«Чолкой» — необычный музей. Помимо различных залов на первом этаже культурного здания, здесь есть открытая площадка с традиционным чадыром (где жили телеуты в теплое время года), оба (каирн, украшенный лентами) и другие постройки 17-20 веков, украшенные внутри всеми возможными приемами.
Телеуты
Слово «телеуты» на русском языке означает «телесы» или «белые калмыки» — народ тюркского племени, живущий в небольшом количестве (около 300 человек) в Бийском районе Томской губернии, в районе Телецкого озера.
В 17 веке телецкое население, проживавшее на территории нынешних Томской, Кузнецкой и Бийской областей и насчитывавшее более 1000 человек, было завоевано русскими и изгнано в район Телецкого озера. Телеуты имеют сильное сходство с финскими племенами.
Телеуты говорят на тюркском языке. Большинство телеутов поклоняются идолам и имеют шаманов. В последнее время многие люди перешли в православное христианство. Основным занятием народа является охота на пушных зверей и оплата их шкурами, ясак, а также скотоводство, земледелие и рыболовство.
В настоящее время на территории Российской Федерации проживает более трех тысяч человек. Большинство телеутов проживает в сельской местности и городах Ведовского, Гурышевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Более мелкие группы находятся в Царинском и Кытмановском районах Алтайского края и в Шеба-Липском районе Алтайского края.
Традиционный костюм, кухня и жилище телеутов
Комплекс традиционной мужской одежды почти не сохранился до начала XX века, хотя характерные элементы одежды — кафтан, теплый стеганый халат, различные виды шуб, кожаная обувь с рукавами и подошвами (чарык) — продолжали использоваться вплоть до 1960-х годов. Женская одежда включала брюки из ситца или льна, длинное платье, напоминающее тунику с праздничным нагрудником, легкий кафтан из шерсти или ситца с подкладкой из черной ткани и праздничные халаты из шелка. Теплая верхняя одежда — стеганое пальто и шубы. Головными уборами были конические шапки из стеганой ткани с отворотами, сшитыми из бархата, и кистями на макушке, а также зимние шапки из овчины с отделкой из бобра или самбуко и покупными ситцевыми и шелковыми платками ярких цветов. Женщины носили головные уборы, серьги из меди или серебра, кольца, обручи, браслеты и броши. Традиционная женская одежда очень распространена и сегодня.
Традиционная пища
Традиционная пища телеутов включала множество блюд из конины и баранины, а также молока. Продукты охоты, рыболовства и собирательства также занимают важное место в рационе. По-прежнему распространены традиционные блюда: тутмаш (суп из баранины с вареным и рубленым тестом, луком, мясом), овечья или конская кровяная колбаса (кан) с луком или чесноком, тъергом (овечьи кишки, наполненные кусочками сердца, печени, легких и жира), бульоны и супы из гуляша, сурков, барсуков, вяленой конины, соленого конского жира. Лапша и пельмени в форме полумесяца, рецепты которых переняли русские, также считаются традиционным блюдом. Молочные продукты использовались для приготовления традиционных напитков, таких как айран, чегги и арак, а также бочонков, сыра, сметаны и др.
До начала девятнадцатого века телеуты строили хижины из жердей, бересты, глины и шкур убитых животных. Каркас жилища составляли длинные столбы, которые вкапывали в землю и устанавливали в форме конуса. Стены были сделаны из бересты, обмазанной глиной. Снаружи хижина была покрыта шкурами.
Где живут, численность
Согласно переписи населения 2010 года, численность телеутов в России составляет 2 643 человека. Большинство жителей компактно проживает в южной части Кемеровской области — 2 520 человек. Небольшие группы телеутов живут в Республике Алтай. В период своего расцвета народ занимал обширные территории и кочевал по обе стороны Оби, в верхнем Приобье, на Ирисе и в предгорьях Алтая. С приходом русских и распадом централизованной земли телеутов переселили на территорию современного поселка и Дузгарии. В Китае они рассеялись и полностью ассимилировались с местным населением.
История
Название и история телеутского народа происходят от этнического названия «Теле», которое связано с древним народом динглинов Сибири, произошедшим от гуннов. Первые упоминания о телеутах относятся к началу нового времени: этот народ контактировал с китайскими, иранскими и турецкими племенами. В XII. После этого он стал частью Ойратского ханства.
В 17 веке на юго-западе Сибири образовалась так называемая Телетская земля, которую контролировали кочевники-телеуты. В течение столетия регион функционировал как буферная зона между Российским государством и Дузгарским ханством. Феодальная верхушка Телеутов сумела лавировать между могущественными соседями и отстаивать собственные интересы. Народ продолжал вести традиционный образ жизни и увеличивал свое влияние, завоевывая соседние племена, члены которых становились рабами. Распад Джунгарского ханства означал конец земли телеутов: народ рассеялся и мигрировал к джунгарам и в районы современного расселения.
Внешность
Антропологически телеуты принадлежат к монгольскому племени, центрально-азиатскому типу, характеризующемуся смешением черт различных монгольских групп. Помимо типично монгольских черт, народ имеет довольно европейскую внешность по сравнению с другими народами азиатской ветви. В начале XVII века в русских источниках упоминались белые и черные калмыки: черные назывались соседними ойратами из-за более светлого цвета кожи, а белые — телеутами.
Характерные черты внешнего вида людей включают:
- светлую пигментацию кожи;
- средний рост;
- крепкое телосложение;
- широкое высокое лицо;
- высокое переносье;
- слабо выступающий нос;
- эпикантус;
- темные волосы и глаза;
- слабую растительность на лице и теле.
Интересна традиционная прическа телеутов. Традиционная телеутская традиция — это традиционная телеутская традиция. Девушки носили 3 и более косичек, украшенных кабанчиками и косами — количество кос обязательно было избыточным. Замужние женщины носили две косы: во время свадебных церемоний невеста меняла прическу и прятала волосы под нарядом. Традиционно женщины покрывали голову конической шапкой с кисточкой, нижняя часть которой была оторочена горностаем или соболиным мехом.
Тутмаш байрам
Телеутский фестиваль «Тутмаш Байрам» посвящен приходу весны и пробуждению природы. Он назван в честь национального блюда, состоящего из конины с тестом и залитого «шурпой» — бульоном, в котором варится мясо. В этот день двери всех домов открыты для посетителей, а на каждом столе — главное блюдо: суп, приготовленный по старинным национальным рецептам.
Если вы хотите приготовить национальное блюдо «Тутмаш», это не так уж и сложно. Отдельно приготовьте конину, печень и пельмени. Дайте всему остыть и нарежьте. Добавить измельченный лук, также измельченный, перец и залить мясным бульоном! Приятного аппетита и праздничного настроения!
Фестиваль «Туттмаш байрам» проходит в сельских домах культуры Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Сюда обычно приезжают гости: представители всех национальностей, проживающих в Кузбассе, делятся радостью пробуждения природы с турками.
Согласно традиции, в начале праздника князь и шаман приносят прошения и дары всемогущему главному богу Ульгеню. Молятся о хорошем лете, богатом урожае сена, откорме скота на сочных пастбищах, мире и процветании в семьях.
«Тутмаш Байрам» — это возможность для молодежи посоревноваться в силе и ловкости и принять участие в национальных играх. Те, кто постарше, предпочитают песни.
Табыр, как и Тутмаш Байрам, — это праздник, когда пробуждается природа и поется о родине. В древние времена телеуты в Табире ходили на определенное возвышенное место рядом с деревней, которое считалось священным. С помощью шамана они делали подношение богам в виде белого барана или лошади.
Старая легенда из Телеута гласит, что первым шаманом, или Камом, как его называли люди, была женщина. Однажды Богдо-хан приказал застрелить ее, чтобы проверить силу ее магических способностей. Женщина-Кам не только выжила, но и начала гоготать еще громче, чем раньше. И когда родился ее ребенок, все последующие телеут-кама исходили от него.
Пардакай
Летние банковские праздники телеут «Окончание сева в новолуние» называется «Пардакай». Традиционно он организуется ежегодно в начале июня на берегу реки Батшата в городе Белово управлением культуры и кино администрации города Белово при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области и региональной общественной организации «Союз телеутского народа».
В древние времена «Пардакай» отмечался как праздник деревни Телеут, которая находится в границах города Белово. Сегодня к участию приглашены представители телеутской этнической группы из Новокузнецка и Белово, а также из поселков и деревень Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. В состав делегаций вошли творческие фольклорные коллективы, сборные команды спортсменов, активистов и членов общественных этнических объединений — всего более 250 человек. Неудивительно: «Пардакай» — это особый фестиваль. Он телеутский, но объединяет самые разные национальности, проживающие в Кузбассе. Поэтому в «Пардакае» можно услышать русский, татарский и армянский языки, а также язык телеутов. Это придает особый оттенок празднику, который отмечается с древних времен и до наших дней.
Согласно древней традиции, Пардакай начинается с ритуала. Участники пьют из чаши, которую держит шаман, и таким образом получают благословение духов на праздник. Есть еще одна незыблемая традиция. Именно в день Пардакая обновляется и освящается сондор (амулет — береза), хранящийся в каждой телеутской семье. Привязывание ленточки к сондору, священному дереву телеутов, в день Пардакай означает, что вы защищены от всех бед и несчастий.
Цели организаторов фестиваля многогранны: возрождение традиций и обычаев телеутского народа, сохранение национальных видов спорта, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание молодежи. По этой причине во время Пардакая проводятся спортивные и национальные соревнования, конкурсы и выставки. Помимо известных футбольных и волейбольных матчей между молодежными и ветеранскими командами, тяжелой атлетики и эстафет, спортивная часть фестиваля включает игры и соревнования по телеутским видам спорта: борьба куреш, стрельба из лука, тебек, перетягивание каната, метание камня.
Молодежь играет в национальную игру «Ойонок». Все начинается с роли лидера и игроков. Ведущий сидит с завязанными глазами в центре круга, а игроки по очереди бьют его. Смысл этой игры заключается в том, что лидер должен определить человека, который его ударил.
Этнический фестиваль без конкурсов просто немыслим. Жюри присуждает призы за лучшие выступления в рукоделии, украшении юрт, приготовлении национальных блюд («Табак куругы»), ткачестве («Тяраш кыс»), исполнении древних легенд и песен на этническом языке о своей родине («Тулган мен терим»).
Представители телеутов среди участников фестиваля национальных культур
В селе Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской области. 2012.
…Искренние улыбки, звуки бубна, таинственные звуки древних легенд, национальные песни, котел с ароматным мясом на костре, воздушные шары и разноцветные воздушные змеи, парящие в небе — это и есть «Пардакай»!
Теле-Каан
«Tele Kaan» — это региональный праздник Телеутского банка единства. Это довольно новый праздник по сравнению с другими праздниками. Его отмечают в начале июля в селе Шанда Гурьевского района Кемеровской области.
Теле Кан впервые был проведен 12 июля 2014 года, ознаменовав окончание второго Международного десятилетия коренных народов мира.
Телеутские семьи на региональном фольклорном фестивале «Теле каан».
Коллективный праздник открылся традиционной церемонией поклонения огню: Старейшина деревни наливал молоко на огонь, после чего все присутствующие образовывали три круга вокруг ритуального костра.
Спорт в Телеутском национальном спорте очень зрелищный. Некоторые из этих коллективных телеутских игр находятся на грани утраты, поэтому так важно, особенно — для молодого поколения, восстановить, закрепить не только на бумаге, но и на практике, во время банковских праздников, богатые традиции и обычаи предков.
В этом смысле привлекает внимание национальная телеутская игра «Тебек». Свое название он получил от главной особенности игры: тебек — это круглый кусок длинной шерсти диаметром около 8 см, к которому прикреплен кусочек свинца. Кусок меха вырезался из овчины или другой шкуры, имеющей длинную бахрому, а посередине прикреплялся поводок. В результате получалось нечто похожее на шатлбокс: длинные волосы заставляли тебек парить в воздухе, когда его подбрасывали ногой. Сегодняшнее поколение телеутов заменяет мех натуральной кожей, а свинец — мелкими камешками или песком. Поэтому «тебек» сегодня — это специальный мешок, наполненный разного размера частицами твердой и плотной породы.
Но если время изменило главную особенность игры «тебек», то ее правила остались неизменными: каждый игрок по очереди бьет по внутренней поверхности стопы «тебека», подсчитывая попадания — очки. Если «тебек» падает на землю, наступает очередь следующего игрока и так далее. Победителем становится тот, кто забьет наибольшее количество бросков и наберет наибольшее количество очков.
По оценкам, в первом «Теле-Каане» приняли участие более 500 человек.
Внешность
Антропологически телеуты принадлежат к монгольскому племени, центрально-азиатскому типу, характеризующемуся смешением черт различных монгольских групп. Помимо типично монгольских черт, народ имеет довольно европейскую внешность по сравнению с другими народами азиатской ветви. В начале XVII века в русских источниках упоминались белые и черные калмыки: черные назывались соседними ойратами из-за более светлого цвета кожи, а белые — телеутами.
Характерные черты внешнего вида людей включают:
- светлую пигментацию кожи;
- средний рост;
- крепкое телосложение;
- широкое высокое лицо;
- высокое переносье;
- слабо выступающий нос;
- эпикантус;
- темные волосы и глаза;
- слабую растительность на лице и теле.
Интересна традиционная прическа телеутов. Традиционная телеутская традиция — это традиционная телеутская традиция. Девушки носили 3 и более косичек, украшенных кабанчиками и косами — количество кос обязательно было избыточным. Замужние женщины носили две косы: во время свадебных церемоний невеста меняла прическу и прятала волосы под нарядом. Традиционно женщины покрывали голову конической шапкой с кисточкой, нижняя часть которой была оторочена горностаем или соболиным мехом.
Одежда
Традиционная повседневная одежда женщин состояла из брюк и туники, напоминающей кунек, с клиновидными вставками. Одежда отличалась широкими рукавами, доходящими до запястья, низким воротником-стойкой с декоративными украшениями и поясом с нарядными украшениями. Костюм имел сакральный смысл: он должен был защищать девушку от злых духов, сохранять и усиливать ее детородные способности. Те части, которые демонстрировали неприкрытую кожу — воротник, рукава и нижняя часть платья — были подкрашены красной тканью сзади. Красные оттенки ассоциировались с благодатью, плодородием и началом новой жизни.
Свадебное платье было полностью сшито из красной ткани, «опасные» пояса были подшиты с изнаночной стороны синими лентами, символизирующими небо, где обитали высшие боги. Синий цвет был также кисточкой на традиционном церемониальном головном уборе — киш-поруке. Серебро, золото и ткани подобных цветов имели священное значение. Телеуты верили, что Маг-ана, богиня-мать и защитница женщин, защищала своих детей золотым луком, а серебряные волосы придавали ей красоту. Считалось, что верховный бог Бай Ульген обитает на золотой горе и восседает на золотом троне в золотом дворце. Воротник женского платья был расшит серебряными и золотыми нитями и украшен металлическими пластинами из дерева акации (также акации). Костюмы были украшены нагрудниками, состоящими из двух частей, представляющих женскую и мужскую стороны. Нагрудники изготавливались из бересты, обтягивались тканью и украшались бисером, монетами и вышивкой. Серебряные серьги, браслеты и ленты с раковинами каури были широко распространены. Считалось, что они защищают от сглаза, их также клали в колыбели младенцев.
Жилище
Традиционным жилищем телеутов была конусообразная палатка, утепленная торфом, обмазанная глиной и покрытая шкурами животных. Кочевые скотоводы со временем приняли традиционную монгольскую юрту. Для зимы они строили хижины со скатной крышей, а позже к ним добавились деревянные дома с четырьмя и пятью стенами. Жилище было разделено на две части — женскую часть справа и мужскую часть слева. Мужская зона использовалась для хранения оружия, мехов и инструментов, а женская — для хранения предметов быта, текстиля, ремесленных изделий и продуктов питания. Там же была установлена колыбель для ребенка, сделанная из вишневого дерева, срезанного в новолуние.
Камин, который использовался для отопления, имел сакральное значение, связанное с верой в духов огня в центре жилища. За камином размещался специальный реквизит — дьаныртык. Кайырчак, деревянный ящик, украшенный богатой резьбой, ставился сверху. Семейные идолы — хранители семьи в виде деревянных кукол — хранились в кайыртчаке. Телеуты верили в силу энергии: они доверяли только шаману, который вырезал лица кукол. Идолов охраняли и кормили раз в год, а обереги передавались из поколения в поколение.
Телеуты когда-то были частью народа тиле. Они попали под власть Первого турецкого ханства. Телеуты возникли в результате смешения кипчаков и монголов. 4 К концу XVI века телеуты двинулись через степь между Ирисом и Обью. В это время они номинально стали подданными Ойрата. В то время там в палатках жили 4 000 человек. 5
В середине 18 века русские установили контроль над регионом, и телеуты стали их подданными. 4 В своих документах русские называли телеутов «белыми калмыками», хотя между ними существовали этнические и языковые различия. Калмыки и телеуты. 5
Телеуты считают себя отдельным народом и многие не приемлют ярлыков. Алтай. 6 Большинство телеутов живут на берегах рек Большой и Малый Бачат в Кемеровской области, но некоторые телеуты также живут в Республике Алтай. 5
Культура
Большинство телеутов были кочевниками или полукочевниками-скотоводами, державшими в основном лошадей, коз, крупный рогатый скот и овец. Некоторые телеуты были охотниками и жили за счет животных тайги. 4
Традиционными жилищами телеутов были конусообразные юрты, сделанные из коры или жердей. 4
Традиционная одежда телеутов состояла из льняных рубах, коротких бриджей и однобортных халатов. 4
Одежда
Традиционная повседневная одежда женщин состояла из брюк и туники, напоминающей кунек, с клиновидными вставками. Одежда отличалась широкими рукавами, доходящими до запястья, низким воротником-стойкой с декоративными украшениями и поясом с нарядными украшениями. Костюм имел сакральный смысл: он должен был защищать девушку от злых духов, сохранять и усиливать ее детородные способности. Те части, которые демонстрировали неприкрытую кожу — воротник, рукава и нижняя часть платья — были подкрашены красной тканью сзади. Красные оттенки ассоциировались с благодатью, плодородием и началом новой жизни.
Традиционным жилищем телеутов была конусообразная палатка, утепленная торфом, обмазанная глиной и покрытая шкурами животных. Кочевые скотоводы со временем приняли традиционную монгольскую юрту. Для зимы они строили хижины со скатной крышей, а позже к ним добавились деревянные дома с четырьмя и пятью стенами. Жилище было разделено на две части — женскую часть справа и мужскую часть слева. Мужская зона использовалась для хранения оружия, мехов и инструментов, а женская — для хранения предметов быта, текстиля, ремесленных изделий и продуктов питания. Там же была установлена колыбель для ребенка, сделанная из вишневого дерева, срезанного в новолуние.
Камин, который использовался для отопления, имел сакральное значение, связанное с верой в духов огня в центре жилища. За камином размещался специальный реквизит — дьаныртык. Кайырчак, деревянный ящик, украшенный богатой резьбой, ставился сверху. Семейные идолы — хранители семьи в виде деревянных кукол — хранились в кайыртчаке. Телеуты верили в силу энергии: они доверяли только шаману, который вырезал лица кукол. Идолов охраняли и кормили раз в год, а обереги передавались из поколения в поколение.
Жизнь
Телеуты были разделены на две группы в соответствии с преобладающим традиционным занятием:
- Горно-степные полу-кочевые скотоводы.
- Пешие таежные, степные охотники.
Пастухи разводили баранов и крупный рогатый скот, держали коз и свиней на подсобных хозяйствах, особую роль играло коневодство. Каждая порода имела свое клеймо; количество животных в стаде определяло социальный статус. Телеуты были известны как искусные наездники и знали более десяти способов обуздать и оседлать диких и непокорных лошадей.
Охота составляла основу их ежедневного рациона в периоды между забоями скота. Пойманные шкурки пушных зверей использовались в торговле за уплату ясака. Охота на волков, медведей, оленей, лосей, рысей, горностаев, жеребят, серн, косуль, ласок, диких коз. Важное место занимала охота на дичь и мелких животных: Зайцы, барсуки, кроты, скунсы, дрозды, куропатки, тетерева, куропатки, утки, дикие утки, куропатки, перепела. Собирательство и рыболовство играли незначительную роль. Сбор саранов, ягод, грецких орехов и хлебных палочек. Рыбу ловили в реках сетями, копьями, неводами и удочками. С приходом и ростом влияния русских, они переняли основы сельского хозяйства, садоводства и пчеловодства. Традиционные искусства делились на мужские и женские. К первым относились изделия из дерева, кожи и металла. Телеуты были известны своим искусством плетения паутины, канатов и жгутов. Кузнецы пользовались большим уважением в народе: В мифологии они фигурируют как покровители огня и металла и почитались племенами. Традиционными занятиями женщин были шитье, вышивка, ювелирные изделия, мозаичные матрасы, текстиль, войлок, шелковые и шерстяные шнуры.
Религия
- Реальная земля, где обитали люди и пайна — духи земного пути. К ним относились хозяева рек, тайги, гор, покровители животных, промысловых культов.
- Земной путь, представлявшийся в виде широкого кольца над реальной землей.
- Земли истины, состоявшие из двух миров. Проникали в земли истины лишь шаманы.
- Нижний мир, населенный злыми духами кара-неме.
- Верхний мир, разделенный на 16 сфер, где жили боги-творцы. Верховный бог Бай Ульген, часто представлявшийся в женском образе матери всего сущего, обитал в верхней сфере.
Шаманы, чьи дары передавались по наследству, играли важную роль в жизни телеутов. Традиционные атрибуты шаманов включали молоток, шапку с птичьими перьями и шаманский бубен, к которому обычные люди не смели прикасаться.
В священных местах проводились общие молитвы и церемонии. Один из них находился в Шанде на горе Шаанту: считалось, что там живут духи предков. Они верили, что их преследуют духи предков; они верили, что если встать в одной из пещер и загадать желание, то можно услышать странный звук. Это означает, что желание было услышано богами и будет исполнено. Если вместо звона вы слышали гром, это считалось дурным предзнаменованием, предупреждением о беде.
Цель: Получить знания о культуре и повседневной жизни коренного малочисленного народа — телеутов. Задачи: Познакомиться с историей возникновения малого этноса — телеутов; познакомиться с народными традициями, фольклором телеутов Формировать толерантное отношение к народам и этническим группам, живущим рядом с нами.
Я собрал информацию об этническом составе учащихся нашей школы в 2019 году. Якуты — 635 человек. Русские — 352 человека. Узбеки — 20 человек. Буряты — 17 человек. Эвенки — 13 человек. Кыргызстан — 10 человек. Армяне, таджики — 8 человек. Эвены, корейцы — 5 человек. Украинцы, татары, тувинцы — по 4 человека. Ногайцы — 3 человека. Долганы, Телеуты — 2 человека. Немцы, болгары, мордва, казахи, кумыки, ингуши — по 1 человеку. Перед разработкой нашего проекта мы провели устный опрос, чтобы выяснить, знают ли ученики нашего класса, кто такие «Телауты». К сожалению, они ничего не знают об этой национальности и удивляются, когда я с гордостью говорю, что я телеут.
г. Белово п. Беково, Ильич, Телеут, Телеут. Улус с. Шанда Новокузнецк п. Teleut Rod (söök/yasun/ruu) Доля Фамилии Семьи Доля Меркит 8 13% Актешевы, Алагызовы, Алтарышевы, Сыркашевы, Тушманаковы, Ускойвы, Хлопотины, Шабураковы Мундус 7 11% Андушкины, Аргоковы, Колмаковы, Колчегшевы, Мандяковы, Паштаковы, Чебелковы Тоелöс 6 10% Алабашевы, Бараевы, Барсуковы, Кистаровы, Чемодановы, Шулатаевы Ютты/Утты 6 10% Бедреевы, Кильтеевы, Тодышевы, Челухоевы, Чештановы, Якучаковы Очи-пиво 5 8% Корбины, Кормины, Кочубеевы, Обышевы Шабины Тодош 4 6% Алаганчаковы, Магины, Менкины, Сатины Чынцан 3 5% Акоковы, Аноковы, Смачевы Тонгул 3 5% Баксарины, Кузларовы, Тарасовы Мереть 3 5% Кечеевы, Турсуновы, Якушевы Найман 3 5% Каргины, Кучигашевы, Манжины Терт-тас 3 5% Калишевы, Максимовы Ясаковы Чалмалу 2 3% Борисовы, Поросенковы Торо 2 3% Манин, Пазыкаевы Каатын 2 3% Кутоновы, Четоновы Теткир/Тетпер 2 3% Накаевы, Токмашевы Тумат 1 2% Шадеевы Чорос 1 2% Тыдыковы Пурут 1 2% Баярчин Итого 62 100% Телуты являются коренными жителями Кузнецкой земли. Сегодня в южной части Западной Сибири проживает около 2,5 тысяч телутов. Некоторые из них живут в городах Кемеровской области, Алтайского края и Республики Алтай, но многие представители этого народа расселились и по всему бывшему Советскому Союзу. Телеуты в основном являются сельскими жителями. I n t e r n a t i o n ….