Нагайбаки: чем эти воины испугали самого Наполеона. Нагайбаки в челябинской области.

— Изучить материал из различных источников (литература, интернет-источники, материал из музея села Париж Челябинской области),

Народы России: Нагайбаки

Комментировать эту статью могут только члены сообщества. Вы можете присоединиться к сообществу, нажав на кнопку справа.

Анатолий Чередниченко перепечатано с travelask.ru 25 октября 2019, 11:02 10 оценок, 2291 просмотров обсуждение (58)

Нагайбаки

Нагайбаки (ногайбаки, татарское нагайбаклаклур) — этноконфессиональная татарская группа, проживающая в основном в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык — нагайбакский диалект татарского языка. Верующие — православные христиане. Согласно российскому законодательству, они официально являются коренным малочисленным народом.

Их численность составляет 9 600 человек по переписи 2002 года, из них 9 100 человек в Челябинской области, и 8 148 человек по переписи 2010 года.

В Российской империи нагайбаки входили в состав Оренбургского казачества. Центром нагайбаков является село Фершампенуаз (районный центр Нагайбакского района).

Нагайбаки, новые анабаптисты Уфы, известны с начала XVIII века. Век. По мнению различных исследователей, они имеют ногайское или татарское происхождение. В начале XVIII века они жили в Верхнеуральском уезде, в крепости Нагайбак (около нынешней деревни Нагайбаково Бакалинского района Башкортостана), в селе Бакалы и в 12 деревнях. Помимо нагайбакских казаков, в этих станицах жили и татарские тептяри, между которыми и казаками существовали интенсивные брачные отношения. Для укрепления границы с казахскими степями в южном Зауралье в 1736 году по указу императрицы Анны Ивановны было собрано казачье нагайбакское войско, а на реке Ик была построена Нагайбакская крепость, куда на службу собирались новокрещеные люди из Татарии и Башкирии с женами и детьми из Уфимского края.

Некоторые нагайбаки жили в казахских поселках Оренбургской области: Подгорный, Гирьял, Алабайтал, Ильинский, Нежинский.

Нагайбаки — этноконфессиональная группа татар, коренного малочисленного народа России. Во времена Российской империи они входили в состав Оренбургского казачества.

С 18 века они известны как уфимские новообрядцы. Благодаря различным исследованиям ученые считают, что эти люди произошли от казанских татар, арских татар или ногайских татар. Императрица Анна Иоанновна основала казахское войско Нагайбак в 1736 году для укрепления территории, граничащей с казахской степью в южном Зауралье. Крепость Нагайбак была построена на реке Ик. Уфимские новообращенные и их семьи пришли туда на службу.

Где живут

Народ проживает в Российской Федерации, в Челябинской области, на территории Нагайбакского и Чебаркульского районов, в Свердловской и Тюменской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе и в Башкортостане. Центром нагайбаков является село Фершампенуаз, которое является районным центром Нагайбакского района. В конце XVIII века они проживали в Верхнеуральском уезде, селе Бакалы, крепости Нагайбак и 12 деревнях. Кроме них здесь жили и татарские вожди, с которыми казаки часто вступали в брак. Некоторые нагайбаки жили в казачьих поселениях Оренбургской Уедонии: Гирьяльском, Подгорном, Ильинском, Алабайтальском, Нежинском.

Численность

В советский период после 1926 года эти люди не учитывались отдельно, а регистрировались вместе с татарами, что затрудняет определение их точной численности. Сегодня в стране насчитывается в общей сложности около 9 600 представителей этой этнической группы.

Новообрядцы Уфы стали известны как «нагайбаки» в 19 веке. История этнического названия восходит к башкирскому кочевнику по имени Нагайбак, который жил в районе современного Башкортостана. Предки нагайбаков, татар Ар, принявших христианство, поселились здесь в 1522 году после падения Казани. Название кочевников сначала использовалось для места, созданного людьми, а затем для всей этнической группы. В то время казаков Оренбурга называли «оренбургскими казаками».

От Ногайбака до Анны Иоанновны

По данным Александра Лобжанидзе и Дмитрия Зайца, авторов книги «Этнокультурные регионы мира», татары — преимущественно мусульмане-сунниты. Исключение составляют кряшены (крещеные татары) и нагайбаки (нагайские татары). Последние, так называемые «новые баптисты Уфы», являются мусульманами с начала XVIII в. Нагайбаки — потомки тюркских и монгольских племен, некогда принявших христианство. По их собственному утверждению, нагайбаки являются потомками татар, служивших в Арском форпосте, в состав которого входили многочисленные потомки княжеского рода Ногайской орды. Считается, что земли, которыми владели крещеные казаки, в прошлом принадлежали башкирским ногайбакам. Отсюда и название.

Представители этой группы татар когда-то жили вдоль реки Ик, на границе между нынешними Татарстаном и Башкортостаном. В то время башкиры постоянно организовывали восстания против российских монархов. Однако нагайбаки не участвовали в этих восстаниях. Согласно «Сборнику исторических материалов по этническим группам Поволжья» Никольского, новобашкиры терпели «много разорения от рук башкирских воров» и платили особую дань за земли, которыми они пользовались. Кроме того, нагайбаки были обязаны платить ясак (натуральный налог, которым облагались некоторые народы России) в государственную казну до 1736 года.

Служу Отечеству!

Однако, если верить «Очеркам традиционной культуры казаков России» Н.И. Бодара, в 1736 году императрица Анна Иоанновна освободила старокрещенских татар от ясака, поскольку они не принимали участия в башкирском восстании и «верно служили правительству». В то же время нагайбаки были поставлены на службу казакам и переведены на Урал. Большая часть нагайбаков была сосредоточена в крепости Нагайбак (бывшее село Нагайбак около города Межелинска) с 1736 года. Казаки-нагайбаки верно служили Родине: охраняли ее границы и принимали непосредственное участие во всех военных конфликтах, начиная с Русско-турецкой и заканчивая Афганской войнами.

В целом, нагайбаки всегда были хорошо обученными воинами. Не зря, как пишет Сабит Ахматнуров в своей книге «Казаки Золотой Орды», Василий Иванович Суворов, отец впоследствии генерала Александра Васильевича Суворова, был назначен первым атаманом Нагайбакского казачьего войска. В 1745 году Суворов-старший уступил эту должность Андрею Ермекину. А во время Отечественной войны 1812 года между Российской и Французской империями нагайбакскими казаками командовал атаман Яков Серебряков. Примечательно, что Серебряков подготовил всех казаков казачьей станицы к торговле оружием, но не все из них смогли вооружиться. Чтобы обеспечить бедняков всем необходимым, атаман продал свой дом.

Ужас для европейцев

Нагайбаки были так же самоотверженны, как и их атаман Серебряков. О мужестве этой группы татар, а также об их военном мастерстве по сей день ходят легенды. Неудивительно, что конница нагайбаков наводила ужас на всех, кто проходил мимо них. Именно нагайбакские казаки были самой сильной силой в битве под Лейпцигом и уже вторглись во Францию в марте 1814 года. Когда Наполеон пугал своих соотечественников нашествием казаков, он ссылался на нагайбаков. Если верить Станиславу Аверкову, автору книги «Современные страсти по древним сокровищам», легенда гласит, что после поражения французский император заявил, что с одним полком нагайбаков он завоевал бы весь мир.

Сами нагайбаки, в память о своих походах и победах за границей, стали называть ранее безымянные казачьи посты на иностранном языке. Таким образом, карта современного Нагайбакского района включает в себя Париж, Фершампенауаз и Арси. Как отмечается в публикации Михаила Заячковского и Александра Польщикова «Гербы российских городов», в этой же области находятся Берлин, Лейпциг, Варна, Порт-Артур, Кассель и Тревиль. Как A. Как пишет А. Чабибуллин в своей книге «Народы Среднего Поволжья и Приуралья: история и культура», жители этих поселений были признаны отдельной нацией по переписи 1926 года. На тот момент было насчитано 11,2 тыс. нагайбаков. В 2010 году их стало на 3 тысячи меньше.

История

История нагайбаков как отдельной этнической группы связана с жизнью и военной службой на Южном Урале. Нагайбаки поселились в крепостях на границе с кыргыз-кайсаками (так тогда называли казахов) и дали им названия в честь городов, где сражались их воины. Так в Челябинской области возникли названия Париж, Кассель, Варна, Фершабенауз и другие известные географические названия. Революция 1917 года побудила нагайбаков (как и другие малые народы) более активно участвовать в культурной и общественной жизни. Они участвовали в распространении родного языка и культуры: в 1924-26 годах количество нагайбакских школ увеличилось с 3 до 10; в 1927 году территория, где проживало большинство нагайбаков, была названа Нагайбакским районом, что означало государственное признание этого народа. Однако во время существования Советского Союза нагайбаки были причислены к татарам (из-за их языкового родства) и не были зарегистрированы как независимая нация. Только в 2000 году нагайбаки смогли вернуть себе официальный статус коренного народа, после чего они пережили культурный взрыв.

Численность нагайбаков можно определить уже в 1866 году (по данным исследователя И.Р. Атнагулова), но в советский период нагайбаки при переписи населения записывались как татары, поэтому точно определить их численность не представляется возможным.

Год проведения переписи населения

Номер

В Челябинской области

Язык

Нагайбакский язык является средним диалектом татарского языка. Помимо нагайбакского языка, к этой группе относятся два кряшенских диалекта. Отличительные особенности нагайбакского языка от татарского языка сложились под влиянием различных факторов. Наиболее важные из них — конфессиональные (отсутствие в языке элементов арабского и фарси, которые вошли в татарский язык через религиозные тексты) и исторические (тесная связь с русским народом и его языковое влияние). Кроме того, язык нагайбаков содержит значительный пласт архаичной лексики, связанной с языческими ритуалами (особенно с культом предков).

«Бог» на нагайбакском языке звучит как «Кодай», для сравнения: на татарском — «Алла», а на казахском — «Кудай».

В то же время следует отметить, что на нагайбакском языке в настоящее время говорит около трети населения. Преобладающим языком в межличностном общении является русский, что обусловлено не только текущей ситуацией, но и историческими факторами: нагайбаки почти всю свою историю были двуязычным народом, так как использовали русский язык на военной службе, а также активно взаимодействовали с русскими.

До 1960 года выпускники татарского отделения Троицкого педагогического училища преподавали татарскую литературу по казахским учебникам, поскольку советское руководство стремилось к интеграции нагайбаков в татарский народ (на основе языкового родства) в нагайбакских школах. Некоторые нагайбакские активисты указывают на этот факт как на отрицательный в пользу существования оригинального нагайбакского языка. В настоящее время предпринимаются усилия по «очистке» нагайбакского диалекта от литературных татарских заимствований. Например, был опубликован «Нагайбакско-русский и русско-нагайбакский словарь», в котором авторы попытались представить вернакулярный вариант нагайбакского языка.

Современная ситуация

Сегодня нагайбаки являются неотъемлемой частью этнического и культурного разнообразия Челябинской области и России в целом. Растущий интерес к истории и культуре нагайбаков вызвал цепную реакцию во внешнем мире: о нагайбаках снимаются фильмы и научные статьи, исследуются их язык и традиции, ведутся дебаты о происхождении и этнической принадлежности народа.

В 2005 году в парижской деревне Нагайбак была построена модель Эйфелевой башни, которая стала одной из главных туристических достопримечательностей.

Хотя большинство нагайбаков живут в сельской местности, им удалось создать привлекательные возможности для этнотуризма в своем районе: Музеи, выставки, концерты народных самодеятельных коллективов и т.д. Культурные и кулинарные традиции нагайбаков были представлены на международных фестивалях за рубежом, где они также получили признание экспертов и зрителей.

Музей истории села Париж

Несмотря на полную языковую и культурную ассимиляцию с русской культурой, нагайбаки бережно хранят свои традиционные обряды, язык, культурные особенности и т.д.

Как номера превратились в Париж и Фершампенуаз

Челябинская область — единственный регион в России, где есть свои Париж, Берлин, Лейпциг и Варна. В Париже, расположенном на Южном Урале, в 2005 году даже была возведена 50-метровая копия Эйфелевой башни, чтобы еще больше походить на столицу Франции. Но как Париж оказался в Челябинской области?

Как сообщили «ФедералПресс» в музее села, названия были даны по просьбе Владимира Афанасьевича Обручева, генерал-губернатора Оренбургской области, и связаны с победами русской армии в Европе, в том числе во Франции во время войны с Наполеоном. Таким образом, названия Кассель, Ферсабенауз, Остроленко, Париж и другие возникли здесь.

Утраченное наследство

Казаки Нагайбака также принимали участие в войне с Японией и в Первой мировой войне. А позже, во время Гражданской войны, казаки были разделены на белых и красных. Во время раскулачивания были уничтожены многие документы, одежда и вещи, которые хоть как-то напоминали о прошлом.

«Поэтому о жизни в селах Нагайбака в дореволюционный период сохранилось очень мало информации. После упразднения казачества в 1920 году жители Нагайбака снова стали крестьянами; семь лет спустя власти организовали Нагайбакский район. В конце 20-го века этническое самосознание постепенно возрождалось, и в конце 1990-х годов нагайбаки были юридически признаны как отдельная этническая группа», — сообщает музей «Парижская деревня» в Челябинской области.

Сколько сейчас нагайбаков на Южном Урале

Нагайбаки — малочисленный коренной народ Челябинской области. Их осталось менее 10 000. Они обитают почти повсеместно в Челябинской области, но особенно в Нагайбакском и Чебаркульском районах. В Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе их менее 200. В Свердловской области и Башкортостане менее 50.

По мнению исследователя Ирека Атнагулова, численность нагайбаков можно оценить только с 1866 года. В советский период при переписи населения нагайбаки были записаны как татары.

Современный взгляд на монгольское нашествие.

Татарская нация была создана после нашествия и образования Золотой Орды.

Особого внимания заслуживают также упоминания о военном искусстве монголов и татар.

Другие историки сходятся во мнении о вторжении в южную Россию и датируют его.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий