Народы Урала. Вогулы на урале это кто.

Манси и ханты являются родственниками друг друга. Мало кто знает об этом, но когда-то они были великими охотниками. В 15 веке слава об их мастерстве и храбрости достигла Москвы с Урала. Сегодня оба народа представлены небольшой группой жителей Ханты-Мансийска.

Манси (Вогулы) – северные богатыри бескрайних лесов

Народ манси — один из самых малочисленных народов России, но это не значит, что его культура и история неинтересны. Напротив, жители Ханты-Мансийского автономного округа сохранили свои традиции и образ жизни, которые не сильно отличаются от традиций и образа жизни их предков.

Исторический путь манси (или, как их еще называют, вогулов) нельзя назвать бурным и полным войн, но он показывает нам, как этот народ развивался из отдельных племен. Всегда ли манси жили на земле Югры, своей родине, или они пришли из других земель? Проследите историю народа и одновременно узнайте о племенах оленеводов и необычных охотников.

Два народа – в одном

Если взглянуть на историю манси, то сразу бросается в глаза, насколько сложным был процесс их формирования. Изначально манси жили не на своей нынешней родине, а на западных склонах Уральских гор. Историки предполагают, что манси возникли в результате слияния двух цивилизаций, сформировавшихся в этом регионе. Один из них был принесен уральскими племенами, создавшими их в эпоху неолита, а другой принадлежал венгерским народам.

Хотелось бы отметить, что последние продвигались на юго-запад и завоевывали новые территории. В результате не только уральские племена, но и венгры, живущие на большом расстоянии от своей исторической родины, стали родственными народами.

Вогулы

Без крупных кочевых племен, сформированных венгерскими племенами, манси, вероятно, даже не смогли бы сформироваться как нация. По данным археологов, к 10 веку нашей эры манси развили свою культуру и поселились в Уральских горах, но эта романтика длилась недолго. В XI веке на Урал пришли другие народы, и мансийцы значительно уступали им в силе.

Основными конкурентами коренных жителей были коми, затем русские, которые постепенно вытеснили манси. Многие племена были вынуждены отступить в восточные и северные регионы, которые, конечно, были не так богаты и жизнеспособны, как горные склоны. Так манси оказались в Гипер-Урале, но их не остановили физические трудности и суровый климат. Главное, что они владели этими территориями.

Зимний костюм манси

Манси – значит, «человек»

История названия народа манси столь же запутана. Сами манси называли себя этим именем, и на их языке это слово переводится как «человек». Известный термин «вогулы» появился благодаря русским, которые после присоединения Сибири к Российскому государству не только осваивали новые территории, но и вели наблюдения за тамошними жителями. Некоторые историки предполагают, что слово «вогул» связано с названием реки Вогулка, которая протекала через мансийские земли.

С усилением русской колонизации сибирских территорий численность манси неизбежно сокращалась и отступала перед лицом вновь прибывших лесных завоевателей. Серьезные изменения также начали происходить в культуре манси. Если более древние манси были язычниками и их традиции включали множество шаманских ритуалов, то уже в XVIII веке большинство манси стали христианами.

Освоение Сибири художник Н.Н Каразин

Забыли ли они свою веру? Нет, все было не так просто. Русские купцы часто были готовы торговать с мансами только при условии, что они были христианами. Судите сами: Просто было выгодно принять новую религию. Однако манси не спешили отказываться от своих старых верований.

Конечно, время сыграло свою роль, и сегодня большинство мансийцев исповедуют православие, но эта религия приобрела некоторые колоритные черты в местной интерпретации. Так, в мансийских историях древние духи часто сравниваются с христианскими святыми, а иногда даже старые языческие мифы пересказываются на новый, «православный» лад.

Трое русских (слева) и двое манси на севере Свердловской области

Народы Урала

Урал известен как многонациональный регион с богатой культурой, основанной на древних традициях. Здесь живут не только русские (которые начали активно заселять Урал в XVII веке), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Первый человек появился на Урале около 100 тысяч лет назад. Возможность более раннего появления не исключается, но ученые пока не сделали никаких находок, указывающих на более раннее время. Древнейшая палеолитическая стоянка доисторического человека была обнаружена у озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово в Абзелиловском районе Республики Башкортостан.

Археологи О. Н. Бадер и В. А. Оборин, известные исследователи уральских народов, придерживаются мнения, что протоуральцы были обычными неандертальцами. Доказано, что в этот регион мигрировали люди из Центральной Азии. Например, в Узбекистане был найден полный скелет неандертальского мальчика, жизнь которого совпадает со временем первого уральского завоевания. Антропологи воссоздали внешний облик неандертальца, который считался внешностью уральца во времена заселения этого региона.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Неандерталец. Реконструкция М. М. Герасимова

Древние люди не могли выжить самостоятельно. Опасности таились на каждом шагу, а капризы Урала вновь и вновь демонстрировали свое упорство. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогли первобытному человеку выжить. Племена в основном занимались охотой, чтобы заработать на жизнь, поэтому в ней принимали участие все, даже дети. Охота, рыбалка и собирательство были основными способами добывания пищи.

Удачная охота много значила для всего племени, поэтому они старались умиротворить природу с помощью сложных ритуалов. Прежде чем изобразить определенных животных, проводились ритуалы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник — Капова (Шульган-Таш) пещера, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) в Бурзянском районе Башкортостана.

Внутри пещера напоминает внушительный дворец с огромными залами, соединенными широкими коридорами. Общая длина первого этажа составляет 290 метров. Высота второго этажа составляет 20 метров, а длина — 500 метров. Коридоры ведут к горному озеру.

На стенах первого этажа сохранились уникальные рисунки доисторического человека, выполненные охрой. Здесь есть фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картины показывают, что художник видел всех этих животных с близкого расстояния.

Рисунки в Каповой пещере

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были сделаны около 12 000-14 000 лет назад. Подобные картины существуют в Испании и Франции.

Коренные народы Урала

Вогулы (манси)

Уроженец Урала — кто он или она? Например, башкиры, татары и мари живут в регионе уже несколько веков. Но земля была заселена еще до прихода этих этнических групп. Среди коренных жителей были манси, которых до революции называли вогулами. На оригинальной карте до сих пор можно найти реки и населенные пункты с названием «Вогулка». Они происходят из Юдинской археологической культуры, названной по имени поселения Юдинская. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесной зоне Зауралья по рекам Тура, Тавда, Лозьва и их притокам. На севере на народ оказала влияние культура хантов, а на юге — татар из Сибири.

Манси принадлежат к угро-финской языковой группе. Их диалект родственен хантыйскому (восточный як) и венгерскому. В древности эти люди населяли территорию к северу от реки Яик (Урал), но затем были вытеснены воинственными кочевыми племенами. Вогулы даже упоминаются Нестором в «Истории прошлого», где они называются Югра.

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Активное сопротивление было подавлено в 17 веке. В то же время происходила христианизация Волги. Первое крещение состоялось в 1714 году, второе — в 1732 году и позднее — в 1751 году.

После покорения коренного населения Урала манси должны были платить налог — ясак — в Кабинет Его Императорского Величества. Они должны были платить в казну ясак в виде двух лисиц, а взамен им разрешалось пользоваться полями, нивами и лесами. До 1874 года они были освобождены от обязательной военной службы. С 1835 года они должны были платить подушную подать, а позднее — земский сбор.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. Первые имели постоянных летних друзей, а зиму проводили в хижинах или юртах с камином. Оседлые племена строили прямоугольные бревенчатые хижины с глиняными полами и плоскими крышами, покрытыми рублеными бревнами и берестой.

Манси

Основным занятием манси была охота; они жили в основном за счет того, что добывали с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей был олень, из шкуры которого шили национальную одежду. Богуи пытались разводить скот, но в основном не признавали сельское хозяйство. Когда новые уральские начальники сменили владельцев заводов, местному населению пришлось рубить дрова и жечь уголь.

Охотничья собака играла важную роль в жизни каждого вогула, и никто не выходил из дома без нее, так же как никто не выходил из дома без топора. Насильственное обращение в христианство не заставило людей отказаться от старых языческих ритуалов. Идолы были установлены в отдаленных местах, и им продолжали приносить жертвы.

Мансы — малочисленный народ, состоящий из 5 групп, отделенных друг от друга в зависимости от места обитания: Верхотурская (Лозьвинская), Чердынская (Вишерская), Кунгурская (Чусовская), Красноуфимская (Кленско-Бисертская), Ирбитская.

С приходом русских поволжские немцы в значительной степени переняли их обычаи и традиции. Возникали смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить свои старые увлечения, такие как охота.

Сегодня манси становится все меньше и меньше. В то же время лишь несколько десятков человек все еще живут по старым традициям. Молодые люди ищут лучшей жизни и даже не знают языка. В поисках заработка молодые манси часто отправляются в Ханты-Мансийск, чтобы получить образование и заработать деньги.

Культура народов Урала

Культура уральских народов совершенно уникальна и самобытна. Пока Урал не был передан России, у многих народов, проживавших там, не было своей письменности. Однако со временем эти народы выучили не только свой родной язык, но и русский.

Удивительные легенды уральских народов полны ярких, таинственных сюжетов. Как правило, сюжет связан с пещерами и горами, различными сокровищами.

Нельзя не отметить непревзойденное мастерство и изобретательность народных умельцев. Продукция уральских мастеров минерального дела широко известна. Их можно увидеть в ведущих российских музеях.

Регион также известен резьбой по дереву и остеоскульптурой. Деревянные крыши традиционных домов, которые ставятся без гвоздей, украшены резными «гребнями» или «курочками». В Коми принято устанавливать деревянные фигурки птиц на отдельных столбах возле домов. Существует такой термин, как «пермский звериный стиль». Посмотрите на древние статуэтки мифических существ, отлитые из меди во время раскопок.

Знамениты также каслинские отливки. Эти чугунные творения завораживают своей изысканностью. Ремесленники создавали самые красивые люстры, статуи, скульптуры и ювелирные изделия. Эта тенденция завоевала доверие и на европейском рынке.

Сильной традицией является желание иметь собственную семью и любовь к детям. Таким образом, как и другие уральские народы, башкиры почитают старших, и поэтому бабушки и дедушки являются самыми важными членами семьи. Потомки знают имена своих предков наизусть на протяжении семи поколений.

Читайте также:

Алиса Коробка

Вера

Йохан Георги в разговорах с богулами села Копчик выяснил, что «они верят в бога, которого называют Тор, и что он управляет миром и судьбами людей, делает то, что хочет, и приносит добро и зло по своей воле….. Они считают смерть наказанием Божьим». «Их не интересует дьявол, которого они называют «кул», русский дьявол, и хотя они не отрицают его существования среди русских, они, похоже, рассматривают его только как пугало».

О месте молитвы в пне Вогул: «Они единогласно говорили, что у них нет идолов; но русские крестьяне уверяли меня, что у них есть идол с маленькой человеческой фигурой, спрятанный в лесу около места молитвы, завернутый в красные куски, и что они выставляют этого идола при жертвоприношениях».

О праздниках: «Чтобы угодить Богу (Торы), они отмечают два праздника в году с жертвоприношениями, молитвами и развлечениями, в дополнение к тем жертвам, которые они приносят в другое время, чтобы исполнить свои обеты. Главный фестиваль также является их новогодним праздником. Они называют его El bolela и празднуют его в первый день Пасхи. Они говорят, что это день, когда Бог спускается на землю, и подразумевают начало весны, которую они, по-видимому, ассоциируют с солнцем, которому они кланяются и молятся.

«Другой фестиваль проходит во второе новолуние после Пасхи и называется Анкобо. Он празднуется так же, как и первый, но с меньшим количеством жертв. И снова они обращают свои молитвы к югу или к жертвам, принесенным югом. Подходящими жертвами являются: красные птицы, крупный рогатый скот, лошади, козы, овцы; из птиц — только лебеди.

За удачную охоту устраивали «медвежий пир», на котором убивали «старика леса» — медведя. Это было настоящее шоу в течение нескольких дней. «Старик был изнежен и извинялся за то, что ему пришлось его убить.

Сергей Гринкевич отмечает, что «вогулы часто покупали лошадей или обменивали их на товары. Однако они нужны были им не для работы, а для жертвоприношений, так как культ коня сохранился у мансов с того времени, когда их предки покинули свою древнюю родину — степь».

Во время экспедиции 1872 года казанцы Сорокин и Малиев отмечали, что вогулы из Копциково были полностью русифицированы, носили русскую одежду, забыли свой язык и стали православными: «Жертвоприношения, описанные Георгием, не являются настоящими….. Мы не нашли никаких идолов или других предметов, напоминающих о старых языческих временах».

Потомки вогулов продолжали твердо верить в Елболела и в весну, когда Бог спускается на землю. Людмила Александровна Дылдина помнит, по записям Елены Вяткиной, что Троицу всегда праздновали в Бабенках, а День Святого Николая — в Копчике!

По словам Л.А. Дылдиной, в Копчике в день Святого Николая проводились соревнования с топорами в руках. Праздник назывался «Стеговая». Стеговая» — по столбам били палками, пока не сломали первый столб. Тот, кто его нарушил, тот и проиграл». Люди из других деревень пришли посмотреть и поаплодировать участникам.

Крылья-поля Кобчика

Русское слово «копчик» связано с клювовидной костью, которая в древнегреческом языке называлась koyx — «кукушка». В Чусовой есть фамилии с кукушем. Птичья версия привела бы нас к воробьиному ястребу — так называется небольшой ястреб, воробьиный ястреб. Для жителей Копчика прилет воробьиного ястреба, вероятно, был началом весны и праздником? Коми-язьвинцы отмечают национальный весенний праздник «Сарчик». 22 мая в деревне Антипина Верх-Язьвинского поселения отмечается приход сарчика — пальмы.

Александр Шатрабаев рассказывает о своем селе, где люди жили свободно, как птицы: «Местные берега и поля похожи на перья. Если взять в качестве тела реку Чусовую, ее русло, то она похожа на кобру в полете с крыльями и полями».

Предыдущие рассказы из серии «Затерянные миры»:

Изобличили в шаманстве

В начале ХХ века мы можем с уверенностью назвать только 17 мест, где вогулы жили постоянно, ведя традиционный образ жизни: от верховьев реки Ложа и по ее притокам до Першино: Лусумпаул, Савпаул, Тошемкапаул, Анчугпаул, Анчугватпаул, Тохтапаул, Ялпиняпаул, Карпиятытпаул, Татитпаул, Панксатпаул, Торахпаул; вдоль Ивделя и его притоков: Платонпаул, Поматитпаул, Юрт Фадеев; по Пелыму: Панкапаул, Суеватпаул, Атымпаул. Общее количество жителей в этих районах можно оценить примерно в 150-180 человек.

Этнограф В. Н. Чернецов, посетивший Лозьву в 1925 и 1938 годах, приводит в своих дневниках следующие сведения. Он пишет: «На реке Пелым, близ Бурмантово, живут Куриковы (Старый Суеватпаул, авт.), на Лозьве, в ее верховьях, живут Анямовы — Лусумпаул и Николай Елесин — Юрт Елесина (Савпаул). Но все эти вогулы тянутся к Няксимвилю и мало участвуют в жизни вогулов Лозьвы». Из списков населенных мест Тобольской области за 1928 год известно: 30 человек живут в Лусумпауле, на реке Ахтыл. Далее Чернецов приводит список лосвинских вогулов, (цитирую без упоминания женщин и малых детей, автор): «Тошемкапаул на речке Тошемке — живут Бахтияров Прокопий Тимофеевич (55 л.), сын Александр (15 л.), сын Тимофей. Анчугватпаул (в Вижае, в устье р. Анчуг, живут Бахтияров Иван Игнатьевич (70 л.), сын Яков Иванович (40 л.), сын Илья Иванович (30 л.), сын Василий Иванович (25 л.)). Анчугпауль (верховья реки Анчуг в Колхолмии, авт.) живут: Бахтияров Никита Яковлевич (46 лет), его сын Петр Никич, Бахтияров Савва Еремеевич (38 лет), его сын Сергей и его брат Егор Еремеевич (28 лет)».

Из решения суда вытекает интересный факт: Никита Яковлевич Бахтияров родился в 1879 году. Он жил в юрте Анчуга Ивдельского района Свердловской области, был арестован 12 ноября 1938 года и 20 апреля 1939 года Свердловским районным судом приговорен к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Бахтияров обвиняется в том, что он является шаманом народа манси, великим кулаком, который, до сих пор неизвестный органам советской власти, владеет большими стадами оленей, которых он пасет, эксплуатируя бедное мансийское население (ГААСО Ф.Р-1 Оп.2 Д.18870. л.1).

Далее от Чернецова: «В Тохтапауле, на реке Тохтая, притоке Вижая, живет Бахтияров Василий Петрович (50 лет), его сын Александр Васильевич (15 лет), Бахтияров Николай Кириллович (80 лет), его сыновья Петр Николаевич (40 лет) и Василий Николаевич (30 лет), с ними живет Укладов Петр Алексеевич (46 лет). Яхтеляпаул — Бахтияров Василий (40 лет) живет с матерью, женой и детьми. Юрты в Лозьве у деревни Талица (русская деревня в устье р. Талица, авт.) — Анямов (Нерин) Филипп Иванович (30 лет) живет с отцом Анямовым Иваном, сыном Николаем и сыном Иваном. Юрта Укладова в Лозьве — Укладов Василий Алексеевич живет с женой, оба ослепли от трахомы». Видимо, в это время мансийские юрты в Лозьве, от Вижая до Ивделя, были заброшены. Это связано с использованием этой территории русскими: В начале XX века были основаны поселки Бурмантово, Талица, Кедровая, Лозьвинский, Шипичный, Собянинский, Селезневский. Чернецов также упоминает дворы по Ивделю и его притокам: «Толтияпаул на реке Толтии, притоке Ивделя, живут Бахтияров Константин Васильевич (31 год), его сыновья Кузьма, Степан, Николай, Бахтияров Яков Иванович, его сын Николай Яковлевич (20 лет). Юрта у слияния рек Ивдель и Малый Ивдель, живут Бахтияров Владимир (20 л.) с женой, сыном, братом Евгением (17 лет) и тремя сестрами. Помапауль на берегу озера Пома, проживают Фадеев Павел Иванович с женой и сыном Николаем, Бахтияровы Николай (28 лет), Кирилл (25 лет) и Павел (23 года) Васильевичи, Самбиндалов Андрей (55 лет) с женой, Пеликов Григорий Степанович (28 лет) с женой и сыном Семеном». В 1925 году Чернецов насчитал всего 84 человека с женами и детьми. Если добавить манси из Верхней Лозы и Пелыма, то общее число составит около 150 человек.

«Девки народ испортили»

Полный список манси из Лозьвы, Тошемки, Вижая и Пелыма можно найти в выписке из похозяйственной книги Бурмантовского сельсовета за 1961-1963 годы, всего 146 человек. Не вошли в список манси из Ивделя и его притоков, юрты Верхнего Ивделя, Толтияпауля, Помапауля, Тальтияпауля, Тошемки (юг), всего около 25 человек — Бахтияровы, Пакины, Пеликовы, проживающие за пределами Бурмантовского сельсовета. По сравнению со списком Чернецова, почти 35 манси были добавлены в суеватпаульском поселении, недавно основанном в 1939 году в Пелыме, и 35 манси в Паули ниже по течению от Пелыма. Эти пелымские манси не были включены в расчеты Чернецова, поскольку административно они были включены в состав Свердловской области только в 1924 году. В Пелыме также появились новые фамилии: Тасмановы, Хандыбины, Дунаевы, Анемгуровы и Адины, которые сейчас распространены среди манси на северной Сосьве. С учетом манси из Ивделя, в начале 1960-х годов в традиционных мансийских поселениях на территории Свердловской области проживало около 170 человек.

В середине 1960-х годов семья манси Анямовых переехала из Суеватпауля и основала поселок Тресколье на реке Лозьва от устья реки Ушма, куда позже переехали другие семьи.

Вот список жителей Тресколья за 1988 год:

  1. Анямов Николай Васильевич, 1929 г.р. жена Александра Васильевна 56л, дети Тимофей 25, Степан 24, Валерий 19, Анна 15.
  2. Бахтияров Мирон Александрович, 1941 г.р., его дети: Прокопий 22 г., Тамара 18 лет, Андрей 13 л.
  3. Анямова Прасковья Васильевна (вдова).
  4. Пеликовы: Тимофей, 61 год, его жена Дарья Васильевна, 49 лет, дети: Ольга, 23 г., Анна, 19 лет, Алексей, 17, Андрей, 15, Миша, 13, Таня, 11.
  5. Анямовы: Леонид, 54 г., его жена Нина, 54 г., дети: Данил, 20, Илья, 19, Мария, 17, Коля, 10.
  6. Бахтияровы: Савва, 23, жена Таня, 22, дети Паша, Наташа.

Для иллюстрации ситуации начала XXI века логично привести выдержку из статьи Е.В. Переваловой «Ивдельские манси: практики выживания». (Этнографическое обозрение, 2012, № 2): «На 1 января 2011 года на территории города Ивдель проживало 153 манси. Из них только 86 манси живут в кочевых стойбищах и ведут традиционный образ жизни: Пакина юрта (Пома) — 4 семьи, Пакина юрта (Тальтия) — 2 семьи, Ушма и Тресколье — 12 семей, Бахтиярова юрта (Тошемка) — 1, Бахтиярова юрта (Ангуг) — 2, Тохта — 1, Курикова юрта (Пелым) — 3, Хандыбина юрта (Пелым) — 1. Остальные расселены в крупных поселках Бурмантово, Хорпия и в городе Ивдель. Появилось значительное количество новых фамилий «манси» — Чернев, Чернобровкин, Шемберберг, Хворостов, Кручек, Гриднев, Собянин, Петров, Матвиенко, Никотин. По этому поводу Алексей Пакин, манси, заметил: «Это девушки развратили наш народ, выходя замуж за всех подряд. Как правило, такие отношения приводят к появлению незаконнорожденных детей и новых имен. В Ивдельском районе уже более 10 лет не было ни одного мансийского брака, хотя есть несколько холостяков, даже среднего возраста.

Судьба печальна…

На сегодняшний день ситуация такова: в 2010 году по решению правительства Свердловской области на месте бывшей зоны в устье реки Ушма, притока Лозьвы, был построен поселок для жителей манси, в который были переселены некоторые жители Тресколья. Сейчас в Тресколье по-прежнему живут Анямова Александра Васильевна с дочерью, внуком и внучкой и Пеликов Михаил с женой и двумя детьми. (К сожалению, Светлана Пеликова утонула в реке Лозьва вместе со своими детьми в августе 2019 года). В Ушме живут Степан Николаевич Анямов, Андрей Миронович Бахтияров с женой и двумя детьми, Илья Дунаев, Савел Павлович Бахтияров, Николай Леонидович Анямов с женой и двумя детьми, Роман Николаевич Анямов с сыном Николаем, Валерий Николаевич Анямов с матерью, Альбина Мироновна Анямова с дочерьми Галиной и Верой. В Тошемкапауле, на ручье Вапсос, до недавнего времени жил Прокопий Тимофеевич Бахтиаров, 1956 года рождения, но по состоянию здоровья он сейчас живет с дочерью в Няксимволе. Пелым полностью опустел; из 70 мансов, живших здесь в начале 1960-х годов, остались только Хандыбин Владимир у реки Посирья и Куриков Александр у устья реки Ворник. На притоках Ивделя, на реке Пома, живут пять манси-пакинцев, а на реке Тальтия — десять человек, тоже пакинцев. В общей сложности около 40 манси живут в шести этнических поселениях.

Процесс ассимиляции манси, начавшийся с приходом русских на Урал, очевидно, успешно продолжается. И хотя манси включены в перечень коренных малочисленных народов Севера (КМНС), за развитие и сохранение самобытности которых государство берет на себя особую ответственность в соответствии со статьей 69 Конституции РФ, проблемы у них те же, что и в XVII веке. Но при царском правительстве земли были арендованы или куплены у вогулов, а сегодня законодательство Свердловской области не признает родовые земли, а статус коренных народов — это только шум. В регионе нет ни одного закона, который бы поддерживал малочисленные народы, в отличие, например, от соседнего Ханты-Мансийского округа, который имеет одну из самых сильных правовых баз. Примером тому служит «изгнание» паков из Талтыя комбинатом «Святогор», продажа на аукционе земли в Тохте и Тошемке под охотничье хозяйство вместе с семьей Бахтияровых, проживающих там более 250 лет. И сколько бы Прокоп Бахтияров ни писал на своем охотничьем домике: «Родовые земли Бахтияровых, охота запрещена», никого это не волнует. Была построена охотничья база в Тохте, на нее перевезли спутниковый объект, который находился в ручье Вапсос у дома Бахтиярова. Только надпись на нем напоминает о его бывшем владельце: «Не покидай свой дом. Она была уменьшена. Начальник базы Тохтинский неофициально дает понять, что манси здесь не место.

В административных структурах Урала нет отделов по этнической политике, за поддержку населения коренных меньшинств отвечают омбудсмен и правительство Свердловской области. В 2003 году Правительство Свердловской области впервые приняло постановление «О принятии мер по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера (манси), проживающих в районе города Ивделя, на период до 2011 года». Однако из всего проекта фактически завершено только строительство 10 домов в Ушме и приобретение нескольких снегоходов «Буран», вахтовой бригады и внедорожника (последние не прибыли в Манси, но находятся в Ивделе, перевозя туристов).

На мой взгляд, строительство поселка Ушма для манси сыграло скорее негативную роль. С точки зрения региональных властей, конечно, проще оказывать социальную и иную помощь манси, сосредоточенным в одном месте и доступным по автомобильной дороге. Но село Ушма является воротами для рыбаков, охотников, водителей джипов, четырехколесных транспортных средств, снегоходов, туристов, посещающих перевал Дятлова, маньпупуннеров и сплавщиков по реке. И большая часть этой армии считает своим долгом участвовать в «этнографии» — разговаривать, фотографировать и часто покупать алкоголь. Без государственной поддержки в конце 1980-х годов манси, которые больше не разводят оленей, нигде не работают и живут за счет охоты и случайных доходов от туристов, превращаются в заметных, деградирующих людей. Такова печальная судьба манси-вогульского народа, который когда-то был истинным правителем Уральских гор, населяя 70% территории современной Свердловской области.

Оживающий мансийский язык

Мансийский язык относится к обугринской группе уральской языковой семьи. Вогулы имеют только четыре диалекта, в то время как литературный язык манси основан на диалекте Созва, на котором говорило более 60% манси.

Система письменности манси существует с 1931 г. Первоначально она была создана на основе латинского алфавита и состояла из 29 букв. Но к 1937 году было подтверждено, что письменность манси основана на кириллице, состоящей из 34 букв. Со временем язык манси был дополнен, и сегодня усовершенствованный алфавит манси состоит из 44 букв.

abb741253f4bf9eaeece0ea145151a99.jpg

В 20 веке этот народ был в значительной степени ассимилирован, и многие русскоязычные манси забыли свой родной язык. На правительственном уровне эта проблема решается различными способами. Например, Югорский государственный язык продолжает исследовать народ манси и язык манси.

Власти Югры поддерживают инициативы коренных поселений и организуют мероприятия по восстановлению родного языка манси. Например, недалеко от села Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа Югры в июле 2022 года был открыт этнический детский лагерь «Мань-Ускве» («Малый город»), где детей знакомят с культурой, ремеслами и этническими традициями коренных народов Севера.

fbd1aa167b0f850532bab5dc157288e3.jpg

У жительницы Саранпауля Елены Фризоргер возникла идея реализовать в этнокультурном центре проект под названием «Am omam latyng» («Язык моей матери»). Он отмечает, что в результате ассимиляции в России осталось около 6% носителей мансийского языка, проживающих в основном в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа и Ивдельском районе Свердловской области.

«В моей семье мама — манси, поэтому я и мои братья и сестры не говорим на этом языке. Мы занимаемся детскими развлечениями в лагере Мань-Ускве и решили учить язык через игру. Вы можете приводить сколько угодно аргументов в пользу сохранения языка манси. Однако реальность, к сожалению, такова, что мы можем только адаптировать язык и культуру к современным реалиям. Мы больше не можем говорить о жизни так, как жили наши предки. Самая важная задача — объединиться», — говорит Манси.

Обычаи и обряды манси

Ритуалы манси, шаманские обряды шаманов, и особенно их таинственные отношения с манква, снежными людьми, привлекают туристов и сегодня. Загадочные северяне всегда интересны современным людям, заявил в интервью «ФедералПресс» руководитель экспедиционного клуба «Дикий Север» Евгений Свитов.

Как часто туристы посещают Манси?

— Зимой мы возим туристов в мансийские поселения два раза в неделю, по понедельникам и средам. Мы общаемся в основном с сосьва-манси, которые живут в районе реки Северная Сосьва, с манси, живущими в Ханты-Мансийском автономном округе, и с нашими, свердловчанами, которые живут в районе перевала Дятлова, в национальном селе Ушма. Мы много общаемся с Манси, каждую неделю разговариваем по телефону. В их каютах есть спутниковая связь и интернет. Зимой, с января по март, мы возим туристов на снегоходах.

4ce962710fc87eccade2472722e59609.jpg

Какие ритуалы существуют в поселениях манси?

— Лучше всего культура манси сохранилась в Саранпауле, в Ханты-Мансийском округе. В этом поселке сохраняются вогульские традиции, жители проводят национальные праздники и обряды. Здесь соседи и жители ханты отмечают Медвежий праздник, День оленевода и Вороний день.

Медвежий фестиваль в Саранпауле длится около недели. Здесь читают сказки на мансийском языке и проводят национальные соревнования: хором бросают тынзян, прыгают через нарты, борются. После этого они приносят жертву своему «старшему брату» — извиняются перед медведем, а затем съедают его плоть со шкуры медведя. Это очень красочный и примитивный фестиваль.

Манси и ханты отправляются на Балбанты, священное озеро, где у них есть свое ритуальное место. На берегу озера шаманы проводят церемонию йир: Они приносят жертвенного оленя. Манси также проводят ритуалы у реки Тыкотлова Шаман.

У них также есть интересный ритуал поклонения Менкре, снежному человеку. Манси идут в те места, где они их встречают, и делают им подношения. Мы также видели следы снежного человека, а целые семьи, около 40, живут в горах Софии, недалеко от деревни Овгорт. Поскольку болота там очень топкие, ханты и манси отправляются туда зимой на снегоходах, чтобы провести ритуал.

Для нас это интересно: мы хотим снимать и наблюдать, а Манси и Ханты знают, что снежный человек есть, они живут в своем районе и не трогают его, а он не трогает их. Они специально не хотят встречаться со снежным человеком, потому что среди северян существует поверье, что если кто-то из семьи встретит снежного человека, то в дом придет несчастье и кто-то из семьи умрет. Для них это запретная тема, она даже не обсуждается.

Как она повлияла на культуру манси?

— Все чаще в таких торжествах манси играют главную роль, а ханты — ведущую. Фактом является то, что многие манси уезжают из своих деревень в города и таким образом теряют свою самобытность как народ. Но многие из них возвращаются в свои деревни, потому что земля манит их обратно.

Некоторые, как Самбиндаловы, не покидают своих деревень и проводят свою жизнь в охоте, собирательстве и рыболовстве. Но даже с помощью хади они не проводят таких ритуальных праздников. Я бы сказал так: Наиболее интересный культурный элемент находится на границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округами. В Свердловской области они уже забыли о своей аутентичности.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий