на помощь близких и знакомых, особенно тех, кто для него авторитет. Пусть они тоже деликатно и ненавязчиво заводят разговоры о детях, братьях и сёстрах (см. выше). Помочь могут и воспитатели в детском саду, и учителя, если у ребёнка с ними доверительные отношения.
Спрашивая других детей, хотели бы они иметь младших братьев и сестер, будьте осторожны: есть риск получить неправильный ответ.
Стоп, ревность!
Следите за тем, чтобы между детьми не было ревности или зависти.
Это нелегко, но возможно.
- Для начала откажитесь от возможности на первое время отправить старшего ребёнка к бабушке, в лагерь и т.д. С того момента, как мама и новорождённый вернулись из роддома, старший ребёнок должен быть с ними. Это не значит, что он не будет ходить в школу или детский сад, это означает, что родители не должны облегчать себе жизнь, отсылая его на некоторое время, и уж тем более, полностью переселять его к родным, забирая лишь на выходные.
- Уделяйте старшему ребёнку как много больше времени. Понятно, что вам нелегко, но и ему тоже. Поэтому найдите возможность хотя бы полчаса в день быть только с ним. Закройтесь в комнате, посекретничайте, почитайте ту книгу, которую хочет именно он, в конце концов, просто посидите, обнявшись.
- Рассказывайте ребёнку, каким он был, когда только родился. Вместе рассматривайте его младенческие фотографии, обращайте внимание на сходство детей: «Посмотри, как наш Андрюша похож на тебя маленького! Такой же хорошенький».
- Учите старшего сиблинга ухаживать за малышом и всячески демонстрируйте свою благодарность.
- Обращайте внимание ребёнка на то, как малыш, подрастая, начинает привязываться к нему и любить его. Здесь и преувеличивать не придётся. Младшие дети и правда очень любят старших, относятся к ним с большой нежностью и всячески демонстрируют свою привязанность.
- Никогда не сравнивайте детей друг с другом (даже если они уже совсем взрослые и у них самих есть дети; никогда – это совсем никогда).