Кто такие коми пермяки. Кто такие коми пермяки.

19 Прозрачность О коми-пермяцком народе Традиционная одежда женщин — белая или часто цветная льняная рубаха с прямыми вставками или польками на плечах, длинными рукавами и круглым воротником,

Народы России: Коми-пермяки

Эту статью могут комментировать только члены сообщества. Вы можете присоединиться к сообществу, просто нажав на кнопку справа.

Анатолий Чередниченко репостнул с travelask.ru 14 октября 2019, 13:28 9 оценок, 4463 просмотров Обсудить (60).

Коми-Пермяки

Коми-пермяки (пермяки ; самоназвание — коми-морт, коми-отыр, коми-пермяккез) — финно-венгерская этническая группа, проживающая в России. До 1920-х годов они называли себя пермяками, пермичами, пермянами. В настоящее время используется этнологическое название коми-пермяки. В 2010 году их число составляло 95 тысяч человек. Они проживают в северо-западной части Пермского края: на территории административно-территориальной единицы в составе края — в Коми-Пермяцком округе, в городском округе Краснов, вдоль реки Ясьва — ясвинские пермяки, в Кировской области (в Афанасьевском городском округе) — зюздинские пермяки.

Исторически они занимались охотой и рыболовством, сельским хозяйством и животноводством. Сегодня основными занятиями коми-пермяков являются земледелие и работа в лесном хозяйстве.

Пермяки (современное название коми-пермяки) относятся к финно-угорскому языку. Этот народ удивителен по нескольким причинам, одна из которых — разделение на две основные группы: большие и малые.

Где живут (территория)

Коми-пермяцкая группа, называемая язьвинской, живет у реки Язьва. Зюздинские живут в Кировской области. Вместе они образуют небольшую группу коми-пермяков. Более многочисленная группа, с другой стороны, расселилась по всей России, а также встречается на Украине и в Казахстане.

Большая Пермь перешла под контроль Московского государства в конце XV века. Сначала им управлял принц, назначенный вассалом, а затем власть полностью перешла в руки регентов. Пермь стала административной единицей, была разделена на 2 района, а через некоторое время был добавлен третий район. Господство Московского государства привело к миграции русского населения и его притоку в Пермские области. Это еще больше способствовало быстрому завоеванию Сибири. Влияние русского населения на жителей Перми было довольно сильным, но пермяки также могли влиять на русских. Взаимный обмен культурой и особенности повседневной жизни сформировали уникальный облик современного пермского графа. Во время промышленной революции в 18 веке некоторые пермяки поселились на Урале. Культурный прогресс начал развиваться только в 20 веке. Росту грамотности способствовало издание книг на местных языках. С помощью письменности русского народа пермяки смогли разработать свою собственную письменность. В послевоенные годы произошел заметный спад, экономическое и культурное развитие снизилось. Только сейчас культура народа постепенно начинает восстанавливаться благодаря усилиям людей.

Жизнь

Земледелие было основным занятием жителей Перми до 20-го века. Она и сегодня очень популярна и представлена в виде игры на трех полях. Основные сельскохозяйственные культуры — овес, ячмень и рожь. В прежние времена пермяки использовали плуг с 2 железными шипами. Они сеяли вручную с помощью корыта и молотили пшеницу цепами. Лишь немногие могли позволить себе купить лошадь, чтобы использовать молотильные лошади. До введения трехпольной системы фермеры использовали систему залежи, которая предполагала удаление пней срубленных деревьев. Работа была очень тяжелой. Животноводство также было широко распространено. Пермяки разводили лошадей, овец и коров. Коровы давали мало молока, но были выносливы и могли выдерживать сильные морозы. Овцы предназначались только для личного пользования. С овец снимали толстые шкуры, которые можно было использовать для изготовления зимней одежды. Стада паслись без пастухов; животноводство характеризовалось длительным стойловым периодом, что требовало хранения большого количества соломы. Коми-пермяки активно занимались охотой. В основном они охотились на белок, скунсов, оленей, цапель и лисиц. Они охотились с собаками, а с появлением огнестрельного оружия стали использовать и винтовки. Пермяки старались не охотиться в одиночку — группа увеличивала шансы на успех. Рыбалка велась с помощью кошельковых неводов, а рыба ловилась в мелководных реках. Традиционным занятием женщин всегда было прядение и ткачество. Продукция производилась только для домашнего потребления, из овечьей шерсти, конопли и льна. Русский ткацкий станок попал к пермякам только в 20 веке и используется до сих пор. Ткацкие изделия пермяков были известны и за пределами Пермского края. Керамика также использовалась для изготовления предметов быта. Сегодня керамика практически не имеет никакого значения. С другой стороны, многие пермяки занимаются плетением из бересты и изготовлением обуви.

В конце XIX и начале XX. Век, на страницах энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, появление коми-пермяков описывается следующими словами:

«Коми-пермяки ниже среднего роста, имеют более слабое телосложение, чем коренные русские, обычно светлые, русые или рыжевато-русые волосы, серые глаза, часто кривой нос, широкое лицо, небольшая борода, хотя встречаются и лица с темными светлыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, вытянутым лицом и тонким носом «8 .

8 По мнению некоторых краеведов, часть населения современных северных и северо-восточных районов Кировской, Пермской и Свердловской областей (за исключением северо-восточной части) происходит от коми-пермяков9. С XV века, во время колонизации Северного Урала новгородцами и жителями Московского княжества, а затем еперуралами, коренные коми-пермяки и манси часто перенимали русский язык и севернорусскую культуру, а затем считали себя русскими, смешиваясь с новым русским населением. Более того, коми-пермяки вместе с комизырянами участвовали в колонизации Сибири русскими и присоединились к древним жителям Сибири, что отражено в некоторых современных фамилиях10 .

Этногенез

Археологи и этнологи выделяют следующую цепочку последовательных археологических базовых культур, ведущих к культуре современной перми:

  • неолит
    • волосовская культура
    • приказанская культура (XVI—IX вв. до н. э.)
    • ананьинская культура (VIII—III вв. до н. э.)
    • гляденовская культура (III в. до н. э.-IV в.)
    • ломоватовская культура (IV—IX вв)
    • родановская культура (IX—XV вв)

    Археологическая культура Анании отождествляется с аграрным народом, упоминаемым Геродотом, который жил у Рифских гор.

    Когда-то они жили на всей территории, которую русские называли Пермь Великая. Однако, начиная с XIII века, в этот регион происходила активная экспансия выходцев из России — сначала новгородцев, затем москвичей, устюжан, волян и так далее. Пермяки — относительно мирный народ, поэтому колонизация региона прошла без сопротивления, в основном потому, что «ясак» — налог был щадящим, а политика, в целом, проводилась мудро: с 1379 года началась планомерная христианизация языческого коренного населения. Необычно, что помимо веры в Иисуса Христа, ростовский монах Стефан Храпп (сам он был коми-мирянином, за свои миссионерские подвиги прозванный Стефаном Пермским и посмертно причисленный к лику святых) принес в страну и благотворительность. Он изобрел пермский алфавит, чтобы перевести священные книги на местный язык. А поскольку она состояла в основном из русских букв, он обучал пермскому алфавиту местных жителей во вновь открытых школах, одновременно преподавая им русский язык (В.И. Даль говорит: «Худ пермяк, а знает два языка»). Происходила медленная, едва заметная, но неуклонная интеграция этих финно-венгров в большую русскую семью. А туземец, потерявший веру и перешедший на язык новой религии, получал новое имя. И так, на протяжении веков, число русских на границах Перми росло, в том смысле, что потомки крещеных пермяков уже числились в «реестровых книгах» как русские, хотя по генотипу оставались пермяками.

    Язык

    Культура Литература — Музыка — Искусство — Архитектура — Кухня — Танцы — Имя Коми — Фамилия Коми

    Население Коми — Республика Коми — Регион Коми-Пермяцкий — Коми Коми — Предуралье Коми — Диаспора Коми

    Этнографические группы Зыряне — Пермяки — Ижемцы — Язвины — Зюздины

    Коми-пермяцкий язык относится к пермской группе финно-угорской ветви уральской семьи. Почти все коми-пермяки двуязычны и используют русский язык, особенно за пределами округа, в северной части округа и в столице округа, Кундымкаре. Коми-язьвинский язык иногда рассматривается как отдельный язык, так как он отличается некоторыми особенностями, и для него издано отдельное пособие.

    Ремесла

    Коми традиционно занимаются рыболовством. В прежние времена это был единственный способ заработать на жизнь в северном регионе. Лучший улов был товаром — люди мигрировали за ним, организовывали собрания рыбаков, ставили сети и изгороди. Рыбу солили на продажу, малосолили, что в то время считалось деликатесом, сушили и вялили. Животноводство было популярно только вначале, археологи до сих пор находят останки коров и овец. Эта отрасль не имела решающего значения для экономики древних коми и служила лишь для удовлетворения их собственных потребностей. Молочные коровы были на заднем плане, а олени были самым распространенным домашним скотом.

    Оленеводство коми

    Однако животноводство оставило следы в языке в виде специфических терминов, аналогичных тем, которые использовались в древнеиранских диалектах.

    Жизнь, культура и традиции коми-пермяков тесно связаны с плотницким делом. Ремесленники севера научились работать со всеми видами дерева и использовать как можно больше частей растений. Это было искусство людей, которые не только возводили деревянные здания, но и занимались внутренней отделкой. Коми стали настоящими мастерами в украшении посуды с помощью скульптуры и живописи. Жители этого региона до сих пор используют в повседневной жизни большие деревянные чаши в форме птицы и ковши капа, которые по форме напоминают птичий хвост.

    Резьба по дереву

    Северные народы были вынуждены учиться искусству обработки кожи и валяния шерсти. В 19 веке коми начали изготавливать обувь из оленьих шкур на продажу. Женщины украшали свою обувь вышивкой, чтобы придать ей оригинальность. Ткани ручной работы также предлагались в качестве товара: Они были сотканы на станке «дӧра кыхан» и украшены замысловатыми узорами из красных нитей, которые выделялись на белом фоне. Узор был не просто декоративным элементом. Коми верили, что она оживляет вещь и защищает ее от злых духов.

    Семья

    В родовой традиции пермские графы наблюдали патриархат в семейной жизни. Мужчина отвечает за питание семьи, а женщина — главная хозяйка в доме. Как и у марийцев, трудоспособность женщины также высоко ценится. При выборе пары мужчины обращают внимание на способность женщины вести домашнее хозяйство.

    Ремесла коми

    Особое внимание в семье уделяется беременной женщине и рождению ребенка. Коми видят в последнем связь с подземным миром, поэтому после родов они традиционно стараются провести специальные ритуалы, чтобы ребенок не потерялся.» Перед этим женщина должна правильно родить. В те времена, когда большинство населения жило в деревнях, роды принимали акушерки. Они были похожи на современных акушерок и присутствовали во время беременности и рождения ребенка на свет.

    Когда она чувствовала схватки, будущая мать должна была идти в хаммам — хаммам или хлев считался лучшим местом для родов. Суеверные коми держали будущую мать и ее ребенка в ванне до тех пор, пока не отпадет пуповина. В то время она считалась «нечистой», а пуповина символизировала связь с подземным миром. В те дни к ним приходила акушерка: она наблюдала за новорожденным, гладила его по голове и массировала суставы, чтобы сделать его подвижным. Ребенка никогда не следует оставлять одного, чтобы «его не могли подменить злые силы».

    Коми — православные: их обращение в православие датируется четырнадцатым веком, временем епископа Стефана, который совершал богослужения на родном языке. До этого Коми были язычниками и до сих пор хранят отголоски своей древней веры. Отдельные поселения все еще остаются старокаледонскими, как, например, общины в Нижней и Средней Печоре.

    Православие здесь особенное. В нем до сих пор царит тотемизм. Например, все иконы, хранящиеся в доме, являются мощными оберегами. Если изображение выцветает или теряет свой вид, домохозяин обязательно приносит новое изображение исключительно со «старым» святым, иначе «новый бог» может навредить дому. Иногда люди реагируют на злое деяние, переворачивая изображения вверх ногами, как бы наказывая святого за то, что он не защитил дом.

    Православие в Коми

    Люди в Перми больше верят сердцем — местные церкви всегда малонаселенные. У них строгое отношение к вере и приметам. Например, они твердо верят в дух леса, который притягивает людей. Он может превращаться в разных животных, запутывать пути и забирать женщин себе. В Республике Коми люди традиционно ходят в лес, стоя на голове, чтобы отпугнуть зло.

    В каждом доме есть домработница. Он всячески помогает хозяевам — убирает, моет посуду, просеивает муку, — но только если люди хорошо к нему относятся. Если вы прогоните его и будете плохо с ним разговаривать, он может спрятать вещи, вцепиться женщинам в волосы или напугать животных. В банях также обитают духи: чуд-пиан, баня чуд, баня бес. Они строго следят за чистотой и наказывают хозяев, нарушающих банный этикет. Они представляются людям в виде пушистого животного. Чтобы такой дух не захватил человека, он должен всегда выходить из бани спиной к фронту или по зову друга.

    Суеверные коми-пермяки сохраняют традиции знахарства.

    Знахари народа коми

    У них есть колдуны и ведьмы. Первая помощь в делах: Зачаровывание оружия для удачной охоты, выбор лучшего места для строительства дома, посещение свадеб. Волшебники приносят зло. Они имеют дело со злыми духами и иногда неосознанно причиняют вред своим близким. Если маг долгое время бездействует и никому не передает свои способности, демоны начинают овладевать им изнутри.

    В Республике Коми сохранилось множество древних традиций и обычаев, которые показывают, насколько интересными и самобытными были люди, жившие в северных лесах нашей страны. Эти люди успешно ассимилировались с другими национальностями и переняли их культуру, в то же время успешно сочетая новые верования и знания с накопленным опытом предков.

    Бум как гипербола

    — В небольшом количестве есть также поляки, евреи, немцы, азербайджанцы и армяне. Какова их судьба?

    — Существовала советская практика распределения студентов, среди которых были армяне, грузины и азербайджанцы. Некоторые азербайджанцы остались здесь после того, как их направили на разработку нефтяных месторождений. Во время военного конфликта в Карабахе в Прикамье наблюдался большой приток беженцев. Кроме того, в начале 1990-х годов началась трудовая и экономическая миграция. Что касается поляков и евреев из Перми, то большинство из них — потомки ссыльных XIX в. Литовцы были депортированы сюда до Великой Отечественной войны, а немцы — во время войны. К поздним иммигрантам относятся китайцы, которые приехали в регион в ходе экономической миграции в 2000-х годах.

    В прошлом году вечер памяти погибшим во время геноцида армян прошёл в Перми около армянской церкви Святого Григория Просветителя.

    — В Советском Союзе доминировала идея интернационализма. Все жители страны были советскими, независимо от их национальности. После распада Советского Союза эта объединяющая идея исчезла. Этнический взрыв — это всплеск активности народов, которые долгое время были неизвестны. Но за каждым бумом, как утверждает преувеличение, следует крах. И сегодня мы наблюдаем самое низкое значение этничности за весь постсоветский период.

    Продукт этого этнического взрыва — коми-язьвинцы, уникальный народ, продукт интеллектуальной элиты. В середине 1990-х годов около пяти тысяч человек идентифицировали себя как коми-язьвинцы. Фактически они являются субнацией коми-пермяков, но имеют три отличительные черты: язык, близкий к коми-пермяцкому, но все же отличающийся от него; компактное проживание на территории Красновишерского района; и — самое главное — религия. Все они — старообрядцы.

    — В Прикамье проживает 120 народов. Это особый случай? Или все регионы России такие многонациональные?

    — Конечно, Прикамье — один из самых многонациональных регионов России. Я не вижу в этом никаких недостатков. Любое разнообразие украшает вас и делает сильнее. Разнообразие национальностей дает возможность региону обрести собственную идентичность. Регион имеет северное финно-венгерское измерение, турецкое — южное, есть горнодобывающее и фабричное измерение, сильный слой русской колонизации. Это огромный потенциал, который можно использовать.

    Дамир Мусин. Родился в Перми в 1985 году. Он окончил факультет истории и политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета. С 2009 по 2017 год — эксперт Центра ГРАНИ; — эксперт Центра ГРАНИ, с 2012 по 2017 год — директор НПО «Общество развития продуктивных инициатив»; — директор НПО «Общество развития продуктивных инициатив»; — эксперт фонда «Астарта» по программам профилактики заболеваний, имеющих социальное значение. Автор многочисленных научных статей и исследовательских проектов.

    Краткое описание документа:

    Презентация «Коми-пермяки — история, быт, традиции» была подготовлена для участия в мероприятии «Фестиваль дружбы народов». Также представлена информация из интернет-источников и фотографии учеников и родителей школы. В презентацию включены музыка для исполнения «Коми танца» и стихи для защиты презентации.

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 4 200 учебных материалов для использования в школе и дома.

    Специальное предложение до 30 ноября

    • Опытные онлайн-репетиторы
    • Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
    • По всем школьным предметам 1-11 класс
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий