Самаритянин кто это такой. Самаритянин кто это такой.

Дэниел Бэтсон — американский социальный психолог, докторант по психологии и социологии Принстонского университета, научный сотрудник Джона Дарли с 1980 года. Его исследования посвящены психологии альтруизма, эмпатии и психологии религии.

Самаритяне – народ, занесенный в «Красную книгу»

Эта библейская история является истоком выражения «Добрый самарянин», описанного Иисусом в одной из его притч. Сегодня насчитывается около 900 самаритян, большинство из которых живут в Холоне, недалеко от Тель-Авива.

Для христиан всего мира самаритяне воспринимаются как добрые и бескорыстные люди, готовые прийти на помощь. Самарянин был тем, кто спас Христа, говорит нам Библия. Но что мы знаем о самих людях? Как они жили в прошлом и как живут самаритяне сегодня?

Самаритяне – евреи или нет?

Самаритяне принадлежат к еврейской субэтнической группе. Они считают, что происходят из Израильского царства и являются потомками Иосифа. Название их исконной территории, Самарии, связано с правлением царя Амврия, правившего в Израильском царстве. Впоследствии историческая область была разрушена ассирийцами.

Согласно данным первых веков, самаритяне оставались верными традициям и верованиям Израиля. Поразительно, что самаритяне считают себя частью еврейского народа, но евреи называют этот народ потомками ассирийцев. В трудах историка Иосифа Флавия сообщается, что самаритяне назывались сидонянами, то есть финикийцами. С древних времен многие израильские традиции были более ярко выражены среди самаритян, чем среди евреев.

Древний свиток торы сохранившийся у самаритян

Даже сегодня строгое соблюдение субботы этим народом превосходит еврейские обычаи. Однако не все культурные черты евреев схожи с самаритянами, только самые древние. Самаритяне, например, не празднуют Хануку, один из самых важных еврейских праздников.

Они не постятся в Ав, день, когда, согласно традиции, были разрушены Первый и Второй храмы в Иерусалиме. Большинство самаритян отвергают библейских пророков и считают, что у евреев был только один учитель Слова Божьего — Моисей из Рамбану (Моисей).

Стоит отметить, что самым святым местом для самаритян является не Иерусалим, а гора Гришим. Она называется Горой благословения, потому что Моисей передавал оттуда слова молитвы и благословения своему народу. После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне построили на святой горе храм, который, к сожалению, был разрушен лишь два века спустя.

Милосердный самаритянин Традиционное изображение притчи о Добром Самарянине.

Борьба за свободу

Римская административная реформа внесла неприятные изменения в жизнь народа. Хотя самаритяне получили право на автономию в своей земле, они были вынуждены принять языческую веру.

Разрушение Второго храма в Иерусалиме заставило самаритян искать убежища в чужих землях. Их общины возникали за пределами Самарии, где люди не могли исповедовать веру своих предков.

В пятом и шестом веках начинаются особенно жестокие народные волнения. В это время самаритянам удается отстоять свои права и получить независимость от Византии. Этот период характеризовался правлением местных царей, которых поддерживал народ. К сожалению, самаритяне очень скоро были подавлены, и власть вернулась к иноверцам.

Сложный вопрос о происхождении самаритян отразился и на их отношениях с иудеями. Когда израильские войска были выведены из Шехема в 1993 году, представители самаритян потребовали, чтобы некоторые из их районов получили статус израильского поселения, но правительство отказалось.

Самаритяне старейшины

На мой взгляд, причиной тому были возможные негативные политические последствия, которые мог иметь этот шаг. Тем не менее, самаритяне подпадают под «Закон о возвращении», так как имеют израильское гражданство и могут поселиться в Израиле, если пожелают.

Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, а точнее колена Иосифа, которое было разделено на колена Ефрема и Манассии. Название народа и всего региона — Самария — происходит от названия последней столицы Израильского царства, которая была основана царем Амврием (Омри) и разрушена Ассирией. Согласно еврейской традиции, самаритяне являются потомками гутитов (хутитов по Иосифу Флавию), которые были изгнаны из Ассирии на территорию бывшего Израильского царства и вскоре приняли иудаизм от своих соседей-евреев.

Вначале между евреями северного и южного Ханаана существовали сильные культурные различия, но после возвращения евреев из вавилонского плена евреи и самаритяне разошлись, и началась взаимная вражда.1 2 Евангельский образ «доброго самарянина», возможно, приобрел дополнительную окраску в контексте этой многовековой вражды.

После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне во главе с Санбаллатом построили храм на горе Гришим; два века спустя он был разрушен хасмонейским царем Иохананом Гирканом. Римская административная реформа провинции Палестина (56 г. до н.э.) предоставила самаритянам автономию. В результате гонений многие самаряне, которые в отличие от иудеев были привержены языческой вере, отвернулись от своей веры. После разрушения Второго Храма значительные самаритянские общины возникли за пределами Самарии (в Бет-Шеане, Кесарии, Эммаусе, Яффе, Явне и т.д.), а в районах, расположенных вблизи Самарии, самаритяне составляли значительную часть населения. В пятом и шестом веках волнения привели к двум декларациям о независимости от Византии. Самаритянам ненадолго удалось возвести на престол своих собственных царей, но оба раза восстания были подавлены. В последующие века число самаритян сокращалось (в основном из-за перехода в ислам), и к 1917 году их осталось всего 146 человек. В 1954 году все самаритяне в Израиле, кроме тех, кто жил в Шехеме, были переселены в Холон. Когда в 1993 году было принято решение вывести израильские войска из Шехема, самаритяне Шехема потребовали, чтобы Кирьят-Луз получил статус израильского поселения, но их просьба была отклонена израильским правительством. В то же время, самаритяне подпадают под действие «Закона о возвращении», так что все самаритяне имеют израильское гражданство и могут поселиться в Израиле, если пожелают.

Самаритянка Софи Цдака — известная израильская актриса (в основном детские и сказочные роли) и певица, а также бывшая израильская королева красоты.

До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими проблемами лидеры общины разрешили новообращенным еврейкам и караимкам, а позже и христианкам вступать в брак.

В Палестинском законодательном совете первого законодательного периода (1996-2006 гг.) самарцы получили депутатский мандат в избирательном округе Наблус. Салум Исхак аль-Самири был избран как представитель самаритянского меньшинства.

Самаритяне в исламе

Самаритяне упоминаются в Коране в истории о Мусе (Моисее) и золотом быке. Самаряне — это буквально «жители Самарии», одного из колен сынов Израилевых. Самарянин — это человек из этого племени. Он сверг народ Мусы, сделав тельца, который издавал странные звуки, когда ветер дул через него. Самарянин обманом заставил людей поклониться этому тельцу, и они послушались его. Когда Муса вернулся к своему народу, тот разоблачил его махинации и изгнал его.

Это также описано в Коране:

20:85 Аллах сказал Мусе: «Мы испытали твой народ после того, как ты оставил его (на горе Синай). И их сбил с пути самаритянин, который сбил их с пути (сотрудничая с Иблисом).

20:87 И отвечали они (израильтяне) и просили прощения, говоря: мы нарушили данное вам обещание, но не по своей воле. Но мы были обременены тяжелыми украшениями людей. Мы подумали, что эти украшения сделают нас несчастными, и решили их выбросить. Самарянин развел костер в яме, и мы бросили их туда. Самарянин поступил так же».

20:88. Чтобы обмануть народ, самарянин сделал тельца из расплавленного золота, который ревел, как корова, когда ветер дул на него. Самарянин предложил им поклониться этому тельцу, и они послушались его. Он и его последователи сказали: «Это ваш бог и бог Мусы. Самарянин забыл, что телец не может быть богом, если смотреть на него и мыслить разумно.

20:90 Харун был со своим народом, когда началось это искушение. Перед возвращением Мусы — мир ему — Харун сказал им: «О мой народ! Самарянин (вместе с Саитаном) искушал вас этим тельцом. Воистину, ваш Господь — Аллах, Милостивый, и нет бога, кроме Него. Поэтому следуйте моему совету и воздержитесь от этой ошибки.

20:95 Муса — мир ему — спросил самаритянина: «Что побудило тебя совершить работу, которая считается большим грехом?».

20:96 Самарянин сказал Мусе: «Я овладел искусством (магии) и мастерством искусства, недоступного сынам Израиля. Я сделал его в образе теленка, издающего мычание, — вот как обманула меня душа моя».

20:97 Муса сказал самарянину: «Оставь нашу общину и уходи от нас. Ваше наказание в этом мире заключается в том, что вы постоянно ошибаетесь. Люди будут испытывать к вам отвращение и сторониться вас, поэтому они не будут иметь с вами ничего общего, и никто не будет подходить к вам или прикасаться к вам. И вы не будете ни с кем разговаривать. И ваше наказание в загробном мире, которого вы не сможете избежать, наступит в определенное время». Муса осудил его и его бога и сказал: «Посмотрим, что мы сделаем с твоим богом, которому ты поклоняешься и которым ты искушал людей». Мы сожжем его и развеем его пепел в море».

После своего чудесного спасения Муса поднялся на гору и оставил свой народ, чтобы поговорить с их Господом. Тогда самарянин сбил людей Мусы с прямого пути и заманил их поклониться тельцу из чистого чугуна, который издавал гулкий звук, когда через него проходил ветер. Муса был зол на своих людей за то, что они делали в его отсутствие. Далее он говорит, что произойдет с самарянином — его собьют с пути, и люди будут сторониться его и не любить.

Комментаторы Корана на основании этой коранической истории утверждают, что самаритяне всегда были в заблуждении и недолюбливались людьми — и до сих пор остаются таковыми. Другие комментаторы, однако, утверждают, что это наказание относилось только к одному конкретному самарянину — строителю золотого тельца.

См. также

  • Л. Х. Вильскер. Самаритянский язык. Москва: Главная редакция восточных языков издательства «Наука», 1974.
  1. ↑ Michael D. Coogan, «A Brief Introduction to the Old Testament» page 363, 2009.
  2. ↑ Mark A. Powell, «Introduction the New Testament» ‘Ch.01 The People of Palestine at the Time of Jesus’, Baker Academic, 2009

Кто такие самаритяне

Чтобы лучше понять смысл этой притчи, необходимо знать, кем был самарянин. Почему именно самарянин стал главным героем слов Христа?

Слово «самарянин» было негативным термином, почти оскорбительным для иудеев. Опасаясь заразы, верующие иудеи не разговаривали с самаритянами, потому что они были наполовину язычниками.

После смерти царя Соломона в начале десятого века до нашей эры в еврейском народе произошел большой раскол. Только два колена остались верны единому Богу, которому они молились в храме в Иерусалиме. Они создали свое собственное царство Иуды.

Остальные десять колен признавали истинного Бога, но поклонялись идолам, то есть впали в идолопоклонство. Это царство со столицей в Самарии стало известно как Израильское царство.

Несмотря на всю благосклонность Господа к царям Израильского царства, они упорствовали в идолопоклонстве. Затем Господь позволил ассирийскому царю завоевать некогда процветающую Самарию и увести весь народ в плен. В землю Израиля пришли языческие поселенцы из разных стран. Но затем из пустыни вышли львы и напали на людей. Так Господь выразил Свой гнев на незаконное поклонение языческим богам и идолам, которое там происходило. Поэтому царь Ассирии приказал отправить туда одного из порабощенных священников, чтобы тот научил племена поклоняться истинному Богу. Таким образом, народ самаритян возник из идолопоклонников, которые смешались с остатками иудеев, вернувшихся на землю.

Они верили в единого Бога Израиля, признавали священное Пятикнижие Моисея и ожидали пришествия Мессии. В то же время они продолжали поклоняться своим идолам. По этой причине иудеи ненавидели самаритян, которых они считали нечистыми.

Конфликт между ними обострился, когда самаритяне построили свой храм на горе Гаризим. Оскорбленные иудеи не могли простить самарян. Согласно еврейскому учению, единственным местом, где можно молиться единому Богу, является Храм в Иерусалиме и нигде больше.

Добрый самаритянин : толкование притчи

Как и все притчи Христа, история о добром самарянине глубоко символична. Святые отцы, способные проникнуть в глубину евангельских слов, видят в притче о добром самарянине следующую образность.

Человек, попавший в руки воров, — это Адам, а с ним и все падшее человечество. Нарушив Божью заповедь и съев запретный плод, Адам должен был покинуть рай (Иерусалим в притче) и отправиться в изгнание. Это означает, что он отправляется в Иерихон, где его ждут скорби и страдания.

На пути, который человек выбирает, удаляясь от Бога и святости, он постоянно сталкивается с грабителями небес. Они ранят душу греховными страстями и привычками, лишают ее Божественной благодати и лишают возможности спасения.

Священники и левиты, которые не помогают раненым, — это ветхозаветная церковь. Даже полное применение еврейского закона не могло полностью исцелить душу человека от вечной гибели.

А добрый самарянин — это не кто иной, как сам Иисус Христос. Он сравнивает себя в притче с язычником-самарянином и тем самым отождествляет себя со всем грешным человечеством.

«Господь также называет Себя самарянином, по Своему бесконечному смирению, чтобы научить нас, что мы можем делать великое добро даже с самым презренным именем и званием» (Св. Николай (Велимирович).

Христос пришел на землю, чтобы взять на себя грехи мира и открыть человечеству доступ в Царство Небесное. Он показывает пример высшего милосердия, когда милует тех, кто кажется ему врагами. Христос переворачивает мышление людей с ног на голову, показывая картину истинной любви.

«Господь являет нам полноту милосердия, превосходящую всякое человеческое понимание. И это милосердие должно быть донесено до всех людей» (протоиерей Александр Шаргунов).

Гостиница, в которую добрый самарянин привел раненого, — это Церковь Христа, наша больница для греховных ран и страстей. В ней Христос, заботящийся о нас, оставил два динария для трактирщика, пастухов и священников. Эти монеты символизируют Тело и Кровь Христа в Таинстве Святого Причастия.

Кто мой «ближний»

Притчу о добром самарянине святые отцы часто называют Малым Евангелием. В нем Христос показывает образец любви и милосердия, которые каждый христианин должен проявлять по отношению к ближнему. Но кто этот сосед?

Для многих людей этот вопрос о защитнике Христа остается непонятным. Первое, что приходит на ум, — это родственник, друг, коллега по работе… конечно, не сварливый сосед, злой начальник или старый хулиган.

В притче Иисуса сосед был человеком, который был далек от него по своим религиозным убеждениям и представлениям о жизни. И все же он, язычник и грешник, с которым иудею не полагалось даже разговаривать, пожалел его. И через этот акт любви и милосердия он стал самым близким доверенным лицом еврея.

Митрополит Антоний Сурожский на вопрос, кто мой ближний, отвечает лаконично: «Все!».

Если мы хотим жить по заповедям Христа, то каждый человек, которого мы встречаем — будь то старый товарищ или случайный прохожий, верный друг или даже враг — должен быть для нас тем, кому мы готовы помочь и проявить милосердие в любое время.

«Забудьте о себе и своем эго, поставьте в центр своей жизни человека, который нуждается в вашей помощи, материальной или духовной. Поставьте в центр своей жизни человека, нуждающегося в ближнем, и станьте этим человеком» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Братья и сестры

Мы все имеем один корень в Адаме и Еве, мы все имеем образ Бога, запечатленный в нас. Это Бог, Который «пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:45).

«Все мы, праведники и неправедники, грешники и безгрешные, греки и иудеи, до смерти возлюбили доброго самарянина, над которым насмехались, которого презирали и убивали, — нашего ближнего, который своим воскресением спас нас от хищного дьявола и открыл людям Небесное Царство» (священник Феодор Людога).

Таким образом, учение Христа произвело настоящую революцию в нравственном и духовном мировоззрении людей. Ведь только христианство, в отличие от всех существующих религий и философий, называет каждого человека «ближним». Каждый человек, стоящий на пути христианина, является его ближним, его братом и сестрой во Христе, которому он всегда готов оказать помощь и милосердие.

Самаритяне в исламе

Самаритяне упоминаются в Коране в истории о Мусе (Моисее) и золотом быке. Самаряне — это буквально «жители Самарии», одного из колен сынов Израилевых. Самарянин — это человек из этого племени. Он сверг народ Мусы, сделав тельца, который издавал странные звуки, когда ветер дул через него. Самарянин обманом заставил людей поклониться этому тельцу, и они послушались его. Когда Муса вернулся к своему народу, тот разоблачил его махинации и изгнал его.

Это также описано в Коране:

20:85 Аллах сказал Мусе: «Мы испытали твой народ после того, как ты оставил его (на горе Синай). И их сбил с пути самаритянин, который сбил их с пути (сотрудничая с Иблисом).

20:87 И отвечали они (израильтяне) и просили прощения, говоря: мы нарушили данное вам обещание, но не по своей воле. Но мы были обременены тяжелыми украшениями людей. Мы подумали, что эти украшения сделают нас несчастными, и решили их выбросить. Самарянин развел костер в яме, и мы бросили их туда. Самарянин поступил так же».

20:88. Чтобы обмануть народ, самарянин сделал тельца из расплавленного золота, который ревел, как корова, когда ветер дул на него. Самарянин предложил им поклониться этому тельцу, и они послушались его. Он и его последователи сказали: «Это ваш бог и бог Мусы. Самарянин забыл, что телец не может быть богом, если смотреть на него и мыслить разумно.

20:90 Харун был со своим народом, когда началось это искушение. Перед возвращением Мусы — мир ему — Харун сказал им: «О мой народ! Самарянин (с саитаном) искусил вас этим тельцом. Воистину, ваш Господь — Аллах, Милостивый, и нет бога, кроме Него. Поэтому следуйте моему совету и воздержитесь от этой ошибки.

20:95 Муса — мир ему — спросил самаритянина: «Что побудило тебя совершить работу, которая считается большим грехом?».

20:96 Самарянин сказал Мусе: «Я овладел искусством (магии) и мастерством искусства, недоступного сынам Израиля. Я сделал его в образе теленка, издающего мычание, — вот как обманула меня душа моя».

20:97 Муса сказал самарянину: «Оставь нашу общину и уходи от нас. Ваше наказание в этом мире заключается в том, что вы постоянно ошибаетесь. Люди будут испытывать к вам отвращение и сторониться вас, поэтому они не будут иметь с вами ничего общего, и никто не будет подходить к вам или прикасаться к вам. И вы не будете ни с кем разговаривать. И ваше наказание в загробном мире, которого вы не сможете избежать, наступит в определенное время». Муса осудил его и его бога и сказал: «Посмотрим, что мы сделаем с твоим богом, которому ты поклоняешься и которым ты искушал людей». Мы сожжем его и развеем его пепел в море».

После своего чудесного спасения Муса поднялся на гору и оставил свой народ, чтобы поговорить с их Господом. Затем самарянин сбил людей Мусы с прямого пути, заманив их поклониться тельцу из чистого чугуна, который издавал гулкий звук, когда через него проходил ветер. Муса был зол на своих людей за то, что они делали в его отсутствие. Здесь также рассказывается о том, что случилось с самарянином — он сбился с пути, и люди сторонились его и не любили.

Комментаторы Корана на основании этой коранической истории утверждают, что самаритяне всегда были в заблуждении и недолюбливались людьми — и до сих пор остаются таковыми. Другие комментаторы, однако, утверждают, что это наказание относилось только к одному конкретному самарянину — строителю золотого тельца.

Условия эксперимента

Они решили провести эксперимент на студентах-добровольцах из Принстонской теологической семинарии. Для «жертвы», нуждающейся в помощи, важным фактором была возможная оценка жертвы участниками как «сомнительной». То есть, человек должен быть плохо одет, болен и неопрятен, но при этом не должно быть понятно, действительно ли он ранен, болен, пьян или даже потенциально опасен. Встреча с «жертвой» не должна восприниматься испытуемым как нечто запланированное, контролируемое. Поэтому было решено, что эта встреча должна произойти, помимо всего прочего, по пути из одного конкретного пункта в другой.

Читайте также: Жизнь и творчество русского художника Василия Перова

Жизнь и быт Василия Васильевича Петрова, Жизнь и быт русского поэта и русского художника Василия Васильевича Петрова. Им не сказали о цели эксперимента, но сообщили, что они будут участвовать в исследовании карьеры студентов семинарии. Перед началом эксперимента студенты заполнили анкеты, чтобы определить свою религиозность. Им предстояло пройти различные экспериментальные процедуры в разных комнатах в разных зданиях, между которыми они должны были ходить в течение нескольких минут. Во время прогулки от одного здания к другому экспериментаторы поставили актера, который играл роль жертвы.

Зависимой переменной в этом эксперименте было то, получит ли пострадавший помощь от студентов и в каком объеме. Независимыми переменными были временные рамки — насколько студент спешил в другое здание — и тема речи, которую он должен был там произнести. У одних студентов было много времени на путешествие, у других — мало. Темы также были разными: одни должны были рассказать о том, на какой должности, по их мнению, они были бы наиболее эффективны, а другие — рассказать притчу о добром самаритянине.

В результате эксперимента было отобрано 47 студентов: 7 из них впоследствии оказались недоступны для телефонного контакта, а 4 угадали цель эксперимента.

Для оценки религиозности использовались пять личностных шкал, в основном основанных на работе Олпорта и Росса (Allport, Ross, 1967), которые различают «подлинную» и «поверхностную» религиозность.

Исследование проводилось в течение трех дней, с 14 по 16 декабря 1970 года, с 10 утра до 4 вечера. Такие сжатые сроки были установлены для того, чтобы исключить различия в погодных и световых условиях, которые могли бы повлиять на эксперимент. Испытуемые были случайным образом разделены на экспериментальные группы.

Процедура эксперимента

Всем испытуемым, явившимся на эксперимент, ассистент рассказывал о необходимости исследования, а затем давал задание записать 3-5 минутную речь на основе предложенного текста. Первый текст был о будущей профессии, а второй — о притче о добром самарянине. Экзаменуемый должен был прокомментировать предложенный текст, но ему не разрешалось использовать запись.

Ассистент оставил студента наедине с текстом на несколько минут, затем вернулся и объяснил, что для того, чтобы воспользоваться записью, нужно пройти в другое здание, так как в этом здании мало места, и указал дорогу. Затем была введена переменная 2: Спешка. Ассистент посмотрел на часы и сказал человеку поторопиться, потому что его уже ждут, а он опаздывает.

Пока человек шел по улице, «жертва» неподвижно сидела в скорченном положении перед дверью дома, несколько раз кашляла и стонала. Когда человек остановился и спросил, что случилось и не нужна ли ему помощь, «жертва» объяснил, что страдает от болезни легких, что с ним все в порядке, что у него есть таблетки и он их только что принял. Поблагодарив студента, он отказался помочь. Когда человек настаивал на помощи, «жертва» впускала его и благодарила.

Жертва оценила помощь по шкале от 0 до 5:

0 — испытуемый вообще не заметил, что «жертве» может понадобиться помощь,

1 — субъект заметил и понял, что жертве нужна помощь, но не предложил ее,

2 — заметили, но не остановились и помогли косвенно (например, рассказав экспериментатору о человеке, нуждающемся в помощи)

3 — остановился и спросил, не нужна ли им помощь,

4 — останавливались и помогали в доме.

5 — отказался оставить жертву (через 3-5 минут) и настаивал на том, чтобы отвезти ее в другое место, например, в кафе или больницу.

Читайте также.

После инцидента студента отвели в другое здание, где у него было время подготовиться и записать речь без свидетелей. Затем ему был предложен опросник по личной и социальной этике, который содержал три основных вопроса: а) «Когда вы в последний раз видели человека, которому может понадобиться помощь?», б) «Когда вы в последний раз останавливались, чтобы помочь нуждающемуся человеку?», в) «Приходилось ли вам когда-нибудь помогать нуждающемуся человеку?». Если да, расскажите нам вкратце об этом». Данные были собраны для того, чтобы выяснить, действительно ли испытуемые не обратили внимания на жертву и воспринимали ли они инцидент как ситуацию, требующую помощи.

Затем испытуемым сообщали фактическую цель эксперимента, объясняя причины обмана и его необходимость, а также обсуждая реакцию испытуемых на «жертву» и эксперимент в целом. Авторы утверждают, что все испытуемые понимали необходимость эксперимента и никто из них не разозлился. Вероятно, это было сделано для сохранения этики эксперимента.

Богословское толкование |

Одним из главных моментов этой притчи является толкование слова «пневма» для вопрошающего книжника и Иисуса Христа. Писатель считает «соседом» того, кто является его родственником или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. И ответ Иисуса Христа приводит его к осознанию того, что ближний на самом деле «тот, кто проявил милость» (доброту). По мнению многих ученых, эти слова выражают, помимо прочего, необходимость считать «ближним» каждого, кто находится в опасности или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин видит в этой притче «наставление доброму самарянину, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближний был не ближним по духу, не кровным родственником, а тем, кто случайно перешел ему дорогу в жизни, кто нуждался в его помощи и любви в этот момент».

Масло, упомянутое в Лк. 10:34, в оригинале на греческом языке звучит как elaion.

(масло)3. Милосердие, с которым Законодатель описывал свою помощь для жертвоприношения, также передается похожим словом eleos. Возлияние елея и вина упоминается в связи со священными приношениями Господу, такими как жертвоприношение (Числ. 15:5). У самарянина были с собой масло и вино, предназначенные для ритуала, но он предложил их тому, кто действительно нуждался. На этом примере Иисус показывает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6: «Ибо я буду миловать, а не приносить жертвы, и угожу Богу более всесожжений» (см. также Притчи 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий