Тканые, вышитые и аппликационные мотивы украшали повседневную одежду, но особенно богатыми были украшения праздничных и свадебных платьев. Кроме того, в изобилии присутствовали украшения — на талии, груди, шее, ушах — из бисера, раковин каури, блесток, монет и разнообразных серебряных браслетов и колец.
Народы России: Марийцы
Эту статью могут комментировать только члены сообщества. Вы можете присоединиться к сообществу, нажав на кнопку справа.
Анатолий Чередниченко перепечатано с travelask.ru 22 октября 2019, 09:03 12 оценок, 6485 просмотров обсуждение (59)
Mari
Марийцы (Mari, Mari, mari, mari, mari, mare, mӓrӹ ; другое название — черемисы) — финно-угорский народ России, проживающий в основном в Республике Марий Эл. Здесь проживает около половины всех жителей Марий Эл — 547 000 человек (2010). Остальные марийцы разбросаны по нескольким областям и республикам Поволжья и Урала. Их основная территория находится в междуречье Вятки и Ветлуги.
Выделяют четыре группы марийцев: Горцы (живут на правом и частично на левом берегу Волги к западу от Марий Эл и в прилегающих районах), северо-западники (на юго-западе Кировской и на северо-востоке Нижегородской областей), ливы (составляют большинство марийского населения), населяющие Волго-Вятское междуречье) и восточники (образованы мигрантами из Приволжской прерии со стороны Волги в Башкирию и на Урал); Последние две группы объединены в обобщенную группу прерийно-восточных марийцев из-за их исторической и языковой близости.
Марийцы, ранее известные как черемисы, в прошлом были печально известны своей воинственностью. Сегодня их называют последними язычниками Европы, потому что этот народ сумел пронести через века национальную религию, которую большая часть из них исповедует до сих пор. Этот факт удивит вас еще больше, если вы узнаете, что письменность на марийском языке появилась только в XVIII веке.
Название
Самоназвание народа мари восходит к слову Mari или Marie, что означает «человек». Некоторые ученые считают, что оно связано с названием древнерусского народа мери или меря, который населял территорию нынешней центральной России и упоминается во многих летописях.
В древности горные и степные племена, населявшие пространство между Волгой и Вяткой, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме хазарского кагана Иосифа: он упоминает «черемисов» среди племен, плативших дань каганату. Русские летописи упомянули черемисов гораздо позже, только в XIII веке, и отнесли их вместе с мордвой к народам, населявшим Волгу. Значение имени ‘Черемис’ до конца не ясно. Достоверно известно, что часть «мис», как и «мари», означает «человек». Но что это был за человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий ссылается на турецкий корень cher, который означает «сражаться, вести войну». Слово «геницар» также происходит от него. Эта версия кажется правдоподобной, поскольку марийский язык является наиболее тюркизированным из всей финно-угорской группы.
Где живут
Более 50 % марийцев проживают в Республике Марий Эл, на долю которой приходится 41,8 % их населения. Республика входит в состав Российской Федерации и относится к Приволжскому федеральному округу. Столицей региона является город Йошкар-Ола. Основным местом проживания жителей является район между реками Ветлуга и Вятка. Однако в зависимости от места расселения, а также языковых и культурных особенностей можно выделить четыре группы марийцев:
- Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
- Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
- Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
- Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.
Последние две группы часто объединяют вместе, поскольку они наиболее схожи лингвистически, исторически и культурно. Они образуют группы марийцев прерийного востока со своим собственным языком и письменностью прерийного востока.
Зарождение марийского народа
Происхождение народа иногда является одной из самых больших загадок при его изучении. В данном случае Мари не является исключением. Большинство историков считают, что предки марийцев появились примерно в первом тысячелетии до нашей эры. Они принадлежали к Городецкой цивилизации, занимавшей правобережье Северной Волги.
В то же время асселинцы, жившие на левом берегу, стали родоначальниками новых племен, так что сами марийцы — результат смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром сосредоточения новых людей, откуда они разошлись по другим частям России.
Абсолютно ничего не известно о том, какой была жизнь марийцев в первые дни их появления. Самое раннее упоминание встречается у Иордана, готского историка, жившего в шестом веке.
Эта информация в некоторой степени раскрывает характер марийцев, которые описываются как воинственный и жестокий народ. Хорошо известно, что марийские воины часто ассоциируются с хазарами или волжскими булгарами.
Марийцы – воины лесов
Как я уже говорил, раньше марийцев называли черемисами, но сами представители этого народа считали такое название оскорбительным. Но как это произошло? В шестнадцатом веке хазарский каган Иосиф упоминал Мари под именем «Чармис», а позже в славянских языках это слово было изменено на «Черемис».
По мнению толкователей, это слово объединяет несколько основ финно-венгерских диалектов и может означать определение «лесной воин». Это вполне логично, ведь лес давно играет важную роль в жизни Мари. Он обеспечивал кров, пищу и защиту. В XIX веке исследователь С.А. Нурминский в своих работах отмечал, что даже в марийских верованиях лес стоял на первом месте. Фактически, «царство» леса было целым миром для людей.
У марийцев были сложные отношения с русскими. Когда Московское государство и Казанское ханство враждовали, многие марийцы поддерживали последних, потому что жили в Казани.
Когда в шестнадцатом веке его территория вошла в состав России, марийские земли также были присоединены к России. Однако процесс аннексии был чрезвычайно трудным, и в ходе него произошло несколько Циркменских войн. В результате марийцы оправдали свой воинственный нрав, который уже отмечали древние историки.
Черемисы народ с другой планеты
Несмотря на то, что марийцы на протяжении многих веков жили в составе России и переняли некоторые элементы русской культуры, они остались верны своей вере. Лишь небольшая часть населения является православной, в то время как подавляющее большинство все еще верит в старую национальную веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит узнать об их убеждениях, что я и предлагаю сделать.
Хотя археологи расходятся во мнениях относительно точного времени появления предков марийцев и особенностей их культуры, мифы марийцев проливают свет на то, как появились люди на земле, и это племя в частности. По их словам, в древние времена утка прилетела на землю из созвездия Гнезда, отложила пару яиц и улетела обратно. Из яиц родились два брата, один из которых олицетворял добро мира, а другой — зло. От них произошла человеческая раса.
Хотелось бы отметить, что современные марийцы также не используют общепринятые названия для обозначения созвездий. Они любят ночное небо и связанные с ним тайны, используя терминологию, переданную от предков. Например, Большая Медведица — это олень, а Плеяды — гнездо, из которого на Землю пришла жизнь.
Религия
Верующие марийцы в основном православные (массовая христианизация произошла в XVIII-XIX веках). Есть также последователи «веры Марла», которая сочетает христианство с традиционными верованиями.
Праздник марийцев Семика
Архив журнала «Наша Родина — Татарстан
История
Ядро древней марийской народности, возникшей в I тысячелетии н.э. Хр. были финно-венгерские племена.
Этнокультурные контакты с болгарами, затем с татарами (тюркские соседи оказали наибольшее влияние на восточные группы марийцев; некоторые из них приняли ислам) и в последнее время с русскими (наиболее выраженные в северо-западных и горных районах Марий Эл) сыграли важную роль в формировании и развитии марийцев. Особенно многочисленны культурно-бытовые аналогии с чувашами (это особенно касается горных марийцев и южных ливадийских марийцев).
В прошлом, за редким исключением, арийцы жили в сельских поселениях, и даже сегодня более 60% арийцев занимаются сельским хозяйством. Общинность и землепользование с традиционным патриархальным укладом сохранялись до 1930-х годов; преобладали сложные общины (см. Община).
Праздник марийцев Семика
Архив журнала «Наша Родина — Татарстан
Занятия
Основным занятием было сельское хозяйство. Почву обрабатывали плугом (шогавуй), сохой (агавуй, сабан), бороной (тырма, шур) и мотыгой (катман).
Основные культуры — рожь, овес, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические культуры — конопля, лен, хмель; овощные культуры — лук, капуста, редька, морковь.
В 19 веке горные жители Марийского края занялись садоводством.
Лошадей марийской породы, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу, свиней и коз почти никогда не держали, так как они считались «нечистыми» и не подходили для жертвоприношения.
Охота, рыболовство, пчеловодство (позднее пчеловодство) и собирательство имели второстепенное значение.
Ремесла, связанные с обработкой дерева, волокон, шерсти и кожи (выжигание угля, копчение смолы, вязание и т.д.), сохраняли свое значение в домашнем хозяйстве, но с развитием капиталистических условий их продукция приобрела коммерческую ценность. Развитые ремесла включают ювелирное дело (изготовление серебряных украшений для женщин), резьбу по дереву, ткачество и вышивку.
Язык марийцев
Марийский язык так же неоднороден, как и его носители. Ученые выделяют три основных диалекта: луговской диалект (который также содержит восточные акценты), горский диалект и северо-западный диалект. Первые два, наряду с русским, являются официальными языками Республики Марий Эл.
Наиболее распространенным является луговой язык. Согласно переписи населения 2010 года, 365 316 человек говорят на этом языке. Он был (вероятно) первым, который был записан. Датой появления письменности на марийском языке считается 1775 год, когда казанский митрополит В. Пуцек-Григорович опубликовал свои «Очерки по грамматике черемисского языка». Там было несколько слов с гор, но основу произведения составлял язык прерий. Для письма автор использовал буквы русского алфавита того времени и добавил еще несколько для выражения звуков, которых не существовало в русском языке.
Первой книгой в Мидоуленде был Катехизис 1804 года, из которого не сохранилось ни одного тома. В 1821 году была опубликована первая книга о горцах. Это было Евангелие. Между тем, ни один из языков не имел алфавита. Она появилась лишь в 1970-х годах благодаря деятельности Братства Святого Гурия, которое переводило церковные книги на языки народов России. К концу века стали издаваться журналы и романы на марийских языках.
Первое руководство было опубликовано только в 1995 году. Одна из его букв — «ӱ̊» — на тот момент не существовала в Юникоде и не могла быть найдена ни в одном другом алфавите мира. Теперь используется более «популярная» буква «ӫ».
Религия и обычаи марийцев
В 2007 году министр культуры республики заявил, что христиане составляют 67,3 % населения региона. Однако трудно сказать, насколько точны эти данные. Помимо православной веры, современные жители республики также придерживаются веры своих предков, древнего марийского язычества — чимари.
Эта религия исторически сложилась естественным образом в период упадка трайбализма. Она включает в себя поклонение одушевленным силам природы и разделение мира на реальный и нереальный. Верховный бог небес — Юмо. Каждый год черемисы приносили ему в жертву лошадей и скот, чтобы у бога неба всегда был его конь, а его небесные стада никогда не иссякали. У Урана также было женское божество, Мать Юминава, но у него не было специальных святилищ. Шочинава, богиня всего сущего, была самой популярной из «матерей». Она считалась покровительницей всех живых существ и каждого из них.
Отношения между маристами и Русской православной церковью всегда были сложными. Их массовая миграция в Башкортостан была именно результатом насильственной христианизации. В 1830 году министр внутренних дел даже приказал взорвать молитвенный камень в Чумбылатском курыке. Однако жрецы и чиновники не учли, что жители этой местности поклонялись не камню, а божеству, обитавшему там. Преследования продолжались и в советский период. Но марийцы пронесли свою веру и ритуалы через века, чего, к сожалению, нельзя сказать о мифологии — сохранились лишь некоторые легенды.
В 1990-х годах произошел религиозный взрыв, который затронул и Марий Эл. В 1991 году, когда первого президента республики — Владислава Зотина — благословил марийский священник вместе с православным священником. А шестью месяцами ранее Верховный Совет Марийской Автономной Советской Социалистической Республики принял закон «Об охране и рациональном использовании окружающей среды», в котором говорилось об охране священных лесов. Однако уже следующий президент отменил этот указ.
Культура марийцев
Традиционные занятия черемисов сильно повлияли на их убеждения. Например, одной из самых важных профессий был садовник. У нее было много богов-покровителей одновременно. Боги хлеба и овощей, с другой стороны, появились лишь намного позже, хотя жители региона уже в 11 веке научились возделывать землю по методу Карата и выращивать почти все культуры Восточной Европы. Охота была важным занятием. Со временем охота на пушных зверей стала настоящим промыслом. Не менее важной была и рыбалка — племена жили в окружении рек в труднопроходимой болотистой местности. Поэтому они путешествовали в основном по воде. Не случайно Екатерина II после восстания Пугачева запретила им селиться у рек.
У марийцев также была своя кузница. Однако они не добывали материал сами, а в основном покупали его у соседних народов. Интересно, что цветной металлургией и искусством изготовления ювелирных изделий занимались в основном женщины. Поэтому характеристики марийского костюма интересны для женщин. В частности, преобладание различных декоративных элементов.
Одежда традиционно состояла из рубахи тувыр, штанов йолаш и кафтана шовыр. Мужчины носили широкополые шляпы, иногда с москитной сеткой. Валенки были заимствованы у русских. Женские головные уборы варьировались от места к месту; были даже попытки систематизировать людей по типу женских головных уборов. Это может быть заимствованная у русских шорока, заимствованная у удмуртов сурка или конусообразная шапка с околышем на затылке.
Что представляет собой марийское язычество
Однако эта разумная и терпимая вера требует жертв. Ошокин с довольной улыбкой рассказывает о том ужасе, который охватил православных миссионеров, когда за окраинами благополучных и красивых марийских деревень они обнаружили настоящие храмы, словно сошедшие с пасторальной картины: — А там жрецы в белых одеждах, разбрасывающие перья и пух, бьющие птиц и животных и плюющиеся кровью!
Конечно, я не Фрейзер и даже не Элиаде, но я могу что-то описать и проанализировать. Как организована марийская религия? Есть несколько основных вещей: священные рощи, жрецы и культ Юмо. Священные рощи на самом деле являются храмами и святилищами, потому что марийцы похожи на кельтов с их священными лесами. Здесь совершаются ритуалы, произносятся молитвы и приносятся жертвы, а в наше время также предлагается еда и «арака», или самогон. К счастью, подлинных записей о человеческих жертвоприношениях нет, хотя в 19 веке проводились судебные процессы по обвинению в ритуальных убийствах мордвинов с их схожей мифологией и верованиями. Жрец религии, «карт», выполняет более предсказуемые роли наставника и наиболее опытного посредника между миром людей и богами. Как и все священники, они питают необъяснимое пристрастие к странным головным уборам. Юмо, как я уже говорил, является верховным божеством марийцев, которые переняли концепции богов русских и даже Аллаха от своих соседей-татар.
Всегда легко узнать священнослужителя по странной шляпе.
Скорее всего, марийцы с приходом русских оказались между политеизмом и монотеизмом, то есть в их представлении верховное божество является всеведущим, безличным и равномерно распределенным по всей Вселенной, а остальные боги являются своего рода его заменителями. В то же время Юмо обладает характером, наглостью, даже поведением и своего рода слепотой к человеческим делам. Все, что я вам здесь рассказываю, звучит немного похоже на Лавкрафта — одни из последних настоящих язычников в Европе, жертвоприношения и так далее — но на самом деле все это не так жутко и мистично, как может показаться на первый взгляд. Человек придает божеству смысл, перенося на него свои собственные представления о силе. Он расширяет его и доводит до крайностей: китайцы считали верховным божеством императора, скандинавы — верховного вождя конунга и так далее.
Котлы для приготовления подношений на священной горе Чумбилат
В представлении Мари, Юмо — это своего рода деревенский староста, но в масштабах вселенной. Он всем командует и все знает, но при этом по-своему хитер, любит, когда люди просят его о помощи, и ценит вкусные подношения, даже самогон. Хумо также строг, справедлив и почему-то любит танцы и блины. Короче говоря, он скорее председатель колхоза, чем трансцендентное существо. В целом, марийское язычество, несмотря на свою экзотичность, — это милая деревенская религия, где все просто, логично и по-своему удобно. Это и понятно: у земледельцев, охотников и пастухов не было времени и сил на создание продуманной и сложной мифологии. Религия должна быть такой же полезной и понятной, как плуг или молоток, и делать жизнь трудолюбивого человека хотя бы немного слаще и осмысленнее. В заключение я хотел бы привести три типичные истории. Все они так или иначе связаны с похоронами, но это нормально: похороны — почти единственный случай, когда собирается большое количество родственников.