Народы России: Телеуты. Телеуты в кемеровской области.

«Чолкой» — необычный музей. Помимо различных залов на первом этаже культурного здания, здесь есть открытая площадка с традиционным чадыром (где жили телеуты в теплое время года), оба (каирн, украшенный лентами) и другие постройки 17-20 веков, украшенные внутри всеми возможными приемами.

Телеуты

Слово «телеуты» на русском языке означает «телесы» или «белые калмыки» — народ тюркского племени, живущий в небольшом количестве (около 300 человек) в Бийском районе Томской губернии, в районе Телецкого озера.

В 17 веке телецкое население, проживавшее на территории нынешних Томской, Кузнецкой и Бийской областей и насчитывавшее более 1000 человек, было завоевано русскими и изгнано в район Телецкого озера. Телеуты имеют сильное сходство с финскими племенами.

Телеуты говорят на тюркском языке. Большинство телеутов поклоняются идолам и имеют шаманов. В последнее время многие люди перешли в православное христианство. Основным занятием народа является охота на пушных зверей и оплата их шкурами, ясак, а также скотоводство, земледелие и рыболовство.

В настоящее время на территории Российской Федерации проживает более трех тысяч человек. Большинство телеутов проживает в сельской местности и городах Ведовского, Гурышевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Более мелкие группы находятся в Царинском и Кытмановском районах Алтайского края и в Шеба-Липском районе Алтайского края.

Происхождение и расселение телеутов

Традиционный костюм, кухня и жилище телеутов

Комплекс традиционной мужской одежды почти не сохранился до начала XX века, хотя характерные элементы одежды — кафтан, теплый стеганый халат, различные виды шуб, кожаная обувь с рукавами и подошвами (чарык) — продолжали использоваться вплоть до 1960-х годов. Женская одежда включала брюки из ситца или льна, длинное платье, напоминающее тунику с праздничным нагрудником, легкий кафтан из шерсти или ситца с подкладкой из черной ткани и праздничные халаты из шелка. Теплая верхняя одежда — стеганое пальто и шубы. Головными уборами были конические шапки из стеганой ткани с отворотами, сшитыми из бархата, и кистями на макушке, а также зимние шапки из овчины с отделкой из бобра или самбуко и покупными ситцевыми и шелковыми платками ярких цветов. Женщины носили головные уборы, серьги из меди или серебра, кольца, обручи, браслеты и броши. Традиционная женская одежда очень распространена и сегодня.

Традиционный костюм, кухня и жилище телеутов

Традиционная пища

Традиционная пища телеутов включала множество блюд из конины и баранины, а также молока. Продукты охоты, рыболовства и собирательства также занимают важное место в рационе. По-прежнему распространены традиционные блюда: тутмаш (суп из баранины с вареным и рубленым тестом, луком, мясом), овечья или конская кровяная колбаса (кан) с луком или чесноком, тъергом (овечьи кишки, наполненные кусочками сердца, печени, легких и жира), бульоны и супы из гуляша, сурков, барсуков, вяленой конины, соленого конского жира. Лапша и пельмени в форме полумесяца, рецепты которых переняли русские, также считаются традиционным блюдом. Молочные продукты использовались для приготовления традиционных напитков, таких как айран, чегги и арак, а также бочонков, сыра, сметаны и др.

До начала девятнадцатого века телеуты строили хижины из жердей, бересты, глины и шкур убитых животных. Каркас жилища составляли длинные столбы, которые вкапывали в землю и устанавливали в форме конуса. Стены были сделаны из бересты, обмазанной глиной. Снаружи хижина была покрыта шкурами.

Где живут, численность

Согласно переписи населения 2010 года, численность телеутов в России составляет 2 643 человека. Большинство жителей компактно проживает в южной части Кемеровской области — 2 520 человек. Небольшие группы телеутов живут в Республике Алтай. В период своего расцвета народ занимал обширные территории и кочевал по обе стороны Оби, в верхнем Приобье, на Ирисе и в предгорьях Алтая. С приходом русских и распадом централизованной земли телеутов переселили на территорию современного поселка и Дузгарии. В Китае они рассеялись и полностью ассимилировались с местным населением.

История

Название и история телеутского народа происходят от этнического названия «Теле», которое связано с древним народом динглинов Сибири, произошедшим от гуннов. Первые упоминания о телеутах относятся к началу нового времени: этот народ контактировал с китайскими, иранскими и турецкими племенами. В XII. После этого он стал частью Ойратского ханства.

В 17 веке на юго-западе Сибири образовалась так называемая Телетская земля, которую контролировали кочевники-телеуты. В течение столетия регион функционировал как буферная зона между Российским государством и Дузгарским ханством. Феодальная верхушка Телеутов сумела лавировать между могущественными соседями и отстаивать собственные интересы. Народ продолжал вести традиционный образ жизни и увеличивал свое влияние, завоевывая соседние племена, члены которых становились рабами. Распад Джунгарского ханства означал конец земли телеутов: народ рассеялся и мигрировал к джунгарам и в районы современного расселения.

Внешность

Антропологически телеуты принадлежат к монгольскому племени, центрально-азиатскому типу, характеризующемуся смешением черт различных монгольских групп. Помимо типично монгольских черт, народ имеет довольно европейскую внешность по сравнению с другими народами азиатской ветви. В начале XVII века в русских источниках упоминались белые и черные калмыки: черные назывались соседними ойратами из-за более светлого цвета кожи, а белые — телеутами.

Характерные черты внешнего вида людей включают:

  • светлую пигментацию кожи;
  • средний рост;
  • крепкое телосложение;
  • широкое высокое лицо;
  • высокое переносье;
  • слабо выступающий нос;
  • эпикантус;
  • темные волосы и глаза;
  • слабую растительность на лице и теле.

Интересна традиционная прическа телеутов. Традиционная телеутская традиция — это традиционная телеутская традиция. Девушки носили 3 и более косичек, украшенных кабанчиками и косами — количество кос обязательно было избыточным. Замужние женщины носили две косы: во время свадебных церемоний невеста меняла прическу и прятала волосы под нарядом. Традиционно женщины покрывали голову конической шапкой с кисточкой, нижняя часть которой была оторочена горностаем или соболиным мехом.

Тутмаш байрам

Телеутский фестиваль «Тутмаш Байрам» посвящен приходу весны и пробуждению природы. Он назван в честь национального блюда, состоящего из конины с тестом и залитого «шурпой» — бульоном, в котором варится мясо. В этот день двери всех домов открыты для посетителей, а на каждом столе — главное блюдо: суп, приготовленный по старинным национальным рецептам.

Если вы хотите приготовить национальное блюдо «Тутмаш», это не так уж и сложно. Отдельно приготовьте конину, печень и пельмени. Дайте всему остыть и нарежьте. Добавить измельченный лук, также измельченный, перец и залить мясным бульоном! Приятного аппетита и праздничного настроения!

Фестиваль «Туттмаш байрам» проходит в сельских домах культуры Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Сюда обычно приезжают гости: представители всех национальностей, проживающих в Кузбассе, делятся радостью пробуждения природы с турками.

Согласно традиции, в начале праздника князь и шаман приносят прошения и дары всемогущему главному богу Ульгеню. Молятся о хорошем лете, богатом урожае сена, откорме скота на сочных пастбищах, мире и процветании в семьях.

«Тутмаш Байрам» — это возможность для молодежи посоревноваться в силе и ловкости и принять участие в национальных играх. Те, кто постарше, предпочитают песни.

Табыр, как и Тутмаш Байрам, — это праздник, когда пробуждается природа и поется о родине. В древние времена телеуты в Табире ходили на определенное возвышенное место рядом с деревней, которое считалось священным. С помощью шамана они делали подношение богам в виде белого барана или лошади.

Старая легенда из Телеута гласит, что первым шаманом, или Камом, как его называли люди, была женщина. Однажды Богдо-хан приказал застрелить ее, чтобы проверить силу ее магических способностей. Женщина-Кам не только выжила, но и начала гоготать еще громче, чем раньше. И когда родился ее ребенок, все последующие телеут-кама исходили от него.

Пардакай

Летние банковские праздники телеут «Окончание сева в новолуние» называется «Пардакай». Традиционно он организуется ежегодно в начале июня на берегу реки Батшата в городе Белово управлением культуры и кино администрации города Белово при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области и региональной общественной организации «Союз телеутского народа».

В древние времена «Пардакай» отмечался как праздник деревни Телеут, которая находится в границах города Белово. Сегодня к участию приглашены представители телеутской этнической группы из Новокузнецка и Белово, а также из поселков и деревень Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. В состав делегаций вошли творческие фольклорные коллективы, сборные команды спортсменов, активистов и членов общественных этнических объединений — всего более 250 человек. Неудивительно: «Пардакай» — это особый фестиваль. Он телеутский, но объединяет самые разные национальности, проживающие в Кузбассе. Поэтому в «Пардакае» можно услышать русский, татарский и армянский языки, а также язык телеутов. Это придает особый оттенок празднику, который отмечается с древних времен и до наших дней.

Согласно древней традиции, Пардакай начинается с ритуала. Участники пьют из чаши, которую держит шаман, и таким образом получают благословение духов на праздник. Есть еще одна незыблемая традиция. Именно в день Пардакая обновляется и освящается сондор (амулет — береза), хранящийся в каждой телеутской семье. Привязывание ленточки к сондору, священному дереву телеутов, в день Пардакай означает, что вы защищены от всех бед и несчастий.

Цели организаторов фестиваля многогранны: возрождение традиций и обычаев телеутского народа, сохранение национальных видов спорта, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание молодежи. По этой причине во время Пардакая проводятся спортивные и национальные соревнования, конкурсы и выставки. Помимо известных футбольных и волейбольных матчей между молодежными и ветеранскими командами, тяжелой атлетики и эстафет, спортивная часть фестиваля включает игры и соревнования по телеутским видам спорта: борьба куреш, стрельба из лука, тебек, перетягивание каната, метание камня.

Молодежь играет в национальную игру «Ойонок». Все начинается с роли лидера и игроков. Ведущий сидит с завязанными глазами в центре круга, а игроки по очереди бьют его. Смысл этой игры заключается в том, что лидер должен определить человека, который его ударил.

Этнический фестиваль без конкурсов просто немыслим. Жюри присуждает призы за лучшие выступления в рукоделии, украшении юрт, приготовлении национальных блюд («Табак куругы»), ткачестве («Тяраш кыс»), исполнении древних легенд и песен на этническом языке о своей родине («Тулган мен терим»).

8 9 16 Teleuty s garmoshkoy

Представители телеутов среди участников фестиваля национальных культур

В селе Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской области. 2012.

…Искренние улыбки, звуки бубна, таинственные звуки древних легенд, национальные песни, котел с ароматным мясом на костре, воздушные шары и разноцветные воздушные змеи, парящие в небе — это и есть «Пардакай»!

Теле-Каан

«Tele Kaan» — это региональный праздник Телеутского банка единства. Это довольно новый праздник по сравнению с другими праздниками. Его отмечают в начале июля в селе Шанда Гурьевского района Кемеровской области.

Теле Кан впервые был проведен 12 июля 2014 года, ознаменовав окончание второго Международного десятилетия коренных народов мира.

8 9 8Teleuty Zhenschina s reb

Телеутские семьи на региональном фольклорном фестивале «Теле каан».

Коллективный праздник открылся традиционной церемонией поклонения огню: Старейшина деревни наливал молоко на огонь, после чего все присутствующие образовывали три круга вокруг ритуального костра.

Спорт в Телеутском национальном спорте очень зрелищный. Некоторые из этих коллективных телеутских игр находятся на грани утраты, поэтому так важно, особенно — для молодого поколения, восстановить, закрепить не только на бумаге, но и на практике, во время банковских праздников, богатые традиции и обычаи предков.

В этом смысле привлекает внимание национальная телеутская игра «Тебек». Свое название он получил от главной особенности игры: тебек — это круглый кусок длинной шерсти диаметром около 8 см, к которому прикреплен кусочек свинца. Кусок меха вырезался из овчины или другой шкуры, имеющей длинную бахрому, а посередине прикреплялся поводок. В результате получалось нечто похожее на шатлбокс: длинные волосы заставляли тебек парить в воздухе, когда его подбрасывали ногой. Сегодняшнее поколение телеутов заменяет мех натуральной кожей, а свинец — мелкими камешками или песком. Поэтому «тебек» сегодня — это специальный мешок, наполненный разного размера частицами твердой и плотной породы.

Но если время изменило главную особенность игры «тебек», то ее правила остались неизменными: каждый игрок по очереди бьет по внутренней поверхности стопы «тебека», подсчитывая попадания — очки. Если «тебек» падает на землю, наступает очередь следующего игрока и так далее. Победителем становится тот, кто забьет наибольшее количество бросков и наберет наибольшее количество очков.

По оценкам, в первом «Теле-Каане» приняли участие более 500 человек.

Внешность

Антропологически телеуты принадлежат к монгольскому племени, центрально-азиатскому типу, характеризующемуся смешением черт различных монгольских групп. Помимо типично монгольских черт, народ имеет довольно европейскую внешность по сравнению с другими народами азиатской ветви. В начале XVII века в русских источниках упоминались белые и черные калмыки: черные назывались соседними ойратами из-за более светлого цвета кожи, а белые — телеутами.

Характерные черты внешнего вида людей включают:

  • светлую пигментацию кожи;
  • средний рост;
  • крепкое телосложение;
  • широкое высокое лицо;
  • высокое переносье;
  • слабо выступающий нос;
  • эпикантус;
  • темные волосы и глаза;
  • слабую растительность на лице и теле.

Интересна традиционная прическа телеутов. Традиционная телеутская традиция — это традиционная телеутская традиция. Девушки носили 3 и более косичек, украшенных кабанчиками и косами — количество кос обязательно было избыточным. Замужние женщины носили две косы: во время свадебных церемоний невеста меняла прическу и прятала волосы под нарядом. Традиционно женщины покрывали голову конической шапкой с кисточкой, нижняя часть которой была оторочена горностаем или соболиным мехом.

Одежда

Традиционная повседневная одежда женщин состояла из брюк и туники, напоминающей кунек, с клиновидными вставками. Одежда отличалась широкими рукавами, доходящими до запястья, низким воротником-стойкой с декоративными украшениями и поясом с нарядными украшениями. Костюм имел сакральный смысл: он должен был защищать девушку от злых духов, сохранять и усиливать ее детородные способности. Те части, которые демонстрировали неприкрытую кожу — воротник, рукава и нижняя часть платья — были подкрашены красной тканью сзади. Красные оттенки ассоциировались с благодатью, плодородием и началом новой жизни.

Свадебное платье было полностью сшито из красной ткани, «опасные» пояса были подшиты с изнаночной стороны синими лентами, символизирующими небо, где обитали высшие боги. Синий цвет был также кисточкой на традиционном церемониальном головном уборе — киш-поруке. Серебро, золото и ткани подобных цветов имели священное значение. Телеуты верили, что Маг-ана, богиня-мать и защитница женщин, защищала своих детей золотым луком, а серебряные волосы придавали ей красоту. Считалось, что верховный бог Бай Ульген обитает на золотой горе и восседает на золотом троне в золотом дворце. Воротник женского платья был расшит серебряными и золотыми нитями и украшен металлическими пластинами из дерева акации (также акации). Костюмы были украшены нагрудниками, состоящими из двух частей, представляющих женскую и мужскую стороны. Нагрудники изготавливались из бересты, обтягивались тканью и украшались бисером, монетами и вышивкой. Серебряные серьги, браслеты и ленты с раковинами каури были широко распространены. Считалось, что они защищают от сглаза, их также клали в колыбели младенцев.

Жилище

Традиционным жилищем телеутов была конусообразная палатка, утепленная торфом, обмазанная глиной и покрытая шкурами животных. Кочевые скотоводы со временем приняли традиционную монгольскую юрту. Для зимы они строили хижины со скатной крышей, а позже к ним добавились деревянные дома с четырьмя и пятью стенами. Жилище было разделено на две части — женскую часть справа и мужскую часть слева. Мужская зона использовалась для хранения оружия, мехов и инструментов, а женская — для хранения предметов быта, текстиля, ремесленных изделий и продуктов питания. Там же была установлена колыбель для ребенка, сделанная из вишневого дерева, срезанного в новолуние.

Камин, который использовался для отопления, имел сакральное значение, связанное с верой в духов огня в центре жилища. За камином размещался специальный реквизит — дьаныртык. Кайырчак, деревянный ящик, украшенный богатой резьбой, ставился сверху. Семейные идолы — хранители семьи в виде деревянных кукол — хранились в кайыртчаке. Телеуты верили в силу энергии: они доверяли только шаману, который вырезал лица кукол. Идолов охраняли и кормили раз в год, а обереги передавались из поколения в поколение.

Телеуты когда-то были частью народа тиле. Они попали под власть Первого турецкого ханства. Телеуты возникли в результате смешения кипчаков и монголов. 4 К концу XVI века телеуты двинулись через степь между Ирисом и Обью. В это время они номинально стали подданными Ойрата. В то время там в палатках жили 4 000 человек. 5

В середине 18 века русские установили контроль над регионом, и телеуты стали их подданными. 4 В своих документах русские называли телеутов «белыми калмыками», хотя между ними существовали этнические и языковые различия. Калмыки и телеуты. 5

Телеуты считают себя отдельным народом и многие не приемлют ярлыков. Алтай. 6 Большинство телеутов живут на берегах рек Большой и Малый Бачат в Кемеровской области, но некоторые телеуты также живут в Республике Алтай. 5

Культура

Большинство телеутов были кочевниками или полукочевниками-скотоводами, державшими в основном лошадей, коз, крупный рогатый скот и овец. Некоторые телеуты были охотниками и жили за счет животных тайги. 4

Традиционными жилищами телеутов были конусообразные юрты, сделанные из коры или жердей. 4

Традиционная одежда телеутов состояла из льняных рубах, коротких бриджей и однобортных халатов. 4

Одежда

Традиционная повседневная одежда женщин состояла из брюк и туники, напоминающей кунек, с клиновидными вставками. Одежда отличалась широкими рукавами, доходящими до запястья, низким воротником-стойкой с декоративными украшениями и поясом с нарядными украшениями. Костюм имел сакральный смысл: он должен был защищать девушку от злых духов, сохранять и усиливать ее детородные способности. Те части, которые демонстрировали неприкрытую кожу — воротник, рукава и нижняя часть платья — были подкрашены красной тканью сзади. Красные оттенки ассоциировались с благодатью, плодородием и началом новой жизни.

Традиционным жилищем телеутов была конусообразная палатка, утепленная торфом, обмазанная глиной и покрытая шкурами животных. Кочевые скотоводы со временем приняли традиционную монгольскую юрту. Для зимы они строили хижины со скатной крышей, а позже к ним добавились деревянные дома с четырьмя и пятью стенами. Жилище было разделено на две части — женскую часть справа и мужскую часть слева. Мужская зона использовалась для хранения оружия, мехов и инструментов, а женская — для хранения предметов быта, текстиля, ремесленных изделий и продуктов питания. Там же была установлена колыбель для ребенка, сделанная из вишневого дерева, срезанного в новолуние.

Камин, который использовался для отопления, имел сакральное значение, связанное с верой в духов огня в центре жилища. За камином размещался специальный реквизит — дьаныртык. Кайырчак, деревянный ящик, украшенный богатой резьбой, ставился сверху. Семейные идолы — хранители семьи в виде деревянных кукол — хранились в кайыртчаке. Телеуты верили в силу энергии: они доверяли только шаману, который вырезал лица кукол. Идолов охраняли и кормили раз в год, а обереги передавались из поколения в поколение.

Жизнь

Телеуты были разделены на две группы в соответствии с преобладающим традиционным занятием:

  1. Горно-степные полу-кочевые скотоводы.
  2. Пешие таежные, степные охотники.

Пастухи разводили баранов и крупный рогатый скот, держали коз и свиней на подсобных хозяйствах, особую роль играло коневодство. Каждая порода имела свое клеймо; количество животных в стаде определяло социальный статус. Телеуты были известны как искусные наездники и знали более десяти способов обуздать и оседлать диких и непокорных лошадей.

Охота составляла основу их ежедневного рациона в периоды между забоями скота. Пойманные шкурки пушных зверей использовались в торговле за уплату ясака. Охота на волков, медведей, оленей, лосей, рысей, горностаев, жеребят, серн, косуль, ласок, диких коз. Важное место занимала охота на дичь и мелких животных: Зайцы, барсуки, кроты, скунсы, дрозды, куропатки, тетерева, куропатки, утки, дикие утки, куропатки, перепела. Собирательство и рыболовство играли незначительную роль. Сбор саранов, ягод, грецких орехов и хлебных палочек. Рыбу ловили в реках сетями, копьями, неводами и удочками. С приходом и ростом влияния русских, они переняли основы сельского хозяйства, садоводства и пчеловодства. Традиционные искусства делились на мужские и женские. К первым относились изделия из дерева, кожи и металла. Телеуты были известны своим искусством плетения паутины, канатов и жгутов. Кузнецы пользовались большим уважением в народе: В мифологии они фигурируют как покровители огня и металла и почитались племенами. Традиционными занятиями женщин были шитье, вышивка, ювелирные изделия, мозаичные матрасы, текстиль, войлок, шелковые и шерстяные шнуры.

Религия

  1. Реальная земля, где обитали люди и пайна — духи земного пути. К ним относились хозяева рек, тайги, гор, покровители животных, промысловых культов.
  2. Земной путь, представлявшийся в виде широкого кольца над реальной землей.
  3. Земли истины, состоявшие из двух миров. Проникали в земли истины лишь шаманы.
  4. Нижний мир, населенный злыми духами кара-неме.
  5. Верхний мир, разделенный на 16 сфер, где жили боги-творцы. Верховный бог Бай Ульген, часто представлявшийся в женском образе матери всего сущего, обитал в верхней сфере.

Шаманы, чьи дары передавались по наследству, играли важную роль в жизни телеутов. Традиционные атрибуты шаманов включали молоток, шапку с птичьими перьями и шаманский бубен, к которому обычные люди не смели прикасаться.

В священных местах проводились общие молитвы и церемонии. Один из них находился в Шанде на горе Шаанту: считалось, что там живут духи предков. Они верили, что их преследуют духи предков; они верили, что если встать в одной из пещер и загадать желание, то можно услышать странный звук. Это означает, что желание было услышано богами и будет исполнено. Если вместо звона вы слышали гром, это считалось дурным предзнаменованием, предупреждением о беде.

Цель: Получить знания о культуре и повседневной жизни коренного малочисленного народа — телеутов. Задачи: Познакомиться с историей возникновения малого этноса — телеутов; познакомиться с народными традициями, фольклором телеутов Формировать толерантное отношение к народам и этническим группам, живущим рядом с нами.

Я собрал информацию об этническом составе учащихся нашей школы в 2019 году. Якуты — 635 человек. Русские — 352 человека. Узбеки — 20 человек. Буряты — 17 человек. Эвенки — 13 человек. Кыргызстан — 10 человек. Армяне, таджики — 8 человек. Эвены, корейцы — 5 человек. Украинцы, татары, тувинцы — по 4 человека. Ногайцы — 3 человека. Долганы, Телеуты — 2 человека. Немцы, болгары, мордва, казахи, кумыки, ингуши — по 1 человеку. Перед разработкой нашего проекта мы провели устный опрос, чтобы выяснить, знают ли ученики нашего класса, кто такие «Телауты». К сожалению, они ничего не знают об этой национальности и удивляются, когда я с гордостью говорю, что я телеут.

г. Белово п. Беково, Ильич, Телеут, Телеут. Улус с. Шанда Новокузнецк п. Teleut Rod (söök/yasun/ruu) Доля Фамилии Семьи Доля Меркит 8 13% Актешевы, Алагызовы, Алтарышевы, Сыркашевы, Тушманаковы, Ускойвы, Хлопотины, Шабураковы Мундус 7 11% Андушкины, Аргоковы, Колмаковы, Колчегшевы, Мандяковы, Паштаковы, Чебелковы Тоелöс 6 10% Алабашевы, Бараевы, Барсуковы, Кистаровы, Чемодановы, Шулатаевы Ютты/Утты 6 10% Бедреевы, Кильтеевы, Тодышевы, Челухоевы, Чештановы, Якучаковы Очи-пиво 5 8% Корбины, Кормины, Кочубеевы, Обышевы Шабины Тодош 4 6% Алаганчаковы, Магины, Менкины, Сатины Чынцан 3 5% Акоковы, Аноковы, Смачевы Тонгул 3 5% Баксарины, Кузларовы, Тарасовы Мереть 3 5% Кечеевы, Турсуновы, Якушевы Найман 3 5% Каргины, Кучигашевы, Манжины Терт-тас 3 5% Калишевы, Максимовы Ясаковы Чалмалу 2 3% Борисовы, Поросенковы Торо 2 3% Манин, Пазыкаевы Каатын 2 3% Кутоновы, Четоновы Теткир/Тетпер 2 3% Накаевы, Токмашевы Тумат 1 2% Шадеевы Чорос 1 2% Тыдыковы Пурут 1 2% Баярчин Итого 62 100% Телуты являются коренными жителями Кузнецкой земли. Сегодня в южной части Западной Сибири проживает около 2,5 тысяч телутов. Некоторые из них живут в городах Кемеровской области, Алтайского края и Республики Алтай, но многие представители этого народа расселились и по всему бывшему Советскому Союзу. Телеуты в основном являются сельскими жителями. I n t e r n a t i o n ….

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий