От того, родился ли человек в год Крысы или в год Собаки, зависит вся его жизнь. Этот фактор также учитывается в повседневных делах. Например, только тем, кто родился в год Лошади, можно подавать алкоголь, и праздник пройдет спокойно.
Код кыргызов
Битик: Происхождение древней кыргызской (тюркской) письменности.
Старый Восток и Новый Свет: тотемические, лингвистические параллели, аналогии.
Нусусун Минбаши: Мамлекеттик Ишмер Джана Тарыгый Инсан (1Макала)
Нусуп Мингбаши: Мамлекеттик ишмер зана тарихый инсан (2 макала).
Nүsup Minbashy: Mamlekettik ishmer zana tarikhyy insan (3 makala).
Река Енисей берет начало в Тыеве. Реку наши общие предки называли Mөngү suu — Вечная вода (отсюда и название Минусинской котловины). Историки и географы часто расходятся во мнениях, относится ли Тува к Сибири или к степной зоне Евразии, но в конечном итоге часто говорят, что большая часть Тувы относится к бассейну реки Енисей, которая впадает в Сибирь.
Река Верхний Енисей
Территория Тувы немного меньше территории Кыргызской Республики, 168 604 км², с населением 315 637 человек (2016), 82% из которых — тувинцы. Всего в мире насчитывается до 300 тысяч тувинцев, проживающих в основном в Республике Тува и в различных регионах России.
Небольшой процент тувинцев проживает в Монголии (более 5 000) и Китае (около 4 000). Их самоназвание — Тыва, и согласно их верованиям, они исповедуют буддизм и шаманизм.
Самоназвание тувинцев связано с древним народом дубэ (туба, туво), упоминаемым в китайских источниках с пятого века, где говорится, что дубэ — это одно из поколений тела. В хронике Тан (10 век) Дубо описываются как представители поколения тюркских лыжников. Их лыжи были приспособлены для катания в горах и набиты камусами. Камус — это кожа, снятая с голеней копытных животных — оленей, лошадей, лосей. Короткая шерсть особенно хорошо держится в этих местах и практически не пачкается. Он приклеивается к лыже шерстью в направлении скольжения. Она не препятствует движению вперед, но и не позволяет лыжам скользить назад.
Катание на лыжах с Камусом
На березовой коре стоят домики». Много хороших лошадей. Принято ездить на деревянных лошадях (мумах), которые ходят по льду. Досками они подпирают ноги; если подложить им подмышку кривое дерево (деревяшку), они вдруг с силой пробегают 100 шагов».
Изображения лыжников на скалах в Генизее (5 век до н.э.).
«Он был разделен на три аймака, каждым из которых командовал свой лидер. Они не знали времен года (у них не было календаря): Они жили в хижинах из травы, у них не было ни скота, ни домашней живности. У них было много сарана, они собирали его корни и варили из них кашу. Они ловили рыбу, птиц и животных и использовали их в пищу. Они одевались в одежду из самбука и оленьего мяса, а бедняки делали одежду из птичьих перьев. На свадьбах богатые дарили лошадь, а бедные приносили оленьи шкуры и овечьи корни.
Название
Самоназвание тувинского народа известно с древних времен: Первые упоминания встречаются в китайских летописях VI-VII веков как «тупо», «дубо», «тубо». Название восходит к имени древнетюркского племени туба, которое заселило территорию современной Тувы в конце первого тысячелетия нашей эры. Соседние народы ошибочно называли тувинцев сойотами и урянхайцами. Вторая версия распространена среди монголов. Сойоты были названы общим названием саянских племен хакасами и алтайцами, которые и сегодня называют народ этим именем.
Где живут и численность
Эксперты оценивают численность нации в 300 000 человек. По данным переписи населения России 2010 года, в стране проживает 263 934 тувинца. Большинство из них, около 250 000 человек, проживают в Республике Тува, в зоне исторических мест обитания. Тувинцы живут и в других регионах России:
- Красноярский край — 2 939 чел.
- Иркутская область — 1 674 чел.
- Новосибирская область — 1 252 чел.
- Томская область — 983 чел.
- Хакасия — 936 чел.
- Бурятия — 909 чел.
В других государствах число тувинцев меньше из-за длительных процессов ассимиляции, но существует ряд этнических диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:
- Аймаки Хувсгел, Ховд, Баян-Улгий в Монголии — порядка 5000 чел.
- Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае — порядка 3300 чел.
Язык
Подавляющее большинство из 283 000 жителей говорят на родном языке, который относится к тюркской ветви, саянской группе. На возникновение языка значительное влияние оказали уйгурские и кыргызские племена, которые вторглись на территорию современного Тувинского региона и смешались с тюркским населением. В древние времена тувинцы использовали монгольский язык для переписки и не имели собственной письменности. Первый алфавит был разработан в 1926 году на основе русской письменности и заменен латинским алфавитом в 1930 году. В 1943 году был изобретен новый кириллический алфавит, который используется до сих пор. В Республике Тува национальный язык используется повсеместно в повседневной жизни, культуре и средствах массовой информации. Широко распространены русский и монгольский языки.
Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично обосновались в Саянских горах. Некоторые из них пересекли перешеек в Северную Америку и положили начало развитию индейских племен. Начало формирования тувинской нации относится к концу первого тысячелетия нашей эры. В то время территорию нынешней Тувы населяли разрозненные индоевропейские, самодийские и кето-фонские племена. Археологические находки доказывают связь со скифами, казахскими и монгольскими племенами и племенами саков. До VIII века регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце века был разгромлен тюркоязычными племенами уйгурского происхождения, вторгшимися на территорию Тувы и оказавшими влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцы были захвачены енисейскими кыргызами, которые быстро ассимилировались с местным населением.
Этот период начался в XVI веке, когда в регионе поселились различные монгольские племена, оказавшие значительное влияние на облик тувинцев. В то же время тувинские племена находились под властью монгольских ханов: считается, что мать Чингисхана происходила из этой этнической группы. Упадок Монгольской империи привел к созданию нескольких ханств: земли Тувинского вошли в состав Ойратского, а затем Дужгарского ханств. В 1755-1766 годах регион был завоеван войсками Цинской империи: тувинцы стали частью Маньчжурии. В этот период была введена обязательная военная служба, укреплена феодальная организация общества и разделены административные территории. С 1860 года российские и китайские купцы могли свободно торговать в Туве. Русские поселенцы начали активно осваивать страну. Это положило конец изоляции Тувы и привело к появлению современных предметов быта, жилья и одежды. Торговля с неосведомленными тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению поголовья скота. В начале 20-го века начались политические споры между Россией, Монголией и Китаем по поводу стратегически привлекательного Урянхайского региона. Поэтому в 1912 году тувинцы сделали выбор в пользу России и обратились за государственной защитой и покровительством: в 1914 году русский царь включил регион в состав России. 1922 — Основание независимого государства Народная Республика Танна-Тува или Тувинская Народная Республика. Во время Второй мировой войны тувинцы добровольцами ушли на фронт, где стали реальной угрозой для вермахта. Привыкшие к ограничениям повседневной жизни, они отличались мужеством и отчаянно сражались. Люди отдали всех лошадей, которые были особенно пригодны для войны. А для того, чтобы оснастить союзные войска лыжами, вырубили уникальные березы, которые существовали только в Республике и идеально подходили для этой цели.
Исторические сведения
Предками тувинцев были тюркоязычные племена из Центральной Азии, которые пришли на территорию современной Тувы самое позднее в середине первого тысячелетия и смешались здесь с кетогенными, самогенными и, возможно, индоевропейскими племенами. Начиная с VI века тувинские племена входили в состав Турецкого ханства. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощную племенную федерацию — Уйгурский каганат, разбили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племен, постепенно смешавшихся с коренными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгурских завоевателей живут в Западной Туве.
Енисейские кыргызы, жившие в Минойской долине, подчинили себе уйгуров в XIX веке. Позже кыргызские племена, вторгшиеся в Туву, были полностью ассимилированы местным населением. В XIII и XIV веках несколько монгольских племен переселились в Туву и постепенно были ассимилированы местным населением. В конце I тысячелетия нашей эры тюркоязычные племена туба (в китайских источниках называемые дубо), родственные уйгурам, вторглись в восточную часть Тувы — Саяны (современный Тоджинский район), ранее населенную самодийскими, кето и, возможно, тунгусскими племенами. К XIX веку все нетурецкие жители восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этническое название Туба (Тыва) стало общим самоназванием всех тувинцев.
Формирование тувинской нации завершилось в конце XVII — начале XIX веков, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин. В 1914 году Тува (русское название — Урянхайский край) была взята под протекторат России. В 1921 году была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, которая в 1926 году была переименована в Тувинскую Народную Республику. В 1944 году республика вошла в состав Российской Федерации в качестве автономной области, в 1961 году стала Тувинской АССР, в 1991 году — Республикой Тува, в 1993 году — Республикой Тува.
Хозяйство
Традиционные занятия жителей Западной и Восточной Тувы значительно различались. Кочевое скотоводство было основой экономики западных тувинцев до середины 20-го века. Разводили мелкий и крупный скот, включая яков (в горных районах на западе и юго-востоке), а также лошадей и верблюдов. Земледелие (просо, ячмень) играло подчиненную роль. Она была почти исключительно орошаемой. Пахотные участки обычно обрабатывались в течение трех-четырех лет, затем были заброшены, а после заброса переходили на другие участки. Земледелие требовало искусственного орошения, поэтому араты при подготовке почвы рыли небольшие каналы. Землю пахали деревянным плугом «андазин», который прикреплялся к седлу лошади. Урожай мотыжили телегой и срезали ножом или тянули вручную. В начале 20-го века появилась русская коса. Пшеницу не молотили, а толкли в деревянной ступке.
Часть мужского населения также занималась охотой. До конца XIX века лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев. Позже они начали охотиться с ружьем. Название «ок», то есть стрела, они дали снаряду, а название «саадак» (колчан) — охотничьему поясу с пороховым магазином и гильзой. Охота была в основном промысловой: охотились на белок, зебу и горностаев. На охоте или в сильный снегопад люди передвигались на лыжах, которые обычно изготавливались из елового дерева и обшивались камусом.
Рыболовство было важной основой, особенно для экономики лесных районов. Рыбу ловили сетями, тростником с деревянными крючками и наконечниками копий. Щуку ловили леской, а в небольших реках ставили сети с шипами, зимой практиковалась подледная рыбалка.
Люди в тайге собирали корни и клубни диких растений, особенно чандырки и сараны. Для их выкапывания существовал специальный инструмент — копалка с железным наконечником — озук.
Самым древним и важным видом хозяйственной деятельности тоджинских оленеводов было собирательство (луковицы сараны, запасы которых составляли более ста килограммов на семью, кедровые орехи и др.) В сфере внутреннего производства основными видами деятельности были производство кожи и ее обработка, а также производство бересты. Были развиты ремесла (кузнечное, плотницкое, изготовление сумок и т.д.). Тувинские кузнецы обслуживали потребности кочевой экономики в мелких железных изделиях. Они были едва отличимы от пастушеских общин и вели такой же кочевой образ жизни, как и другие скотоводы. Все их инструменты (наковальни, молотки и щипцы, козьи шкуры) были пригодны для постоянного движения и быстрого роста в любых условиях. В начале 20 века в Туве насчитывалось более 500 кузнецов и ювелиров, работавших в основном на заказ. Почти каждая семья изготавливала войлочные чехлы для юрт, матрасы и матрацы.
Жилище
Основным жилищем западных тувинцев была юрта: круглая в плане, со складным, немного разборным каркасом из деревянных планок, закрепленных кожаными ремнями. На вершине юрты находился деревянный обод на палках, над которым было отверстие для дыма, служившее также дымовой трубой. Юрта была покрыта войлочными рейками и закреплена шерстяными ремнями, которые соответствовали каркасу. Дверь была сделана из дерева или куска войлока и обычно украшалась одеялом. Камин находился в центре юрты. Внутри юрты стояли деревянные сундуки, передние стенки которых обычно украшались расписным орнаментом. Правая сторона юрты (по отношению к входу) была предназначена для женщин, левая — для мужчин. Пол был покрыт стегаными войлочными узорами. На стенах юрты висели вещи, в основном войлок и ткань с солью, чай и посуда, сушеные желудки и кишки, наполненные маслом. Тувинская юрта не может считаться полноценной по своему убранству, если она не оборудована войлочными юртами из ширтека. Белые, трапециевидные, стеганые рубашки размещены на первом этаже. Их 2-3 в передней части юрты, с левой стороны и рядом с кроватью. В настоящее время в некоторых из них используются деревянные полы. Различные объекты шаманского поклонения в юрте имели определенное положение, например, Кара Моос, хранитель юрты, всегда располагался над дверью, а его голова была обращена к полкам с мужской стороны, другие духи-хранители располагались между аптаром и кроватью. Буддийско-ламаистские предметы почитания размещались над шкафами или на аптаре.
Помимо аптары, западные тувинцы использовали в качестве жилища шатер, покрытый войлочным полом.
Традиционным жилищем оленеводов восточных тувинцев (тоджинцев) была палатка, состоящая из скелета, сделанного из жердей. Летом и осенью его покрывали плавниками из бересты, а зимой — плавниками из оленьих шкур. В период перехода к оседлой жизни многие тоджинцы строили постоянные жилища, покрытые кусками сосновой коры. В начале 20-го века под влиянием русских крестьян-переселенцев в западном и центральном Тоджине были построены деревянные избы для хранения зерна вблизи зимних дорог.