Народы Китая — национальный состав. Высокогорный народ из китая.

История и традиции народов современного Китая уникальны и самобытны. В крупных мегаполисах страны не очень хорошо понимают культурные и языковые различия между жителями. Но в отдаленных провинциях живут люди самых разных национальностей. История многих из них насчитывает не одно столетие.

Хунну — кочевники, вынудившие китайцев построить знаменитую стену

Хунну — один из самых известных кочевых народов древности. Они населяли степи Центральной Азии на протяжении многих веков, но во II веке нашей эры их поглотили другие этнические группы, которые превзошли этих кочевников в силе и могуществе. Хотя народность сионгну давно исчезла, память о ней никогда не угасала. Пожалуй, их можно с уверенностью назвать загадочной и необычной расой древности.

Важный вклад в изучение истории хунну, их жизни и образа жизни внес российский историк и ученый Лев Гумилев. В китайских источниках также много ссылок на вопросы, которые задавали исследователи, позволяющие нам заглянуть в прошлое хунну, и я предлагаю сделать это. Как жили эти люди? Как они появились в степях своей родины, как им удалось построить свою империю и почему они снова исчезли?

Предки хунну

Хунну, также известные как Сюн-ну, были кочевым народом, жившим в степях Центральной Азии и занимавшимся в основном скотоводством. Бедная почва и необходимость искать свежую воду и пастбища заставляли народ хунну постоянно кочевать. Смену времен года можно проследить на примере пастушеских кочевников хунну, которые постепенно захватывали новые территории и закрепляли свое господство на них. Но как появился этот народ?

Еще до появления гуннов как этнической группы их земли населяли различные воинственные племена, многие из которых впоследствии стали предками современных китайцев. Первоначально в степях жили ди и жуны, а к северу лежали земли хунъюй и ханьюнь, которые историки называют Прахун. Исследования А.Д.Гамбоджапова, Л.И.Думана и Е.В.Бембеева показывают, что многие племена, жившие в азиатских степях, принадлежат к предкам гуннов.

Самыми важными считаются Хунюй, Гуйфань и Байди. Они постоянно переезжали с места на место, перемешивались и вели войны, поэтому происходил постоянный этнический и культурный обмен. Это стало началом появления многих древних народов, в том числе и хунну.

Вождь сюнну / Joan Francesc Oliveras Pallerols / jfoliveras.artstation.com

Появление народа

Рядом с кочевниками находилась пустыня Гоби, а суровый климат степи требовал навыков выживания даже в самых суровых условиях. Историк Лев Гумилев в своих работах отмечает упорный характер хунну, которые смогли выжить уже в X. Век до нашей эры они смогли пересечь пустыни и были искусны в скотоводстве. Он пишет:

Ханьюнь и Хуньюй были потомками коренного населения северного Китая, которое было изгнано из степей «черноголовыми» предками китайцев еще в III тысячелетии до нашей эры. Возник первый этнический субстрат прахунов, который стал гуннским только в следующую эпоху, когда прахуны пересекли песчаные пустыни… До этого они назывались Ху, что означает степные кочевники. Так что гунны были первыми людьми, покорившими пустыни».

Воин хунну / zhongping Zhang / zzp8945096.artstation.com

В 822 году до н.э. гунны напали на различные регионы Китая, но китайцы смогли отразить нападение. Удивительно, но гунны не упоминаются в древних китайских источниках в течение нескольких веков после этого.

Конечно, можно предположить, что эти племена сильно пострадали от отбившихся китайских племен, но в действительности все было иначе — хунну консолидировали свою власть и силу для создания собственного государства.

Национальный состав Китая

Официально в КНР насчитывается 56 этнических групп; китайцы-хунну составляют 90-95 %.

Список 55 народов Китая, отсортированных в порядке убывания по количеству проживающих в КНР: Жуаны, Хуэй, Уйгуры, И, Мяо, Маньчжуры, Тибетцы, Монголы, Туцзя, Буй, Корейцы, Дун, Яо, Бай, Хани, Казахи, Тай, Ли, Лису, Ше, Лаху, Ва, Шу, Дунсянь, Наси, Ту, Киргизы, Цин, Даур, Цзинпо, Мулао, Сибо, Салари, Булан, Гелао, Маонан, Таджик, Пуми, Ню, Ачан, Эвенки, Цин, Узбек, Цино, Уйгур, Баоань, Дулун, Орошон, Татар, Русский, Гаошань, Хешен, Менба, Лоба.

Несколько китайских национальностей, проживающих в Юньнани и Тибете, официально не зарегистрированы. На территории Китайской Народной Республики проживает множество этнических групп, из которых мы рассмотрим самые крупные по численности населения.

Ханьцы

Народ Ханьцы

Численность ханьцев составляет 1310158,851 человек. Название этого народа в Китае отражает эпоху империи Хань, которая была основана в 206 году до нашей эры. Древняя китайская цивилизация была на пике своего развития. Династии удалось объединить различные китайские провинции в единое государство. Династия получила свое название от реки Хансуй, что в переводе означает Млечный путь. С древних времен ханьцы занимались сельским хозяйством, рыболовством и животноводством. Одним из древнейших искусств ханьцев является искусство изготовления фарфора, которое достигло определенного уровня совершенства.

Чжуаны

Народ Чжуаны

Численность жуань составляла не менее 15,5 миллионов человек; буддизм и даосизм распространились во времена династий Тан и Сун. Впоследствии часть чжуанского населения выбрала христианство. Почти все чжуаны говорят на китайском языке.

Население очень густонаселенное:

  • Гуанси-Чжуанскую автономию;
  • Хунань;
  • Гуандун;
  • Сычуань;
  • Юньнань.

Народ Чжуаны

Жуанги занимают нишу в выращивании кукурузы, овощей и бобовых, в животноводстве и птицеводстве, а также в развитии рыболовства. Среди традиционных искусств страны — металлообработка, ткачество и гончарное дело.

Численность

По состоянию на сентябрь 2021 года население КНР составляло 1 449 125 779 человек. Она считается одной из самых густонаселенных стран мира.

Средняя плотность населения составляет 153 человека на 1 м². Население распределено по стране неравномерно. Например, прибрежные районы восточного Китая считаются самыми густонаселенными — 400 человек на 1 м². В центральных районах Китая на 1 м² приходится 200 человек. Горные районы на западе страны считаются малонаселенными — менее 10 человек на 1 м².

Национальный состав Китая

В Китае насчитывается 56 этнических меньшинств. Самая большая этническая группа современных китайцев — хань, самая маленькая этническая группа в стране — лоба, насчитывающая 3 000 человек.

Этнические группы Китая неравномерно разбросаны по всей стране. Ханьцы, например, рассеяны по всему Китаю. Однако наиболее многочисленны они в районе рек Хуанхэ и Янцзы.

Ханьцы

Ханьцы

Насчитывая 1 310 158 851 человек, они являются самой большой этнической группой в Китае. Название происходит от династии Хань (206 г. до н.э.). В то время цивилизация древних китайцев была на пике своего развития. Династия Хань объединила разрозненные провинции в одну мощную силу. Династия получила свое название от реки Хансуй, что в переводе с китайского означает «Млечный путь».

С древних времен ханьцы занимались рыболовством, земледелием и животноводством. Они также производят очень красивый фарфор.

Чжуаны

Чжуаны

Число этих людей составляет 16 миллионов человек. В древние времена, во времена династий Сун и Тан, чжуаны исповедовали буддизм. Представители этнической группы Цзянси постепенно приняли христианство.

Почти все чжуаны говорят на путонхуа. Представители этой этнической группы живут в Юньнани, Гуандуне, Хунани и Гуанси-Чжуанском автономном районе. Большинство чжуан занимаются выращиванием кукурузы, бобовых и овощей, а также разведением домашней птицы и скота. Традиционными видами искусства этой этнической группы являются керамика, ткачество и металлообработка.

Хуэй

Хуэй

В Китае насчитывается около 10 миллионов представителей народности хуэй. Они населяют районы Нинся-Хуэйского автономного района, а также проживают в Ганьсу, Синьцзяне, Хэбэе и других провинциях.

Хуэй говорят на языке путонхуа. Однако в их языке также присутствуют слова и словосочетания из фарси и арабского языка. Хуэй проповедуют ислам. На территории Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана живут потомки хуэй — дунгане. Их предки мигрировали в эти страны из Китая.

Хуэй не едят мясо мулов, ослов, собак и лошадей. У них также своеобразное отношение к выпивке. Хуэй пьют воду только из чистых источников.

Уйгуры

Уйгуры

Численность этой этнической группы, проживающей на северо-западе Китая, составляет 11 миллионов человек. Предки уйгуров — кочевники из северо-западных районов китайского государства.

С древних времен уйгуры занимались земледелием, животноводством, рыболовством и охотой. Они являются тюркоязычным народом смешанного монголо-европейского происхождения. Большинство населения исповедует ислам.

Большинство уйгуров проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. У них есть свой язык, который основан на арабском алфавите. Постепенно он превратился в современный язык Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Уйгурский народ живет за счет сельского хозяйства. Они сажают рис, кукурузу, зерно и хлопок, а также занимаются садоводством. Недалеко от Синьцзян-Уйгурского автономного района находится одно из крупнейших винодельческих предприятий.

Борьба с династией Цин

В то время как ситуация на Тайване была спокойной, на материке разразилась война. Китайская династия Мин начала кровавую и мучительную конфронтацию с Маньчжурией. Положение правящей династии быстро стало катастрофическим. В 1644 году маньчжурские войска завоевали столицу Пекин и основали собственную династию Цин.

Династия Цин была династией, основанной кланом Айсинь-Гёро в Маньчжурии. Династия Цин была последней, объединившей весь Китай. Она просуществовала с 1644 по 1912 г. В 1917 г. империя Цин возродилась — но только на 11 дней. И на смену ей пришла Китайская Республика.

Однако это не было полным поражением Мин. Театр военных действий сместился на юго-восток.

Флаг Цинскои империи.png

Мин поддержал Чжэн Чжилун, предводитель пиратов в Тайваньском проливе. Он повел оставшиеся военные корабли династии Мин в бой против маньчжуров. Но в 1645 году Нанкин пал. Затем армия империи Цин вторглась в провинцию Фуцзянь. Чжэн Чжилун решил, что лучше не воевать с новой династией, а вести переговоры.

Правление Чжэна Ченгуна

Переговоры с маньчжурами были успешными. Однако сын Чжэн Чжэна, Чэнгун, выступил против Цин. Он остался верен династии Мин и ее последнему правителю Чжоу Юлану. При поддержке жителей Фуцзяни и пиратов Чжэнгу удалось укрепить свое влияние в провинции и оттеснить маньчжуров. Это правда, что цинская армия уничтожила последние остатки сопротивления Мин в то время. О Зенге нужно было позаботиться позже. И он понял: нужно воспользоваться этим.

В 1654 году Цзэн и его люди прошли вдоль Янцзы и достигли Нанкина. Однако он не сумел воспользоваться своим успехом. Династия Цин нанесла поражение врагу и двинулась во главе пиратов. Но маньчжуры не смогли победить его на воде. Затем правительство Цин начало насильственно переселять жителей прибрежных районов вглубь страны. Это было сделано, чтобы ослабить Чжэна. И план сработал. Пират знал, что рано или поздно он будет побежден армией Цин. Необходимо было найти новое место. И его выбор пал на Тайвань.

Чжэн Ченгун.jpg

Вместе с ним на остров переехало большое количество последователей. Голландцы были недовольны прибытием захватчиков, что привело к столкновениям. Армия Чжэна, которую европейцы называли Коксинга, атаковала форт Зеландия. И в 1662 году им удалось его захватить. Голландцы покинули остров. А Чжэн Чэнгун провозгласил возникновение государства Дуннин. Фактически, он был независимым, хотя Коксинга признавал суверенитет императора династии Мин Чжоу Юланга.

Китайская культура заменила европейскую на острове. Чжэн усердно поддерживал и поощрял иммигрантов с материка на Тайвань. Он начал торговать как внутри острова, так и с его соседями. Зная, что у него не хватит сил сражаться с Империей Цин в одиночку, он задумал попросить помощи. Правитель возлагал свои надежды на многочисленные китайские общины, проживавшие на Филиппинах. Коксинга имел в виду две возможности. В первом случае филиппинцы-китайцы добровольно перейдут под его знамена. Во втором случае Цзэн захватит их и заставит сражаться за него. Однако планам тайваньского правителя не суждено было сбыться. На острове вспыхнула эпидемия малярии. Чжэн умер летом 1662 года, и его сын, Чжэн Цзин, стал новым губернатором острова.

Тайвань в составе Японской империи

Война с Японией стала катастрофой для Китая. В 1895 году Китай и Япония подписали мирный договор, по которому Стране восходящего солнца должны были отойти острова Пэнху и Тайвань. Однако японцы не сразу были готовы использовать новые территории. Когда жители Тайваня узнали о договоре, они решили действовать. Лидеры объявили о создании независимой республики. Но это продолжалось всего несколько дней. А потом пришли японцы. Тайваньские чиновники хотели оттеснить иностранцев, но те ввязались в драку. Среди них не было сильного лидера. На острове не было полноценной армии, а народ не хотел вступать в войну. Кроме того, многие простые люди (как местные, так и китайцы) верили, что при японцах жизнь будет лучше.

Японцы не знали, чего ожидать на острове. И поначалу власть была сосредоточена в руках военачальников. Но через несколько лет их заменили простыми слугами. Тайвань полностью признал власть Японии. И не зря.

  • Началось активное развитие инфраструктуры и экономики.
  • Повсеместно началось строительство школ и больниц.
  • Сельское хозяйство острова, благодаря новым технологиям, вышло на новый уровень.
  • Произошла электрификация острова.
  • Появились текстильная и химическая промышленность.

За короткое время Тайвань стал одним из самых развитых и процветающих регионов Восточной Азии. Например, до прихода японцев на острове было около 50 километров железной дороги. Впервые за много лет Тайвань процветал. Население было довольно зажиточным.

Японские солдаты входят в Таибэи в 1895 году.jpg

Японские солдаты входят в Тайбэй в 1895 году (commons.wikimedia.org).

Конечно, островитянам пришлось заплатить цену за свой успех. Японцы требовали абсолютного повиновения своим законам. Малейший проступок жестоко карался. Жителям острова также пришлось изучать японский язык и культуру.

Подавление китайской культуры и языка местными жителями не вызвало особого недовольства. В основном это было связано с тем, что Япония не принуждала тайваньцев к полной ассимиляции. А в 1935 году произошло эпохальное событие.

Линь Сянтань, один из тайваньских чиновников, сделал Японии предложение. Он потребовал предоставить больше полномочий местным властям. Владельцы острова согласились. Тайваньским чиновникам была предоставлена фактическая автономия. Затем последовали выборы, и на острове начала укореняться демократия. Но вскоре все было кончено. К власти в Японии пришли милитаристы. В 1937 году началась вторая китайско-японская война. Тайвань стал удобной базой для нападения на материковый Китай и Филиппины. На острове было создано несколько военных баз. Тайваньцы не остались в стороне от конфликта.

Некоторые работали в военной и оборонной промышленности. Другие вступили в японскую армию и отправились на войну. Есть сведения, что тайваньцы участвовали в Нанкинской резне. Однако, когда Япония вступила во Вторую мировую войну, жители острова сражались на стороне японцев.

Япония проиграла войну. Тайвань также потерпел поражение. Американские самолеты разбомбили несколько важных стратегических объектов, включая резервуары для хранения нефти. Был поднят вопрос о статусе острова. Еще в 1943 году США и Великобритания поддержали Чан Кай-ши, лидера китайских националистов, который заявил, что Тайвань является частью Китая, завоеванной Японией. Это подтвердила Потсдамская конференция 1945 года. А после капитуляции Японии американские войска покинули остров.

Противостояние Китая и Тайваня в 20-м веке

Официально Китайская Республика появилась на Тайване в октябре 1945 года. Однако, вопреки ожиданиям, остров не стал провинцией государства. Чан Кайши отправил туда Чэня и назначил его генерал-губернатором.

Перед новым лидером стояла сложная задача. Во-первых, необходимо было набрать большое количество чиновников и руководителей. Во-вторых, экономика острова, которая была тесно связана с Японией, требовала быстрых изменений. В-третьих, японские законы и обычаи должны были быть заменены китайскими законами и обычаями. Все это требовало больших объемов специализированных человеческих и финансовых ресурсов. Но у Чена не было ни первого, ни второго. Более того, чиновник изначально был предубежден против тайваньцев, считая их предателями. Его правительство придерживалось аналогичных взглядов. Но Чен решил, что без помощи местных жителей ему не справиться. Поэтому он заполнил многие важные должности тайваньцами. Но это не помогло. Правда в том, что многие чиновники Чэня считали свою работу на Тайване изгнанием. В результате административный аппарат был погряз в скандалах и коррупции.

Чан Каиши.jpg

Островитяне также не были в восторге от прибывших материковых китайцев. Они, в свою очередь, считали их отсталыми и архаичными. В результате новый порядок на острове вызвал резкое неприятие со стороны тайваньцев. Они вообще были недовольны новыми законами. Ситуация обострилась. Чену и его людям явно нездоровилось. Им срочно требовалась помощь. Но Чан Кайши был слишком занят. В континентальном Китае бушевала гражданская война. И он считал, что тайваньцы должны были понять и терпеть это. Но жители острова с этим не согласились. Они не были готовы идти на жертвы. Экономическая депрессия, ухудшение медицинского обслуживания и образования, ужесточение законов вызывали у них ненависть к Чан Кайши.

Весной 1947 года остров охватило пламя. Поводом для этого послужило жестокое обращение китайских полицейских с тайваньской женщиной. Начались массовые беспорядки, пролилась кровь. Когда Кайши узнал о восстании, он отправил на остров войска. Ситуация стала еще хуже. Солдаты пытались подавить восстание силой. Невинные, безоружные люди часто попадали под перекрестный огонь. Несколько тысяч тайваньцев погибли от рук китайских солдат. Все более или менее влиятельные политические фигуры на острове также были подавлены. Лишь с трудом материковой армии Китая удалось подавить восстание.

Чан Кайши знал, что новое восстание может вспыхнуть при малейшей провокации. Поэтому он попытался исправить ситуацию. Он назначил тайваньцев на высшие политические должности и принял меры по сокращению безработицы. Однако изменить отношение островитян было нелегко.

История тайваньского вопроса

В 1949 году Мао Цзэдуну удалось победить Цайси. Последние были вынуждены уехать. Он переехал на Тайвань вместе со своими политическими соратниками из партии Гоминьдан и солдатами. В общей сложности на острове поселилось около полутора миллионов человек. Экономика острова не могла выдержать дополнительного бремени. И Кейси начала действовать радикально. Первым жертвой репрессий стал Чэн, за ним последовали некоторые из его чиновников. Началось подавление коррупции, как в правительстве, так и в самой партии.

Пока Кейси был занят решением собственных проблем, в мире происходило много интересного. Началось постепенное разделение мира на два лагеря. Первый — под руководством США, второй — под руководством СССР. Американцы начали войну в Корее, и Тайвань стал важным партнером. В связи с угрозой китайского вторжения на остров, военно-морской флот США был размещен в Тайваньском проливе. В противостоянии между коммунистами и капиталистами Кейси выбрал последних, за что получил многочисленные премии. Например, западные страны согласились разрешить Чану представлять Китай в Организации Объединенных Наций и других международных организациях.

Уйгуры

Около 11 миллионов уйгуров проживают на северо-западе Китая. Их предками были кочевники из северо-западного Китая. Основными направлениями деятельности уйгуров были:

  • торговля;
  • охота и рыбалка;
  • племенной скот;
  • сельское хозяйство.

Представители этого тюркоязычного народа имеют смешанное европейско-монгольское происхождение и исповедуют ислам. Их появление позволяет уйгурским актерам играть роли иностранных персонажей. В середине прошлого века был создан автономный уйгурский регион Синьцзян.

Народ И

Население И приближается к 9 миллионам человек. Постоянными местами проживания этнического меньшинства являются:

  • Горные районы Китая;
  • Провинции Юньнань, Сычуань, Гуйчжоу;
  • некоторые части Гуанси-Чжуанского автономного района.

3 000 постоянных жителей Вьетнама. В Ляншаньском автономном районе зарегистрировано почти 1 миллион человек.

Национальное меньшинство и использует шесть диалектов. На протяжении многих лет ученые пытаются расшифровать антропологический феномен этой этнической группы, где отмечается сходство с индийской антропологией.

Общая численность этнической группы мяо превышает 8,5 миллионов человек, из которых 7,65 миллионов проживают в Китайской Народной Республике, а 550 000 — во Вьетнаме. Второе название этого народа в Китае — хмонг. Мяо кита яты делятся на группы, различающиеся цветом и длиной женской одежды.

Для многих хмонгов изготовление и продажа красивой, красочной, вышитой одежды является источником средств к существованию. Многие семьи по-прежнему занимаются натуральным хозяйством. Их средства к существованию зависят от того, сколько риса, маниоки, кукурузы и гречихи они выращивают. Они знают, сколько усилий им приходится тратить на уход за крупным рогатым скотом и буйволами, разведение домашней птицы, рубку дров и сплав плотов.

Маньчжуры

Согласно последним данным, список населения ДРК включает около 10 миллионов маньчжуров, проживающих в разных частях страны. Страна имеет богатую историю, и почти 46% населения проживает в Ляонине. Этим языком пользуются в основном пожилые люди.

Большинство населения Маньчжурии говорит на китайском языке. В этой этнической группе много последователей даосизма и буддизма. Маньчжуры традиционно занимаются земледелием, животноводством и сбором лекарственных трав, а в горных районах развита охота.

Рекомендации

  1. ^ Хардинг, Гарри (1993). «Концепция« большого Китая »: темы, вариации и оговорки». The China Quarterly. 136 (136): 660–86. DOI : 10.1017 / S030574100003229X. JSTOR655587 .
  2. ^ Сборник фактов ЦРУ : «ханьские китайцы 91,6%» из 1379 миллиардов населения (оценка за июль 2017 г.)
  3. ^ 中華民國 國情 簡介 Важная информация ОКР. Исполнительный юань (на китайском языке). 2016. Архивировано из оригинала 18 февраля 2017 года. Проверено 23 августа 2016 года. 臺灣住民以漢人為最大族群,約占總人口97%
  4. ^ Исполнительный Юань, ROC (2014). Ежегодник Китайской Республики 2014 (PDF). п. 36. ISBN978-986-04-2302-0. Проверено 11 июня +2016 .
  5. ^ Перепись населения 2016 г. — Сводные результаты (отчет). Управление переписи и статистики. Февраль 2016. с. 37. Проверено 14 марта 2017 года .
  6. ^ Подробные результаты переписи населения 2016 г. (отчет). Служба статистики и переписи населения. Май 2017. Проверено 25 июля 2019 .
  7. ^ Перепись населения 2016 г., стр. 47.
  8. ^ Статистика Сингапура:
    • «Общее обследование домохозяйств 2015 года — страница содержания». Архивировано из оригинала на 5 мая 2017 года.
    • «Религиозные данные». Архивировано из оригинала 9 апреля 2016 года.
  9. ^ а б Чжан, Фэн; Су, Бинг; Чжан, Япин; Цзинь, Ли (22 февраля 2007 г.). «Генетические исследования человеческого разнообразия в Восточной Азии». Философские труды Королевского общества B: биологические науки. 362 (1482): 987–996. DOI : 10.1098 / rstb.2007.2028. PMC2435565. PMID17317646 .
  10. ^ а б Чжао, Юн-Бинь; Чжан, Е; Чжан, Цюань-Чао; Ли, Хун-Цзе; Цуй, Инь-Цю; Сюй, Чжи; Джин, Ли; Чжоу, Хуэй; Чжу, Хун (2015). «Древняя ДНК показывает, что генетическая структура китайцев Северной Хань сформировалась до трех тысяч лет назад». PLOS One. 10 (5): e0125676. Bibcode : 2015PLoSO..1025676Z. DOI : 10.1371 / journal.pone.0125676. PMC4418768. PMID25938511 .
  11. ^ a b Кто такие китайцы? (на китайском языке). Huayuqiao.org. Проверено 26 апреля 2013.
  12. ^ а б «Хан». Энциклопедический словарь Мерриам-Вебстера (десятое изд.). Мерриам-Вебстер. 1993 г.
  13. ^ «Китайский». Энциклопедический словарь Мерриам-Вебстера (десятое изд.). Мерриам-Вебстер. 1993 г.
  14. ^ Ян, Мяоянь (2017). Учимся быть тибетцем: построение этнической идентичности в Миндзу. Lexington Books (опубликовано 17 марта 2017 г.). п. 7. ISBN978-1498544634 .
  15. Перейти ↑ Zhao, Gang (2006). «Новое изобретение Китая: имперская идеология Цин и рост современной китайской национальной идентичности в начале двадцатого века» (PDF). Современный Китай. Мудрец. 32 (3): 3–30. DOI : 10.1177 / 0097700405282349. S2CID144587815. Архивировано 25 марта 2014 года. Дата обращения 29 мая 2016. CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  16. ^ «Краткое введение китайской национальности». Chinatraveldepot.com. Проверено 23 июля 2014 года .
  17. ^ Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна. Издательство Колумбийского университета. ISBN978-0-231-13924-3 .
  18. ^ Jenner, WJF (2004). «Раса и история в Китае». В Алане Лоуренсе (ред.). Китай с 1919 года: революция и реформа: справочник. Психология Press. С. 252–255. ISBN978-0-415-25141-9 .
  19. ^ Медь, Джон Ф. (2014). Исторический словарь Тайваня (Китайская Республика). Роуман и Литтлфилд. п. 53. ISBN978-1-4422-4307-1 .
  20. ^ «О Тайване». Тайвань (официальный сайт). Проверено 5 декабря 2019 .
  21. ^ «Конституция Китайской Народной Республики (статья 33)». Жэньминь жибао в Интернете. 2 мая 1982. Проверено 23 июля 2014 года .
  22. ^ «Закон о гражданстве». База данных законов и правил Китайской Республики. 27 января 2006. Проверено 23 июля 2014 года .
  23. ^ «Закон о гражданстве». Национальное иммиграционное агентство, immigration.gov.tw. Архивировано из оригинального 27 сентября 2007 года.
  24. ^ Barabantseva, Елена (2010). Заморские китайцы, этнические меньшинства и национализм: децентрализация Китая. Рутледж. ISBN978-1-136-92736-2 .
  25. ↑ Пак, Юн Чжон (2008). Вопрос чести: быть китайцем в Южной Африке. Lexington Books. п. 155. ISBN978-0-7391-3553-2 .
  26. ^ Бисон, Марк (2008). Современная Юго-Восточная Азия. Пэлгрейв Макмиллан. п. 118. ISBN978-1-137-06880-4 .
  27. ↑ Хуэй-Чинг Чанг, Ричард Холт (20 ноября 2014 г.). Язык, политика и идентичность на Тайване: имя Китая. Рутледж. С. 162–164. ISBN9781135046354. CS1 maint: использует параметр авторов ( ссылка )

Теленгиты

теленгиты.jpg

Теленгиты (Теленет, Теленут) — это

Сибирский народ, проживающий в южной части Республики Алтай и в приграничных районах Монголии и Китая.

Собственное имя теленгит образовано от древнетюркского этнического имени «теле», к которому добавлен монгольский суффикс множественного числа. В русских источниках, особенно позднего времени, этническое имя Теленгит часто встречается в искаженной форме, как Телеут. Русские также часто называли теленгитов калмыками и урянхайцами, гораздо реже — татарами.

По данным переписи 2002 года, их численность в Российской Федерации составляет 2 400 человек. До 2002 года они считались этнической группой южного Алтая. В Постановлении Правительства Российской Федерации N 255 от 24 марта 2000 года теленгичи включены в категорию малочисленных народов Сибири и рассматриваются как самостоятельный народ.

В Республике Алтай теленгичи сегодня считают себя в основном коренными жителями Улаганского района в долинах рек Чулышман и Башкаус и Кош-Агачского района в долине реки Чуя.

Группа алтайцев у жилища (чаадыр). Долина Катуни. Фото С.И. Борисова, 1907 – 1911 г..jpg

Ход этнического развития и возникновения теленгитской нации достаточно полно представлен профессором А.П.Потаповым. В своей работе он пишет, что «происхождение современных теленгитов Алтая» «можно проследить от одного из древнетюркских племен Теле-Доланье через телеутов монгольского периода». Группа алтайцев у жилища (Чаадыр). Катунская долина. Фотография С.И.Борисова, 1907 — 1911 гг.

Сведения о теленгитах можно найти в работах многих известных российских ученых, даже если они иногда противоречат друг другу. После октября 1917 года было высказано мнение, что только социализм создаст условия для расселения коренного населения на Алтае. Соответственно, распространилось ошибочное мнение, что теленгичи — это разные племена, не имеющие этнической общности и единого самоназвания. В конце девятнадцатого века В. Радлов заявил, что «калмыки, называющие себя русскими алтайцами, телеутами и двайданами, называют себя теленгетами (теленгитами)». П. Чихачев, посетивший Алтай в 1842 году, писал, что «западный и восточный Алтай не отличаются друг от друга.

В XVII и XVIII веках теленгиты делились на несколько групп. Век Теленгиты были разделены на несколько территориальных групп.

Равнинные районы Алтая, часть территории современных Новосибирской и Кемеровской областей были заняты теленгитами, которые иногда использовали самоназвание, дополненное отличительным определением «ак» — «белый». По-видимому, это отражало их расположение к западу и северо-западу от теленгитов в горах Алтая, поскольку турецкий цветовой символ представляет собой белый цвет на западе. Ак-теленгиты также включали кыштымов, зависимое население, состоящее из родов или локальных групп: аскыштым, тогул (тонул, торугул), кереш, тагап, баян. В результате длительного проживания среди теленгитов и смешения с ними кыштымы в значительной степени ассимилировались и дифференцировались от теленгитов, очевидно, больше в социальном, чем в этническом плане.

Алтайские теленгиты называли себя теленгитами и населяли бассейны Аргута, Урсула, Коксы, бассейн Катуни от верховьев до притока Сумульты и верхние районы Чарыша и Ануя в Горном Алтае. В Рудном Алтае селенгиты жили на правых притоках Иртыша — Нарыме, Бухтарме, Курчуме, Аблайкете и Убе — и изредка переходили на левый берег Иртыша. Помимо полного собственного имени Алтайский Теленгитский улус (Кижи), эта группа использовала сокращенный вариант этнического названия Алтайский улус (Кижи).

Религия.

Для теленгитов характерен синкретизм религиозных верований. Они оставались шаманистами, но испытывали влияние православия, буддизма (ламаизма) и бурханизма. Теленгиты переняли у ламаистов двенадцатилетний календарь животного цикла. Различные культы, отражающие анимистические и магические представления, были тесно связаны с шаманизмом. Поклонение природе с духами — духами, хозяевами края (ээзи) — занимало центральное место. Горные перевалы очень почитались, и при их пересечении теленгиты приносили камни или ветки в жертву духу-хозяину соответствующей горы и складывали кучи — обу. С шаманизмом более тесно связано почитание культовых животных. Во время церемоний тайылга или йыык шаман, выступавший в роли посредника между мирами, передавал жертвенное животное духу или божеству. Теленгиты делегировали обязанности хранителей и защитников семьи специальным духам (тос), представленным в виде антропоморфных, животных и аниконовых фигур.

Теленгиты трепетно относились к родникам, рекам и озерам. Каждому водоему или целебному источнику приписывалась своя хозяйка, которая могла предстать в образе девушки, женщины или старухи.

Почитание собаки имело большое значение в церемониях. Собака ассоциировалась с репродуктивным циклом человеческой жизни, что также отражено в верованиях якутов, тувинцев, кыргызов и бурят.

Теленгиты уважали огонь. Запрещалось выносить огонь из своего жилища, а члену другого племени не разрешалось прикасаться к собственному огню; хозяин огня давал посетителю зажженную трубку. Огонь не был острым, к нему не прикасались острыми предметами — топором или ножом; в него не бросали соль или другие горькие или ядовитые вещества, не бросали мусор, не богохульствовали и избегали ссор вокруг очага. Считается, что огонь был очистительным огнем. Огонь и вереск использовались для тушения предметов домашнего обихода, колыбели новорожденного и загонов для скота. Огонь играл особую роль в одной из самых важных церемоний — Сан-Салари. Он проходил в новолуние и готовился заблаговременно. Камни были установлены на возвышенности с восточной стороны жилого дома.

обряд Благопожелания.jpg

Плоский камень размером с большую тарелку был отложен для костра. Как только появились первые лучи солнца, хозяин дома и его семья пришли на место в национальных одеждах. Там они сжигали можжевельник, а затем раздавали молочные продукты и мясо, говорили слова доброй воли и лили молоко вверх в огонь. Они поклонились и обошли вокруг костра четыре раза. Учитель всегда ходил перед огнем и наливал молоко и чай, все остальные загадывали желание на предстоящий год. Желания мог загадывать только особый человек, обладающий даром восхвалять Владыку земли Алтайской, Творца. После этой церемонии все расходились по домам, где гости ели национальные блюда и получали подарки.

Теленглинский язык является теленглинским диалектом южноалтайского языка, который относится к кыргызско-кызакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи.

Жизнь и традиции

Этнографические особенности культуры и образа жизни теленгичей сложились на основе кочевого и полукочевого скотоводства. Кочевой образ жизни и относительная территориальная изоляция позволили теленгичам сохранить свою этническую самобытность. Например, теленгиты сохранили технику изготовления войлочных узоров, которыми они украшают традиционные и современные дома.

юрта теленгитов.jpgЖилище

В связи с преобладанием кочевого образа жизни традиционным жилищем теленгитов была юрта, сплетенная или покрытая берестой. В начале 20 века стали популярны пятиугольные или шестиугольные деревянные хижины: необычная форма должна была напоминать традиционную круглую юрту. Камин находился в центре жилища, а интерьер был разделен на женское жилище справа и мужское жилище напротив.

Жители южного Алтая, к которым относятся теленгичи, принадлежат к монгольскому антропологическому типу: их часто сравнивают с калмыками из-за их внешнего вида. Известно, что турки жили на территории своего нынешнего поселения с шестого века, и европейцы также принимали участие в основании нации. В первом тысячелетии вторжение монгольских племен оказало решающее влияние на формирование внешних характеристик современных теленгитов. К ним относятся: средний рост, желтоватый цвет кожи, жесткие черные волосы азиатского типа, узкие глаза, часто с эпикантусом, широкий нос, выдающиеся скулы и сжатый лоб.

Теленгитка в национальном костюме.jpg

Адагызов В. История Улаганской земли, Барнаул, 2010.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий