Религия саамов была своего рода политеизмом, основанным на поклонении мертвым и духам животных. Рана-Нейта была богиней весны и плодородия. Хорагаллес — бог грома. Он также управляет озерами, погодой, жизнью людей и наказывает злых духов. Лаиб Олмай — лесной бог, приносящий удачу в охоте.
Саамы
Саами — небольшой финно-угорский народ в Северной Европе. Первое упоминание о лопарях или «лапари», как русские называли все народы, живущие в Лапландии и на берегах Ладожского озера, встречается в Новгородской летописи 1216 года.
Финские выражения lappi, lappalainen очень похожи на русское «вислоухий», от которого произошло название Лапландия или Лаппония, Lapponika, что означает «земля саамов». По мнению этнографов, слово «лапп» было придумано викингами.
Однако название саами, вероятно, происходит от слов ẑeme, sabme, zemas, которые на балтийских языках означают «земля, равнина, равнина».
По другой версии, саамы получили свое название от уральских этнических терминов «река, вода».
Где живут саамы, занятия саамов
Это коренное европейское население веками приспосабливалось к суровым арктическим условиям и сейчас проживает в четырех странах: Россия, Швеция, Финляндия и Норвегия.
Шведские саами (17-20 тысяч человек) — это в основном горные кочевники. Их традиционное занятие — оленеводство. Небольшие группы горных саамов также существуют в Норвегии и Финляндии.
В Финляндии живут лесные саамы (6-8 тысяч человек), которые охотятся на пушных зверей и оленей. Они ведут полукочевой образ жизни и время от времени пасут оленей.
В Норвегии саами традиционно занимаются в основном рыболовством. Это оседлый народ, живущий вдоль побережья. Сегодня в Норвегии проживает 40-60 тысяч лапландцев.
На российском Кольском полуострове живут также оседлые саамские оленеводы, рыбаки и охотники. Но их предки когда-то были кочевниками, как шведские лапландцы.
Российские поселения саамов в основном находятся в Мурманской области. Их неофициальной столицей является деревня Ловозеро, где проживает 860 саамов. Только около 2 тысяч из них живут в России.
История народа саамов
Ученые считают, что саамы — это народ, восходящий к древнейшим жителям Северной Европы. Предки лапландцев пришли на север из Западной Европы 10-11 тысяч лет назад. Полукоренные северные племена европейских охотников, рыболовов и собирателей греческий писатель Пифий в 325 году до н.э. назвал финоидами. Древние римляне называли их fenni.
Под давлением финно-венгерских и славянских народов предки современных саамов начали мигрировать на север с VII-X века и поселились на землях, известных как Фенноскандия. Эта природная земля была открыта геологом Вильгельмом Рамзи в 1898 году. Его площадь составляла почти 2 миллиона квадратных километров и включала территории, которые сегодня принадлежат Швеции, Финляндии, Норвегии и западной части Архангельской и Олонецкой губерний Российской империи. Ассимиляция с другими арктическими этническими группами привела к появлению тех же гаплогрупп, которые сегодня встречаются у саамов и, например, якутов.
В IX. и XI. В IX и XI веках саамы Кольского полуострова попали в зависимость от Новгорода, а затем от Московского Зардомана и подвергались притеснениям со стороны датских, шведских и норвежских правителей. Временами кольским саамам приходилось платить налоги сразу нескольким правителям.
Предки лапландцев, которые сегодня живут на территории России, испытали облегчение, когда Александр Невский пришел к власти и предотвратил вторжение иностранцев в их владения. Они стали платить русским налоги мехами, рыбой и оленьими шкурами, а для сбора этих налогов занялись оленеводством.
Во второй половине XIX века, с началом промышленного развития на севере, на лапландцев обрушились новые беды. Купцы взяли дело в свои руки. Бессовестные финансисты стали продавать туземцев русского севера, чтобы получить их меха на хлеб с маслом.
В советский период традиционный образ жизни лапландцев подвергся еще одному испытанию. Принудительная оседлость и коллективизация сверху означали, что мужчины вынуждены были уходить с охоты без семьи и поэтому не могли передать детям свои традиционные знания и накопленный опыт предков. Проблема усугублялась тем, что многие саамы пристрастились к алкоголю и умерли в молодом возрасте в результате интоксикации.
К концу двадцатого века только десятая часть саамов в России все еще разводила оленей.
Традиционному образу жизни саамов в Швеции был нанесен непоправимый ущерб шведскими властями в двадцатом веке. С 1919 по 1937 год шведские саамы были насильно переселены, а их дети обучались в отдельных школах и страдали от сегрегации до 1971 года.
Однако притеснения привели к тому, что саами в Норвегии, Финляндии и Швеции начали бороться за свою национальную идентичность уже в 1950-х годах. Они организовали международные конференции, основали саамские парламенты и добились особого статуса для саамских языков.
После распада Советского Союза саамы в России также получили статус коренного малочисленного народа, что также закреплено в Уставе Мурманской области. В деревне Ловозеро был создан Саамский национальный культурный центр. Кольские саамы получили собственную радиостанцию и музей истории, культуры и быта.
Кто такие Лопари (Саамы)
Этот северный народ древний и очень самобытный, но, к сожалению, не так хорошо известен, как суровый край в Заполярье, где они когда-то поселились, — Лапландия, территория которой сегодня включает сразу четыре государства: Швеция, Финляндия, Норвегия и Россия.
Отсюда происходит одно из старых названий лапландцев — лапландцы. Это название встречается, в частности, в не менее известной сказке «Снежная королева» знаменитого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Саами имеют свои национальные особенности, а именно свой флаг и даже свой гимн, а их права защищают избранные представители в представительных органах культурного самоуправления в национальных саамских парламентах стран, в которых они проживают.
Численность народности
Общая численность современных лапландцев невелика, около 70 000 или 80 000 человек, у них есть свой язык, точнее, вся языковая группа, относящаяся к одной из языковых групп финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Кроме того, не более 25 тысяч из зарегистрированных этнических саами говорят на своем родном языке.
Наибольшее количество лапландцев или лапландцев проживает в Норвегии. По крайней мере, это следует из статистики населения за 2007 год, согласно которой в стране на тот момент проживало не менее 38 000 саами. На втором месте Швеция с 20 000 саами, а на третьем — Финляндия, где проживает 5 800 саами. Наименьшее количество лапландцев было в России — 1771 человек.
В Финляндии, где саами считаются коренной группой населения, национальная идентичность саами надежно защищена основным законом страны — Конституцией.
Быт Саамов
У современных саамов широко распространен культ предков, хотя они исповедуют лютеранство в скандинавских странах и православие в России.
Основной социально-экономической единицей лапландцев является сиит или соит, состоящий из нескольких семей, территориально объединенных в рамках лапландского погоста, или поселения. Проще говоря, полузакрытое сообщество, которое когда-то предлагало, помимо прочего, возможность вступления в брак и т.д.
Жилище
Традиционное жилище саамов было деревянным, из грубо отесанных досок или бревен, прямоугольным или квадратным, вход всегда был обращен на юг, с дымоходом в виде небольшого окна в крыше. Внутри такое жилище было обито мехами.
«Крыша доходила до земли, а дверь была настолько низкой, что в нее приходилось вползать на четвереньках» (Г.Х. Андерсен).
Во время летнего кочевого периода саамы использовали кувакса — временное жилище, конструктивно очень похожее на традиционный вигвам североамериканских индейцев.
Традиции и обычаи
Оленеводство, рыболовство и охота (точнее, пушной промысел) — вот три «кита», на которых с древних времен держалась самобытная лаосская нация. Но первый «кит», оленеводство, был добавлен к традиционным занятиям саамов только в 17 веке.
Отсюда и особая кухня саамов, где традиционными считаются блюда из дичи и рыбы. Среди традиционных напитков саамов оленье молоко обычно называется «оленьим молоком».
Язык
Несколько слов о саамских языках. Хотя в русской традиции принято говорить о саамском языке и его многочисленных диалектах. Более того, эти диалекты настолько сильно отличаются друг от друга по ряду признаков, что их носители часто не понимают друг друга. Вовсе нет.
Сегодня лингвисты и филологи определяют более десятка саамских языков, которые делятся на две разрозненные группы — западно-саамский и восточно-саамский.
Саами является официальным языком в некоторых общинах Скандинавии.
Происхождение саамского языка до сих пор неясно, но современный саамский язык имеет досаамский, дофинно-угорский субстрат неирландского происхождения, что позволяет тем же лингвистам и филологам говорить о том, как давно предки современных лапландцев перешли с языка «неизвестного генетического происхождения» на язык, близкий к довалтийскому финскому, который, в свою очередь, испытал влияние нескольких соседних языков, включая финно-угорский.
Этимология и самоназвание
Северные саамы называют себя саами, самичами. До 2014 года норвежские ученые сходились во мнении, что слово «саами» является заимствованием протобалтийского слова žēmē, означающего «земля». В прафинском языке žēmē превратилось в šämä. Скандинавы называли жителей Лапландии lappar, что по-русски звучит как «лопари».
Греческий историк Тацит в своих трудах называл саамов «фенни» или «финн». В исландских Эддах и скандинавских сагах их также называют финнами. В то время как древненорвежский язык развился в отдельные языки северных народов, название «финн» осталось за жителями Финляндии.
Происхождение
Генетики находят у 30% лапландцев специфические мутации, которых нет у соседних финнов или норвежцев. Это говорит о том, что группа некоторое время жила в изоляции от своих соседей. Возможно, предки саамов оставались на месте во время последнего ледникового периода (16 000 лет до нашей эры), в то время как другие племена двигались на юг. В результате саамы жили в физической изоляции в течение нескольких тысяч лет.
Обычно места поселения племен определяются по оставленным на местности географическим названиям, но в данном случае определить площадь не представлялось возможным. Только около 8000 года до н.э. протосаамы столкнулись с другими народами.
Языковые особенности в теории о происхождении этноса
Финский и саамский языки принадлежат к одной финно-венгерской или уральской языковой семье, но они различны. Треть словарного запаса коренных саамов не имеет ничего общего с финно-венгерским языком.
Исследователи считают, что эта часть саамского языка возникла в среднем и верхнем Поволжье до прихода носителей индоевропейских языков в раннем неолите около 6500-7000 лет назад. Индоевропейцы распространили свое влияние на земли, пригодные для возделывания, в то время как саамы отступили на север, сохранив различия в культуре и языке, которые они развили на своей родине. Эти различия составляют 1/3 словарного запаса саамов.
Из Поволжья протосаамские племена двинулись на северо-запад вдоль обширной речной системы русского севера. Они достигли Ладоги и Онежского озера, откуда двинулись на восток, где со временем сформировалась нация саамов. 2000-4000 лет назад саамские племена встретились с предками финнов и сформировали 2/3 общих генов и языковых особенностей. Они появились в Лапландии в ранний современный период.
Саамы сегодня
Как же живет этот маленький, но могучий народ в современном мире? Как они утверждают свою идентичность, как борются за сохранение своего языка и культуры, и как они видят себя в этом мире? Мы задали несколько важных вопросов Наталье Гавриловой, президенту Саамской региональной автономии.
─ Много ли в настоящее время книг, фильмов и СМИ на саамском языке?
Выпускаются книги. Не так много, как хотелось бы, но мы продолжаем работать в этом направлении. Книги издаются как при поддержке зарубежных саамских организаций, так и при поддержке региональных властей. Книги различаются по стилю и тематике. Много новых и старых историй, книг о жизни и людях саами, традициях, песнях, любви к природе и саамской земле.
С помощью иностранных саами было создано Саамское радио, но после прекращения финансовой поддержки оно было прекращено. Восстановление радио стало возможным только благодаря инициативе и энтузиазму. Сегодня носителей этого языка не так много, но, к счастью, среди молодежи растет интерес к изучению языка своих предков. Когда-то преподавание языка в школах было отменено, и сегодня существуют лишь отдельные факультативные курсы. В городах региона действуют программы по обучению саамскому языку. Существует несколько законов, которые регулируют эти вопросы и направлены на защиту интересов коренных малочисленных народов, их повседневной жизни и культуры, но в целом они не эффективны.
А как насчет традиционной саамской культуры? А есть ли еще люди, исповедующие традиционные саамские религии?
Проблемы традиционной культуры очень болезненны. Властям удобно использовать культуру для проведения праздников и выставок. Для других культур обычно не имеет значения, насколько правдиво они представляют коренные народы. Оленья шапка и разноцветные шарфы — это этническая одежда, каждое необычное движение — древний танец. От возмущения коренного населения обычно отмахиваются. Когда речь заходит о рыбалке и охоте, никто не хочет вспоминать о традиционном занятии, потому что это бизнес, а северные аборигены — помеха.
─ Что, по вашему мнению, необходимо сделать для сохранения культуры саами?
Улучшение законодательной базы, а точнее, развитие механизмов реализации прав SIM. Возможность влияния и участия в принятии решений, непосредственно влияющих на жизнь и развитие традиций и культуры народов Севера.
Жизнь саамов в Финляндии
В Финляндии положение саамской культуры и особенно языка намного лучше, чем в России. Их численность составляет около 8 000 человек, большинство из которых проживает в провинции Лапландия. Будучи старейшим коренным народом Финляндии, саами обладают культурной автономией, а их праздник отмечается 6 февраля. Андрей Данилов, вице-президент Ассоциации саами, рассказал нам о жизни этого малого народа в Финляндии: «Разница между положением саами в России и в Финляндии заключается в сотрудничестве между саамской общиной и властями. В Финляндии права народа закреплены законодательно, и все законы и вопросы, касающиеся саами, рассматриваются парламентом саами. Саамский язык используется ограниченно, но люди говорят на нем. Саамский язык изучается самостоятельно. И это обнадеживает. Я хотел бы особо отметить, что молодежь хочет изучать саамский язык. Саамские иностранцы — это те, кто подает хороший пример. В Инаре, например, существуют финансируемые государством курсы по изучению сколтсаамского диалекта саамского языка. А в этом году на курсы подала заявку саамская семья из России. Однако по неизвестным причинам им было отказано. Ежегодно в Каутокейно проводятся курсы северных языков, в которых, кстати, принимают участие и русские саамы.
Население Финляндии (по дореволюционным источникам)
Большинство жителей Финляндии — финны (91,2%). Финские племена пришли из районов между Уралом и Волгой.
О саамах: численность, где проживают, язык
Саами, которых также называют лапландцами, — это малочисленный северный народ. Сегодня в Лапландии проживает около 70 000 человек. В их честь была названа Лапландия, что означает «земля саамов», включая скандинавские владения, где жили саамы.
Сегодня лапландцы живут в Финляндии, Швеции и Норвегии. В России проживает всего около двух тысяч саамов Кола, но саамы продолжают поддерживать связь друг с другом.
Саамский язык имеет четыре различных диалекта, но саамы на Кольском полуострове говорят по-русски, и лишь немногие из них знают свой местный диалект.
Современной религией саамов в Скандинавии является лютеранство, в то время как российские саамы исповедуют православное христианство.
История саамов: формирование и испытания народа
Первые упоминания о саамах относятся к концу восьмого тысячелетия до нашей эры, когда люди с запада впервые поселились на побережье Фенноскандии. Со временем на эту землю пришли также люди с юга и востока, а приход финно-угорского населения с севера внес значительный вклад в формирование этой этнической группы, включая их язык.
Пик их развития пришелся на 14 век, когда саами были самым густонаселенным народом на севере. Эти маленькие, стройные люди с их ловкостью, скоростью и выносливостью охотились, рыбачили и вели полукочевой образ жизни.
Но формирование народа еще не было завершено, поскольку саамы пережили вторую волну массовой иммиграции из соседних стран, которая принесла с собой новый образ жизни, вместе с оседлым бытом и рыночными отношениями. Раньше саамы не видели необходимости разводить оленей, поскольку леса всегда были полны ими, но с приходом новых народов появилось понятие частной собственности, и саамы были вынуждены изменить свой образ жизни на оленеводство. Помимо изменения образа жизни, новые поселенцы обложили саамов дополнительными налогами, что в итоге укрепило их влияние в Лапландии.
В 1920-х и 1930-х годах саами снова подверглись испытанию, на этот раз советской кампанией коллективизации. Это стало испытанием для саамских этнических групп, поскольку каждая из них с самого начала следовала своему образу жизни, который стал не только привычкой, но и глубоко укоренившейся традицией. Эти меры советских властей лишили саамов средств к существованию и поставили под угрозу всю экономику и образ жизни саамов. В период с 1930 по 1947 год северные аборигены, как и весь советский народ, пострадали от сталинских репрессий, что привело к сокращению поголовья оленей-самцов на 10%.
А в Мурманской области в 1970-х годах в связи с расширением промышленных предприятий и совхозов возникло 32 поселения, где большинство населения составляют саамы. Это полностью уничтожило традиционное место обитания саамов, а вместе с ним и основное занятие этих людей — оленеводство.
Традиции саамов: верования, традиционное жилище и одежда
Саами жили в суровом климате, который не знал пощады, и поэтому у них не было другого выбора, кроме как слиться с природой.
Чтобы жить в гармонии с природой, в мировоззрении оленных людей появились многочисленные духи, которым они поклонялись, которым приносили жертвы или просили благословения. У лапландцев были специальные люди для общения с духами — нойду, которые обладали всеми необходимыми качествами для выполнения роли посредника. Объединив дары священника, целителя и мага, они могли лечить страшные болезни, находить потерянные вещи и управлять ветрами. О нойду ходили легенды далеко за пределами Лапландии. Сегодня нойдов осталось очень мало, как и самих саамов, но они по-прежнему продолжают защищать свой народ.
Самым важным и почитаемым верованием оленных людей был культ рыбной ловли. Они поклонялись духам, мастерам охоты, рыболовства и оленеводства. Например, саамы приносили оленьи кости в жертву хозяину оленей, чтобы летом олени были под его защитой.
Традиционным религиозным верованием ляписов также был культ предков, что отличало их от сибирских народов. Лапи проводили свои ритуалы возле священных камней, называемых «сейдами», приносили жертвы предкам и просили их об удаче в рыбной ловле.
Одной из самых важных традиций саамов по сей день является традиция совершать подношения морским богам перед рыбалкой. Саами бросают в воду медную монету и просят хорошего улова. Духи благосклонно относятся к ним и награждают верных людей большим количеством крупной рыбы.
Кочевым жилищем саамов была палатка из жердей, покрытая мешковиной летом и оленьими шкурами зимой — кувакса или шатер. Палатка была большой и вмещала две или три семьи, а кувакса — маленькая палатка. В жилище всегда было тепло и уютно, потому что в его сердце всегда горел огонь.
Традиционной одеждой лапландцев была юпа (кюфт) — рубаха из ткани прямого покроя. Мужчины (лапландцы) подвязывали рубашку поясом и вешали на нее нож и амулеты. Они также носили пестрые ситцевые рубашки в сочетании с кожаными брюками. Саамские женщины чаще носили сарафаны, чем рубахи, и дополняли свою одежду фартуком. Зимой лапландцы согревались одеждой из оленьей кожи и шерстяными шапками, которые их женщины с любовью делали вручную. Саами носили кенги, которые были сделаны из меха или замши. А когда было холодно, они надевали järas — высокие сапоги из оленьей кожи.
Российские саамы до сих пор очень суеверный народ, они почитают своих духов и прилагают только самые необходимые усилия для изменения природы.
Жизнь саамов скромна и незаметна, но слава об этом скандинавском народе достигла многих уголков земли, очарованных их любовью к природе, их древней оседлой жизнью и их магией ветра.
Российские саамы в XXI веке
В России все саамы традиционно проживают в Мурманской области; статус саамов как коренного народа закреплен в Уставе Мурманской области, а Ловозерский, Ковдорский и Кольский районы Мурманской области официально считаются территориями малочисленных народов Севера.
Саами наиболее плотно расселены в Ловозерском районе, включая крупное село Ловозеро, центр района, которое неофициально называют столицей саамской культуры (село также называют столицей русской Лапландии). Здесь находится Национальный культурный центр саами, здесь проводятся различные саамские фестивали и праздники. Кольское саамское радио вещало с 2001 по 2010 год. В селе Ловозеро находится Музей истории, культуры и быта кольских саамов, который был основан в 1962 году и является частью Мурманского областного краеведческого музея 20.
Саами подпадают под долгосрочную целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области» на 2009-2013 годы19 .
Основной проблемой для саамов в России является отсутствие информации об их правах, льготах и процедурах, что часто приводит к тому, что они не могут воспользоваться предоставленными им льготами. 1.
Саамы в России поддерживают контакты и сотрудничество с саамами в Скандинавии.
Политическая деятельность саамов
Примерно в 2000 году возникла идея создания выборного представительного органа для саами — Саамского парламента (по образцу парламентов саами в Норвегии, Финляндии и Швеции), но реальная работа по его созданию началась только в 2007 году. В марте 2008 года была сформирована инициативная группа по созданию выборного представительного органа для саами.21 В декабре 2008 года состоялся первый съезд Саамского парламента.
В декабре 2008 года состоялся первый съезд саамов, на котором был избран Совет представителей саамов Мурманской области (СМП МО)21, который стал моделью выборного представительства саамов в России; одной из целей Совета было создание выборного парламента саамов (Парламента саамов)22 .
12 декабря 2010 года Второй съезд саамов принял решение о создании Саамского парламента Кольского полуострова как выборного представительства саамского народа.23 73 делегата съезда избрали девять человек на четырехлетний срок 21. На первом заседании председателем парламента была избрана Валентина Вячеславовна Совкина 22. Парламент в основном занимается правами народа саами и пытается решить существующие проблемы, самой важной из которых является высокий уровень безработицы. Одной из мер, которая могла бы помочь решить некоторые проблемы, является принятие правительством Мурманской области постановления о саамском регистре.23 Весной 2011 года парламент принял постановление о саамском регистре в Мурманской области.
Весной 2011 года в Мурманской области возникли проблемы с распределением квоты на биотопливо (квота для саамов как представителей коренных малочисленных народов Севера, которая на 2011 год составила 300 тонн трески, 75 тонн трески, 9,5 тонн белорыбицы и 3 тонны ряпушки). Из 1200 человек, подавших заявления, менее шестисот получили квоту, а более шестисот были отклонены из-за неправильно оформленных документов1. 9 августа 2011 года саами при поддержке Парламента саами Кольского полуострова провели бдения в Международный день коренных народов мира в знак протеста против отказа местных властей выдавать квоты на вылов водных ресурсов.24 25.
См. также
- ↑ 1 2 3 4 Антонян Н. Квота на конфликт // Мурманский вестник : газета. — Мурманск. — № 165, 3 сентября 2011.
- ↑ 1 2 Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики. (Проверено 23 декабря 2011)
- ↑ Виноградова, 2005
- ↑ Саамы в Финляндии. — Кемиярви: А/О «Ларин Пайнотуоте». Публикация Саамского народного собрания, 1999.
- ↑ 1 2 3 Председатель Саамского парламента: «Спасти малые народы от исчезновения может только смена национальной политики государства». Сайт Информационного центра Finugor (17 декабря 2011).Архивировано из первоисточника 19 июня 2012.Архивировано 1 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 Леонтьева Т. П. Лингвистические исследования саамского языка в книжной коллекции МГОУНБ / Доклад на межрегиональной научно-практической и литературно-художественной конференции VIII Масловские чтения (Мурманск, 17 декабря 2009 г.) // Портал Финно-Угорские Библиотеки России. (Проверено 28 декабря 2011)
- ↑ Saami, Akkala // Lewis, 2009
- ↑ Nilsen T. Sami languages disappears // BarentsObserver.com — 19 февраля 2010. (англ.) (Проверено 27 октября 2011)
- ↑ Saami, Ter // Lewis, 2009
- ↑ Saami, Kildin // Lewis, 2009
- ↑ Saami, Skolt // Lewis, 2009
- ↑ Население Российской Федерации по владению языками // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики. (Проверено 19 декабря 2011)
- ↑ Смирнова Ю. Проблема выбора // Вечерний Мурманск: газета. — 2 февраля 2011. (Проверено 29 марта 2012)
- ↑ Велигжанина, 2011
- ↑ Калинников, Виноградов, 2005
- ↑ 1 2 Список репрессированных кольских саами издан в Финляндии. Сайт Информационного центра Finugor (26 ноября 2012).Архивировано из первоисточника 27 ноября 2012.Проверено 27 ноября 2012.
- ↑ 1 2 Новая публикация о саамах. Финляндский торговый путь (2006).Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.Проверено 4 декабря 2012 года.
- ↑ Киселёв, 2000
- ↑ 1 2 3 Михайлова Е. Р. Pоссийская Лаппоника: путеводитель для исследователей этнологии народа саами. Саамская библиография. Издание Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. Портал «Финно-Угорские Библиотеки России».Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012.Подтверждено 17 мая 2012 года.
- ↑ Музей истории, культуры и быта кольских саамов // Сайт муниципального учреждения Ловозерская межпоселенческая библиотека. (Проверено 9 ноября 2011)
- ↑ 1 2 3 4 Обращение к представителям власти, Областной Думы, прессе, землякам от представительного выборного органа Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар // Сайт Saami.su — 2 ноября 2011. (Проверено 1 декабря 2011)
- ↑ 1 2 В Мурманской области образован Саамский Парламент // Интернет-агентство BarentsObserver.com. — 13 декабря 2010. (Проверено 20 августа 2011)
- ↑ 1 2 Беркута А. Валентина Совкина: «Мы хотим диалога» // Аргументы и факты Северо-запад. АиФ на Мурмане. — 17 августа 2011. — № 33.
- ↑ Не тот прав, кто прав, а тот, у кого больше прав? // Мурманское информационное агентство «b-port.com». — 9 августа 2011. (Проверено 10 августа 2011)
- ↑ Не унижайте народ! // Каспаров.ru, интернет-газета. — 10 августа 2011. (Проверено 10 августа 2011)
- ↑ 1 2 3 4 Международная конференция // Сайт Мурманского государственного гуманитарного университета. — 19 октября 2011. (Проверено 10 ноября 2011)
- ↑ Валдайцев А. В Мурманске обсудят прошлое и будущее исчезающего народа // Комсомольская правда. Новости 24. — 16 октября 2011. (Проверено 9 ноября 2011)
- ↑ 1 2 Анника Пасанен: «Языковые „гнезда“ для саамов Финляндии работают и в школах, этот опыт необходимо применить в России» // Сайт Информационного центра Finugor. — 3 октября 2011. (Проверено 16 ноября 2011)
Лапландские космополиты
Саамы живут в Северной Европе с незапамятных времен. Русские называли их лопарями или лопарями. Финны называли их lappi или lappalainen, отсюда и название обширного северного региона Лапландия, включающего большую часть Скандинавии и Кольский полуостров.
Будучи оленеводами, охотниками и рыболовами, лапландцы никогда не имели собственных государственных структур и не участвовали в разделе территорий и установлении границ великими северными державами. И большую часть времени они даже не знали об имперских амбициях своих соседей. В результате сегодня саами расселены на территории четырех штатов: Норвегия (около 40 000), Швеция (20 000), Финляндия (6 000) и Россия (2 000). Саами этих стран давно поддерживают тесные дружеские отношения. К сожалению, после начала Специальной акции саамам Норвегии, Швеции и Финляндии запретили общаться с российскими саамами и пригрозили прекратить финансирование социальных программ и культурных центров.
По данным переписи 2010 года, в России насчитывается около двух тысяч саамов. Из них 1 599 находятся в Мурманской области и около 900 — в Ловозерском районе, центре культурной жизни саамов в России. Интересно, что количество саамов, проживающих на Кольском полуострове, не меняется уже около 150 лет.
Саамский язык относится к финно-угорской подгруппе уральской языковой семьи. Огромная территория расселения и изолированность отдельных групп и племен привели к тому, что очень небольшое население (около 80 000 человек, из которых не более четверти являются носителями языка) сегодня имеет десять живых диалектов, которые различаются настолько сильно, что многие ученые считают их даже не диалектами, а разными языками.
Также существует большая путаница с системой письма. Только в Советском Союзе существовало по крайней мере четыре саамских алфавита, основанных на латинском и кириллическом алфавитах (с добавлением двух латинских букв). Последняя версия была разработана и официально принята в 1982 году.
В России саамский язык преподается как факультативный предмет. В детском саду и школе дети изучают родной язык по своему желанию. Есть преподаватели, которые работают с детьми и взрослыми в группах и индивидуально. Однако почти во всех русскоязычных саамских семьях русский язык является основным языком общения. Так удобнее.
«К сожалению, сегодня в России саамский язык находится под угрозой исчезновения, но мы стараемся ни в коем случае не допустить его исчезновения, — говорит Полина Герасимова, — потому что язык — это важнейшая часть самоопределения любого народа.
«Малые народы хорошо уживаются с русскими на севере. Они перестали воевать сотни лет назад.
Олень — безотходное животное
«Олень был, есть и будет самым важным для саамов. Это вся наша жизнь: Еда, одежда, жилье, средства передвижения», — говорит Елена Алмазова. — Все используется: Мясо, шкуры, рога… Северный олень — безотходное животное».
Сегодня, конечно, лапландцы уже давно не носят одежду из оленьих шкур, они живут в обычных домах, ездят на автомобилях, и их рацион не сильно отличается. Я был в Ловозере и разговаривал со многими саами. Простые, дружелюбные люди. Они любят пользоваться всеми благами и удобствами цивилизации и приспособлены к современной жизни. Но оленеводство, рыбалка и сбор ягод по-прежнему являются основными занятиями большинства саамов.
На Кольском полуострове осталось очень мало диких северных оленей.
Фото.
Не охота — диких оленей на Кольском полуострове почти не осталось — а оленеводство. Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Тундра» — это общественное предприятие в сельском поселении Ловозеро. Крупный оленеводческий кооператив находится в Краснощелье Ловозерского района, а племенные общины саами также имеют собственные оленьи стада. Оленеводство поддерживается субсидиями правительства Мурманской области и приносит довольно ощутимый доход.
Улеб, Вайгач и саамы Проверка знаний об Арктике
По некоторым оценкам, на Кольском полуострове насчитывается около 50 тысяч домашних северных оленей, но по более старым оценкам, это количество животных никогда не достигалось с 1940-х годов.
«Есть ли сегодня большие стада оленей на частных фермах?». — спрашиваю я Полину Герасимову. И получаю неожиданный ответ.
Никто никогда не расскажет вам о размере своего стада. Это традиция, которая передается из поколения в поколение, и такой вопрос коренные жители считают нелегитимным, поскольку он напрямую связан с их жизнедеятельностью. Никто не скажет вам, сколько у них оленей и где они сейчас находятся.
Растет спрос на мясо дичи: охлажденное и замороженное мясо, колбасы, деликатесы, тушенка. Оленина — основа арктической кухни, которая становится все более модной на севере. Кафе и рестораны Мурманска охотно заказывают ее, а в ближайшем будущем оленину планируют добавить в меню местных школьников.
— Как на вкус олени? — Я спрашиваю Елену Алмазову: «Это жесткое мясо?
— И это зависит от мастерства повара, — смеется Елена, — это зависит от способа приготовления. Конечно, это зависит от возраста оленя, способа, которым он был вывезен из тундры, и способа его забоя. Это также искусство.
Ловозеро
Большая деревня Ловозеро, расположенная в 80 км от ближайшей железнодорожной станции в Оленегорске, является историческим и культурным центром саамов. Здесь также уже более века живут коми-иземчи, которые пригнали сюда свои оленьи стада за тысячи километров от родных мест, спасаясь от голода и сибирской язвы. Они живут вместе как друзья. Существует множество межнациональных браков, и постороннему человеку нелегко отличить коми от саамов. За исключением того, что коми выше.
В Ловозере есть довольно много хороших кемпингов. Здесь находится интересный музей истории саами Кола, в котором собрана большая коллекция артефактов, относящихся к истории и жизни народа, от древнейших наскальных рисунков до предметов культа и повседневной жизни. В течение многих лет музеем руководит отзывчивая г-жа Галина Александровна Кулинченко.
Из Ловозера любопытных туристов везут к главной достопримечательности этого места — священному месту саамов Сейдозеро, с которым связано множество легенд и тайн (об этом мы поговорим ниже).
Русские саамы — православные. Старые языческие традиции в основном забыты, а ведь когда-то саамские шаманы считались самыми могущественными на европейском севере. Коннунги викингов выбирали своих целителей и провидцев из этого народа и всегда прислушивались к их советам. Говорят, что и сегодня есть люди, которые продолжают традиции шаманизма и стараются не выставлять их напоказ, но 20 лет назад в музее в Ловозере не было даже оригинального бубна, не говоря уже о шаманской одежде и короне.
Но в Ловозере каждый год проходят национальные праздники и фестивали. В конце марта — День оленевода. Во вторые выходные июня проводятся Саамские летние игры по национальным видам спорта: Метание силки на оленьи рога, прыжки через нарты, стрельба из лука и саамский женский футбол.